Joker - Путь Импровизатора

Глава 3, ч. 3

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] [ Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]


 

 

3.

 

«Ты знаешь, перед каким выбором стоишь? Либо ты остаешься в тюрьме, которую твой век именует долгом, честью, самоуважением, и покупаешь этой ценой благополучие и безопасность, либо ты будешь свободен и распят. Наградой тебе будут камни и тернии, молчание и ненависть; и города и люди отвернутся от тебя».

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта»

 

Сон под утро был необычайно ярким, сильным и пронзительным. Настолько ярким, что почти ничем не отличался от яви. Может быть поэтому, уже проснувшись, Костя минут пятнадцать переживал приснившееся с неослабевающей остротой... А приснилась Косте его мама: во сне ей было лет тридцать – тридцать пять. Она была полураздета: розовое бельё и черные чулки (когда Косте было двенадцать – четырнадцать лет она, тогда очень привлекательная женщина, часто переодевалась при нём, считая его «еще маленьким» – хотя кто из знакомых с психоанализом читателей усомнится в её бессознательных мотивах!). Костя лежит на диване, а мать, подойдя к нему вплотную и зло прищурившись говорит:

-       А я ведь знаю твои преступные мысли! Ты ведь хочешь меня, - признавайся негодный мальчишка! Ты хочешь совершить инцест! Не вздумай отпираться! – Она продолжает обвинять его, а сама ложится рядом и приоткрывает одеяло. И тут предательская плоть начинает восставать. Мощнейшая эрекция, которую не удается скрыть. Он пойман с поличным! Он пропал! Краска стыда заливает щеки. Мать видит его восставший член:

-       Ага! Я же говорила, что ты хочешь меня! – Глаза её уже не злые, а насмешливые, лукавые. И тут он понимает, что ничего в жизни не хотел так сильно, так остро, так несбыточно, как близости с этой женщиной. Его возбуждение и желание ни с чем не сравнимо и перекрывает стыд и страх. Следующий кадр: он вошел в нее (!!!) и смотрит в её широко открытые глаза. Он буквально взрывается от этого переживания: случилось невозможное - близость – но как же, всё-таки, ничтожно это слово по сравнению с тем, что он чувствует!

И тут он просыпается, испытывая невероятно огненный, ошеломляющий, непостижимо длительный оргазм, охватывающий всё его существо; ослепительная молния, необыкновенно сладостная, пронзает все внутренности и, обжигая тело, проникает в глубины души, заставляя её трепетать, содрогаться, и распахиваться одновременно...

Еще не умея понять, сон это был или явь, Костя несколько минут лежит ошарашенный. Несмотря на то, что оргазм уже затих, возбуждение и жгучее желание не унимаются. Он всё еще видит её глаза перед собой; её глаза во время ЭТОГО. Может быть он неожиданно вспомнил то, что действительно произошло в детстве и, будучи запретным, было изгнано сознанием на долгие годы? Нет, это невозможно! Он и представить себе не может, как бы он... нет, как бы они оба жили, как смогли бы смотреть друг на друга, разговаривать, случись это на самом деле! Это была бы какая-то иная жизнь, выдержать обнаженный нерв которой возможно, только если быть абсолютно открытым, прозрачным, готовым к предельной степени близости. Конечно, это невозможно с обоих сторон... Впрочем, - Костя встряхнулся, - о чем он думает так серьезно? Он что, обалдел? Боже, приснится же такое!

Он вскакивает с кровати и бежит под душ. Но даже студеная вода не помогает избавиться от наваждения. За завтраком Костя погружается в воспоминания. Близкие чувства и ощущения к столь невероятной близости, ключи к которой ему открылись в сегодняшнем крамольном сне, он испытывал с Соней Вознесенской. Тогда ему казалось, что он потерял свои границы, стал единым с каким-то непостижимо нежным и необъятным пространством. Истерика, случившаяся с Соней, прервала эту распахнутость миру... Стоп! Ведь вчера вечером, когда он шел от Гриши, вплоть до момента засыпания – он ведь переживал что-то очень похожее, только немного по-другому. С Соней было взаиморастворение, а вчера взрыв: мир взрывался в него, Костю, он же взрывался навстречу миру. Это были две стороны той несказуемой близости, которую он испытал только что во сне. Взаимное растворение с Соней и взаимный взрыв с миром, соединившиеся в порочном (ум его оперировал еще, не смея отказаться от всех защит, подобными категориями) сне...

И вот она – догадка: вчера, под влиянием Гришиных слов и нескольких строк из Юнга, он ВСПОМНИЛ Бога, и сегодняшний сон оказался символом той страсти, которая уже многие годы зрела в нем, не смея проявиться и заявить о себе. Это было всепоглощающее, страстное желание близости с Богом, близости абсолютной, безоглядной, без-защитной. В этом сне мать – амбивалентная фигура, символ дара жизни и смерти, первой без-умной любви и первой ненависти (вспомнилось осознание ненависти к матери в истории с Викой Станкевич) – явилась символом неописуемой полноты Слова. Желание абсолютной близости с Богом... Когда стерты все границы...

 

И тут Костя вспоминает о трех женщинах, которые внезапно одновременно заявили о себе и о своем желании быть с ним. Каждая из них обладала только ей свойственными чарами. Выбор каждой из них (а выбирать придется, и Костя это отлично понимал) сулил свои неповторимые прелести, но и свои опасности. Смертельная (в буквальном смысле) опасность встречи с Натэллой окупалась сладчайшим безумием, очарованием юности и безудержной силы пола. Соня, открывшая ему дверь в сад Эдема, в блаженство узнавания и растворения друг в друге, непостоянная, ветреная красавица Соня – не таят ли отношения с ней опасности попасть в ловушку бесконтрольной ревности, вспышки которой могут погубить и его и её. Погубить в прямом смысле слова – это не менее опасно, чем Заур и его головорезы. Галя, жизнь с которой может быть уютна и удобна во всех отношениях... Но не последует ли за этим уютом забвение смысла, и гибель души? Конечно, все эти опасности могут оказаться сильно преувеличенными и их вполне можно избежать... В конце концов, он ведь в каком-то смысле и рожден для риска (уретральное биологическое предназначение)!

Значит, сегодня ему предстоит сделать выбор? Да, именно сегодня. Откладывать невозможно. Но не нужно и торопиться – говорит он себе. Лучше всего выйти на улицу и бесцельно гулять, размышляя и взвешивая, обращаясь за подсказкой к интуиции... Но как выбрать, чтобы потом не раскаиваться и не казнить себя? И кто, собственно, выбирает? Я? Бессознательное? Господь? Или как там говорил Гриша, отвечая на подобный вопрос Толику на даче и щеголяя своей эрудицией в области философии постмодернизма: «Текст интерпретирует сам себя»?

Сегодня воскресенье и весь день свободен. Костя оставляет на автоответчике просьбу звонить поздно вечером и выходит на улицу. Денёк выдался теплый и солнечный, можно даже расстегнуть куртку. Времени до вечера много, можно отвлечься и просто идти, глазея по сторонам, отодвигая необходимость задумываться и решать на призрачное «потом». Он так и делает. Однако, пройдя несколько кварталов, вдруг отчётливо понимает, что выбор уже происходит! Только выбирает не он. Вернее, он, но не тот Костя которым он привык себя считать. Сознание на волне вчерашнего откровения и сегодняшнего сна расширено: это отчетливо ощущается – Костя осознает тончайшие нюансы происходящих в нем душевных процессов. И, наверное, впервые в жизни осознает того в себе, кто, собственно и совершает выбор. Это совсем не то, о чем говорил Гриша, хотя, возможно его выражение «текст интерпретирует сам себя», если проинтерпретировать его определенным образом, тоже подойдет... Но лучше всего о нем – о том, кто выбирает, - сказал поэт: на ум приходят строки Хуана Рамона Хименеса:

 

«Я – не я, это кто-то иной,

с кем иду и кого я не вижу

и порой почти различаю,

а порой совсем забываю.

Кто смолкает, когда суесловлю,

кто прощает, когда ненавижу,

кто ступает, когда оступаюсь,

и кто устоит, когда я упаду».

 

И еще Костя осознает, что выбор растянут во времени. Вот уже час, как он гуляет, наблюдая за этим процессом, удивляясь ему, стараясь не вмешиваться, ибо понимает, что любое вмешательство обыденного сознания лишь создаст помехи и отодвинет решение. «Не может быть, чтобы выбор длился так долго, он ведь свершается этим мной, который, в то же время – не я, - в доли секунды» – такие мысли иногда проносятся в голове, хотя Костя пытается идти с расфокусированным взглядом, что помогает не думать, а тонко чувствовать всё, что происходит внутри. Но мысли всё же просачиваются во внутреннее безмолвие. «А почему я, собственно, решил, что выбор происходит в долю секунды? И даже если это действительно так, может быть именно сегодня он – тот я, который выбирает, решил мне показать всю развертку этого сложного процесса во времени?» Процесс действительно сложный. Костя и предположить не мог, что это происходит именно так. Он ощущал в себе медленные покачивания весов со многими коромыслами. И от каждого такого покачивания исходили волны, запуская вращение целого каскада шестеренок – событийных рядов не только его, Костиной судьбы, но и судеб огромного количества людей, которые вовлекались совершенно определенным образом в круговорот его жизни в случае перевешивания того или иного варианта. Костя не сомневался, что какими-то невидимыми нитями он связан со всеми этими людьми, проявленными уже и совсем еще незнакомыми, и он отчетливо ощущал (расширенное сознание тому порука), как и у всех этих людей начинали вращаться в такт с его – шестеренки их судеб, вовлекаясь или отталкиваясь. Хоровод виртуальных событий кружил вокруг него, а выбор всё длился и длился. Наконец, уже ближе к вечеру, пространство внимания вдруг стало плотным и перестало «плыть». Тогда Костя понял, что выбор сделан. Он не знал, да и не хотел сейчас знать, кто именно был выбран из трех женщин, - кстати, существовала еще четвертая возможность – выбрать на какое-то время одиночество и она была равноправной с остальными. Он просто знал, что решение принято и что события потекут теперь в соответствии с этим решением. Ему позволено сегодня было взглянуть на таинство: так творилась явь, так борьба мира идей (по Платону) воплощалась в историю. Уже этого было достаточно, чтобы чувствовать себя причастившимся к бытию в его полноте и таинственности. Вечернее состояние души – удивительное спокойствие, умиротворённость и полнота...

Дома, уже перед сном он вдруг отчетливо понял, кого же он выбрал. Понял и засмеялся и смеялся долго – около получаса. Он думал, что выбирает одну из трех женщин или, на худой конец, одиночество, а выбор-то произошел совсем не так. И как он только раньше не догадался – ведь сегодняшний сон был настолько явной подсказкой! Он выбрал... Бога. Да, Его – Слово, во всей полноте смыслов и «означаемых»! А какая именно случится женщина, или не случится вовсе – это уже не имело значения.

В формулу, которую он произносил вчера, в потоке благодати, добавилось одно маленькое, но столь капитально переворачивающее все прошлые ценности и смыслы уточнение: «Я осознаю Бога живого в своей душе и понимаю, что всё остальное для меня второстепенно». Теперь неважно, как сложится с женщинами и со всем остальным. Важно, что он чувствует, как начинает обретать Бога в себе...

   

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] [ Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 30 сентября 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru