Joker - Путь Импровизатора

Глава 34

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] [ Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

34.

 

«Меня не интересует завершение, меня интересует моё существование посредством стихов и то, что я в своей плоти испытываю, находясь как бы между бытием и небытием, подобно мыслящему организму; я чувствую его существование, но у меня каждый раз не приходят в координацию мои ментальные силы, чтобы придать этому существованию форму ясного выражения, чтобы оно заговорило артикулированным голосом. У меня вместо этого получается скрип столкновения абортов.»

Антонен Арто «Неродившийся»

 

В одном месте апостол Иоанн говорит: если ты знаешь, что Бог слышит твою просьбу, то ты уже имеешь то, что просишь. Ты внутри просьбы уже имеешь то, что попросил, и нет интервала между одним и другим. Точно так же в мысли: нет интервала между явлением её в сознании и тем, о чем эта мысль. На неинтервальность внутри акта мышления указывает постулат Декарта “Cogito ergo sum”. Декарт предупреждал, что это не дедукция, не доказательство, а интуиция. Это и есть живая точка, живое сознание, живая мысль. Вся проблема живого знания состоит в том, что оно, мелькнув на какое-то мгновение, как разряд молнии, уходит на дно сознания, покрываясь какими-то неживыми конструкциями, и нам бывает трудно – на это может уйти вся жизнь – найти себя, установить тождество с самим собой. Тождество с самим собой - штука очень сложная. На подходе к нему человека нередко поджидает безумие, - когда это тождество, кажется вот-вот будет достигнуто, но - рассыпается в прах. На подходе к тождеству с самим собой, человек испытывает колоссальное напряжение и это может длиться годами. Так Ницше много лет жил в напряжении человека, который вот-вот сойдет с ума. А последние годы жизни провел, большей частью, в сумасшедшем доме. В области искусства таким же примером был Антонен Арто, один из основателей французского театра авангарда. Арто тоже мучился проблемой тождества с самим собой, причем не как с проблемой, которую решают интеллектуально: вся его жизнь была этой проблемой, она его раздирала буквально физически и тоже привела к безумию...

Когда человек подходит к этому самому тождеству, он не просто становится им (тождеством), а еще должен измерить глубину возможного небытия. Ты не можешь быть продолжением самого себя: не имея преодоленного опыта отрицания и небытия, ты будешь завален хламом повседневности, превратишься в мертвую марионетку самого себя, а это не жизнь.

Что касается Антонена Арто, то большую часть своей жизни он находился в состоянии невыносимого напряжения, приближения опыта небытия и самотождественности. Он чувствовал себя существом, находящимся в предрождении, которое никак не может родиться. И в своем «театре жестокости» он стремился выразить то, что невозможно передать традиционными средствами. Будучи противником психологического театра диалога, когда на сцене люди просто разговаривают или произносят готовый текст, Арто считал, что на сцене должно происходить нечто совсем иное, поэтому он обращался к восточному театру, мистическому опыту, ритуалам американских индейцев. Проходя опыт хаоса, мы что-то должны из него извлечь, поставив такой вопрос: что мы с собой отождествляем? Ведь то существо, которое обозначено знаком мгновения, непонятно и неизвестно откуда приходит и куда уходит. Мысль, не на шутку вгрызающаяся в этот парадокс, буксует и наступает безумие: безумие постижения или безумие клиническое...

 

Мне понадобился этот короткий рассказ об Антонене Арто, чтобы пояснить, что творилось в душе Вити Назарова уже несколько лет. Точнее – шесть лет: начались его поиски самотождественности сразу после окончания философского факультета. В сущности, Витя подошел примерно к той же проблеме, что и Костя, - его товарищ по факультативу «Постмодернизм». Только подошел с другой стороны: для обозначения с какой именно и понадобилась история Арто. Через два месяца после Университета, когда Назаров приехал на родину в Нижний Новгород, с ним случилось ошеломляющее переживание тождественности самому себе, которое длилось несколько часов, а потом растаяло, как лужица на солнцепеке. Слова «тождественность самому себе» – пустой звук, по сравнению с тем, что переживал эти несколько часов Витя. Происшедшее настолько перевернуло все его представления о жизни, о философии, которую он так любил, о себе и о самой природе своего восприятия, что Витя поклялся сделать все возможное, лишь бы опять пережить эту самую тождественность себе самому. И не просто пережить, но и жить в этом качестве, ибо после тех нескольких часов, все остальное Витя уже не считал жизнью. Ночами он просиживал в йогических позах, часами сидел в созерцании... С отчаянием, граничащем с безумием, не считаясь с инстинктом самосохранения (два раза он даже довёл себя различными экспериментами до состояния клинической смерти), Назаров перепробовал все методы, которые он находил в древней и современной мистической литературе, - лишь бы достигнуть «взрыва сознания». Тщетно... Казалось бы, он подходил предельно близко к тому самому, но, в последний момент оно ускользало...

На фоне изнурительной борьбы за Жизнь с большой буквы, происходили какие-то события личной жизни. Назаров все шесть лет проработал учителем литературы в школе. Занимался целительством, способности к которому проявились в результате экспериментов со своим сознанием... Дважды был женат и оба раза развелся. Последние два года страдал от неразделённой любви и жил в аскезе и воздержании.

Когда появилась возможность поехать на курсы переподготовки в Петербург, Витя обрадовался, надеясь, что смена обстановки вдруг да поможет ему обрести искомое. Внешне он выглядел и вел себя абсолютно адекватно, но внутри сгорал от подступающего со всех сторон огня безумия. Он научился скрывать этот внутренний жар, это пограничное с сумасшествием состояние размахом от экстаза до исступленного отчаяния, под масками спокойствия, безразличия и даже иронии, что давалось ему, однако, на пределе усилий.

Напряжение слегка смягчилось, когда Назаров приехал в Питер. Нахлынули воспоминания, и город, где прошла его юность, вновь пьянил его.

Поселившись в общежитии УПЭЭМа в воскресенье (в соседней комнате, кстати, остановился Куренной) Витя первого сентября направился в аудиторию, где собиралась 31-я группа. На входе его приветствовал приятный мужчина, назвавшийся Михаилом. Завязалась беседа о спорте. Витя мельком оглядывал своих будущих сокурсников: старался не делать выводы по первым впечатлениям, зная что у него будет достаточно времени, чтобы близко узнать каждого из них.

Что касается женщин, то он думал (по привычке последних двух лет), что они не интересуют его именно как женщины. Тут он ошибался, ибо молодая кровь с затаенной радостью несла по его изнуренному аскезой телу не осознаваемую еще надежду на возможную близость...

Косте Лисовскому Витя очень обрадовался и, после завершения официальной части знакомства, с удовольствием принял его приглашение в гости на завтра.

  

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] [ Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 09 февраля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru