Joker - Путь Импровизатора

Глава 17 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] [ Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

17.

 

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет»

Откр. (20; 1-4)

 

Не только простой народ был возмущен казнью Яна Гуса. В сентябре 1415 года многие чешские бароны и вельможи собравшись в Праге, подписали протест Констанцскому собору, обвинив сам собор в несправедливом и незаконном осуждении на смерть проповедника Евангелия магистра Гуса.

Собор не отозвался на протест чехов...

 

В Праге, между тем, учение Гуса о причащении под обоими видами и о возвращении церкви к апостольской бедности стало символом назревающего восстания. В июле следующего года мимо ратуши проходила процессия со святыми дарами евхаристии. Процессия встретила на своем пути преграду в лице противников причащения чашей. Тогда участники процессии, к которым присоединился близкий королю Чехии Вацлаву воевода Ян Жижка, избили своих противников, а многих из них поубивали. Вследствие этого происшествия всех, кто был еще против учения Гуса, охватила паника. Ян Жижка возглавил начавшееся восстание, и вскоре под его руководством были выдворены из Нового Города и умерщвлены бургомистр и консулы, пытавшиеся возражать восставшим. С каждым днем община чашников – тех, кто приветствовал причащение под обоими видами – росла. Это были люди из разных сословий – от городской бедноты, до высокопоставленных вельмож. Противники чашников были вынуждены бежать из города.

События развивались стремительно: вскоре умер от удара король Вацлав. Община чашников избрала четырех капитанов, в том числе и Яна Жижку, и предоставила им печать и знаки консульской власти.

В Старом же Городе, с согласия бургомистра Яна Брадатого толпа обходила церкви и монастыри – ломали и уничтожали органы и иконы – преимущественно в тех храмах, где до того не допускалось причащение под обоими видами.

В короткое время восстание охватило всю Чехию. Разорялись церкви и монастыри, смерти предавались противники чаши. Последние отчаянно сопротивлялись и, в свою очередь, объединившись, чинили жестокую расправу с чашниками. Скоро вся страна была охвачена междоусобной войной.

Вести о событиях в Чехии вызвали резкую реакцию в Римской Империи. Новый папа Мартин V объявил крестовый поход против чехов, как против еретиков и врагов римской церкви. Армия императора германского и венгерского Сигизмунда двинулась на Прагу...

 

В Велеградской общине вальденсов-пикардов после первых дней скорби о мученической смерти магистра Яна Гуса и обсуждения несправедливости римской церкви, проповеди и горячие споры приобрели новую окраску. Заговорили об Апокалипсисе и наступлении тысячелетнего царства Христова. И первым поднял эти темы Мартин Гуска, ныне именуемый Локвисом. Когда вести из Констанца о расправе над Гусом достигли общины, Мартин вдруг, одновременно со скорбью и гневом, почувствовал необычайный подъем духа. Вся его прежняя жизнь предстала перед ним как подготовка к чему-то очень важному. Все, чему учился он у Флорентия Радейвина и Герарда Скадде, все его знания, вся сила вдруг соединились в нечто целое. Личные цели и устремления остались в прошлом – теперь он был во власти могущественной силы, устремляющей его к служению. И это служение было отныне связано с освобождением Чехии от ига церкви. Именно в ней – в церкви - Мартин теперь отчетливо увидел дьявольский лик. В какой-то миг он ощутил резкий поворот: раньше он шел к Богу, теперь же – от Бога, как Его слуга, воплощая Его волю. И воля эта была обращена против церкви. Он, Мартин был одним из тех, кто должен был направить народные силы на борьбу с Антихристом и его проявлениями: церковью, богачами, власть имущими, и он должен был провозгласить начало царства всеобщей справедливости – царства Христова. Так он чувствовал, и ничто не могло уже поколебать это чувство, это знание, эту внутреннюю истину. С удивлением заметил Мартин, как изменился характер его мыслей. Изменились и его проповеди. Они стали еще более вдохновенными, но и более жесткими, непримиримыми, однозначными. Воля, вложенная в его слова, буквально завораживала слушающих, проникая в самые глубины их существа. Сила же, которая вела отныне Мартина, направила его внимание к Откровению Иоанна. Именно в Апокалипсисе находил Мартин и объяснение тому, что происходило в стране, и ключ - призыв к действию.[1]

Его страстная речь была обращена уже не только к общине, но ко всем жителям Велеграда, собиравшимся слушать его на площади городка:

- В своем втором послании апостол Петр говорит: «Одно не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»[2]. А поскольку Господь сотворил мир за шесть дней и предался отдыху в седьмой, то этому дню покоя Божьего должен соответствовать тысячелетний период покоя и благоденствия на земле. А Святой Иоанн в Откровении пишет, что Иисус за тысячу лет до конца мира вновь придет на землю, воскресит праведников и образует Свое царство, которое простоит тысячу лет, и по истечении этого срока настанет его упадок. Произойдет это после того, как откроется звериный лик Антихриста. А он открылся после суда над мучеником и верным евангелистом Яном Гусом. И имя Антихристу – церковь римская, которая господствует на земле, сеет зло и несправедливость, разоряет бедняков и противится всеобщему равенству! Иисус вдохновляет нас, братья вести беспощадную борьбу с Антихристом и установить во Имя Его тысячелетнее царство равенства, свободы и справедливости, где не будет богатых, и где Он Сам будет пребывать в сердцах наших.

Эти слова молодого проповедника были встречены громкими одобрительными возгласами велеградцев. Глаза Мартина горели. Сам он, казалось, излучал неимоверную силу и решимость:

-       «Царствие Мое не от мира сего. Не мир Я принес, но меч. Не любите мира и того, что в мире. Огонь я пришел низвести с небеси, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся», - говорил Спаситель. И нам, братья, суждено препоясаться мечом и выступить на войну с Антихристом!

После проповеди к Мартину подошел Милан Ченек. Он был возбужден: даже капли пота выступили на лбу:

-       Мартин, я слушал тебя с восхищением. Теперь я знаю какого подвига ждет от меня Господь. И я готов препоясаться мечом и биться вместе с тобой за справедливость и царствие Христово. Одно только сомнение гложет меня. Помнишь, ведь в Евангелии от Иоанна сказано, что Христос пришел в мир не для суда над ним, но для спасения его, ибо «так Господь возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него»[3].

-       Верно, - Отвечал Мартин, - Однако из проповеди Христа необходимо следует, что мир не может быть спасен. Спасутся избранные, - сто сорок четыре тысячи. «Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои»[4]. Сто сорок четыре тысячи - такое число называет Апокалипсис, - которые наследуют царство Божие под новым небом, и на новой земле. «Мы ожидаем новое небо и новую землю, на которых обитает правда, - говорил апостол, - тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимы тем же Словом, оберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков»[5].

-       Ты развеял мои сомнения. Я готов. Но силы неравны. Здоровых мужчин, вдохновленных твоими словами в Велеграде наберется не более ста. Что это в сравнении со сторонниками церкви?

-       Вот увидишь, Милан, что после того, что произошло в Констанце, многие сторонники церкви перейдут на нашу сторону. Не мы одни думаем подобным образом.

-       Откуда ты знаешь это?

-       Я это чувствую. Сердцем чувствую и уверен в том, что говорю тебе. – Взгляд Мартина был ясен и излучал все ту же силу и твердую решимость, что и во время проповеди. – Когда мы услышим первые вести из других городов – это и будет сигналом к выступлению. У Господа много верных слуг, которые слышат Его зов.

 

Вскоре такие вести действительно пришли. Говорили, что в городе Пльзень некий священник Вацлав Коранда, обладающий большим авторитетом, проповедовал народу новое пришествие Христа, при котором должны погибнуть все злые и неверные люди. Добрые же и верные истине и причащению чашей должны собраться в пяти городах, которые уцелеют от гнева Господнего. Ибо Господь хочет теперь уничтожить весь мир, кроме этих пяти городов. Названия же этих городов: Пльзень, Жатец, Лоуны, Сланы и Клатовы.

«Началось! Пора!» – Все члены общины и еще полтораста мужчин и женщин, вооружившись, в основном, вилами и топорами, двинулись в Пльзень. Шли через всю Чехию, проповедуя в каждом городе и местечке, разоряя монастыри, уничтожая иконы. К шествию присоединялось все больше священников и простых людей из разных городов. К Пльзени под руководством Мартина, чей авторитет, укрепляемый его красноречием и удивительной внутренней силой, рос с каждым днем, подошло уже пять с половиной тысяч человек. В городе Писек к этой армии присоединился долговязый молодой священник Петр Канищ, который вел за собой в Пльзень к Вацлаву Коранде триста человек и тоже проповедовал наступление тысячелетнего царства Христова. Мартин и Петр сразу понравились друг другу и подружились. Противники чаши, завидев многотысячную народную армию, бежали с её пути. Только в одном месте людям Мартина было оказано сопротивление – в монастыре Желив. Монахи закрыли ворота и лили со стен монастыря на осаждавших горячую смолу, в результате чего двенадцать повстанцев погибли и еще несколько были изувечены. Ворвавшись через несколько часов осады в Желив, Мартин и его люди громили статуи и иконы, монахов же, в количестве шестидесяти человек, связали и потребовали отречься от римской церкви и принять новое учение. Двадцать пять монахов, во главе с настоятелем монастыря, отказались раскаяться и были брошены в ров и насмерть закиданы камнями. Мартин первым бросил в ров тяжелый камень. Он не чувствовал ненависти к несчастным жертвам этой расправы. Он был во власти силы, которая направляла его действия и доверял этой силе. И он был спокоен.

Когда повстанцы покидали монастырь, к Мартину подошел Милан Ченек. На этот раз лицо его выражало тревогу и озабоченность:

-       Сегодня мы совершили смертный грех – убийство. Я как и все кидал камни в ров, и у меня до сих пор в ушах звучат стоны и проклятия монахов. Я откликнулся на призыв препоясаться мечом и уничтожать врагов истины, но сейчас, когда на моих руках первая в моей жизни кровь, - пусть даже это кровь врагов истины, - я растерян. Имеем ли мы право убивать людей? Ответь, Мартин, ответь от сердца и тогда я поверю тебе.

-        Кто убивает во имя истины, тот не знает вины. – Коротко отозвался Мартин и эти его слова звучали твердо – в них не было ни тени сомнения.

-       Но такого завета нет в Писании! – Милан уже успокоился, слова Мартина мгновенно отрезвили его, но ум его еще не мог их вместить.

-       Этот завет есть в моем сердце. А оно сейчас ведомо Господом.

И еще раз удивился Милан непоколебимой внутренней силе своего младшего друга и поразительной, однозначной убедительности его слов – что бы он не произносил.

 

И вот более чем пятитысячная армия повстанцев подошла к Пльзени. Вацлав Коранда уже знал о приближении этих людей, во главе которых стоял молодой, но  могучий духом проповедник Мартин Локвис. Коранда, жители города и те, кто прибыл по призыву Вацлава в Пльзень недавно, вышли навстречу людям Мартина. Коренастый сорокалетний Коранда обнял Мартина. Он еще издали почуял, что это тот самый человек, о красноречии и силе духа которого уже несколько недель в Пльзени распространялись легенды: еще бы – выйти из Велеграда с двумя сотнями людей и за месяц воодушевить пять тысяч!

Через несколько дней на главной площади Пльзени, перед жителями и вновь прибывшими Вацлав Коранда зачитал следующую грамоту:

- Мы, Вацлав Коранда, Мартин Локвис, Петр Канищ, Милан Ченек и еще 15 священников, подписали сию грамоту, согласно которой:

Не следует придерживаться никаких учений святых отцов, никаких обычаев и традиций, созданных людьми, но все это следует упразднить и уничтожить, как заветы антихриста, потому что Христос и его апостолы нигде в Новом завете этого делать не указывали;

И еще не следует считать святым никакое миро, или освященный елей, или воды для крещения. Не следует также соблюдать обряда обедни в отношении облачения и ритуала, установленных церковью, но следует их отбросить и упразднить совершенно, как установления человеческие и препятствующие закону божию;

И еще все богослужебные книги и молитвенники, и все украшения, и всякие другие предметы, применяемые при богослужения, роскошно украшенные одежды – все это нужно уничтожить или сжечь; больше подобает во всех упомянутых богослужениях выступать в простых сельских одеждах, а из этих облачений лучше понаделать зипунов и рукавиц, нежели пресвитерам совершать в них богослужения;

И еще кроме воскресных дней верующим не следует почитать никаких других праздничных дней;

И еще – каждого пресвитера, совершающего богослужение с тонзурой на голове, в облачении и мантии и служащего обедню с соблюдением всего установленного обряда, верующие должны презирать как ту блудницу, о которой написано в Апокалипсисе. Но обедню следует служить, по примеру Христа и его апостолов, на каком бы ни пришлось месте, с бородой и без тонзуры в обычной одежде и без алтаря;

И священникам евангелическим не подобает на законных основаниях жить в домах, предоставленных им мирянами в вечное пользование, и не должно им иметь владений; таковые от них должны быть полностью отняты и изъяты, ибо всеми нами признано, что не дано им право такого обладания. И нельзя от священников, обладающих собственностью принимать таинства;

И еще, не следует верить, что после плотской смерти для душ верующих христиан существует чистилище, и совершенно тщетно и глупо молиться за умерших и совершать какие-либо другие деяния милосердия ради умерших;

И все наши взывания и моления, как умственные, так и словесные, к святым, которые находятся в царстве небесном о каких-либо милостях – ересь и идолопоклонство;

Поэтому не должно иметь никаких икон, ни других изображений того, что есть на небесах, под страхом впасть в идолопоклонство, но все подобное следует разрушать и сжигать как идолов. Ибо сказано: «Не сотвори себе кумира ни всякого подобия его.

 

Долгое время Вацлав, Мартин, Петр и другие священники, собравшиеся в Пльзени вдохновляли все прибывающий народ на борьбу с Антихристом, на распространение Евангельского учения по всей Чехии и на походы с целью восстановления истины в других городах и местечках страны. В Праге с похожими проповедями выступал Ян Желивский, опирающийся на поддержку Яна Жижки.

Вскоре страна поделилась на два лагеря: гуситов и противников чаши. В Праге было особенно неспокойно. Очень часто происходили стычки. Стали появляться противоречия и среди самих чашников. Более богатые и знатные занимали умеренную позицию: им достаточно было причащения под обоими видами. Ян Желивский выступал с более радикальными требованиями: отказ от богатств, свобода проповеди, всеобщее равенство...

На это время пришлось и начало крестового похода против Чехии. Войско германского и венгерского императора Сигизмунда к началу 1419 года подошло почти вплотную к Праге. Сигизмунд занял город Кутна Гора, где собрались противники чаши со всей Чехии, признавшие Сигизмунда и своим королем. Армия завоевателей стала готовиться к взятию Праги.

 

Ян Жижка принимает решение организовать лагерь повстанцев на горе Табор, где будут собираться со всей страны сторонники Желивского, Коранды и других радикальных чашников. Там Жижка хотел готовить войско для защиты Праги и всей Чехии. И вот летом 1419 года более сорока тысяч людей собрались на горе Табор и стали строить город, который так и назвали – Табор.

Там и произошла в августе 1419 года первая встреча Яна Жижки и Мартина Локвиса...

 



[1] Написание и проживание этих страниц все более приближало Костю к юнгианскому мировосприятию.

[2] 2 Петр (3;8)

[3] Ин (3;16)

[4] Ин (17;9)

[5] 2 Петр (2;3-7)

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] [ Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 29 июня 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru