Joker - Путь Импровизатора

Глава 1 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] [ Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

Часть 2

 

Великая Ересь (2)

 

«И вся история - голое поле с торчащими пнями.»

Василий Розанов «Опавшие листья»

 

«Славянская духовность - явление особое. Это наиболее, если так можно выразится, уретральная духовность в Европе. А Европа, как я уже говорил, сама является уретральной...

Но запомните вот что: для уретральника - основная ценность - свобода. И он будет за нее бороться. Его невозможно ничем, кроме хитрого обмана, посадить на цепь. Он вырвется, ценой жизни, но вырвется...»

Проф. Толкачев (1 часть, глава 20)

 

 

1.

 

«Следует сказать, что Вацлав IV, хотя и популярный среди простого народа, был не в состоянии контролировать внутренне положение с требуемыми тактом и твердостью»

Франтишек Дворник «Славяне в европейской истории и цивилизации»

 

«В августе 1393 года, в день св. Сикста[1] у Томаша Гуски – крестьянина из Моравского местечка Требич[2] – родился мальчик. В двадцатый день августа родной брат Томаша, священник Микулаш крестил новорожденного. Назвали сына Мартином – в честь деда.

Детство Мартина пришлось на первые годы правления Вацлава IV – человека сложного нрава. В Праге распространялись слухи, что молодой король слишком много пьет и из ленности пренебрегает своими обязанностями. Это поощрило панов на заговор против короля. Была организована конфедерация старейших панских родов, во главе которой встали пан Рожмберк и двоюродный брат Вацлава моравский маркграф Йошт. Брат Вацлава, германский император Сигизмунд, покровительствуя конфедерации, вел двойную игру. Так произошло опасное нарушение мира и согласия в Люксембургском доме, заботится о сохранении которых так горячо призывал родичей отец Вацлава покойный Карл IV. Когда Вацлав отказался выполнять требования конфедерации назначать только представителей высшей знати на государственные должности и править, руководствуясь их советами, те взяли его в плен и назначили маркграфа Йошта старостой с диктаторскими полномочиями.

Спас Вацлава его брат Ян Згоржелицкий из Лужицы, который появился в Праге и добился поддержки горожан. Затем помощь пришла от германских князей. Собирать силы начали бюргеры королевских городов. Паны вынуждены были освободить короля, но он так и не смог победить своих могущественных противников. Междоусобная война продолжалась, и Вацлав вынужден был просить о посредничестве Сигизмунда и даже Йошта. Панам были выгодны условия соглашения Вацлава с Сигизмундом и Йоштом. Рожмберк стал бургграфом, а Йошт правил в Праге. Однако, как только смог, Вацлав отвоевал власть и изгнал Йошта из Чехии.

Борьба за власть, которая сделала такой неустойчивой положение Чехии, осложнялась различными событиями, происходившими в её религиозной жизни. Шестая часть земель принадлежала короне, две шестые – дворянству, а всё остальное являлось собственностью епископов, капитулов, городского и сельского духовенства и религиозных общин.

При таком положении дел церковная должность рассматривалась как лучшее и самое надежное средство к существованию. Многие дворянские семьи стремились обеспечить своим сыновьям одну или несколько высших церковных должностей. Деятельность Папы Иоанна XXII способствовала этому, путем всевозможных денежных соглашений с курией. Многие должности давались мирянам за службу, которую они несли королю и даже иностранцам.

Все это вело к упадку нравов и расколу в среде духовенства. Богатые пожертвования порождали роскошь и суетность. Вскоре стало не хватать приходов для все растущего числа священников. Такое неравномерное распределение церковных богатств порождало сильную горечь среди низшего духовенства, недовольного также огромными суммами, которые приходилось отсылать курии.

Микулаш Гуска был очень бедным священником. Средств его едва хватало, чтобы помочь семье брата, который бедствовал: прокормить трех его сынов – Петра, Якоба и младшего - Мартина.

Когда Мартину исполнилось одиннадцать лет, чума унесла его мать и старшего брата Петра. Отец совсем обеднел и много болел, оставив детей почти без присмотра. Микулаш вынужден был наняться викарием к пану Венцеславу. К тому времени он успел обучить Мартина грамоте, латыни и Священному Писанию. Мальчик обладал поразительной памятью и способностью к учебе. Незаурядный ум сочетался у юного Мартина с независимым свободолюбивым нравом. Он был вожаком ватаги мальчишек, совершавших частые набеги на сады пана Венцеслава, и затевающих драки с сыновьями богатых крестьян и пребендариев.

Весной 1408 года Томаш Гуска умер. Его брат Микулаш написал письмо своему дальнему родственнику епископу Штефану Крабице с просьбой взять четырнадцатилетнего Мартина и пятнадцатилетнего Якоба в обучение.

Ранним июньским утром братья, поклонившись могилам отца и матери, отправились в город Брно к епископу Штефану. Делая нечастые привалы, они одолели путь за два с половиной дня и в жаркий полдень девятнадцатого июня достигли ворот Брно. Здесь пути братьев неожиданным образом разошлись. Произошло это так. На главной площади Брно в этот жаркий день было не так уж много народу. В тени большого здания мальчики заметили одиноко стоящего монаха – по виду – францисканца. Был он высок и худощав, и выглядел лет на пятьдесят. Братья подошли к нему:

-       Не подскажете ли, святой отец, как найти дом епископа Штефана Крабице?

-       Я знаю его дом и покажу вам. Но с какой целью вы направляетесь к епископу? – Монах говорил по-чешски с акцентом.

-       Отец послал нас учиться к нему. – Сказал Якоб.

-       И чему же вы хотите научиться? – Спросил монах.

-       Научиться во всем являть себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах. Чтобы нас огорчали, но мы всегда радовались, чтобы мы были нищи, но многих обогащали, чтобы ничего не иметь, но всем обладать[3]. – Отвечал Мартин на латыни словами Священного Писания.

Монах поразился столь удивительным словам, сошедшим с уст подростка:

-       И что же – много ли ты еще знаешь из Писания?

-       Все Евангелия, Деяния апостолов, послания Павла и Апокалипсис. – Гордо произнес мальчик.

-       А что же ты? – Обратился францисканец к Якобу.

-       Грамоте обучен. – Смущенно ответил тот, отдавая должное удивительным способностям и памяти своего брата.

-       А ты писать тоже, конечно, умеешь? – Снова спросил монах Мартина.

-       Умею.

-       Как звать тебя?

-       Мартин Гуска. А это мой брат Якоб.

-       А меня зовут Флорентий. Флорентий Радейвин. Я возвращаюсь из странствия в свой монастырь на юге Германии. Скажу прямо, что тебя Мартин я хотел бы видеть среди наших монахов. В библиотеке монастыря нужны толковые переписчики. Твой брат тоже может отправиться с нами, ибо и для него найдется место в монастыре.

-       Я никуда не пойду. – Отозвался Якоб. – Я должен выполнить волю брата моего отца и поступить в обучение к епископу Штефану.

-       А я никому ничего не должен. – Сказал твердо Мартин. И добавил словами от Иоанна: - Верующий во Христа не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия[4].

Флорентий вновь был восхищен познаниями мальчика и его решимостью. Он велел Мартину ждать его здесь на площади. Якоба же монах отвел к дому епископа Штефана Крабице: и более мы ничего сказать о дальнейшей судьбе Якоба не можем.

Затем Флорентий и Мартин скромно пообедали и тем же днем, помолившись в церкви св.Якуба, двинулись в долгий путь...

 

 

 



[1] 6 августа 1394 года

[2] В Чехии произносится как Тршебич

[3] 2-е послание Коринфянам 6:4-10

[4] Иоанн 3:18

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] [ Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 03 марта 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru