Joker - Путь Импровизатора

Глава 4, ч. 3

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] [ Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]


 

 

4.

 

«Наши высшие прозрения должны – и обязательно! – казаться безумствами, а смотря по обстоятельствам, и преступлениями, если они запретными путями достигают слуха тех людей, которые не созданы, не предназначены для этого... Есть такие духовные высоты, при взгляде с которых даже трагедия перестает действовать трагически; и если совокупить в одно всю мировую скорбь, то кто отважится утверждать, что это зрелище необходимо склонит, побудит нас к состраданию и таким образом к удвоению скорби?»...

Фридрих Ницше «По ту сторону добра  зла».

 

-       Все это время я очень часто вспоминала ту ночь, которую мы провели вместе. Вспоминала с двояким чувством. Там было райское блаженство, которого я не переживала даже близко ни с одним мужчиной. Но, с другой стороны, я так явно ощутила, что за тобой стоят и какие-то тёмные силы...

В этот вечер, следующий за вечером, когда произошел ВЫБОР, они сидели в кафе на Литейном. Соня, позвонив утром, готова была приехать к нему домой или пригласить к себе, но Костя предложил встретиться именно в кафе, дабы ситуация не была воспринята ими обоими однозначно, как продолжение когда-то неожиданно начатой и столь же внезапно закончившейся любовной связи. Он действительно никуда не торопился и решил, что встреча на нейтральной территории даст ему возможность определиться в своих чувствах к этой женщине. Костя улыбнулся в ответ на её слова:

-       Кто-то очень давно совершил грубейшую ошибку, из-за которой человечество оказалось вовлечено в жесткую иллюзию дуальности. Ошибка состояла в разделении на светлое и тёмное. Слово, Которое было в Начале и все его интерпретации, или проще – Творца и Творение, которые, как я полагаю, едины – некорректно рассматривать через призму добра и зла. Это грубое упрощение, приведшее к множеству бед и недоразумений. Это самое Слово ветвится всей спектральной гаммой, тысячами и тысячами оттенков, персонифицируясь великим множеством сил.

-       Ты, Костя, опять пускаешься в философствование. А я говорю про ощущения. Мне тогда было очень страшно. Поэтому я и говорю о тёмной силе.

-       Еще одна грубая ошибка: «если мне или кому-то страшно или больно – значит за этим стоит темная сила»! Если говорить на этом языке – о силах, то можно действительно предположить, что за многими явлениями стоит действие тех или иных сил. И то, что тебе больно или страшно – говорит лишь о том, что сила чего-то ждет от тебя. В нашем случае – какого-то осознания.

-       И чего же я должна была осознать?

-       Может быть, вспомнить что-то? А?

-       Что вспомнить? Ты говоришь загадками.

-       Просто я – вспомнил.

-       И что- же ты вспомнил?

-       Не стану тебе говорить пока. Важно, чтобы ты вспомнила сама. Может быть для этого еще представится случай.

-       Если ты имеешь в виду, что для этого нам нужно переспать, то я согласна. Неужели ты не догадался, что я на это и намекала, предлагая встретиться?

-       Конечно же догадался. И я очень хочу тебя, Соня. Только давай не будем торопиться, хорошо? Не сегодня.

-       Когда?

-       Не знаю еще...

-       Ну знаешь ли, когда мужчина начинает ломаться и набивать себе цену, мне это становится неинтересно. Извини, я пожалуй пойду. – Соня отодвинула стул, собираясь подняться, но Костя успел мягко положить свою ладонь поверх её, приглашая задержаться.

-       Я не ломаюсь. И не набиваю себе цену. Мы оба прекрасно знаем цену наших отношений. – Он пристально смотрел ей в глаза и она, кажется, поняла. Подвинулась обратно к столику, положила вторую руку сверху, принялась играть его пальцами.

-       Ты ведь хотел еще что-то сказать про эти разноцветные силы? Так?

-       Хотел. Каждая из множества сил, проявленных в этом мире, имеет свои виды на человека.

-       Зачем это им?

-       Они борются за сознание, ибо только через человека они могут осознавать сами себя.

-       А зачем им осознавать себя?

-       А это уже изначальное веление Слова...

-       Ты имеешь в виду Бога?

-       Да, но мне удобнее называть Его Словом. Именно Слово, персонифицируясь множеством сил, борющихся за осознание человека, пытается осознать Себя в Своём многообразии и единстве. Через «единство и борьбу противоположностей»... Человек оказывается крайним. В нём Слово осознает себя, выстраивая в то же время хитросплетения наших судеб, дабы осознание было насколько возможно объёмным и полным. И наша задача – научиться обращаться с силами, которые значительно более могущественны, чем мы.

-       Если они сильнее нас, то это они обращаются с нами, как им захочется.

-       Все не так просто. Да, конечно, в их власти играть нашими жизнями и судьбами, но осознать себя они могут лишь через нас. Поэтому, осознающий человек оказывается на равных с ними. И в его власти направить силы, заинтересованные, например, в увеличении энтропии, в разрушении, - на разрушение иллюзий, например, а не живого... И помочь силам, несущим тенденции к негэнтропии, направлять развитие и вечное движение. Получается такая красивая картинка: Слово и Его образ и подобие – человек кружатся в сложном танце, на острие неустойчивого равновесия, рассыпаясь в восприятии многообразием картинок, звуков, ощущений... Мне кажется, что задача человека – упорядочивать силы, превосходящие его по мощи тысячекратно, благодаря своей осознанности, и, путем этого непредсказуемого танца, удерживать баланс неустойчивого равновесия в себе и мире...

-       Картинка действительно красивая, но нереальная. Посмотри, что происходит вокруг. Во времена наших родителей разве было такое множество рассыпающихся семей, например? – Тема для Сони была весьма больная.

-       Да, действительно, сейчас многое рассыпается. Происходит распад института брака, ученичества, дружбы. Плывут ценности и смыслы в общечеловеческом масштабе. Но, может быть, распадается как раз всё то, что построено на иллюзиях, на лжи, на самообмане?

-       Ну, знаешь ли!

-       А почему бы и нет? Твой брак разве был основан на безусловной любви?

Она помрачнела. Костя смотрел на неё и чуть заметно улыбался. Ему нравилось чувство, которое он сейчас испытывал к Соне. Ни намека на былую неловкость, напротив, абсолютная уверенность в себе, и, вместо необузданной страсти – нежность и что-то еще... Вдруг – та самая безусловная любовь?

Соня вышла из состояния печальной задумчивости:

-       Ты вот всё толкуешь о познании Бога и о самопознании, об упорядочивании сил... А мне, если честно, нужно другое. То, что гораздо проще и человечнее. Вот послушай стихи, недавно наткнулась в интернете, - они удивительно отражают то, в чем я нуждаюсь.

Она откинулась на спинку стула, прикрыла глаза и произнесла негромко нараспев:

- Я думала, что главное в погоне за судьбой

Малярно-ювелирная работа над собой:

Над всеми недостатками, которые видны,

Над скверными задатками, которые даны,

Казалось - это главное,

Но оказалось - нет!!!

Из всех доброжелателей никто не объяснил

Что главное чтоб кто-нибудь тебя вот так любил:

Со всеми недостатками, слезами и припадками,

Скандалами и сдвигами, и склонностью ко лжи,

Считая их загадками, считая их глубинками,

Неведомыми тайнами твоей большой души!!!

 

Ему показалось на мгновение, что он понял её, понял все её метания, страдания, поиски этой самой безусловной любви, скрывающиеся за всеми мимолётными связями... Она обречена была искать и не находить. Если только... Но об этом «если только» Костя не хотел сейчас думать.

Они вышли из кафе, держась за руки и молча пошли к метро. Лёгкость и ощущение вернувшейся юности: вот так пятнадцать лет назад он забирался с Настей на карьер. Тогда всё было по-другому: он был поглощен своими мыслями и опасениями, неловкостью и стеснением. Сейчас – свобода, внимание и нежность к Соне... Молчание было естественным. Перед тем, как выйти в переход на «Технологическом институте», Костя обнял подругу и поцеловал её губы. Она ответила и её страсть чуть не увлекла его. Мягко отстранившись, он пожал её теплые ладошки. В глазах Сони еще была надежда.

-       Хочу тебя, милая. Но что-то мне подсказывает, что сегодня не нужно этого. Потом... Пока....

Он вышел, двери закрылись и пока вагон набирал скорость, он видел, как Соня стоит возле двери и грустно смотрит на него. Встретятся ли они вновь?

 

Было еще не поздно – часов восемь вечера, когда Костя подходил к своему дому. И тут, вдруг, совершенно неожиданно... Она же хотела только позвонить... И вот:

-       Костенька, миленький мой! Я так соскучилась по тебе! Я так хочу тебя! Пойдем скорее, у нас всего полтора часа. Иначе Заур опять что-нибудь заподозрит.

Он, не успев опомниться, крепко обнимал Натэллу, целовал её жаркие влажные губы.

-       Пойдем скорее. – Торопила она. – У нас так мало времени. Теперь я смогу раз в неделю приходить к тебе на час или даже на два...

Костя остановился, отстранился:

-       Что значит «раз в неделю на час или два». Я не собираюсь тебя ни с кем делить. Я не отпущу тебя. Ты пришла, - я ждал этого, - зачем же нам теперь расставаться? Для Заура я мертв, он не будет искать тебя здесь.

-       Ты не знаешь, как он стал свиреп. Он выследит. Он найдет нас, даже если мы убежим на край света. Я не могу. Я должна буду уйти. Но я буду приходить к тебе, милый.

-       Нет, постой, так не пойдет! – Благостное настроение вечера испарилось и начиналась истерика. Именно истерика: такого Костя за собой давно уже не помнил. Он прижал девушку к стене дома. – Ты либо останешься, либо уйдешь навсегда. Третьего не будет. Либо останешься, либо уйдешь. Слышишь! – По щекам бежали слёзы. Почему всё складывается так! Почему он не может из-за какого-то мерзавца быть с желанной девушкой? Быть с ней всегда. Встречи украдкой на полчаса! Разве достоин он этого? Костя резко отпустил Натэллу. – Уходи отсюда!

-       Костенька, что ты!?

-       Уходи, слышишь! И не приходи больше никогда! Забудь этот дом и мой телефон! Всё! Кончено! Уходи, чего стоишь!

Натэлла плачет и, повернувшись, медленно идет прочь. Руки её бессильно висят. А Костя, поднявшись к себе, хлопнув дверью, еще около получаса мечется по квартире в истерике. Опрокидывает стулья. Стучит кулаками по стенам, столу. Что-то кричит в адрес Натэллы и Заура. Клянёт судьбу за то, что всё сложилось совсем не так, как он хотел. В эти минуты он напрочь забывает всё, что говорил Соне про силы, про осознание. Соня – она ведь оказалась почти в такой же ситуации с ним, как он с Натэллой, тем не менее, держалась она куда достойнее, чем он сейчас. Эта мысль остужает Костю. Он вдруг вспоминает, как родители рассказывали, что когда ему было три года, он устраивал истерики, будоража весь дом, крича и топая ногами, если что-то выходило не по его желаниям. Потом это прошло. Сейчас маленький капризный мальчик вновь проявился во всей своей красе.

Успокоившись, умывшись и выпив чаю, Костя размышляет о случившемся. Маленький капризный мальчик, который хочет, чтобы мир вертелся вокруг него... Вот кто проявился в нём. Костя зол на себя, на этого маленького мальчика. Ну да, он недополучил любви, поэтому и капризничает, но пора бы уже и повзрослеть! Смешно – докатиться до банальной истерики! Прогнал Натэллу... Хотя... Любил ли он её?... А может этот капризный мальчишка прав: мир действительно должен вертеться вокруг меня, а не наоборот, как втирают многочисленные духовные псевдоучителя? Всеобщее равенство? Социуму это выгодно и Костя с детства боялся проявить и принять свою уникальную индивидуальность. Может быть довольно уже играть в эти игры, где ты один из стада баранов, ведомых на бойню? Принять свою избранность... Что это – чувство собственной важности? Нет. Принятие своего достоинства - вот ключ! Тогда и любовь к другим будет настоящей – от избытка. А пока она была, если и была (!) лишь от недостатка. Вот что трудно: признать, что ты избранный и не должен никому ничего, в том числе и ничего не должен доказывать. Это именно достоинство по праву. Тот капризный мальчишка всё-таки прав – дети всегда чувствуют точнее взрослых, - только он не знал иных путей, кроме капризов. Но когда понимаешь, что если мир почему-то не вертится вокруг тебя, то это не твоя проблема, и не нужно этим заморачиваться, тогда и достоинство возвращается. И наоборот, когда достоинство принимается, мир действительно дает зеленый свет. Вот так! Костя вновь возвращается к гностику Василиду и его словам «Я учу для одного из тысячи». – Да, я один из тысячи, а может быть и из миллиона. Мне многое дано. Я многое уже сделал. Пора, наконец, принять это, как факт. И не прятаться стыдливо за понятия о равенстве и не смеяться глуповато, прикинувшись валенком, вместе с толпой над самим словом «избранность»!

Как только Костины мысли сложились таким образом, он испытал прилив энергии, бодрости и любви к себе. Это были знаки, что он на верном пути.

Ближе ко сну он возвращается мысленно к разговору с Соней. То, что он говорил про силы, про осознание, про человека, как единственную возможность для Бога осознавать Себя, хорошо согласуется с вечерними мыслями об избранности и достоинстве. Но чего-то не хватает... Чего же? Всё слишком гладко – нет противоречия, которое обеспечило бы накал и то самое неустойчивое равновесие, о котором Костя так много думал в последнее время.

Он находит противовес, открыв томик Николая Бердяева. Вот эти слова великого русского философа: «Кто мы? Обиженная невинность, пленники у внешнего зла, порабощенные чуждой нам стихией, или мы преступники перед высшей правдой, грешники, порабощенные внутренней для нас силой зла, за которую сами же и ответственны? Если зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за зло мира, то теодицея[1] невозможна, то бытие не имеет смысла. Возложить на Творца ответственность за зло творения есть величайший из соблазнов духа зла... Так превращается первоначальное сознание греховности в злобную обиду на мир, в претензию получать все богатства бытия, не заслужив их, в желание отделаться внешним образом от зла... Человек перестал понимать, почему он так обижен природой, почему он страдает и умирает, почему рушатся его надежды, и озлобляется, мечется, отрекается от благородства своего происхождения... Сознание же наступает тогда, когда освобождается человек от лживой идеи, что он лишь пленник у посторонней ему злой стихии, что он обиженный внешней силой, когда возвращается человеку его высшее достоинство, повелевающее самого себя считать виновником своей судьбы и ответственным за зло»[2].

Костя пытается понять и соотнести слова Бердяева с тем, что говорил он Соне. То, что говорил он – непредсказуемый танец, вне категорий добра и зла – дух ризомы. То, что пишет Бердяев – крест. А удержание баланса в себе и через себя и есть сопряжение креста и ризомы! Но это опять теория... Как может он соединить это своей жизнью? Мартин, как ему кажется, стихийно жил так, но не сознавал этого. Как же сделать этот шаг?

 

Перед сном Костя проговаривает открытую вчера формулу: «Я осознаю Бога Живого в своей душе и понимаю, что всё остальное для меня второстепенно». Одно только произнесение этой формулы наполняет его благодатью, в потоке которой он и засыпает.

Утром вновь смена настроения: тревога и предчувствие что что-то должно произойти. Что-то важное, судьбоносное. Произнесение формулы не помогает: благодать сошла – как и не было. А вот тревога нарастает. В одиннадцать часов раздается телефонный звонок. Костя сразу узнает голос, хотя они не виделись и не созванивались уже более года. Это Николай Владимирович Ю., художник, друг Костиного отца. Раньше Константин частенько бывал в его мастерской. Более двадцати лет Николай Владимирович писал картины по мистическим и библейским сюжетам.

-       Доброе утро, Костя! Как ваши дела? Давно мы с вами не общались.

-       Спасибо, Николай Владимирович, хорошо. А у вас есть новости?

-       За то время, Костя, что мы с вами не виделись, я написал три картины. Одну закончил всего несколько дней назад.

-       А можно зайти к вам и посмотреть?

-       Конечно. Когда вас ждать?

-       А можно сегодня?

-       Хорошо, приходите.

Костя кладет трубку и тут же звонит своему компаньону: ссылаясь на нездоровье, говорит, что сегодня в фирме не появится.

В два часа дня он уже у художника. Тревога не была напрасной: погружаясь в сцену Тайной Вечери, запечатленную на картине Николая Владимировича, он предчувствует, что ему вот-вот откроется нечто. Почему-то Костя знает, что это то, от чего он убегал всю свою жизнь, то в нем, что не открылось даже во время недавних озарений. Какая-то страшная и, вместе с тем, простая и очевидная истина...

 



[1] Теодицеей называется проблема оправдания Бога.

[2] Николай Бердяев «Философия свободы».

   

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] [ Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 30 сентября 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru