Joker - Путь Импровизатора

Глава 8

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] [ Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]


   

8.

 

«Ментальность современного мира в целом в своих самых существенных характеристиках сформирована именно как результат обширного коллективного внушения, которое не прекращается уже много столетий и которое предопределяет собой весь ансамбль отличительных признаков сознания современного человека... Все профанные искажения так или иначе низводят традицию до чисто человеческого уровня, тогда, как в действительности, наоборот, к традиции имеет отношение только то, что включает в себя элементы сверхчеловеческого порядка.»

Рене Генон «Очерки о традиции и метафизике».

 

 

В отличии от Гриши и Юры (да и от многих других любителей философии), для Кости постмодернизм стал не просто модным учением, но глубоким переживанием. Ризома, Хаосмос, плюрализм для него не просто слова, а переживания, - остро ощущаемая данность его собственной жизни. Вместе с тем, он столь же ярко переживает в себе истину гностицизма - однозначную, стройную, центрированную и целостную картину мира, с четко выстроенной горизонталью и вертикалью. При этом вертикаль гностицизма это не просто линейная версия ризомы. Они – равноправны.

Не имея возможности хоть как-то соединить абсолютный плюрализм и Незнание постмодернизма с абсолютным, иерархичным Знанием гностицизма, Костя ощущает в самом существе своем разрыв, - разрыв весьма болезненный. Пока Костя не догадывается, почему ему выпала такая судьба. Для него еще все не столь серьезно. Боль не стала пока нестерпимой...

Однако, все было бы проще, если бы противостояние гностицизм – постмодернизм было единственным для Кости. Есть еще один перекресток, на котором он стоит в нерешительности – перекресток, который внесет в его жизнь еще больше смятения, хаоса и путаницы. Поэтому, прежде чем завязка нашего сюжета будет завершена, и мы сможем окунуться в водоворот событий, переживаний и интерпретаций, я позволю себе небольшой экскурс в «пограничную» область между философией и эзотеризмом – традиционализм, основатель которого - французский философ Рене Генон, большую часть жизни провел в Египте и был известен в мусульманском мире под именем Абд-эль-Вахд-Яхья («Служитель Единого»).

Рене Генон является самым радикальным нонконформистом двадцатого века[1]. Он вводит понятие «современность». Ну и что, казалось бы? А то, что само введение этого понятия является прорывом. Понять, что мир, нас окружающий, есть не просто ВСЕ, не просто данность, но современность, — это поставить под вопрос базы языка, захватывающие наиболее донный пласт смыслов. Современность играет в доктрине Генона такую же роль, как понятие капитал играет в марксизме. Современность — это все, что нас окружает, и будучи погруженными в ее поток, мы сами становимся частью современности. Следовательно, мы усваиваем метаязык современности и ее парадигмы некритично и без дистанции, - как данность. Вводя понятие «современность» и разбирая ее основные черты, Генон выходит за ее рамки. Для него «современность» становится фрагментом, частью, которую можно и нужно поставить под вопрос.

Генон противопоставляет современности Традицию. Он описывает парадигму Традиции, ее структуры, основы ее метаязыка. Так возникает традиционализм. Традиционализм как генонизм сопоставляет между собой два метаязыка: метаязык современности и метаязык Традиции. Этого не делает ни человек современности, ни человек Традиции. Отсюда любопытнейший момент: люди современности пропитаны некритически усвоенными элементами Традиции, и, наоборот, люди Традиции, которые живут сейчас, загрязнены элементами современности, которые они впитывают из среды. Грань, дистанция - видны только для традиционалистов, способных провести сопоставление двух метаязыков.

Современность видит однонаправленное время как главную реальность. Вечность понимается не более чем ментальная абстракция, созданная по контрасту с осмыслением реальности. Вечность для современности — категория негативная, не имеющая бытийного основания. Такое отношение абсолютизирует время как процесс. Бытие выступает только во времени. Вне времени нет бытия. Отсюда вытекает поклонение эфемерности, культ преходящности, догма становления. В чистом виде время мыслится как бесконечная поступательность, не имеющая цели. Традиционализм Генона опрокидывает этот исходный пункт метаязыка современности. Генон утверждает, что вечность есть бытие, его наиболее чистая форма проявления. А время есть процесс фрагментации вечности, умаление ее содержания. Следовательно, время - конечно. Время как процесс деградации относительно и циклично.

Вся система метаязыка современности основана на время-поклонничестве. Традиционализм переворачивает пропорции. Можно себе представить, как сыпется мысль, наука, быт после того, как в базовых механизмах нашего предмышления изменены эти элементы. Последователи Генона считают, что это означает революцию сознания, по силе многократно превышающую все психоделические и социальные перевороты. Раз время под воздействием вечности превращается в цикл, и мы можем схватить все время сразу, то оно превращается в пространственный ансамбль. Это – основа символизма. 

В метаязыке современности пространство однородно, в метаязыке же Традиции оно разнородно. То, что лежит справа и слева, с запада или востока, сверху и снизу, — все неравнозначно, качественно отлично. Следовательно, существует два мира вещей. Современные вещи взаимозаменяемы, однородны, серийны. Вещи Традиции дифференцированы, уникальны, символичны, привязаны к метафизическим смыслам.

Из всего этого вытекает фундаментальная разница в основных ценностях. Основная ценность современности — это человеческая жизнь (как жизнь потребителя и производителя). В Традиции человеческая жизнь не является высшей ценностью. Она лишь средство к трансформации и обожению. Высшая ценность для Традиции — преображение и трансцендентное... 

Возвратимся к Косте. Тот разрыв, который он ощущает в себе, рано или поздно заставит его искать мостик между Христоцентрированностью и ризомой. А единственный выход в этом случае состоит в том, чтобы ввести Христа в мир современности, а ризому в мир Традиции. Попытки ввести Христа в современность осуществлялись на протяжении двух тысячелетий многократно, да что там – постоянно, и заканчивались профанацией. Профанацией - потому что не было встречного движения – ризомы в мир Традиции, что для Традиции - кощунство, ибо претендует на разрушение ее основ, которые неизменны по определению.

Но, если судьба ставит перед тобой задачу, ты уже не можешь отступить. И нет смысла ссылаться на то, что задача некорректна, неакадемична, невыполнима. И нет смысла заискивать и извиняться перед современностью или Традицией... Косте остается только осознать этот крест, взвалить его на себя и сделать все от него зависящее, чтобы ввести Христа в современность, а ризому в Традицию. Хотя бы в своем сознании... А может быть и не только в своем... Почему и зачем выбрала судьба для этой странной задачи именно Костю и справится ли он с ней – мы постепенно узнаем, двигаясь за разворотом событий, который, как я полагаю, будет все более ризоморфным и в то же время - Христоцентрированным...

Ну, а пока все еще не столь драматично. Пока у нас субботнее утро и Костя, проснувшись, с наслаждением читает дневник своего деда...

 



[1] Это оценка радикального российского философа-традиционалиста Александра Дугина (см. его «Лекции Нового Университета»)

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] [ Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 25 января 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru