Joker - Путь Импровизатора

Глава 20 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] [ Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  

20.

 

«И еще, не довольствуясь тем, что они осквернили своими злодеяниями славное когда-то имя Богемского королевства, они прибавили к прежнему злу новое, еще худшее: извращая писания пророков и Евангелия, они объявили народу, что теперь, в наши дни, возвращается царство Христово, и составили об этом много разных статей, частью еретических, частью ошибочных, больше всего соблазнительных. Главным их составителем, глашатаем и защитником был один юный пресвитер из Моравии, человек богато одаренный и обладающий чрезмерно обширной памятью, Мартин, получивший за свое красноречие прозвище Локвис, потому что он безбоязненно выступал с речами, опираясь не на произведения ученых мужей, а на то, что у него было своего. Главными же его последователями были магистр Иоанн Ичин, бакалавр искусств Маркольд, Вацлав Коранда и другие священники таборитские».

Лаврентий из Бржезовой «Гуситская хроника».

 

Начало лета 1420 года. За последние полтора года Мартин часто размышлял о людях, пренебрегших Евангельскими законами. Таких людей он повидал за последнее время много. Богатые священники, знатные горожане, разъевшиеся монахи... Что заставило их отречься от той жизни, о которой говорил Иисус? Во имя чего они отвернулись от Него? Зачем погрязли в алчности, роскоши, пороке? Почему поклоняются идолам: статуям и иконам – пустышкам, в которых нет ничего от Бога? Наконец, какое они имеют право притеснять людей бедных, живущих в нищете и смирении? Задаваясь этими вопросами, Мартин невольно вспоминал то Откровение, что случилось с ним в юности – беседу с мыслью Иисуса. На его вопрос о том, откуда приходят грехи и злоба, ад и дьявол, Его мысль тогда ответила: «Там где разумная тварь вместо того, чтобы сохранять послушное стремление к Единому, отвернулась от Него, неправедно устремляясь к своему собственному, вот там и появляются дьявол и всяческое зло». Вот где разгадка: человек отворачивается от Бога к своему, к собственному. К имуществу, богатству, власти, идолам, собственным заблуждениям... Собственное – вот что следует уничтожать, чтобы прийти к миру, где каждый равен другому, где каждый обращен в своем сердце только к Богу и Его воле. Такой мир и виделся Мартину, как воплощение Царствия Христова; за этот мир он боролся, за этот мир он убивал, не зная жалости, проповедовал, наполняясь ненавистью к отступившимся...

Часто вспоминал Гуска и слова аббата – Герарда Скадде: «Всех беднее тот, кто живет без Иисуса; но всех богаче, кому благо быть с Иисусом. Ежели ты решишь поставить этот мир превыше Иисуса и уклониться во внешнее, то тем самым можешь ты отогнать Иисуса и потерять благодать Его. А когда Его отгонишь и потеряешь, к кому тогда прибегнешь, какого друга найдешь себе? Не можешь ты быть долго без друга, и когда Иисус не станет тебе другом ближе всех, будешь очень одинок и печален. Поэтому выбери лучше весь мир иметь себе противником, нежели оскорбить Иисуса», и ответ аббата на его вопрос, отчего Иисус в ряде мест Писания является не только любящим, но и карающим: «Милость Господа превосходит наше разумение и если Он обрекает упорствующих грешников на суд или погибель, то только из любви к ним, дабы, утвердившись в грехе не сотворили они большего зла, оставшись невредимыми». Тогда, в юности, под воздействием этих слов и мыслей, Мартин сделал вывод: милость Иисуса может и должна быть разнообразна, подчас жестока и непонятна простому уму, а за истину можно и нужно бороться и воевать. И милость Господа исполняется руками человека.

Он же – Мартин – чувствовал себя избранным для этой миссии. Ведомый потоком могучей силы, которая придавала ему непоколебимую уверенность в себе и своем назначении, он проповедовал все яростнее, все жестче. Здесь в Таборе у него были тысячи сторонников, но в последнее время появились и противники, утверждавшие, что его слова – слишком вольное толкование Писания и попахивают ересью. С этими людьми Мартин спорил, приводя многочисленные места из Нового и Ветхого Завета. Пока что споры эти заканчивались мирно, но Мартин Локвис знал, что у его противников была не меньшая, чем у него, а даже большая армия приверженцев, - в основном людей знатных, не желающих полностью расставаться ни со своими привилегиями, ни с надеждами на богатство (хотя пока в Таборе почти все имущество было общее). В один прекрасный момент могла разразиться гроза. Но Мартин был неукротим и не желал, да и не мог идти на какие-то уступки. Однажды утром, перед несколькими сотнями людей, собравшимися на главной площади Табора, чтобы послушать его проповедь и причаститься, Мартин произнес речь, в которой выразил наиболее смелые свои мысли – то, что копилось в нем около года, и что он впервые решил сказать открыто. Говорил Мартин так:

- Братья, пришло время вам узнать, что по окончании века сего, - а время это уже наступает, - тайно явится в новом своем пришествии Христос для обновления своего Царства, о чем мы его и молим: "Да приидет Царствие Твое". И будет при этом новом пришествии время не милости, но возмездия и взыскания огнем и мечом. Так что все противники закона Христова должны погибнуть от кар для исполнения которых должны быть призваны верные. Эти верные – вы, братья. В это время возмездия, Христу следует подражать не в Его благости и милосердии в отношении грешников, но в Его рвении и неистовстве и в справедливой взыскательности.

Толпа одобрительно зашумела. Мартин продолжал:

- Знайте, братья, что в это время возмездия, всякий верующий, пресвитер и какое бы ни было духовное лицо, будет проклят, если меча своего не обагрит кровью противников закона божия, но должен умыть руки свои в крови их и тем освятиться.

Несколько протестующих голосов утонули в гомоне толпы и громоподобном голосе проповедника:

- Если кто в это время услышит проповедь слова Христова, в котором сказано: «...и тогда пусть все, находящиеся в Иудее, бегут в горы», и не уйдет из городов, сел и замков в горы вещественные, где собираются только табориты и братья их и сестры, тот совершит смертный грех против заповеди Христовой и во грехе своем погибнет, ибо теперь никто не может спастись от бича Господня, кто не уйдет в горы к его верным. В это время возмездия, все города, села и замки должны быть опустошены, разрушены и сожжены, ибо уже ни Господь Бог и никто другой в них не вступит. Вы же - братья таборитские явитесь ангелами, посланными для выведения верных из всех городов, селений и замков в горы, подобно выведению Лота из Содома. Вы и ваши приверженцы - есть войско, посланное Богом по всему миру для упразднения всех соблазнов из Царства Христова и для извержения злых из среды добрых и для совершения отмщения и наложения наказаний на народы, противящиеся закону Христову, на их города, села и замки. Всю же частную собственность противников закона Христова вы должны у них отнять, взять и опустошить, разрушить или сжечь.

И тут над притихшим народом возвысился голос пресвитера Стефана Местецкого:

-       Брат Мартин, слушать такие речи весьма непривычно. Не есть ли твои слова об окончании века сего и о том, что следует нам разрушать и опустошать села и замки – твои собственные мысли, не основанные на Священном Писании?

Толпа снова загудела: слышались голоса в поддержку и Стефана и Мартина. Многие же кричали:

-       Не перебивай его. Локвиса! Мы хотим слушать Локвиса!

Сам же Локвис выдержал небольшую паузу и, чувствуя, что большинство – на его стороне, гордо отвечал:

-       Под кончиной века сего я разумею то, о чем сказал Христос у Матфея в главе двадцать четвертой, о чем тебе, пресвитер, должно быть ведомо. Когда перемены в людях станут слишком значительными, тогда и скончается век. Итак, окончанием века я называю изменение добрых к лучшему и истребление злых, ибо сказано у пророка Иеремии «Я совершу истребление во всех народах, тебя же не обреку на истребление»[1]. Пророк Исайя говорит об этом же так: «Всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся»[2]. Следовательно, что же остается, как не то, чтобы поутру убить всех грешников и изгнать из Царства Божья всех, творящих беззаконие, и, как сказано у Исайи: «если будут изгнаны вечером, то наутро уже не сохранятся, ибо такова участь разорявших нас, и таков жребий грабивших нас»[3]. И еще, Стефан, для тебя и для тех, кто сомневается, приведу я слова пророка Исайи: «Имя Господа идет издали, горит гнев его, и пламя его сильно, уста его исполнены негодования, и язык его, как огонь поедающий, и дыхание его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы рассеять народы до истощения; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению[4]».  «Ибо вознегодовал Господь на всех людей, и ярость охватила его на все их зло; и убил он их и предал на истребление[5]». «И говорит Господь: "Восстану я ныне и распалюсь гневом и подымусь на вас, и вы воспримете жар на солому крыш ваших. Дух ваш, как огонь, поглотит вас и будут народы как пепел от пожара, и вместе с тем пожрет огонь и все заботы духа»[6].

-       Правильно, Локвис, продолжай! – Раздался одобрительный голос Петра Канища из первого ряда слушающих. Снова – одобрительный гул. Мартин же заметил, что Стефан Местецкий и с ним еще несколько десятков человек покидают площадь. Он усмехнулся и говорил далее:

- Так вот, братья, по окончании века сего придет Христос, сошедши с небес явно, в собственном своем лице и будет виден телесными очами, придет, чтобы принять свое Царство в этом мире и устроить пиршество великое и трапезу агнца как пир брачный невесте своей церкви здесь, в горах. И как во времена Ноя все, кто не был в ковчеге, были поглощены водой потопа, так и теперь все злые, которые не будут на горах, будут истреблены в одно мгновение, и так упразднит господь весь соблазн в Царстве своем. При этом втором пришествии Христа, перед днем судным упразднятся цари и князья и все церковные прелаты и не будет в этом восстановленном Царстве ни податей, ни сборщиков их, ибо сыны Божьи будут попирать ногами шеи царей, и все царства под небом даны будут им. Итак, избранные не будут более терпеть преследований. И в этом восстановленном Царстве не будет никакого греха, никакого соблазна, никакой скверны, никакой лжи, но все будут избранными сынами Божьими, прекратятся все страдания Христовы и членов его. И слава этого восстановленного Царства в этой жизни перед воскресением мертвых будет больше, чем слава ранней христианской церкви.

После этих слов Мартина еще около полусотни человек поспешно удалились. Уходя с площади, многие из них о чем-то горячо говорили, судя по обилию жестов. Мартин опять усмехнулся, на этот раз со злостью, но голос его зазвучал еще сильнее и вдохновеннее:

- В этом восстановленном Царстве не будет светить людям солнце ума человеческого, потому что не будет никто учить ближнего своего, но все будут учениками Божьими. Установление же апостола Павла о посещении церкви после такого преображения не должно будет исполняться, потому что не будет больше храмов. Ибо сказано в Откровении Иоанна «Господь всемогущий есть храм его, ибо как разрушится вера и надежда, так же и храмы»[7]. И все избранные, которые тогда останутся живыми, со всех краев земли все вместе во плоти будут взяты в облака на небо навстречу Христу, как говорит апостол. Произойдет всё это очень скоро, и некоторые из нас, оставшиеся в живых, увидят святых господних, воскресших, и среди них магистра Яна Гуса, ибо приблизит Господь этот час возмездия, ускорив ради избранных своих окончание века.

 

После совершения причастия, Мартин бродил по Табору в восхищении духа, ибо впервые изложил он всенародно, а не только для избранных друзей, то, что берёг для заветного часа. И час этот наступил. В новом свете открылось и для него самого то, что сказано было в Писании, в трудах святых Отцов, которые он читал в библиотеке монастыря Братьев Общинной Жизни и в беседах Герарда Скадде и Флорентия Радейвина: миром сим – творением можно и должно пренебречь, устремляясь во всех помыслах своих лишь к Творцу и Господу нашему Иисусу... Слова Герарда Скадде звучали в его голове: «выбери лучше весь мир иметь себе противником, нежели отступиться от Иисуса».

 

 



[1] Иеремия (30;11)

[2] Исайя (1;28)

[3] Исайя (17;14)

[4] Там же (30;27-28)

[5] Там же (34;2)

[6] Там же (33;10,12) – довольно вольный пересказ Мартина этих глав.

[7] Откр. (21;22)

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] [ Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 08 августа 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru