Joker - Путь Импровизатора

Глава 15 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] [ Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

15.

 

«Чем злей изгнать её хотят,

Тем явственнее бьются в лад

Разгорячённые сердца

Лишенных брачного венца.

Вот так и наши два героя

Вдруг ощутили что-то злое,

Запретное и роковое,

Грозящее лихой бедою.

И тут их охватил испуг,

Но жар желаний не потух.»

Годфрид Страсбургский «Тристан»

 

-       Договорились. Садись Миша. Продолжим...

-       Извини, Костя, но мы не сможем остаться на вторую часть лекции. Саша что-то плохо себя чувствует... А о Лакане я летом в «Вопросах философии» читал статью Владимира Гранова... – Чувствовалось, что Михаил кривит душой и дело вовсе в недомогании Саши: всё более обнажалась трещина, возникшая между Костей и Платоновыми. – Вечером созвонимся и встретимся в среду. Поговорить нам всё-таки нужно.

-       Что ж, идите...

 

Вторая половина лекции прошла спокойнее, если не считать периодические попытки Куренного привлечь внимание к себе. Костя разгадал его мотивы и попросту перестал им потакать, оставляя реплики Ивана без внимания. Зато Рада была неожиданно активна, -впервые за два месяца. Вопросы, просьбы уточнить отдельные места. И еще полные желания и страсти взоры, которые сегодня были особенно красноречивы.

 

-       Итак, на чём мы остановились? – Костя вопросительно оглядел аудиторию.

-       Ты говорил о расколе на я и «моё я». – Отозвалась Рада.

-       Отлично. Если помните, я упомянул три основных измерения человеческого существования, которые вводит Лакан – реальное, воображаемое и символическое. Так вот, - если в реальном вообще не существует отдельных объектов, а основа отношения к миру — биологическая потребность, то в воображаемом господствует запрос на признание, направленный на других. Другой, в рамках диалектики воображаемого, становится материалом для построения нарциссической формы. Поэтому наиболее эффективными проявлениями воображаемого отношения к миру являются агрессивность и любовь, с крайностями садизма и мазохизма, возникающими из-за недооценки или переоценки, ущербности или совершенства Другого в «моем мире». Потому что Другой, учитывая вышесказанное, - лучшая половина «меня самого». Постольку, поскольку «мое я» дистанцировано от меня и находится на стороне Другого, оно постоянно в опасности, вплоть до исчезновения. Таким образом, через «мое я» человеку открывается смерть, значение смерти, которое заключается в том, что она существует. В воображаемом размещается знание о собственной смерти. Не о том, что особи одного с тобой вида умирают, но некое представление о собственном отсутствии, небытии.

-       То есть, знание о собственной смерти не реально, а только воображаемо? – Спросила Вика.

-       Безусловно, потому что «мое я» с реальным не контактирует. Оно не плод воображения, - тут всё сложнее. Воображаемое у Лакана это отдельное измерение бытия. Но можно сказать, что «мое я» оказывается иллюзией единства и целостности. А диалектика воображаемого  приводит к парадоксальному единству «меня» и «Другого», при котором я вверяю себя Другому, чтобы стать идентичным самому себе. Человек узнает в воображаемых объектах свое единство, но лишь вне себя самого. В результате все объекты воображаемого мира неизбежно выстраиваются вокруг блуждающей тени «моего я», а само «мое я», стремясь к искомому объекту, обращается в один неудовлетворенный запрос. Отсюда возникает так называемый «объект А» — связующее звено, находящееся на пересечении всех трех измерений – реального, воображаемого и символического. «Объект А» предстает как причина желания в символическом и несимволизированный остаток реального. В координате воображаемого «объект А» — это Другой в плане собственной нехватки. В запросе на отношения, на любовь, мы пытаемся схватить эти «объекты А» в качестве фактов признания себя со стороны жизненно необходимого Другого.

-       Получается, что любой человек может быть этим самым «объектом А»? – Неподдельный интерес в глазах Рады. Интерес к предмету, или к нему – Косте?

-       Любой человек и является этим объектом. Особенно значимый человек.

-       А что же такое символическое?

-       Сейчас подойдем к этому. Как я уже говорил, преждевременность рождения, для Лакана, — это повод для введения темы травмы. Именно в напряжении между этим поводом и отчуждающей диалектикой воображаемого, в результате травматического опыта о котором мы уже говорили, возникает эго. А с координатой символического привносится финальный травматизм, попытками  вжиться в который определяется и вся судьба становящегося субъекта.

-       Непонятно. – Бросил реплику Куренной.

-       Символический способ отношения к миру – это именно желание, которое, являясь преимущественно сексуальным и бессознательным, рассматривается Лаканом как сердцевина человеческого существования. Желание, в отличие от потребности, не знает удовлетворения. Ключевым термином для символического является запрет. Дыры, выбиваемые им в существовании человека, Лакан трактует как прохождение индивидом эдипова и кастрационного комплекса в качестве способа вступления в измерение символического. Запрет на прямое обладание касается не обязательно реальной матери и исходит не от реального отца, но распространяется на весь класс воображаемых Других. А инстанцией этого запрета становится «Имя Отца», или все то, что в культуре встает между субъектом и объектами желания: писаные и неписаные законы, нормы, правила, обычаи и так далее. Лакановский тезис «желание субъекта есть желание Другого» означает то, что причина неудовлетворенности любым объектом желания, логика перебора объектов желания и сам факт, что искомым идеальным объектом желания оказывается сам этот перебор, - все это остается по ту сторону самосознания.

Встретившись вновь со взглядом Рады, Костя вновь ощутил мурашки возбуждения. Мысленно повторил свою последнюю фразу. «Искомым идеальным объектом желания становится сам перебор объектов желания». Усмехнулся про себя: да, черт возьми, он хочет вкусить тело этой некрасивой полной женщины, услышать её стоны! «Что-то там Гришка говорил про мою подавленную уретральность? Может быть он прав, а последние события и, в особенности, ночь, проведённая с Соней, вскрыли то, что было задавлено с детства?» Усмехнулся еще раз и вновь взглянув на Раду, понял, что она сейчас – сама доступность... Возбуждение усилилось: он смело, уже не отрываясь, смотрел на неё, мысленно уже обладая ею. Этот воображаемый акт длился около минуты. Затем Костя отвёл глаза, дабы не вызвать домыслов у группы. Вика, правда, что-то заметила, удивленно взглянула на Раду. Та давно уже покраснела, но не от стыда – от желания. Всё это время Костя говорил:

-       Желание не имеет объекта, это чистая форма, отливающаяся по языковой модели, и как таковое оно является бессознательным. Отсюда и основополагающий лакановский тезис, о котором я говорил в начале лекции: «Бессознательное структурируется как язык». Понятие языка является центральным как для определения сущности символического, так и для всей концепции структурного психоанализа постольку, поскольку именно символическое оказывается силой, доминирующей и над реальным, и над воображаемым.

-       Поясни пожалуйста, я не поняла как в твоих рассуждениях о желании появился язык. – Вопрос Вики был вызван импульсом ревности.

-       Язык целиком относится к координате символического. А желание, как я уже говорил, является символическим способом отношения к миру, к Другому. Интересно, как Лакан интерпретирует Эдипов комплекс. Для Лакана это сюжет об обретении языка и бессознательного, как такового. Когда ребенку запрещают мать, то выбитая этим запретом пустота способна стать трепещущей клеткой символизма, из которой вырастают цепи означаемых. Ребенок оказывается способен принять нехватку матери, подставив на ее место другой, третий, четвертый объект в качестве «объекта А». Мы символически вписываемся в уже существующий порядок культуры, на предзаданное место - посредством имени, слов, которыми нам суждено пользоваться, истории идей и многому другому. Человек является переменной, передаточным звеном замкнутых символических контуров различного порядка — семейного, соседского, корпоративного, национального, — в которых циркулируют соседствующие самовоспроизводящиеся дискурсы, средством, а не порождающим началом которых оказывается человек. По словам Лакана «человек порастает знаками в значительно большей степени, нежели он об этом подозревает»...

 

Рада не спешила уходить после лекции. Она принялась расставлять стулья, вытирать доску. Всё это было символом разрешения, даже не разрешения, а призыва. Костя тоже не торопился – чтобы растянуть время, создав видимость занятости, перебирал тетради в своем дипломате. Огнем охватившее желание смешивалось с неловкостью. К счастью, почти никто из группы ничего не заметил – всех ждали какие-то свои дела. Только Вика остановилась возле двери:

-       Ты сейчас к метро?

-       Нет, мне еще на кафедру нужно зайти. – Соврал Костя.

Вика грустно кивнула и вышла. Выдержав еще минуту, Костя подошел к двери, повернул ключ. Развернулся: Рада стояла у окна. Смотрела на улицу и ждала. Дрожала от нетерпения. Ни слова не говоря Костя подошел сзади, обнял. Откровенный стон был ответом на его решительный жест. Он наклонился к её плотной жаркой шее, поцеловал. Ладони его наполнились мягким ощущением больших грудей, бедра прижались к ягодицам, затрепетавшим, как желе.

-       Какой сладкий мужчина! – шептала Рада, шумно дыша. Её волосы пахли лавандовым шампунем. Удивляясь собственной дерзости, Костя уже поднимал её платье...

Оргазм был необычайно острым. Желание парадоксальным образом достигло пика, соединившись с брезгливостью: потное, жаркое, студенистое тело, закатанные глаза, нелепые фразы, слетающие с ярко накрашенных полных губ. В эти губы впился Костя вместе с финальной судорогой: жгучая, ядовитая, едкая вспышка единственного поцелуя...

Он знал, что она хочет удержать его, оставить его себе, целиком вобрать и выпить. Но, удовлетворенный и, к тому же, приятно удивленный и взбодренный неожиданным своим гусарством, он мягко отстранился, застегнулся, молча дождался пока она поправит одежду и отпер дверь. Не говоря ни слова, дошли до лестницы. Костя остановился. Рада обернулась, одаривая его еще одним страстным взглядом:

-       Сладкий мужчина...

-       Пока. – Костя помахал рукой. – Я на кафедру еще зайду... Спасибо...

-       Сладкий мужчина... – Рада летела домой как на крыльях. «Ну и что, что он так быстро распрощался и ничего не сказал! Только «спасибо», - как мальчишка... Но боже, - как хорошо, как чудесно, как сладостно это грубоватое ощущение мужчины!»

 Костя, отойдя вглубь коридора, уже набирал номер Гриши Бурлана:

-       Гришка, ты сегодня вечером свободен? Помнится, ты приглашал поговорить о моей уретральности...

 

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] [ Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 10 апреля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru