Joker - Путь Импровизатора

Глава 14 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] [ Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

14.

 

«Мы покажем, что речь, когда есть у нее слушатель, не остается без ответа никогда, даже если в ответ встречает только молчание. В этом, как нам кажется, и состоит самая суть ее функции в анализе.

Ничего об этой функции речи не зная, психоаналитик ощутит ее зов тем сильнее. Расслышав же в этом зове лишь пустоту, он испытает эту пустоту в самом себе, и реальность, способную ее заполнить, станет искать уже по ту сторону речи.

Жак Лакан «Функция речи в психоанализе»

 

Когда Костя зашел в аудиторию, там уже сидели все. Все, кроме Сони... Она так и не пришла в этот день.

-       Празднование тридцатилетия продолжается. – Платонов многозначительно посмотрел на Костю. Тот отвёл взгляд. Взял себя в руки и выждав паузу, объявил:

-       Сегодня мы поговорим об одном из наиболее влиятельных, наряду с экзистенциализмом, учении двадцатого века – структурализме. Точнее, о такой его ветви, как структурный психоанализ Жака Лакана. Сразу же обозначу основной тезис Лакана, тезис, благодаря которому структурный психоанализ считается предтечей постмодернизма: «Бессознательное структурировано как язык». К этому фундаментальному определению Лакан пришел не сразу – где-то уже в пятидесятых. Мы же с вами проследим, как это происходило. Жак Лакан начинал, как психоаналитик, но еще в молодости серьезно увлекся философией, особенно экзистенциализмом Хайдеггера, неогегельянством Кожева и, чуть позже, феноменологией в изложении Мерло-Понти. Поэтому он очень быстро порвал с классическим пониманием психоанализа в особенности с его индивидуально биологизированным пониманием бессознательного.

-       А разве бессознательное не имеет биологических корней? – Вика Станкевич недоуменно посмотрела на Костю.

-       Имеет. Лакан это и не отрицает. Просто он убирает доминанту с биологической стороны вопроса. Одно из основ бессознательного – желание. Но Лакан, в отличии от других психоаналитиков ставит следующую задачу: выявить структуру такого языка, который, обладая бы характеристиками универсальной системы, был бы языком желания, укорененным в предельно уникальном опыте человека. Прежде всего – в опыте травматическом. Главной конструкцией всей лакановской концепции является триада: реальное — воображаемое — символическое. Это — измерения человеческого существования в которых складывается судьба человека. Исходной для разработки системы этих измерений стала идея так называемой «стадии зеркала». Внешне «стадия зеркала» проявляется в овладении ребенком в возрасте от шести до восемнадцати месяцев способности узнавать свое отражение в зеркале. Смыслом этого события является прохождение человека через первичный механизм идентификации. Этот момент оказывается решающим для фундаментальной, по Лакану, травмы – появлению «образа я» из которого и образуется то, что мы называем личностью. Трещина между я и «образом я» – мощнейшая травма, которую все мы вытесняем и не осознаем. Но именно ей, с другой стороны, мы обязаны появлению собственно человека и всей культуры...

-       Постой! – Всполошился Куренной. – Но ведь не все видели себя в зеркале. Взять хотя бы слепых от рождения. У них что же – личность отсутствует? Неувязочка...

-       Никакой неувязки здесь нет, Иван. «Стадия зеркала» - название хотя и буквальное, но включающее и другие модальности восприятия. У слепых детей существуют другие каналы идентификации, например, узнавание собственного голоса, который берет на себя функцию «образа я».

-       А я слышал об одной слепоглухонемой от рождения женщине, которая даже стихи писала. – Куренной был настойчив, и это нравилось Косте, поскольку вопросы Ивана почти всегда были неожиданными и ставили в тупик. Выбираться из тупика сложно, но без этого невозможен рост. В этот раз Костя попробовал обходной маневр, он и сам не был уверен в своем ответе (молодчина этот Куренной! Не дает мысли течь механически по заранее заготовленной траектории!)

-       Думаю, что и у слепоглухонемого происходит раскол на «я и образ я». Ибо своеобразным зеркалом для любого человека является Другой. Именно так – с большой буквы, Другой, как важнейшая категория всей философии Лакана. Но нам нужно до нее еще добраться.

-       Что же, посмотрим, что выйдет. – Куренной сегодня был настороже. Его неудобные вопросы и поиски подвоха были нацелены вовсе не на то, чтобы дать Косте возможность для творчества. Напротив, он ждал случая осадить лектора. Вчера, когда группа разошлась, не дожидаясь Костю, забывшего мобильник, Ивана одолели подозрения и ревность (вдобавок еще и неудача с Зиной Кравчук). Под каким-то предлогом он остался возле метро и дежурил минут сорок. Прождав напрасно, вдобавок еще и замерзнув, ушёл озлобленный. Сейчас для выхода накопившейся злобы подходил любой предлог.

-       Человек, согласно Лакану, рождается преждевременно. – Продолжал Костя. -  Очевидные свидетельства в пользу этого факта - анатомическая незавершенность нервной системы младенца, связанное с этим отсутствие моторной координации и другие объективные показатели. Иными  словами, младенец является не столько самостоятельной особью, сколько полуавтономной частью материнского тела. Будучи не в состоянии укрыться под сенью инстинкта, младенец вынужден строить свои отношения с реальностью особым, искусственным образом: схватывание себя, частей своего тела как единого целого, впервые осуществляется ребенком посредством собственного зеркального образа. Я пока буду говорить о нормальном младенце, без патологий. Итак, ребенок принимает свою форму  на расстоянии, помещая хаотический внутренний опыт в оболочку зрительного образа.

Куренной громко хмыкнул, но на этот раз Костя оставил его реакцию без внимания.

-       С этого момента ребенок быстро прогрессирует в пользовании своим телом, становясь парадоксальным двойником собственного отражения, проецируя на него ценностность и автономию. «Стадия зеркала» описывает вхождение человеческого существа в координату воображаемого. Таким образом, природа воображаемого — компенсация изначальной нехватки реального, проявляющаяся в отсутствии естественной автономии младенца. Реальное может быть описано как опыт, в котором отсутствует какое-либо различие или нехватка. Реальное, поэтому, есть абсолютно исходный и как таковой невозможный для субъекта опыт. Можно сказать, что личность человека изначально возникает на месте разрыва с реальностью. У человека, по Лакану, связь с природой с самого начала искажена наличием в недрах его существа неких трещин и изначального раздора. С младенчества мы оказываемся расколоты на я - бесформенный фрагментарный внутренний опыт и на «мое я» - внешнюю идеальную форму, в которую этот опыт облекается. Условие целостной автономии человека – совпадение я и «моего я». Но это практически невозможно, поскольку «мое я» находится на неустранимой дистанции, в зазеркалье.

-       Интересно, зачем Господь обрек нас всех на такую драму? Неустранимый раскол, неизбежная травма... Чудно! – Вновь подал голос Куренной.

-       Отличное замечание, Иван. – Обрадовался Костя. – Вот тебе аналог библейской метафоры изгнания из рая. А зачем? Если ты человек верующий, то, может, быть тебя устроит такая версия: Бог желает познать самого себя, но может это сделать только через человека и только создав раскол в недрах его существа. Познавая себя, мы тем самым, помогаем Богу осознать Себя.

-       Ну, знаешь! – Не утерпел Платонов. – Ты богохульствуешь. Надо же и в свободомыслии знать какие-то пределы.

-       В самом деле, - Поддержала Михаила Саша, - Своими словами ты ставишь под сомнение изначально неоспоримое совершенство Творца. Как будто он не осознает себя и только мы – люди, дескать, ему помогаем.

-       В таких утверждениях проглядывает неимоверная гордыня! – Горячился Михаил.

-       А откуда вы взяли, что Бог изначально должен быть совершенен? Откуда в вашем сознании образ идеального Отца? Это, кстати, предмет для психоаналитических исследований. – Витя выступил на защиту друга.

-       Как это откуда? Для вас что, авторитет Писания и Отцов Церкви ничего не значит? А Блаженный Августин, например? – Саша перешла уже на повышенный тон.

-       Да для Кости один авторитет – Сартр и компания, а подвижников и святых он ни во что не ставит! – Обрадовался Куренной.

-       Сартр для меня тоже не истина в последней инстанции. – Костя говорил спокойно. – А что касается Бога, то я считаю, что мы – люди - совершенствуемся вместе с ним. Можете считать такую позицию проявлением гордыни...

-       Эдипов комплекс в раздутой донельзя форме! – Торжествовал Иван.

-       Я не понимаю, мы сейчас Костю разбираем, или же философию Лакана? – Раздался голос Вики Станкевич. Уже вторую лекцию подряд она урезонивала спорщиков. Костя послал ей благодарный взгляд и она приняла его.

-       Через пять минут – звонок. Объявляю перерыв на пятнадцать минут, чтобы остудить горячие головы. А потом вернемся к Лакану. Меня можете обсуждать в кулуарах, на лекции у нас другая задача. – В голосе Кости прозвучали уверенные и достаточно жесткие нотки.

Любопытно было наблюдать, как группа расходилась на перерыв. Первыми буквально выскочили Платоновы и присоединившийся к ним Куренной. Эта троица бурно жестикулируя что-то обсуждала. Нетрудно догадаться – что, вернее – кого. Затем вышли из аудитории Витя с Викой. Эти двое были более спокойны, но тоже обсуждали – в свою очередь – резкие выпады предыдущей троицы. Незаметно серой мышкой прошла мимо кафедры Зина. Рада Григорьева перед дверью обернулась и одарила Костю страстным взором – он не первый раз замечал эту её страсть во взгляде, обращенную, несомненно к нему. Сейчас, после первой части лекции, отвлекшись от ночных переживаний и мыслей о Соне, Костя почувствовал, что взгляд Рады рождает в нем ответное желание. «Женщина тициановских форм... Каково, интересно, ощутить в своей ладони её колышущуюся грудь?» Воображение нарисовало несколько смелых сцен. Костя возбудился. «Нет, в сторону эти мысли и образы! Представить себя с Радой? Чур меня!» Отвлечься не удалось. Кого напоминает ему пышнотелая Рада? Вспомнил: Веру Васильевну - учительницу математики в седьмом классе. Тогда - Костя это отчетливо помнил – он неоднократно мастурбировал, представляя математичку раздетой или овладевая ею в воображении...

Перерыв закончился. Слушатели подтягивались в аудиторию, рассаживались на свои места. К кафедре подошел Платонов, уже спокойный:

-       Может быть поговорим обо всём на досуге?

-       Добро. Давайте встретимся прежней компанией в среду.

-       Можно у нас. Но я бы предпочел прогулку где-нибудь в парке. Если не будет дождя. Осень-то какая!

-       Договорились. Садись Миша. Продолжим...

   

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] [ Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 03 марта 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru