Joker - Путь Импровизатора

Глава 38

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] [ Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

38.

 

«Зов обращен к присутствию, как к виновному или, в предостерегающей совести, указывает на возможное виновен. Если бы только это виновен”, единодушно ощущаемое в опыте и толкованиях совести, не получало столь разные определения! И поддавайся даже смысл этого “виновен” единодушному осмыслению, экзистенциальное понятие этого бытия-виновным лежит в темноте»

Мартин Хайдеггер «Бытие и время»

 

-       Основным философским вопросом Хайдеггер считал вопрос о бытии, который оказался забыт во всей истории философии. Поэтому цель своей работы Хайдеггер видел в том, чтобы извлечь тему бытия из забвения и ответить на вопрос: что такое бытие? То есть, обнаружить смысл бытия. Причем бытия особого вида – человеческого бытия. В связи с этим, Хайдеггер различает неподлинное и подлинное бытие. Основные черты первого – двусмысленность, болтовня, любопытство, падение. Главная же характеристика подлинного бытия – совесть. При такой постановке вопроса – поиске смысла человеческого бытия – обычный философский язык, которым пользовалась вся предыдущая философия, абсолютно неприменим. Бытие человека – всегда «бытие-в». Бытие-в-мире это основа и условие человеческого существования. Бытие-в-мире показывает изначальную историчность человека, его конечность и временность. Но озабоченность настоящим превращает жизнь в боязливые хлопоты и прозябание повседневности. Такая жизнь, как проявление неподлинного бытия нацелена на личные предметы и преобразование личного мирка. Эта нацеленность анонимна и безлична. Она погружает человека в безличный и анонимный мир, где никто ничего не решает и потому не несет никакой ответственности. Главная характеристика мира повседневности – стремление удержаться в наличном, настоящем, избежать предстоящего, то есть, смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести смерть к себе самому. Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить свою самость.

Костя оглядел аудиторию. Платоновы внимательно слушали. Вознесенская рисовала в тетради каких-то чертиков. Вика Станкевич откинулась на спинку стула и взирала на Костю чуть прищурившись и слегка наклонив голову вправо. Иван Куренной о чем-то тихо шептался с Витей Назаровым. Рада Григорьева, подперши подбородок руками, глядела в окно. Со второй парты на Костю смотрели смущенные глаза Зины Кравчук. Костя  попробовал придать своему голосу бодрость и продолжал:

-       С другой стороны, структуру человеческого бытия в её целостности Хайдеггер обозначил, как заботу. Человек имеет исток своего бытия в заботе и никогда не будет выпущен из этого истока. Определив заботу, как забегание вперед, Хайдеггер подчеркнул, что человеческое бытие есть не то, что оно есть, поскольку оно постоянно убегает от себя, ускользает вперед. То есть, оно есть всегда своя собственная возможность. Этот момент заботы Хайдеггер обозначил, как проект. Человеческое бытие – это бытие, проектирующее само себя; человек это всегда нечто большее, чем он есть в данный момент. Каждый из моментов заботы есть, одновременно, определенный модус времени. Бытие-в-мире есть модус прошлого. Забегание вперед – модус будущего, бытие-при – модус настоящего. Эти три модуса, взаимно проникая друг в друга, и составляют собственно заботу. Взаимно проникающие друг в друга моменты времени – прошлое, настоящее и будущее существенно отличаются от объективного времени. Прошлое это не то, что осталось позади, чего уже больше нет. Напротив, оно постоянно присутствует и определяет собой как настоящее, так и будущее.

-       Значит ли это, что психологическое время идет в противоположную сторону, чем физическое? – Спросил Михаил Платонов. Ответ он, конечно, знал, а в вопросе этом звучал комплекс «первого ученика».

-       Да, Миша. В отличии от физического времени, которое мыслится как некая однородная непрерывная линия, состоящая из моментов «теперь», прошлое выступает у Хайдеггера как фактичность или заброшенность. Настоящее – как обреченность вещам, как подручность, как бытие-при. Будущее – как постоянно воздействующий на нас проект. В этом смысле экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но в обратном направлении – время временится из будущего. Неподлинное бытие – перевес моментов настоящего – выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека факт его конечности. Подлинное же бытие выступает у Хайдеггера как осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Оно возможно и осуществимо только перед лицом смерти. В подлинном существовании на первый план выступает будущее, бытие-к-смерти. Смерть в широчайшем смысле есть феномен жизни. Смерть нужно рассматривать, как предстояние. Смерть – это возможность бытия, причем, последняя возможность, самая широкая возможность, возможность возможностей, которую человеческое присутствие должно всегда брать на себя. Смерть и открывает человеку смысл его существования. Со смертью человек стоит перед самим собой. Именно в смерти, в бытии-к-смерти и раскрывается, по существу, сама человеческая возможность быть. Смерть открывает саму человеческую самость, предельно обнажая смысл человеческого бытия. Пока человек жив, пока он заброшен в мир, он брошен в эту предельную возможность, в саму смерть. Обыденное существование либо не задумывается над этой проблемой, либо не желает или боится признавать этот факт. Я бы сказал, что человек начинает Жить с большой буквы только с того момента, когда он ясно, отчетливо и без каких-либо компромиссов осознает свою смерть. С этого момента его жизнь это бытие-к-смерти.

-       Можно вопрос? – Поднял руку Куренной. – Скажи, пожалуйста, Константин, а для тебя этот момент уже пройден? То есть, ты уже не отмахиваешься от своей смерти, осознаешь её?

Вопрос этот застал Костю врасплох. Ему очень хотелось ответить, что да, мол, осознал и не бегаю от этого в повседневные хлопоты. Куренной, хотел он того или нет, попал в некую брешь Костиного сознания. В долю секунды множество мыслей и образов пронеслось в его уме. Он вдруг отчетливо осознал, что вся его манера философствования, поиска ответов на вечные человеческие вопросы и есть изощренная форма того самого неподлинного бытия, о котором писал Хайдеггер. Бегство от осознания смерти. Костя много думал об этом, размышлял над словами классиков, развивал теории, но от осознания своей собственной смерти он всегда отмахивался и бежал в рассуждения. Смерть присутствовала на заднем плане, но никогда не решался Костя взглянуть на нее, взглянуть и испытать тот самый ужас полнейшей своей обреченности и безысходности, о котором он собирался говорить дальше. Осознание такой, казалось бы, банальной вещи было ошеломляющим. Костя густо покраснел, стал быстро ходить по кафедре взад вперед и вынув платок, долго откашливался, чтобы хоть как-то оттянуть ответ. Видя замешательство преподавателя, группа оживилась. Даже Рада уже не скучала и Соня перестав рисовать, с интересом наблюдала за тем, как Костя выйдет из этой ситуации. Куренной выглядел довольным: ему удалось ловко осадить этого молодого умника, а заодно и выставить себя перед женщинами группы.

Наконец, Косте удалось взять себя в руки: с момента вопроса Куренного прошло всего секунд десять, но Костя свое замешательство воспринимал, как длящееся не меньше получаса (вот вам и разница между физическим и психологическим временем!). Он понимал, что врать и себе и группе – худший выход из положения: все и так всё прекрасно поняли. Поэтому он тихо произнес:

-       Нет, Иван, я не могу с уверенностью сказать, что это так...

Ему было стыдно смотреть на слушателей. Хотелось убежать и больше не возвращаться в эту аудиторию, но здравый смысл перевесил: бегство было бы уже полным ребячеством. Тем не менее, Костя был растерян, мысли его растекались. Пытаясь собрать мысли, чтобы как-то продолжить лекцию, Костя продолжал ходить по кафедре.

-       Что ты Иван? Зачем человека застыдил? – Заступился Миша Платонов.

-       Не собирался я никого стыдить. – Отозвался Куренной. – Я вопрос по теме задал...

-       В самом деле, - Продолжал защиту Михаил, - Кто из нас здесь может похвастаться, что у него этот вопрос решен? Кто смерти в лицо заглянул? Никто! Так что, Костя, ты не смущайся и продолжай. Интересно...

-       Да конечно же интересно! – Поддержала Вика.

Раздалось еще несколько подбадривающих голосов. Костя натянуто улыбнулся:

-       Продолжим... Хайдеггер писал, что эта предельная возможность приоткрывается человеку через Ужас. Это и есть так называемая экзистенциальная ситуация. Ужас в корне отличен от боязни и страха. Мы боимся всегда того или иного, но чего-то конкретного. Ужас же совершенно непредметен. Эта неопределенность является для Хайдеггера принципиальной. Брошенность в смерть приоткрывается человеку именно через Ужас. Но, как пишет Хайдеггер, - Костя из осторожности стал говорить уже не от себя, а ссылаясь на первоисточник, - посредством Ужаса человеческое существование не уничтожается. Как раз, наоборот, в Ужасе перед Ничто, в этой экзистенциальной ситуации приоткрывается и сущее, как таковое. Однако, подобные ситуации Ужаса, экзистенциальные ситуации случаются редко. Человек, как считает Хайдеггер, склонен вытеснять и заслонять от себя свою смерть. Человек не видит сути смерти. Но смысл человеческого бытия как раз и состоит в постоянном выходе за пределы себя, в бытии-к-смерти...

Костя сделал небольшую паузу. В аудитории повисла тишина. Группа, благодаря неожиданному инциденту, как будто сплотилась. Все были внимательны и ждали продолжения.

- Обратимся опять к совести. Более пристальный анализ совести вынуждает интерпретировать ее, как зов. Зов это призыв к человеческому бытию стать самим собой, обрести свою подлинность. Зову совести отвечает возможность слышания. Зов пробуждает спящее, неподлинное человеческое существование и пробуждает слышание. Причем, если обыденное состояние захвачено болтовней, двусмысленностью, шумом, то зов зовет бесшумно, молчаливо, но для человека зов совести воспринимается, как удар молнии. Он внезапен. Это всегда некое потрясение, - (О да! Костя только что имел возможность прочувствовать это на самом себе). - Зов совести настигает человека и призывает его к своей самости. Зов совести зовет против ожидания и против нашей воли. Принимая зов, мы принимаем вы-зов. Мы выбираем самое себя. Совесть обнаруживает себя, как зов заботы. Далее Хайдеггер отмечает, что прежде всего в голосе совести обнажается вина. Причем, бытие виновным это не некое этическое состояние. Бытие виновным означает бытие задействованным. Быть-в-мире, а мы всегда в мире, - это уже и означает быть виновным. Быть виновным – это и есть собственно быть. Итак, подлинная человеческая самость, которую искал Хайдеггер, была им найдена. Это бытие-к-смерти, ужас, забота, совесть, зов и бытие виновным...

Костя еще раз оглядел слушателей. Казалось, что атмосфера в аудитории достигла какого-то накала. Тишина и неподвижность. Восемь пар внимательных, настороженных глаз.

-       У вас есть какие-то вопросы?

Руку поднял Витя Назаров. Костя удивился: какие вопросы по Хайдеггеру могут быть у Вити, который прочитал почти все переведенные его работы? Но вопрос был не о Хайдеггере:

-       Когда речь зашла о бытии виновным, со мной что-то случилось. Возник какой-то мощный резонанс. Чувство какой-то глубинной необъяснимой вины мучает меня сколько я себя помню, а сейчас оно обострилось до предела. – Голос Вити дрожал.

У Кости внезапно случилось deja vu. Все это уже когда-то было. И эти люди... Только как будто не здесь... Что-то неуловимое, но крайне важное мелькнуло вдруг перед внутренним взором... И опять – ощущение присутствия в Библиотеке... Костя вышел из оцепенения, когда услышал, как язык его сам уже произнес следующую фразу:

-       В этой аудитории присутствуют люди, перед которыми ты действительно виновен. – Мозг отчаянно сопротивлялся: с какой стати виновен? в чем? причем тут эти люди? Но язык продолжал:

-       Скажите, кто из вас чувствует, что именно перед ним виновен этот человек?

По аудитории пронеслась волна недоумения. Пронеслась и затихла. Вопреки здравому смыслу, происходило нечто необъяснимое. Но столь явно, что отмахнуться от этого было невозможно. Раздался неуверенный голос Саши Платоновой:

-       Кажется, передо мной...

-       И передо мной тоже. – Произнесла Вика Станкевич.

-       Что происходит? У меня аж живот свело! И... и передо мной тоже!? – Удивленно пробасил Куренной.

Робко подняла руку Зина:

-       Я тоже что-то чувствую...

-       Господи, да что же это такое? – Рада опустила голову на руки и разразилась рыданиями.

Миша Платонов был растерян и напуган не меньше остальных:

-       Похоже, Витя, и передо мной тоже. Хотя я ничего не понимаю. Разбудите меня! Это сон какой-то...

-       Да вы что, очумели все тут? – Соня Вознесенская засмеялась. Тело ее вздрагивало, потом стало трястись и смех перешел в водопад слез. Соня забилась в истерике и Миша Платонов бросился поддерживать ее и успокаивать.

Витя стоял посреди аудитории застыв и разведя руки. По щекам его катились слезы. С Костей тоже происходило нечто непостижимое. Засосало под ложечкой и откуда-то снизу живота накатывали волны не то чтобы забытой, а какой-то нездешней обиды, обиды безнадежной, отчаянной. Ноги ослабли – Костя попытался было встать, но не смог. Пересохшими губами он проговорил:

-       Выходит, Витя, что и передо мной тоже...

-       Простите меня, простите пожалуйста... – шептал Витя.

Косте удалось подняться. Он почувствовал, что в этой ситуации должен быть кто-то крайний, и эту роль предстояло взять на себя именно ему. Он подошел к Вите, обнял его и произнес:

-       Я прощаю тебя, за что бы то ни было. Прости и ты меня.

-       Прости меня. – Говорил Витя. – Я прощаю тебя.

Костя ощутил облегчение:

-       Подойди, Витя, к каждому и попроси прощения.

 

Минут двадцать в аудитории раздавалось: «Прости меня. Я прощаю тебя». Слезы, вздохи облегчения, объятия. Потом всё стихло. Люди стояли, ошеломленные происшедшим, чем-то огромным, непостижимым, тем вихрем чувств и ощущений, который накрыл их всех вопреки всякому здравому смыслу. Молчание нарушил Костя:

-    У нас по расписанию еще больше полутора часов осталось. Давайте сделаем перерыв на пятнадцать минут, а потом попробуем разобраться с тем, что случилось.

Он вышел из аудитории, слегка покачиваясь и направился к буфету, намереваясь выпить крепкого кофе, чтобы как-то преодолеть накатившую слабость. В буфете не было очереди, и Костя заказал две чашки двойного кофе без сахара. Руки его тряслись.

Но не успел Костя допить первую чашку, как в буфет вбежал Миша Платонов. Он находился в состоянии крайнего возбуждения:

-       Там Сашенька... Ей очень плохо... Скорее...

  

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] [ Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 15 февраля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru