Joker - Путь Импровизатора

Глава 5 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] [ Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

   

5.

 

«Существуют два средства восстановления в человеке подобия божьего, а именно - изыскание истины и упражнение в добродетели, поскольку он тем подобен Богу, что обладает мудростью и справедливостью, но обладает непостоянно, тогда как Бог неизменно мудр и справедлив. И помогают в этом человеку троякого рода действия. Во-первых, те, что управляют его природными силами; во-вторых, те, что противодействуют внешним вредным влияниям; в-третьих, те, что искореняют уже угнездившиеся в нем пороки.    Следовательно, если мы стремимся исправить нашу природу, то совершаем действие божественное, а если просто провидим, что необходимо для нашего исправления, то это действие человеческое, ибо всякое действие является или божественным, или человеческим.»

Гуго Сен-Викторский «Семь книг назидательного обучения»

 

«Обитель, куда прибыл Мартин, была весьма скромной. Здесь жили восемнадцать монахов, трое (включая уже и Мартина) послушников и пятеро работников. Монахи, в основном были пожилые. Два послушника, восемнадцати и двадцати пяти лет, держались замкнуто и предпочитали уединение общению с Мартином. Распорядок дня – довольно свободный для послушников: обязательное присутствие на утренней и вечерней молитве, три часа в день хозяйственных работ, а остальное время предоставлялось для чтения Писания и творений святых Отцов Церкви, самостоятельной молитвы и прогулок в окрестностях монастыря. Мартину выделили келью – маленькую комнатушку в одном из домиков.

В монастыре находилась библиотека, весьма богатая для столь скромной общины. Мартину было разрешено читать все, что находилось в этой библиотеке, но прежде всего то, что посоветует аббат. Мартин, который в своей жизни не читал ничего, кроме Писания, которое он знал наизусть, был поражен огромным количеством книг и авторов. Ему не составило труда, после первого же ознакомления с библиотекой запомнить и Мужей апостольских и Отцов Каппадокийских, и Тертуллиана, святых Афанасия Великого и Иринея Лионского, Иустина Мученика, Климента Александрийского, Аврелия Августина, Боэция, Алкуина, Беду Достопочтенного, Иоанна Скотта Эриугену, Алана Лильского, Ансельма Кентерберийского, Бернарда Клервоского, Александра из Гэльса, Альберта Великого, Фому Аквинского, Гийома из Шампо, Петра Абеляра, Гуго Сен-Викторского, Петра Дамиани, Петра Ломбпрдийского, Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Иоанна Дунса Скота, Мейстера Экхарта, Иоханна Таулера... Аббат посоветовал начать изучать «Исповедь» Блаженного Августина, но своенравный Мартин решил выбрать что-то на свое усмотрение. Имена всех авторов были ему одинаково незнакомы, но взгляд Мартина остановился на «Книге Истины» Генриха Сузо. Позже послушник был очарован ею, а затем и трудами Экхарта и Таулера по причинам, которые станут нам ясны позже.

 

На следующий же день после прибытия в монастырь, Флорентий представил Мартина аббату Герарду Скадде. Аббат был высоким худощавым человеком лет сорока пяти с выразительным лицом и добрыми глазами. Видимо, Флорентий уже успел рассказать аббату о необычных способностях своего юного спутника, потому что аббат с самого начала проявил особый интерес к его познаниям. Герард Скадде устроил Мартину своеобразный экзамен: просил его читать наизусть главы из Писания, писать по латыни. Мартин с гордостью демонстрировал свои таланты. Аббат сумел скрыть удивление и, в свою очередь, заметив, что мальчик держится гордо и своенравно, сказал ему следующее:

-       Ты, несомненно талантлив, Мартин, но ты не знаешь еще себя. Тот, кто себя самого хорошо знает, тот о себе самом думает низко и не услаждается человеческими похвалами. Если бы ты даже знал все, что есть во вселенной, а в любви не пребывал, - что пользы тебе в том пред Богом, который по делам будет тебя судить?

-       Я не сделал ничего дурного. – Отвечал послушник.

-       А я не о дурном говорю. Я говорю о гордыне, которая питается твоим талантом. Усмири в себе излишн6ее желание знаний, ибо от него тебе прибудет великое рассеяние и обольщение. Знающие любят, чтоб их почитали мудрецами. Много есть такого знания, от которого мало пользы душе или никакой пользы не бывает, и весьма безумен тот, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению. Множеством слов не насытится душа, а благою жизнью мысль освежается, и чистая совесть дает крепкую уверенность в Боге. Чем больше и чем совершеннее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибавится тебе от этого святости в жизни. Не превозносись же никаким искусством и никаким знанием, а лучше убойся данного тебе таланта. Если кажется тебе, что многое знаешь и разумеешь достаточно, пойми, что несравненно больше еще того, чего не знаешь. Не высокомудрствуй, но лучше признавай свое неведение.

-        Что же мне делать?

- Если хочешь полезное знать и на пользу чему-то научиться, желай быть неизвестным и считай себя как ничто. Знать себя по истине и презирать себя это самый лучший совет. Почитать себя за ничто, а о других всегда думать доброе и высокое - вот великая мудрость и совершенство. Верно, когда придет день суда, не спросится у нас, что читали мы, а спросится, что мы делали, не спросится, хорошо ли мы говорили, а спросится, по вере ли жили мы.

Тут за Мартина вступился Флорентий:

-       Заметил ли ты, Герард, с каким красноречием сей отрок читал отрывки из Писания? Я еще при первой встрече с ним в Брно был поражен твердостью и решимостью его речи. Не будь с ним слишком строг. Нам нужны переписчики книг для монастырей Братства, а из Мартина может получится со временем не только благочестивый монах, но и писатель, открывающий новые грани в истолковании священных книг.

Аббат усмехнулся:

- Ты прекрасно знаешь, мой друг, что я вообще не отличаюсь строгостью. Но в Священных Писаниях нужно искать истину, а не красноречие. Каждую часть Священного Писания должно читать в том духе, в котором оно было написано. Мы должны искать в Писании полезного прежде, чем тонкости слова. Также как охотно должны мы читать благочестивые и простые книги, так и книги глубокие и возвышенные. Не нужно соблазняться именем писавшего, великую ли, малую ли славу оно имеет между писателями: пусть одна любовь к чистой истине влечет нас к чтению, писанию и проповеди. Не спрашивай, кто сказал, а внимай тому, что сказано. Люди проходят, но истина Господня пребывает во веки.

При этих словах аббат перекрестил Мартина и велел ему идти.

Время в монастыре летело для Мартина быстро. Несложная работа, прогулки, чтение и совсем немного молитвы – вот что занимало все его дни. Флорентий вскоре отправился в Нидерланды, монахи и послушники предпочитали уединение и, хотя отсутствие общения и тяготило Мартина вначале, он постепенно привык проводить время в одиночестве. Он знал, что одиночество – это одно из условий возрастания той самой силы духа, к которой он так стремился, превознося ее выше всяких других добродетелей. Раз в неделю он исповедовался у Герарда Скадде. Аббат всякий раз наставлял послушника, читая ему длинные проповеди о любви Христовой, но что это за любовь – этого Мартину пока не дано было ни понять, ни почувствовать. Его идеалом была сила духа и воля. Весной 1409 духа, незадолго до пострижения в монахи, Мартин испытал некое возвышенное состояние духа, к которому мы еще вернемся позже. После этого послушник еще более прилепился к трудам немецких мистиков: Сузо, Таулера и Экхарта.

Шестого мая того же года, после утренней молитвы, аббат обратился к трем молодым послушникам, в числе которых был и Мартин:

- Сегодня – день, когда вы становитесь монахами Братства Общинной Жизни. Это знаменательное событие в вашей жизни, но вам предстоит еще пройти немало испытаний. Нужно, чтобы вы научились во многом переломить себя, если хотите удержать мир и согласие в душе. Не малое дело, живя в монастырях или в общинах, обходиться без жалобы и до самой смерти пребывать в верности. Блажен, кто хорошо тут прожил и завершил счастливо! Если хотите стать и преуспевать как должно, считайте себя как странники и пришельцы на земле. Надо вам сделаться безумными Христа ради, дабы вести жизнь монашескую. Наружный обычай и пострижение немного значат, но изменение нравов и внутреннее умерщвление страстей - вот что совершает истинного монаха. Кто еще иного ищет, кроме одного Бога и спасения души своей, ничего не найдет, кроме смущения и печали. Не может долго оставаться в мире тот, кто не утвердился в том, чтоб ему быть наименьшим и всем слугою. Поймите, дети мои, что для служения пришли вы, а не для правления. Помните, что вы призваны на терпение и на труд, а не на праздность или разглагольствование. Вот в чем испытываются люди, как золото в горниле. И никому в этом месте не устоять, если от всего сердца не захочет ради Бога смириться.

Послушники опустились на колени и аббат, по обычаю Братства, дал каждому серебряный крестик, взамен прежнего. Потом продолжил свою речь:

-       Жизнь доброго монаха должна богатеть всеми добродетелями, чтобы таков был он внутри, каким видят его снаружи. И внутри его должно быть еще больше, чем видится снаружи, ибо видит нас Бог, которого должны мы глубоко бояться, где бы ни были, и чисты, как ангелы должны ходить пред лицом Его. Всякий день должны возобновлять обет свой и возбуждать себя к ревности, как будто сегодня в первый раз пришли к обращению; и должны молиться так: «помоги мне, Боже, в добром деле и во святом служении Тебе и дай мне сегодня начать совершенно, ибо без Тебя не могу ничего».

Затем молодым монахам была выдана одежда Братства, очень, кстати, похожая на бедное одеяние францисканцев; и выбриты тонзуры. С этого дня у Мартина появилась новая обязанность – переписывать книги. И, если в выборе книг для чтения он руководствовался своими предпочтениями, несмотря на советы аббата, то здесь воля Герарда Скадде была беспрекословной. Мартин засел за переписывание «Исповеди» и «Теологического трактата» Блаженного Августина.

 

Однажды, после исповеди, аббат спросил Мартина:

-       Боишься ли ты смерти?

-       Не знаю. Я никогда не думал об этом. К тому же я еще очень молод...

-       Это плохо, Мартин, что ты не думаешь о смерти. Слушай же внимательно слова мои: сегодня жив человек, а завтра его не видно. А когда пропал он из глаз, то скоро и мысль о нем проходит. Во всяком деле и во всяком помышлении следовало бы тебе так держать себя, как будто бы сегодня надлежало тебе умереть. Если бы добрая совесть была в тебе, не много боялся бы смерти. Лучше остерегаться от греха, чем убегать от смерти. Если сегодня ты не готов, завтра так ли будет? Завтра день неизвестный, и откуда знаешь ты, будет ли у тебя завтрашний день? Что пользы долго жить, когда мало исправляешься? Долгая жизнь не всегда к исправлению, а часто к умножению вины. Если бы хоть один день могли мы доброю жизнью прожить в этом мире! Многие считают годами время обращения, но плод исправления часто бывает скуден. Страшно умирать, но может быть еще опаснее жить долго. Блажен, у кого всегда пред очами час смертный и кто каждый день готовит себя к смерти. Придет утро: думай, что не доживешь до вечера. Когда настанет вечер, не смей обещать себе, что утро увидишь. Всегда будь готов, и живи так, чтоб никогда смерть не застала тебя неготовым. Когда же придет твой последний час, совсем иначе станет тебе представляться вся твоя прошедшая жизнь, и много будешь скорбеть о том, что жил в таком небрежении и так себя расслабил. Как счастлив, как благоразумен, кто ныне в жизни старается быть таков, каким желает явиться при смерти! Совершенное презрение мира, горячее желание преуспевать в добродетелях, любовь к порядку, труд покаяния, готовность к повиновению, самоотвержение и терпение во всяком несчастье ради любви Христовой, вот от чего происходит великая уверенность при смерти. Много доброго можешь сделать, пока ты здоров; но больной не знаю, что сможешь: немногих болезнь исправляет. Придет время, когда одного дня или часа пожелаешь себе на исправление, и как знать, получишь ли.

 

Мартин и до того читал размышления о смерти святых Отцов и учителей Церкви. Но в этот день слова Герарда Скадде запали очень глубоко в его сердце. Выйдя из часовни на улицу, он заметил как изменились его зрение и слух, и чувства. Он жадно пил секунды, ибо твердо знал теперь, что всего, что он видит, слышит и чувствует может не стать в любой момент. В тот день Мартин понял, что детство закончилось. Было ему немногим больше шестнадцати лет.

  

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] [ Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 03 марта 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru