Joker - Путь Импровизатора

Глава 11

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] [ Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]


 

11.

 

«Гностики отнюдь не отвлеченные фантасты-теоретики. Они прежде всего ищут спасительную и целостную религиозную истину. Поэтому их так сильно взволновало христианское благовестие. Потому же они не в силах додумать до конца свои пантеистические предпосылки, но вопреки им энергично утверждают дуализм добра и зла, света и тьмы, духа и материи, осуществляя и проповедуя крайний аскетизм»

Лев  Платонович Карсавин «Св.отцы и учители Церкви»

 

«Вскоре после встречи с Бахтиным у меня состоялся разговор с Жуковым. В нашей группе он был ответственен за обучение. Миша довольно прозрачно намекнул мне на пробелы в моих познаниях и рекомендовал посетить лекцию профессора Карсавина по истории гнозиса. Я воспринял его рекомендацию с энтузиазмом и в четверг вечером отправился в Университет. Придя к самому началу, я обнаружил, что просторная аудитория заполнена до отказа. Люди стояли в проходах. Я кое как устроился возле самой двери. Стенографировать было очень неудобно. Во-первых, Лев Платонович Карсавин говорил не очень громко и многого я не расслышал. Во-вторых, стоять было очень неудобно и тесно. Прямо передо мной разместился пожилой гражданин в длинном сером пальто, который поминутно кряхтел, вертелся и вытирал платочком вспотевшую лысину – от обилия народа в аудитории было душно. Студентов было не так уж много. Большинство слушателей этой лекции - люди солидного уже возраста.

Наконец появился Карсавин. Это был человек лет сорока, среднего роста, с небольшой бородкой и необычайно живыми глазами (насколько мне удалось это заметить со своего отдаленного от кафедры места). Во время лекции Лев Платонович довольно много двигался, жестикулировал, ходил по кафедре, делал выразительные паузы. Бывало, он задавал аудитории вопрос и тут же, перейдя на другое место, отвечал на него, интонируя и меняя голос. Я проникся к профессору глубокой симпатией и забыл о предупреждении Жукова о том, что моя задача состоит только в получении информации, и нужно опасаться встать на сторону лектора, который как ученый-историк и человек православный мог быть весьма пристрастен к гностикам.

Лекция длилась довольно долго. Уже дома, просматривая стенограмму, я понял, что у меня получился лишь конспект и я вряд ли смогу передать речь Карсавина, а также вопросы аудитории. Поэтому я и помещаю ниже не живое событие, а лишь изложение темы своими словами, которое, впрочем, при переписывании меня очень затронуло.

 Начал Карсавин с того, что кратко изложил основной тезис, общий для разных гностических систем. Основной гностический миф, согласно Карсавину, повествует о том, что один из высших Эонов (сущностей духовного мира) по имени София в результате своих своевольных действий пал в мир низший, породив Демиурга, который далее стал властвовать в этом низшем мире, как хозяин. Демиург не знает подлинного Бога и считает себя единственным богом. Этот мифологический сюжет варьируется в самых разных гностических текстах, которые сходятся на том, что падение Софии было предопределено Высшим Богом, хотя и произошло по ее собственному желанию, как и последующее порождение ей Демиурга. Этот последний, дабы утвердить свою полновластность, уподобляясь Высшему Богу, порождает телесного человека, то есть, животную часть человека, поскольку его духовная сущность порождается самим Высшим Богом и пребывает вместе с высшим Эонами в полноте духовного мира – Плероме.

Демиург завладевает силой своей матери Софии, лишая ее, тем самым, возможности вернуться в духовный мир. Создав низшую часть человека, Демиург – он же Первый Архонт (греческое слово архонт означает властитель) хочет оживить его. Но Первый Архонт пребывает в неведении относительно реальной природы человека и того, как его оживить. Высшие Эоны, дабы помочь Софии и человеку вводят Демиурга в заблуждение, внушая ему, что он должен вдохнуть в лицо человека от своего духа, чтобы тот ожил. В результате Демиург вдыхает силу матери своей Софии в человека, и тот оживает. Но сам Первый Архонт в этот момент лишается силы, перешедшей в человека. Это становится одной из причин ненависти Демиурга к человеку. Из-за этой ненависти, зависти и опасения за свою судьбу Демиург погружает человека в сон, в иллюзорное бытие, в котором человек принужден оставаться полностью во власти Демиурга в низшем мире, не имея возможности осознать свою подлинную природу и занять в Космосе место, предопределенное Отцом.

Но сострадание Отца посылает одного из высших Эонов – Сына, Логоса или Христа – в низший мир, подвластный Демиургу и его Архонтам. Логос – Христос, спускаясь в низший мир, освобождает плененную там Софию, давая ей возможность вернуться в Плерому и дает возможность человеку пробудиться от сна, навеянного Демиургом. То есть, с момента воплощения Христа, человек обретает возможность пробудиться и восстать, то есть, осознать свою истинную природу и достичь духовного мира.

 Далее Карсавин перешел к повествованию об основных гностических учениях, расцветших во втором веке нашей эры, родоначальниками которых были Василид, Валентин и Маркион.

 С гениальной глубиной говорит Василид о Первоначале. Оно – ничто, к нему неприменимы никакие определения. Нельзя ничего ни сказать, ни помыслить об этой природе без корня и без места, которая предшествует вещам. Несущий Бог непостижим, но все – от Него. Он восхотел сотворить, но восхотел, не мысля, не чувствуя, без страсти и волнения, сотворил все непостижимым словом, извергнув и заложив некое семя, содержащее в себе всю всесемянность мира. Эта всесемянность – абсолютное единство потенций всего – подобно яйцу павлина, скрывающему в бесцветной своей массе всю многокрасочность будущего оперения.

Карсавин спрашивал – есть ли в этой всесемянности зло? И тут же отвечал, что во всесемянности заложена прежде всего возможность трехчастного сыновства. К выделению его, а, значит, к полному разделению смешанного – добра и зла, которые должны вернуться к первоначальному самодавлению, и сводится весь мировой процесс. Сперва выделяется и возносится к не-Сущему Первое Сыновство, духовность, заключенная в семени мира, но миру чуждая, а единосущная не-Сущему. За ним следом выделяется Второе Сыновство, уже только подражательное. Оно тоже стремится к не-Сущему, но, отягченное чуждыми элементами, оно создает из них себе крылатого Духа Святого и на нем возносится до предела Непостижимости. Здесь оно сливается с ней, а напитанный благоуханием Второго Сыновства Дух становится гранью, пределом несущего мира или твердью его, отображая Бога и одухотворяя мир.

Мир наш есть Третье Сыновство, и существо мирового развития в выделении этого Сыновства и заключается. Мир этот состоит из 365 миров – небес, что выражается численным значением букв в магическом слове Абраксас. Последнее из этих 365 небес – наш подлунный мир.

Само развитие протекает следующим образом. Сперва выделяется Великий Архонт или Глава мира. Он – духовное, но ограниченное. Потому он ошибочно считает себя Высшим Богом. Великий Архонт рождает Сына, лучшего и высшего, чем он сам и чрез него созидает восьмерицу эфирного мира. Из оставшегося выделяется Второй Архонт, тоже рождающий высшего и лучшего, чем он сам Сына, и через него созидающий семерицу планетного мира, чем завершаются 364 неба. Последняя, подлунная или земная часть мира остается без Архонта, но и в ней жаждет освобождения Третье Сыновство.

В состоянии греховности и неведения о не-Сущем жили люди под властью Великого Архонта от Адама до Моисея. Со времени же Моисея власть перешла ко Второму Архонту, и стало возможным некоторое откровение, не дающее, все же, знания даже о Великом Архонте. Всему, заключенному в материю Третьему Сыновству, даже Сыну Великого Архонта, оставался еще неведомым не-Сущий. Но сотворивший мир его и освобождает. Второе Сыновство, бывшее непосредственным создателем мира, озаряет, при посредстве Духа Святого – тварного своего подобия, ум рожденного Великим Архонтом Сына. Это благовестие обращает к не-Сущему восьмерицу, благодаря чему через Сына Второго Архонта – Христа, обращается и семерица. Наконец, истинное Сыновство пробуждается и в средоточии земного мира – в сыне Марии Иисусе, чтобы пребывавшее до того в безобразности Третье Сыновство осознало себя, стало легким и вознеслось ввысь.

Иисус Христос возвещает сокровенную тайну. Но Он не только пророк, но и начало и средоточие низшего мира, так как в нем происходит разделение духовного, душевного и материального и освобождение Третьего Сыновства.  Благодаря этому страдания Его и смерть впервые у гностиков получают смысл, правда, по словам Карсавина, превратный. В смерти Иисуса телесное его естество возвратилось в первичный хаос, душа отошла в семерицу, духовное вознеслось в восьмерицу, а само Третье Сыновство соединилось с не-Сущим.

Верующий в Иисуса страдающего далек еще от истинного видения. Он – раб низших сил, создавших материальное тело. Освободиться можно только отвергая Распятие и постигая замысел Несотворенного Бога. Постигшие это свободны от низших сил и чтут в Иисусе истинного Христа, посмеявшегося над теми, кто Его распял.

Исходя из острого сознания мирового зла и греховности, из жажды искупления и слияния с Богом, из чувства своего Богосыновства, Василид обращается к избранникам и, указывая им на их Божественное происхождение, обещает им спасение. Как бы долог и тяжел ни был их путь, - а Василид допускает переселение душ, - цель в конце концов будет достигнута. Откровение сыновства и тайны мира в Иисусе Христе наполняет суровую аскетическую систему Василида радостью и светом. Но он обращается лишь к гностикам, к «сынам». Вне сыновства у мира нет смысла.

Мир не враждебен Богу и в самом себе не зло. По-своему и в себе все прекрасно и благо; то же, что нарушает порядок – временно, и искупается стихийным развитием мира, как грех и несовершенство гностика искупается скорбным путем перевоплощений.

Тут Карсавин заговорил о расхождении Василида с христианством, которое учило о спасении всяческого, а не только гностика, и о спасении всяческом, а не только в своих пределах. Единение с Богом христианство понимает не как растворение в Боге, но как полноту единства с Ним при сохранении всей иносущности Ему...»

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] [ Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 25 января 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru