Joker - Путь Импровизатора

Глава 40

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] [ Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

40.

 

«Извращая по своему недомыслию писания пророков и Евангелия, они объявляли народу, что теперь, в наши дни, возвращается царство Христово, и составили об этом много разных статей, частью еретических, частью ошибочных, больше всего соблазнительных. Главным их составителем, глашатаем и зачинщиком был один молодой пресвитер из Моравии, человек богато одаренный и обладающий чрезмерно обширной памятью, Мартин, получивший за своё красноречие прозвище Локвис, потому что он безбоязненно выступал с речами, опираясь не на произведения ученых мужей, но на то, что у него было своего»

Лаврентий из Бржезовой «Гуситская хроника»

 

-       Началось всё с вопроса о причащении. Дело в том, что один из догматов католической церкви гласил, что только духовенство может причащаться под «обоими видами», обычные же люди должны причащаться лишь хлебом, а не вином, то есть, вкушать лишь «тело Христово», но не его «кровь». Этим догматом духовенство добилось привилегированного положения и противопоставления себя мирянам. Добавьте сюда огромные богатства церкви, землевладение и, вдобавок, продажу индульгенций... И вот, в конце четырнадцатого века появились реформаторские идеи: критика церкви, отрицание её прав на богатство и землю. Эти идеи начали бродить среди преподавателей и студентов Пражского университета, тогда крупнейшего в Европе...

-       Я так понял, что речь пойдет о Яне Гусе? – Спросил Костя.

-       Да, именно с Гуса все и началось. Гус – магистр Пражского университета - и явился вождем чешской Реформации. Примерно с тысяча четырехсотого года он стал ректором университета. К тому же, он имел сан священника и проповедовал. На первых порах его проповедь была по вкусу и простому народу, и бюргерам, и даже крупным феодалам, и самому королю Вацлаву IV, которые соглашались с тем, что церковь должна вернуться к евангельской простоте и отказаться от огромных земельных владений. Гус объявлял католическую церковь нехристианской, отвергал всё, что не находило подтверждения в писании, и признавал право каждого верующего самостоятельно толковать писание.

-       Ишь ты! – Воскликнул Костя. – Да он почти постмодернист!

-       Да, но духовенство его свободолюбия, увы, не оценило, объявив его еретиком и отлучив его и ближайших его сторонников от церкви. Но Гус продолжал проповедовать. В 1412 году Гус выступил против объявленной Папой Иоаном XXIII публичной продажи индульгенций. Народ это дело поддержал – состоялось шествие и сожжение папской буллы. Столь открытое выступление вызвало немедленные карательные меры. Некоторых участников шествия казнили.

-       Что же сам Папа?

-       Сам Папа очень обеспокоился тем, что творилось в Чехии. Вместе с ним насторожились немецкие феодалы и император Сигизмунд. Для них церковь была главной помощницей утверждения власти среди славянских народов. Сигизмунд вызвал Гуса в немецкий город Констанц на церковный собор 1414 года, пообещав ему безопасность. И Гус приехал, готовый вступить в спор. Но, по прибытии в Констанц, он был объявлен еретиком и закован в кандалы. Собор потребовал от Гуса отречься от еретических взглядов. Тот отказался и в 1415 году был сожжен. Понятное дело, сожжение Гуса вызвало во всех слоях чешского общества протест. Средние и мелкие феодалы Чехии объявили себя сторонниками Яна Гуса и, вместе с магистрами Пражского университета стали называться «чашниками», потому что одним из их требований было «чаша для мирян» - причащение всех, а не только духовенства вином из чаши.

-       Тут и началось восстание?

-       Не сразу. Вначале появилась масса проповедников, призывающих свою паству препоясаться мечом и выступить против угнетателей. Они собирались на горе Табор в Южной Чехии, где чуть позднее возник одноименный город – оплот восставших. А сами участники крестьянского лагеря стали называться таборитами. И вот в 1419 году началась Великая крестьянская война в Чехии. Сначала восстание вспыхнуло в самой Праге. К этому времени помер король Вацлав IV. Римский Папа назначил на его место злейшего врага чехов – Сигизмунда. На что гуситы сразу же объявили Сигизмунда сверженным. Гнев народа обрушился на монастыри и богатые дома: они разрушались и сжигались. К тому моменту руководителем восставших стал талантливый военачальник Ян Жижка. – Михаил многозначительно посмотрел на Витю. Тот смущенно улыбнулся:

-       До сих пор не могу прийти в себя от шока, который испытал сегодня днем... Но ты, Миша, продолжай.

-       Хорошо. Пражские бюргеры испугались восстания. Наложили в штаны и заключили перемирие с армией Сигизмунда. Из-за этого повстанцы были вынуждены уйти из Праги и обосноваться в Таборе. В 1420 году Папа объявил крестовый поход на гуситов. Огромная немецкая армия под руководством Сигизмунда вторглась в Чехию. Но под Прагой Ян Жижка со товарищи разгромил немцев. Это усилило позиции таборитов, которые двинули свою программу, отличную от программы чашников. Чашники – крупные бюргеры и рыцари – хотели ослабить позиции церкви и расширить свое землевладелие за счет церковного. Но социальных перемен чашники не хотели. Они добивались принятия так называемых четырех пражских статей: отъема церковных земель, свободы проповеди, причащения под «обоими видами» и наказания виновных в смертных грехах. В это время табориты, которые защищали интересы низов, тоже соглашались с этими четырьмя статьями, но толковали их по своему. Они требовали полной и безусловной свободы проповеди. А главное – равенства, что выражалось в ликвидации сословий и уничтожение имущественных различий.

-       Прямо коммунистический манифест. – Вставил Костя.

-       К этому примитивному коммунизму прибавлялось учение о начавшемся мировом перевороте, который должен был закончится победой добрых людей над злыми...

-       Да, Мишенька, помнишь эту поговорку: «добро победит зло – поставит на колени и зверски убьёт». – Улыбнулась Саша.

-       Представь себе, Сашенька, именно так табориты и мыслили! Переворот они представляли, как насильственное устранение грешников и противников закона божьего. «Лично проливать кровь противников Христа и омывать свои руки в крови его врагов» – таковы были их лозунги. Так что, наряду с интервенцией, началась гражданская война. На освобожденной у феодалов земле табориты отменяли все феодальные порядки. Более того, они намеревались установить в Чехии «царство божье», при котором исчезнет всякая власть, прекратится дань и всякое государство.

-       Гм... И это – задолго до Маркса и уж, тем более, до Мишеля Фуко и Делеза. – Сказал Костя.

-       Более того, - Продолжал Михаил, - существующая церковь и все её порядки должны были быть уничтожены, а имущество церкви отдано народу. Табориты шли дальше Яна Гуса. Они говорили, что нет нужды и в самом Евангелии, так как новый закон Христа будет записан в сердце каждого. Упразднялось и почитание святых, и действие всех церковных постановлений, и предписания святых отцов...

-       Крутые ребята! – Перебил Витя.

-       Но зимой 1420 года в лагере таборитов появились расхождения. Все более выделялись крайне левые революционеры, которые назывались пикартами. Они отрицали вообще всякую собственность. Еще они утверждали, что уже наступило время тысячелетнего царствия божьего. А еще – что не существует ни бога, ни дьявола в том виде, как учит церковь, но что первый живет в сердцах добрых людей, а второй – в сердцах злых. Себя пикарты считали равными Христу, которого они считали простым человеком. У пикартов были очень мощные проповедники: Мартин Гуска, Петр Каниш, Ян Быдлинский...

-       Постой! – Костя при этих словах испытал сильный поток холода вдоль позвоночника, затем опять, третий раз за этот день deja vu и присутствие Библиотеки. – Как ты назвал? Мартин Гуска?

-       Да, Гуска – молодой одаренный проповедник...

-       Это имя вызвало у меня какой-то мощный резонанс... Хорошо, продолжай.

-       Так вот, идеи пикартов далеко не всех в Таборе устраивали. Многим они казались безбожием и кощунством. Поэтому весной 1421 года среди гуситов случился раскол. Умеренные табориты обратились к пражским магистрам с письмом о том, что Мартин Гуска и еще четыреста пикартов не хотят читать святой алтарь, выливают на землю «кровь Христову», ломают священные чаши. В результате даже Ян Жижка вынужден был сначала изгнать пикартов из Табора, а затем, под давлением чашников, казнить их. Правда, он предлагал им раскаяться, но никто из них не принял этого предложения, и все они были сожжены. Расправа с пикартами усилила позиции чашников. И хотя Жижку и таборитов ждали еще некоторые победы, через несколько лет Жижка умер, а там постепенно и все гуситское движение было подавлено. Такая история...

-       Да-а, - Протянул Костя, - прав был профессор Толкачев об уретральности славян... И вообще...

-       О чем это ты? – Поинтересовалась Саша. Витя с Мишей тоже посмотрели вопросительно.

-       Как-нибудь позже объясню... Спасибо тебе, Миша, за разъяснения! Сегодня сумасшедший день. Пойду я домой.

-       Останься еще! Оладушки еще есть... – Пробовала удержать Костю Сашенька.

-       Спасибо, но я, пожалуй, откланяюсь.

-       Ну и я тоже. – Сказал Витя.

 

В пятницу и субботу Костя отменил все свои уроки английского языка и отправился в Публичную библиотеку. Перерыл массу архивных документов. Все воскресенье сидел в интернете. Наконец, вечером в воскресенье открыл новую папку в компьютере, озаглавил её «1421 год», открыл новый файл и крупным шрифтом набрал:

 

«Жизнь и смерть Мартина Гуски, прозванного за красноречие Локвисом»

 

Но тут уже начинается совсем другая история. Она основана не только на архивных документах, но на личных переживаниях Кости... Сморите вторую часть...

  

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] [ Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 15 февраля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru