Joker - Путь Импровизатора

Глава 35

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] [ Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

35.

 

«Когда я, медитирующее Я, посредством феноменологического эпохе редуцирую себя самого до абсолютного трансцендентального Ego, не становлюсь ли я тогда solus ipse   и не остаюсь ли я этим solus ipse до тех пор, пока под маркой феноменологии, совершаю последовательное  самоистолкование? Не следует ли тогда феноменологию, желающую решать проблемы объективного бытия и выступать в качестве философии, заклеймить позором трансцендентального солипсизма?

Эдмунд Гуссерль «Картезианские  медитации»

 

За час до прихода гостей, явился Гриша. Сразу же погрузился в изучение Костиных писаний. Гриша пришел в отутюженном костюме, наодеколоненный, затянувший свой животик в тугой жилет. В таком виде Костя видел друга не часто. Внутренне Костя усмехнулся: он предупредил Гришу, что будет незнакомая ему подруга Ольги. Гриша, питая неопределенные надежды, решил, на всякий случай, распушить хвост. Видимо и речь очередную заготовил... Знал бы Гриша, что это за подруга!

Юра прийти не смог: отправился на день рождения тёщи, - причина весьма уважительная...

Обсудить Костины откровения друзьям не удалось: Гриша еще читал, когда пришел Витя Назаров с двумя бутылками венгерского вина. Стали накрывать на стол. Знакомство, общий разговор... Решили, что обсуждать Костины тезисы будут уже в присутствии всей компании.

В шесть вечера прибыли Ольга с Аллой. Ольга была в том же коричневом костюме, что и в воскресенье. Увидев Аллу, Гриша помрачнел: слишком вытянутое лицо со строгими глазами за большими очками, прямые волосы стянуты в короткую крысиную косичку, длинное серое платье и, в довершении к этому – командирский голос. Косте Алла протянула руку и по-мужски пожала. Грише и Вите подчеркнуто вежливо кивнула.

Повисла атмосфера холодности и отчужденности. Пытаясь как-то сгладить напряженное молчание, Оля предложила выпить вина. За столом напряжение не рассеялось (Костя, к тому же не пил и не закусывал – после операции нужно было еще пару недель соблюдать диету из каш). Чувствовалось, что Ольга успела что-то рассказать Алле о том, что произошло в воскресенье. А Алла еще в студенческие времена славилась категоричностью выводов и язвительностью. Косте расхотелось в её присутствии делиться своими откровениями. Но Ольга, справившись с неловкостью, откашливаясь, уже говорила:

-       Вот, Алла, я тебе уже говорила, что Костику удалось связать между собой учение гностиков и философию постмодерна...

-        Что касается гностиков, то это вообще особый разговор, - Жестко отчеканила Алла. Тонкие её пальцы постукивали по бокалу. – А повальное увлечение постмодерном до добра не доведет... Тоже мне: сотворили кумира из сумасшедшего атеиста Делёза, выбросившегося из окна. Хорош пример для подражания! А ведь «по делам их узнаете их»!

-       Ну, положим, что Делёз и был с внешней точки зрения атеистом, - Вмешался Витя, - Хотя, если он и атеист, то очень уж необычный. Его ризома – это попытка в мир культуры, где после Ницше Бога уже не было, вернуть, как бы это выразиться - Бога  вне Бога. Очень мощная попытка. А что касается его самоубийства, то не допускаете ли вы, что в тот момент ему открылось нечто, снявшее все защитные механизмы, в том числе и страх смерти?

-       Оставьте ваши выдумки! - Отрезала Алла, -  Вы слышали хоть один пример, когда, скажем, христианский святой покончил самоубийством? Опять же, под соусом плюрализма господа постмодернисты похоронили всё капитальное: ноумен, трансцендентализм, дух и даже Бога. То есть, они сказали, что, мол, нет первопричины. Она, мол, тоже самое, что и вторичное.... Постмодернисты при этом хорошо спрятались, затуманили суть дела, защитились за неплохо выстроенной аргументацией... Но их аргументация скрывает целый комплекс подмен. Прежде всего, они не преодолели диалектику, что было бы неплохо, а просто отказались от неё. Важно и то, что никакого синтеза во всём этом нет. А что касается ризомы, то это - эстетическая утопия, - нечто вроде несостоявшейся мифологии. Ризома - это неудачная попытка конструкции мифа – нечто основанное на себе.

-       Почему же неудачная? – Спросил Костя.

-       Потому что в Ризоме нет места духу. Потеря духа - проблема тотальной деконструкции, и постмодернизма вообще. Разбирая всё и вся господа прозекторы разложили и дух. И сама их установка на равенство ценностей является предубеждением, даже предрассудком. С чего ради что-то одно равно другому? – Алла выдержала длинную паузу. - Это не только моё мнение.

-       Костя, покажи Алле то, что ты показывал мне! Дерево и ризому... Аллочка, ты сейчас всё сама почувствуешь! – Ольга хотела примирения. Ей было неловко.

-       Да, собственно, показывать-то особенно нечего. – Костя понял, что диалога не получится и был готов к отступлению. А неумение постоять за себя даже в самых простых ситуациях было для него характерно.

-       Позвольте... – Попытался вступить в разговор Гриша. Он ослабил галстук и расстегнул верхнюю пуговицу рубашки. (Жилет был уже давно расстегнут). Алла прервала его на полуслове, как бы не слыша, обращаясь к Оле:

-       Ты, милая, настолько впечатлительна, что пьянеешь от Костиных магических пассов, которые он пытается копировать у своих любимых гностиков, чтобы хоть как-то на них походить. Нельзя быть такой доверчивой!

-       Вы что-то имеете против гностиков? – Вступил-таки в разговор Гриша.

-       Конечно! Я догадываюсь, где ты, Костя нашел область пересечения гностиков и постмодернистов. Это – свойственные тем и другим – анализ и разъятие. Вооружившись категориями относительного и конечного, гностики и всяческие ведуны и волхвы выступили против универсализма и объявили войну абсолютному и вечному. Анализ восстал на синтез, разъятие - на цельность. И, судя по многим показателям, война эта - не на жизнь, а на смерть. Анализ и разъятие - стихия гностиков. Они в принципе не могут помыслить о равновесии, не говоря уж о гармонической целостности частного и общего, абстрактного и конкретного, телесного и духовного... Что-то одно у них всегда и слишком перевешивает... Гностики разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве является единым или соединенным. Все гностические системы отвергают самый корень общего между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает лишь только Бога, казавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом... А это тревожит - когда анализ преобладает над синтезом - последствия могут быть разрушительны. И вот почему: призрачному Спасителю соответствует и призрачное спасение.

-       Никак не могу с вами согласиться. – Гриша начал набирать обороты. - Гностицизм  оказался в числе основных предпосылок средневековой культуры и философии Средних Веков. Многие концепции незаметно ни для себя, ни для церкви продолжали гностическую традицию и добились немалых успехов. На этом пути был создан христианский экзистенциализм Блаженного Августина, мистицизм Франциска Ассизского, номинализм и реализм, без которых не смогла бы появиться философия Нового Времени и учение о двойственном апофатическом и катафатическом познании, которое и сегодня, кстати, актуально. Гностическая традиция сказалась и на православии, благодаря, например, учению об образах Иоанна Дамаскина и привела к учению Бердяева о символическом познании. Наконец, к глубокому анализу символов, аллегорий, метафор, образов в современных науках о духе.

-       Гностическая концепция жива и сегодня. – Подхватил Витя. - Она провоцирует эзотерическую сторону современной культуры, стимулирует ощущение окружающей нас тайны, духовные поиски и стремление к неведомому. Гностицизм прослеживается во многих лучших образцах современной литературы и искусства: Гессе, Сент-Экзюпери, Ричард Бах... В конечном счете, гностицизм своими поисками подталкивает культуру к обновлению.

-       Ах, к обновлению! А что вы скажете о том, что подвергая сомнению единство Бога и Христа гностицизм отрицает и единство человечества. Род людской у гностиков состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаной; - душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга; - и духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти привилегированные избранники – пневматики - ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере. Вот и разрушительные последствия дисгармонии, анализа без синтеза: отсутствие позитивного жизненного начала - отсутствие объединяющего начала, выраженного равновесием между божественным и мирским, между общим и частным, абстрактным и конкретным. Это отсутствие позитива означает: жизнь в принципе неорганизуема, ибо она есть нечто асимметричное, она есть бессмысленный хаос, а в социальном плане жизнь-хаос есть анархия. В хаосе все призрачно, неустойчиво, зыбко и делает призрачным не только Бога и всю миссию Христа, но гностические призрачность и анализ практически разрушают единство человечества, заложенное в христианском универсализме. Это нерушимое единство обеспечивается фундаментальным принципом: равноправием, то есть, всеобщим человеческим правом всеобщего равенства перед Богом.  Гностики постулируют неравенство как данность, ибо Бог призрачен, быть равными перед призрачностью невозможно, а равноправия перед бытием быть не может. Следовательно, кто-то обделен при рождении и, что бы он ни делал, как бы ни пытался спастись, погибнет без следа, ибо принадлежит к касте материальных людей, к низшему сорту человечества. Это – илики. Следующий класс людей не столь неудачлив. Это - психики, доверчивые и примитивные люди, находящиеся под влиянием Демиурга, который узурпировал в головах доверчивых людей власть Всевышнего Бога, подчинив их сознание «христианским зомбированием». Это каста психиков, которые так и погрязнут под властью ревнивого и злобного Демиурга. Они так и будут пребывать вечность в своем низменном и тупом самодовольстве в каких-то неприятных адских просторах вселенной. Третий класс - высшая каста. Это пневматики или духовные; это гностики, духом ведающие духовный смысл бытия - от рождения. Они избранные от рождения, от рождения спасенные и уготованные для пребывания в сферах абсолютного бытия, в плероме. – В голосе Аллы звучала издёвка. - Что бы они ни делали, как бы ни грешили, как бы ни ошибались в этой земной юдоли, преступая законы, крадя, предавая, убивая и сбивая с толку глупцов и невежд, все одно - они спасены заранее. Что тут размышлять - очень даже удобненько - никакой свободы воли, следовательно, и никакой ответственности ни за преступную мысль, ни за преступное слово, ни за преступное деяние.

-       Ну, это только в учении Валентина так. – Пробовал защищаться Костя. – У Василида такого разделения нет.

-       Такого нет, зато есть другое: на избранных. От всего этого веет каким-то архаичным мраком. Архаичность по обыкновению не склонна к развитию, она статична, следовательно, и сознание гностика статично. И эта косность архаичного сознания, принимающая как нечто обыденное распределение судеб людских еще до рождения и чуждою волею неведомого Предопределения по крепостным кастам в сочетании с представлением о картине хаотичного, разъятого, разорванного, и потому асимметричного, мира порождает несколько явлений: фатализм, фетишизм, магизм и расизм. Нет, не германский расизм с его борьбой за чистоту крови и расы или американский куклусклан, продемонстрированные всему миру в минувшем столетии. Гностики не будут заниматься антропологическими изысканиями округлости или угловатости вашего черепа, измерять, на какой угол косит разрез ваших глаз, кудрявые ли ваши волосы и черны ли они, какого цвета ваша кожа. Нет, они архаичные расисты - по верованиям, по симпатиям. Они расисты идеологические. Они примут в свою эклектичную команду таджикского муллу и китайского шамана, азербайджанского экстрасенса и русского колдуна, американскую гадалку с картами или французского специалиста по каким-нибудь никому неведомым биополям, или португальского телепата... И все это прикроют православно-еретической символикой. Полный интернационал!

-       Позвольте... – Гришу опять проигнорировали:

-       Но, если вдуматься в тот факт, что картина мира гностиков неверна уже в основных своих постулатах, а именно: жизнь есть призрачный хаос и касты в хаосе статичны и предопределены в категориях Вечности, то вывод напрашивается сам собой, даже и не один вывод. Хаотичность никак не сочетается со статикой, призрачность с вечностью. Но это вовсе не означает, что носители архаичного, статичного сознания не уверены в обратном. Существует тонкая грань, перейдя которую, вы перейдете из мифологических и поэтических образов восприятия цельности мироздания в попытку философски, хотя и слишком антропоцентрично, слишком по своему образу и подобию, но представить логическую модель мироздания и мгновенно окажетесь в гностицизме. Существует мера этой тонкой грани. Нарушив меру, человек из одного измерения попадает в противоположное, а именно: из области религиозной, церковной мистики он оказывается в области магии. А магия составляет первоначальную суть гнозиса: гностик есть ведун, повелевающий миром духов и знающий таинственные формулы или заклятия.

-       Ты перегибаешь палку. – Возразил Костя. – Дело не в формулах и заклятиях, а в том, что Бог желает быть познанным. Это и составляет суть гнозиса...

-       Это тебе сам Бог сказал? – Съязвила Алла.

Костя хотел было сказать, что да – Сам, вспомнив свою беседу с Богом. Но удержался. Алла продолжала свою линию:

-        Христианский мистик - не ведун, он ничего не знает. Он может только ставить вопросы, как любой другой человек, но не знает ответов. Мистик чувствует, но не ответ, не знание и не ведение чего-либо конкретного, например - сколько ангелов есть под землей или на небе; или в какое время полуночи и на каком перекрестке, под какими именно тремя соснами или березами надо принести одному из духов в жертву петуха, черную кошку или барана, чтобы сглазить или уничтожить врага или соседа, или, совсем наоборот - приворожить возлюбленную... Мистик чувствует совсем другое - не узкую частную потребность в чем-то узко конкретном, что есть прикладное желание. Но чувствует он то глобальное, что вместе с тем его личное, конкретное. Но ощущает он то абсолютное, без которого не может существовать его личное, относительное.

-       Подожди, Алла, Костя и говорил как раз о соединении ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ... – Впервые за долгое время заговорила Оля.

-       Да ладно, Оля, взаимопонимание здесь уже не получится. – Отозвался Костя. Но Алла не услышала или сделала вид, что не услышала. Она продолжала:

-        Мистик чувствует общее в частном человеке, то есть, все то, что расщепляет и разъединяет гностик. Одним словом, он чувствует единство мироздания и эмоциональную свою связь с ним. Более того, мистик чувствует свою ответственность за эту цельность. Как Данте чувствовал цельность и единство своего Я и мира перед его Творцом и испугался за нарушение равновесия этого мира по своей вине настолько, что прозрел гармонию мира в величественных образах. Он был мистик. И этот его страх и ответственность есть ничто иное, как старое и когда-то затертое понятие страха божьего. Так вот, этот страх и эта ответственность за нерасторжимое мировое единство и есть та мера, что отделяет непроходимой пропастью веру от суеверия, мистику от магии и верующего человека от гностика, якобы знающего все ответы на все вопросы, знающего - как надо. В этом отличие Данте от Беме, Августина от Парацельса, Владимира Соловьева от мадам Блаватской или Отца Меня от гуру Дугина и так далее...

Снова воцарилось молчание за столом. На этот раз – не напряженное, а безнадежное какое-то.

-       Ну что же, мне пора идти. Спасибо за вино. – Алла сохраняла невозмутимость. Такое впечатление, что просто прочитала лекцию перед студентами.

 

Алла с Ольгой ушли. Гриша налил себе остатки вина из бутылки, закурил:

-       Ну что, братцы, надавали нам оплеух, блин!

-       Да почему оплеух? Непонимание полное... Такое впечатление, что под гнозисом мы и она понимаем разные вещи... – Отозвался Костя.

-       А мне понравилось то, что она говорила, и то, как говорила. У человека есть четко выраженное собственное мнение. Пусть категоричное, но свое. А я вот все время колеблюсь, сомневаюсь... – Витя тоже закурил.

-       Думаешь это плохо – сомневаться? – Спросил его Гриша.

-       Плохо или хорошо – не знаю. Только я от этого мучаюсь. А эта Алла, по-видимому, подобного рода мучений не знает.

-       Вот-вот. Нападая на гностиков, она продемонстрировала своё незыблемое ЗНАЮ. То есть, как раз то, что так ревностно обличала. – Костя взял с письменного стола бумаги, которые до прихода гостей изучал Гриша. – Уровень Знаю в области сознания... Посмотри это, Витя. Если у вас, ребята, не окончательно испортилось настроение и есть еще силы, то я бы кое-что еще рассказал, до чего допер вчера вечером.

-       Отлично! – Оживился Гриша. – Всего-то девять часов...

  

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] [ Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 15 февраля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru