Joker - Путь Импровизатора

Глава 10 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] [ Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

10.

 

«Известно ведь, что и сами пророки, иногда, были лишены благодати

пророчества, но, так как они верили, что имеют дух пророчества, кое-что из того, что говорили произносили своими устами ложно. И это было допущено для сохранения в них смирения, а именно, чтобы они правдивее познавали, каковыми они являются благодаря духу божьему, а каковыми -- благодаря собственному, и что они обладают духом божьим (когда обладают), не могущим ни лгать, ни быть обманутым, в качестве дара... Итак, когда известно, что даже сами пророки и апостолы не были совсем чужды ошибок, что же удивительного в том, если в столь многочисленных писаниях святых отцов иное, по вышеуказанной причине, кажется произнесенным или написанным ошибочно? И не следует обвинять святых, как бы уличенных во лжи, если, думая об чем-либо иначе, чем это есть на самом деле, они утверждали что-либо не по двоедушию, но по незнанию. Не следует приписывать злому умыслу или считать за грех все, что говорится для некоего назидания по причине любви, так как неизвестно, что у господа все рассматривается в зависимости от намерения, согласно тому, как написано: "Если глаз твой будет прост, все тело твое будет светлым"; поэтому и Блаженный Августин, рассуждая о церковной дисциплине, говорит: "Имей       любовь и делай, что хочешь".»

Петр Абеляр «Да и Нет»

 

Иногда, после исповеди Мартин выслушивал длинные проповеди аббата, на которого периодически находило особое красноречие. Так было и в этот раз. В конце исповеди Мартин поведал, что давно уже чувствует тесную связь души своей с Иисусом. Аббат был рад слышать эти слова и ответил следующим наставлением:

-       Отрадно это слышать, сын мой. Ибо когда Иисус с тобою, благо тебе во всем, и ничто не кажется трудно. А когда нет с тобою Иисуса, все тягостно. Когда Иисус внутри не говорит, пасмурно и хмуро на душе, а если Иисус скажет хотя бы слово, почувствуешь великое утешение. Не так ли Мария тотчас воспрянула, когда плакала, когда сказала ей Марфа: «Учитель здесь и зовет тебя?»[1]. Блажен час, когда призовет тебя Иисус от слез к радости духовной! Как мы сухи и жестоки без Иисуса, как безумны и суетны, когда желаем чего-либо вне Иисуса! И не лучше ли потерять весь мир, чем понести эту утрату?

-       Я именно так и чувствую, учитель. - Отвечал Мартин. – Только я считаю, что Иисус и этот мир неразделимы, ибо Он пришёл, чтобы спасти мир.

Ответ молодого монаха был дерзок. В любом другом месте Мартин был бы наказан или, по крайней мере, жестко одернут. Но Герард Скадде был очень мягким человеком. Не раз уже он позволял Мартину вступать с ним в спор или высказывать разногласие. Поэтому тон его остался благожелательным, хотя и поучительным:

-       Что может дать тебе мир без Иисуса? Быть без Иисуса лишь ад мучительный, с Ним же - рай сладостный. Когда с тобою Иисус, ни один враг не может повредить тебе. Кто Иисуса находит, находит сокровище великое, благо выше всякого блага; а кто потерял Иисуса, потерял безмерно много, больше всего мира. Всех беднее тот, кто живет без Иисуса; но всех богаче, кому благо быть с Иисусом. Ежели ты решишь поставить этот мир превыше Иисуса и уклониться во внешнее, то тем самым можешь ты отогнать Иисуса и потерять благодать Его. А когда Его отгонишь и потеряешь, к кому тогда прибегнешь, какого друга найдешь себе? Не можешь ты быть долго без друга, и когда Иисус не станет тебе другом ближе всех, будешь очень одинок и печален. Поэтому выбери лучше весь мир иметь себе противником, нежели оскорбить Иисуса.

-       Но я не хочу ни оставлять Иисуса, ни делаться противником мира. Я хочу быть в миру, но быть с Иисусом.

Аббат не понял, куда клонит свободолюбивый юноша и продолжал свою назидательную речь:

- Я тоже не отрицаю любви к миру. Но пойми главное: пусть будет любовь к людям ради Иисуса, а любовь к Иисусу ради Его Самого. Люби Иисуса Христа особенно: Он один друг добрый и верный выше всех друзей. Ради Его и в Нем и друзья, и недруги пусть будут тебе милы, и за всех за них Его умоляй, чтобы все Его познали и возлюбили. Не желай никогда, чтоб тебя одного хвалили и любили: это принадлежит одному Богу, ибо Бог не имеет Себе подобного. И того не желай, чтобы чье сердце тобой было занято и твое занято было бы чьей-либо любовью; но да будет Иисус в тебе и во всяком добром человеке. Будь чист и свободен внутренне, не прилепляясь ни к единому созданию. Надо тебе обнажить себя и чистое сердце принести к Иисусу, если хочешь познать, как благ Господь. Но на самом деле этого не достигнешь, если благодать Его не приготовит тебя и не направит вовнутрь, чтобы, все оставив и отпустив от себя, соединиться тебе одному с Единым. Ибо, когда приходит к человеку благодать Божия, становится он на все силен; а когда она отступит, тогда станет беден и немощен, и как бы оставлен только на истязание. И тогда не должен ты падать и отчаиваться, но спокойным духом принять волю Божию, и все, что на тебя находит, терпеть во славу Христа Иисуса. Ибо после зимы наступает лето, за ночью день возвращается, и после бури проясняется небо великим сиянием. Сейчас же, судя по всему, ты очень близок Иисусу. Так прилепись же к Нему насколько возможно крепко и оставь иные помыслы.

И тут Мартин задал вопрос, который уже давно терзал его и который он всё не решался произнести вслух.

-       Скажите, учитель, почему некоторые слова и действия Иисуса, описанные в Писании, противоречивы?

-       Что ты имеешь в виду? – Насторожился аббат.

-       Иисус любит всех людей и призывает нас также любить всех, даже врагов своих. Но я никак не могу уразуметь, почему Сам Он в нескольких местах Писания отступает от этих своих слов...

-       Что ты говоришь!? Как Он может отступить от слов Своих? – Аббат побледнел.

-       Вот несколько мест из Матфея, которые я часто вспоминаю. «А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим»[2] - где же здесь всепрощение? Или вот еще, в обращении к апостолам: «А если кто не примет вас, не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому»[3]. Я не могу найти в этих словах проявления Его милости и всепрощения. А если вспомнить Иисуса – мстителя из Иоаннова Апокалипсиса...

-       Молчи! Молчи, ибо не может ум человеческий разуметь это! – Аббат едва сдерживал своё смятение и гнев. – Сейчас ступай в свою келью и неделю укрощай свой ум постоянной молитвой и строгим постом: вода и кусок чёрствого хлеба вечером...

Мартин низко поклонился и смиренно вышел от аббата с намерением беспрекословно исполнить епитимью, которую на него возложил Герард Скадде. Но в своей гордой душе юноша торжествовал: ему удалось вывести из равновесия аббата – образец добродетельности. Он был прав, он победил. Значит он обрел уже ту самую силу, которой так страстно домогался. За несколько лет жизни в монастыре он научился выдерживать одиночество, подолгу обходиться без еды и питья, смиряться, зная, что прав... На вопрос же, которым он так смутил и даже разгневал аббата, у Мартина был свой ответ: милость Иисуса может и должна быть разнообразна, подчас жестока и непонятна простому уму, а за истину можно и нужно бороться и даже воевать.

Через две недели Герард Скадде вызвал к себе Мартина. Когда тот вошел, аббат заговорил с ним миролюбиво:

-       Я наложил на тебя, мой юный брат, епитимью, потому что ты позволил себе вольнодумство, недостойное монаха. Ты позволил себе грех сомнения. Признаться, ты и меня озадачил. Я размышлял над твоим вопросом и вот что могу сказать:  Милость Господа превосходит наше разумение и если Он обрекает упорствующих грешников на суд или погибель, то только из любви к ним, дабы, утвердившись в грехе не сотворили они большего зла, оставшись невредимыми.

-       Спасибо, учитель. – Молвил смиренно Мартин. – Эти дни непрестанной молитвы и поста укрепили мой дух и стёрли сомнения.

-       Я рад за тебя. А теперь – радостные вести: из долгого странствия вскоре возвращается наш брат и твой первый наставник Флорентий Радейвин. Недавно от него была весть. Он много путешествовал, прежде всего в Германии и Фландрии, а последние несколько месяцев провел на твоей родине – в Чехии: в землях Моравии и Богемии. Флорентий пишет, что у него много важных новостей...

 

В конце марта 1415 года Флорентий Радейвин появился в монастыре Братьев Общинной Жизни. За шесть лет странствий он заметно постарел, но взгляд его был столь же сильным и ясным как и во время первой их с Мартином встречи.

 



[1] Иоанн(11:26)

[2] Матфей (10;33)

[3] Матфей (10;14-15)

  

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] [ Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 03 марта 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru