Joker - Путь Импровизатора

Глава 37

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] [ Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

37.

 

«Жертвующий и жертвуемое – одно и то же существо. Эта идея единства избавителя и избавляемого красной нитью пронизывает все алхимические сочинения. Един камень, едино снадобье, един сосуд, едино управление процессом, един распорядок” – вот ключевая формула загадочного языка алхимии»

Карл Густав Юнг «Символ превращения в мессе»

 

Сентябрь прошел быстро и довольно суматошно, - так показалось Косте. Помимо лекций в УПЭЭМе, он подрабатывал – давал уроки английского языка. В Университете Костя читал лекции два дня в неделю: в понедельник и четверг (по две пары в каждый из этих дней). За несколько сентябрьских занятий (два из них Хлопонин попросил для организационных вопросов) слушатели 31-й группы познакомились с философией Ницше, Анри Бергсона, а также феноменологией Эдмунда Гуссерля. Очередное занятие в начале октября Костя планировал посвятить основной работе Мартина Хайдеггера «Бытие и время».

Вите, который вместе с Костей окончил факультет философии, все эти темы были хорошо знакомы, но он неизменно присутствовал на каждом занятии. Когда Костя сказал ему, что зачет поставит автоматом, и Вите нет необходимости ходить на его лекции, и он может заниматься в это время своими делами, тот ответил, что дело у него в жизни только одно и присутствие на лекциях только способствует этому.

Вообще, группа оказалась довольно дисциплинированная и даже дружная. Никто не пропускал занятий, только Соня Вознесенская периодически опаздывала. В нее Костя, откровенно говоря, влюбился. Но кроме редких неосторожных взглядов ничем себя не выдавал и давал волю своему чувству лишь в ночных грезах. Сам Костя чувствовал на себе все возрастающее внимание Вики Станкевич: она оказывалась рядом то в буфете, то по пути к метро. Вика Косте тоже нравилась, и хотя она как-то мимоходом призналась, что была бы не против, если бы Костя пригласил ее в театр или кафе, он пока робел.

Зато с Платоновыми у Кости и Вити за сентябрь сложились почти дружеские отношения. Часто после занятий они гуляли по городу, обсуждая поначалу общие философские и психологические вопросы, но постепенно беседы становились более откровенными и касались событий жизни всех четверых. Два раза Костя с Витей были у Платоновых в гостях в маленькой уютной квартирке на «Лесной». Несмотря на скромную учительскую зарплату, Михаилу и Саше удалось собрать замечательную библиотеку. Тут были редкие книги по философии, психологии и эзотеризму, а также со вкусом подобранная современная художественная классика: Борхес, Гессе, Кафка, Мюзиль, Пруст, Фаулз, Сарамаго, Эко, Павич, Кундера...

 

В ночь перед лекцией о Хайдеггере – второго октября - Косте приснился странный и тревожный сон. Сон был красочный, отчетливый и запомнился очень хорошо. Снилось Косте, что он входит в церковь и видит, что там, возле самого алтаря полсотни людей предаются оргии. Все раздеты и совокупляются в самых разнообразных позах. Костя, удивленный и смущенный, пытается произнести речь. Говорит он о том, что в средневековье народ был пропитан страхом и страдал под гнетом феодалов и церкви, поэтому содомия и блуд были необходимы для соблюдения некого равновесия; в наше же время, когда доминируют и так свободные нравы, необходимы именно воля и воздержание – опять же для равновесия. Участники оргии не слушают его. Тут Костя замечает священника – древнего старца, невозмутимо взирающего на безобразную оргию с какого-то возвышения. Костя подходит к священнику. Шум оргии стихает, постепенно растворяются и исчезают и сами ее участники. Остается только священник. Вглядевшись пристальнее, Костя замечает, что старец как будто бы бесплотный прозрачный призрак. Старец говорит: «Я достиг совершенства как дух, подвергнув себя невыносимой казни». – «Какой казни?» – спрашивает Костя. Старец не отвечает, но Костя видит, как это происходило: к священнику подходит некто, чьи черты различить трудно. Он вооружен мечом. Этот свой меч вонзает он в старца. Затем разрубает его на несколько частей и с отрубленной головы сдирает кожу. Потом заворачивает части священника в холстину и сжигает их на алтаре. Снова Костя видит перед собой старца, который произносит: «Вот это и есть моя невыносимая казнь». Произнеся эти слова, священник широко открывает рот и выплевывает свои внутренности, постепенно выворачиваясь наизнанку и превращаясь в обрубок человека.

Проснулся Костя резко и сразу вспомнил сон. Его охватило отвращение и какое-то недоброе предчувствие. Было десять часов утра. Лекция начиналась в два часа. Умылся и приготовил завтрак. Но есть не хотелось. Отвратительные образы сна стояли перед глазами. Беспокойство не уменьшалось, а, напротив, нарастало. Позвонил Грише – Гриша слыл опытным толкователем сновидений в духе юнгианского психоанализа. В трубке послышался заспанный голос (Гриша редко просыпался раньше двенадцати, зато до пяти утра сидел в интернете или за книгами):

-       Что случилось? Что тебе приспело так рано?

-        Извини, у меня сегодня ответственная лекция, а я в совершенно нерабочем состоянии. Мне приснился странный и отвратительный сон...

Выслушав содержание сна, Гриша проснулся окончательно и даже оживился:

-       Дружище, да это же судьбоносный сон! Ты на пороге какого-то преображения или мощного события. Я где-то год назад прочитал в одной из статей Юнга про очень похожий сон или видение некого Зосимы – греческого алхимика. Давай-ка я найду эту статейку и минут через десять перезвоню тебе.

Позвонил он минут через сорок. Голос его был бодр:

-       Слушай, действительно этот Зосима видел очень похожий сон, который Юнг назвал инициационным. Только у Зосимы был жрец, которого расчленили, сожгли, а потом он сам себя сожрал. Жрец добровольно подвергает себя казни, которая его преображает. Но он также приносится в жертву тем, кто совершает жертвоприношение: его расчленяют ритуальным способом. Так что твой сон - о принесении себя в жертву с целью какого-то преображения.

-       А что означает сдирание кожи с отрубленной головы?

-       Вообще у многих народов скальпирование и свежевание в священных ритуалах символизирует превращение, переход из худшего состояния в лучшее. Прообраз этого обновления – линька змей, которые ежегодно сбрасывают старую кожу. В твоем случае кожа сдирается только с головы: скорее всего это объясняется тем, что основная идея сна – духовное превращение. Юнг, кстати, пишет, что жертвующий и жертвуемый – одно и то же существо. Символ такой жертвы – уробор – змей, пожирающий сам себя. В видении Зосимы его место занимает жрец, который в роли жертвующего пожирает самого себя в роли жертвы. Подобным же образом при Евхаристии Христос пьет собственную кровь и ест свою плоть.

-       Но священник из моего сна не ел себя. Он наоборот изблевал себя самого, вывернувшись наизнанку.

-       Это деталь говорит о том, что происходит или должно произойти нечто, что обнажит твою внутреннюю суть. А принесение себя в жертву остается. Твой священник же сказал, что достиг совершенства, предав себя жуткой казни.

-       И что это значит?

-       А вот послушай, что пишет Юнг о причастии: «Вершащееся в мессе ритуальное событие имеет два аспекта: человеческий и божественный. С человеческой точки зрения, происходит предложение Богу неких даров, одновременно означающих самоотдачу священника и прихожан, предающих себя Всевышнему. Ритуал освящает дары и тех, кто их подносит. Оно символически изображает Тайную вечерю Господа с учениками, его страсти, смерть и воскресение. Однако с божественной точки зрения всё это лишь скорлупа, внутри которой развертывается не человеческое уже, но божественное действо. На какой-то миг жизнь Христа, вечная и вневременная, становится зримой и выстраивается во временную последовательность, пусть и в сжатой форме священнодействия. Христос воплощается в человека, страдает, умерщвляется, сокрушает мощь преисподней и воскресает во славе. Присутствие самого Божества связывает все составляющие жертвенного акта в мистическое единство, так что это сам Бог есть тот, кто предлагает себя в жертву в священных субстанциях, священнике и прихожанах – и кто в человеческом обличье Сына сам же себя приносит в жертву Отцу во искупление грехов»[1].

 

Поговорив с Гришей, Костя несколько успокоился и даже воодушевился мыслью о возможном духовном превращении. Но где-то в глубине его сознания оставалось какое-то тревожное предчувствие.

Когда в два часа Костя вошел в аудиторию на втором этаже, группа была в сборе. Даже Вознесенская не опоздала. Костя приветствовал собравшихся (еще с первых занятий они перешли на «ты»), взошел на кафедру и начал:

- Сегодня мы поговорим об основополагающей работе Матрина Хайдеггера, ставшей фундаментом современного экзистенциализма – книге «Бытие и время»...

  



[1] К.Г.Юнг «Символ превращения в мессе»

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] [ Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 15 февраля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru