Joker - Путь Импровизатора

Глава 12

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] [ Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]


   

12.

 

«С великих измен начинаются великие возрождения. Тот насаждает истинно новый сад, кто предает, предательствует старый, осевший, увядший сад... Это Бог преломил через колено одну прямую линию истории и, бросив концы ее в пространство, повелел двигаться совсем иначе небесному телу, земле, луне, человеческой истории»

Василий Розанов «Опавшие листья»

 

После обеда погода испортилась. Заморосил дождик. Костя пошел читать дневник деда. Нужно ли говорить о его потрясении при прочтении о Карсавине, гностиках, Василиде! Совпадение было совершенно мистическим. Сама информация, конечно же не была для Кости новой: книгу Карсавина «Святые отцы и учители Церкви», на основе одной из глав которой и была построена лекция, Костя с увлечением прочитал еще на первом курсе Университета. Удивительно было, что именно эта глава впервые зародила в нем все возрастающий с годами интерес к гностицизму. Оказывается, дед за семьдесят лет до Кости узнал все те же вещи, да еще из первых рук!

Настроение Кости опять поменялось. Минута слабости и отчаяния, которую он пережил, купаясь, была позабыта. Интеллект вновь был возбужден и жаждал окунуться в поиск связующей нити между ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ. Василид и Делез опять тянулись друг к другу через толщу времен и предрассудков, - тянулись и, как всегда упирались в незримую стену. Но надежда замерцала ярче. Не дочитав до конца лекции Карсавина, Костя, в состоянии приподнятости и приятного волнения спустился на веранду. Там на диване возлежал Гриша и курил. Юра неторопливо ходил взад-вперед. Толика не было. Костя вошел в разгар спора, который, судя по всему, шел уже довольно давно. Говорил Юра:

-       Заметь, Гриша, кроманьонцы имели головной мозг большего размера, чем современный человек. Кроманьонцы считались практически идентичны современному человеку. Это так и есть во всем, кроме морфологии головного мозга - здесь отличие радикальное. У кроманьонца намного более сильно, чем у современного человека, развита была сенсорная кора, то есть, затылочные, височные и теменные отделы. И намного меньше - лобные доли мозга, ответственные за речевую и мыслительную деятельность. При идентичности внешних органов чувств, кроманьонцы чувствовали намного более богато и интенсивно, и,  таким образом, были намного более, чем современные люди, обусловлены внешней средой.

-       Ты хочешь сказать, что они все были сплошь сенситивы, но отнюдь не мыслители. – Лениво потягиваясь и гася сигарету, подытожил Гриша.

-       Именно так! А дальше возникает вопрос: зачем возвращаться вспять по следам эволюции, что сплошь и рядом предлагают наши эзотерики и даже представители серьезных Традиций?

-       Не понял тебя. Почему же вспять?

-       Да потому, что в любой уважающей себя эзотерической школе с первых же шагов начинают раскачивать сенсорику и, вольно или невольно, гасить интеллект.

-       Не соглашусь. Возьми учение Гурджиева-Успенского. Требует незаурядного интеллекта.

-       Работающего лишь в одной плоскости – той, что предначертала Традиция. Большинство людей там изначально хорошо образованы и эрудированы, но постепенно мышление их выстраивается лишь в одном направлении. А потом все эти гурджиевские танцы и прочие упражнения... Впрочем, я отвлекся... Любое погружение в так называемую эзотерику, чем на более серьезном уровне оно преподносится, - я не говорю о многочисленных болтунах и публике, спекулирующей эдаким эзотерическим слэнгом...

-       Ну, таковых сейчас не тысячи даже, а миллионы. Извини, перебил тебя...

-       Так вот, любое погружение в эзотерику несет за собой мало кем осознаваемую опасность. Причем, опасность не только личную... Все эти лозунги: «возврат к эталонным состояниям» и тому подобное... А посмотри, что из себя представляют настоящие врожденные сенситивы - как минимум невротики с убогим интеллектом. Врожденная сенситивность - атавизм. И стоит ли искусственно будить сенситивность в ущерб интеллекту? Тем более у людей вполне нормальных? Ментальный барьер - зеркало, создающий ценности и позволяющий эмоциям - астральности контролировать афференцию витальным базисом инстинкта, подсознания - это достояние нелегкой эволюции Истории Социума. И кто знает, что может выскочить из древней спящей памяти подсознания если неосторожно его раскрепостить? Я знал одного такого «мага» после того, как он порезал свою семью на кусочки - это было вопящее в безмерном ужасе существо, которое потом впало в кому и умерло...

-       Ну, Юра, это единичный случай, наверняка по причине нарушения техники безопасности. В целом-то развитие сенситивности хотя и ведет к некоторой невротизации, но весьма обогащает восприятие.

-       Это пока - единичный случай. Еще лет десять – двадцать назад все было по-другому. Тогда можно было. Сейчас уже опасно. А через пару лет подобные случаи перестанут быть единичными. Эзотерики привыкли к эгоцентричной позиции: «я и мое познание самого себя». А между тем, сейчас наступают такие времена, что нельзя рассматривать себя отдельно от общечеловеческой динамики.

-       Это не только сейчас, это всегда было некорректно. – Гриша оживился, сел и закурил еще одну сигарету. Юра перестал ходить и сел напротив. Костя стоял незаметно возле лестницы. Юра продолжал:

-       Некорректно действительно всегда. Но сейчас еще и опасно. Причем не только для практикующего, но и для той самой общечеловеческой ситуации. Дело в том, что при увеличении плотности населения и его информационной связности, все более сильно сказывается фактор подсознательной имитативности, и ментальный барьер у нас становится все более тонок в глобальном масштабе...

-       Ты хочешь сказать, что - отсюда все эти массовые фобии, поветрия, галлюцинации и прочие выверты?

-       Конечно! И уже вполне реальны глобальные массовые проявления чертовщины в опасных масштабах – я для себя называю это пробоем ментального барьера. Так вот, - зачем сознательно делать шаги к массовому глобальному сумасшествию? Массовый пробой -конец Истории Социума неизбежен, но, чем позже он произойдет, тем больше шансов у конкретных людей приобрести индивидуальный иммунитет, который как раз не в «возврате в изначальное по стопам Традиции», а в обретении совершенно нового, никогда ранее не бывалого и в Традициях не зафиксированного качества сознания.

Тут Костя вышел из тени:

-       Мысль очень интересная! И, в отличии от вашей вчерашней болтовни, действительно ценная.

Над тем, что говорил Юра, Костя и сам размышлял. Но сейчас мысль его друга попала в цель. Она была как раз в тему последних его поисков. Несколько вечеров активной мыслительной деятельности в этом направлении могли существенно продвинуть Костю к ответу на тот самый основной вопрос...

Тем временем Гриша спешил оправдаться:

-       Да вчера вообще только разминка была. Ты погоди. Сегодня мы заготовили для тебя еще одну бомбу. Я ведь тоже много за этот год бился над вопросом о том, как практически соединить позиции ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ. И, как мне кажется, нашел ответ, - по крайней мере, в контексте психотерапии.

-       Любопытно. – Костя, конечно, не верил, что Гриша нашел решение такой глобальной задачи. Хотя, в каком-то прикладном аспекте... Всякое может быть. Костя, воодушевленный идеей Юры, был готов послушать сегодня ребят без обычного скепсиса.

-       Мне только для разгона нужно, чтобы ты напомнил про систему Лосева[1]. Про его тотальную мифологию.

-       Это большая тема. Ей целый цикл лекций можно посвятить.

-       Мне цикла лекций не нужно. Только самую общую формулировку. В нескольких словах.

-       Лады.

-       Хорошо бы под это дело чайку испить! – вставился Юра. 

Пока заваривали чай, кончился дождик. Вынесли во двор стулья, сели пить чай возле сосны... Костя был слегка рассеян: он вновь мысленно вернулся к утреннему разговору с Толиком и был обеспокоен его отсутствием. «Наломает дров парень! Первый раз я видел его таким – готовым взорваться, как бочонок пороха. Можно представить себе, сколько сейчас энергии не находя выхода, клокочет в нем. Может быть, не стоило говорить ему про господина и раба?...»

Из задумчивости его вывел Гриша. Они с Юрой ждали его разъяснений о философской системе Лосева. Продолжая волноваться за Толика, Костя выдал короткий, сбивчивый монолог:

-       Что вам сказать про Лосева? Ну, с его точки зрения все в мире управляется мифологическими силами – и экономика, и политика, и искусство, и церковь... Сами же эти мифологические силы отражают то, что в человеческом сознании одновременно сосуществуют стремления и к вечному, и преходящему. Человек создает миф, а миф, в свою очередь, управляет историей и самим восприятием человека. Замкнутый круг... За пределы мифа не выйти... Хотим мы или нет, но любая картина мира – это не реальность, как таковая, а лишь миф, более или менее адекватно ее описывающий. Обживая миф, мы как бы строим внутри него свой дом. И у каждого из нас есть выбор, - в каком мифе мы будем жить: можно построить свой уютный миф, в котором ты будешь отгорожен от всего мира, но можно обрести дом и в Универсуме. Так или иначе, человек обречен жить внутри мифа и за рамки его выйти не может. Но какой это будет миф: или замыкающийся на себя и родные вещи, - миф человека повседневности, или другой миф, - тот, что связывает человека с общим, миф возвышающий, дающий силу и мужество быть человеком с большой буквы, Человеком Универсума... Вот, если угодно, в нескольких словах, как вы и просили...

-       Отлично, этого достаточно! – Гриша встал и, заложив руки в карманы, принялся бодро расхаживать взад-вперед. - Немного свободной интерпретации этих идей Лосева, и мы приходим к следующей мысли: в каждый исторический период имеется множество индивидуальных мифологий и имеется мифология общечеловеческая, то есть, доминирующая на данный момент картина мира переднего края, так сказать, общечеловеческого вектора эволюции.

-       Кроме того, существует, опять же, в каждый исторический период, целый ряд отдельных промежуточных мифологий, в виде отдельных учений, философских течений, ересей и тому подобное, - добавил Юра.

-       Зачем вы меня спрашивали про Лосева? Вы и так все знаете, - недоуменно пожал плечами Костя.

-       Нужно было заручиться поддержкой классика. А я Лосева не читал, только краем уха слышал. Вот ты и подтвердил мои гипотезы. – Гриша продолжал энергично прохаживаться:

-       Двинемся дальше: По меткому выражению одного нашего коллеги: «В каждый конкретный исторический период быть в контакте с Богом - разные вещи». Разовьем его мысль: следствием того, что человек в данный конкретный исторический период находится в контакте с Богом будет то, что его личность...

-       Именно личность! – подчеркнул Юра.

-       Да, именно личность интегрирована с доминирующей в данный момент общечеловеческой мифологией... Как тебе эта мысль?

-       Продолжай. Я пока не понимаю к чему ты ведешь...

-       Пока к психотерапии. Смотри: проблему, внутренний конфликт, невроз и иже с ними...

-       А следовательно, повод прибегнуть к психотерапии... – вновь подхватил Юра. Они весьма ловко пели дуэтом, как будто долго готовили эту речь. Впрочем, Костя вполне допускал, что они импровизируют, - еще в детстве они понимали друг друга с полуслова и эта манера – когда лидирует Гриша, а Юра вставляет меткие реплики – была известна ему давно.

-        Так вот, - продолжал Гриша, - Всякую хрень человек переживает в том случае, когда его личность не интегрирована с доминирующей в данный момент общечеловеческой мифологией. Иными словами – когда он не в контакте с Богом!

-       Ну это ты загнул! Ты что же, хочешь сказать, что психотерапевт, излечивая невроз, подводит человека к контакту с Богом? – возмутился Костя.

-       Не торопись! Я хочу сказать, что я пришел к выводу, что основная задача психотерапии – интегрировать личность человека с той самой доминирующей общечеловеческой мифологией, которая в данный момент, так сказать, на переднем крае.

-       Здесь мы намеренно не проводим тождества между этой задачей и такими словами, как «обрести контакт с Богом». Если мы будем настаивать на подобном тождестве, то понадобится пускаться в очень сложные и двусмысленные рассуждения, в которых столь легко споткнуться и застрять... Тут связь не однозначная. Если из А следует Б, то это еще не значит, что из Б следует А. Так что мы попросту ограничимся тем, что задача психотерапии – интегрировать личность человека с доминирующей общечеловеческой мифологией. – Это опять Юра.

-       Ну вы, блин, софисты. Хорошо, допустим. Но ваше определение тут же рождает массу вопросов, типа: а как же свободная воля пациента, может быть, у него нет такой глобальной задачи?

-       А мы пока без долгих объяснений пошлем все эти вопросы на хрен. Во-первых, потому что мы говорим о предельной задаче психотерапии данного исторического времени, - предельной, - которая подразумевается, но никакого навязывания не происходит, все зависит от того, насколько до этого предела дотягивает запрос конкретного пациента. Предельная задача дает лишь направление движения. Во-вторых, потому, что мы сталкиваемся с вопросами более серьезными. А именно: дело в тех промежуточных мифологиях, учениях, ересях, сектах и прочем блуде, которые сосуществуют с предельной мифологией. Попадая к психотерапевту, учителю и иже с ними, исповедующими какую-либо из таких промежуточных мифологий, пациент движется к интеграции своей личности с этой именно мифологией, которая может быть весьма плоской и удаленной от переднего края. Тут уж, как говорится: «ну здравствуй, член без масла!» - Гриша хохотнул, но Костя не поддержал его.

-       Забегая вперед, - вставился Юра, - скажем, что в эпоху, когда предельной мифологией является постмодернизм, это, в принципе, не является проблемой. Но в средние века за такие штучки вполне можно было поджариться на костре...

-       Ладно, шутки в сторону, продолжим наше сближение психотерапии и мифологии. И дальше мы сделаем еще один пируэт, который оставим без всяких пока доказательств. Мы очень условно выделим четыре исторических периода в обозримой истории человечества.

Гриша остановился и торжественно продекламировал:

-       Они имеют оч-чень размытые временные и пространственные – государственные – границы. Четыре последовательно сменяющие друг друга мифологии, которые мы расположим пока в традиционную для метафизики древовидную структуру, таковы: язычество, монотеизм, экзистенциализм и постмодернизм.

Костя, опять занявший скептическую позицию, хотел было прервать Гришу, но удержался и решил дослушать. Тот продолжал уже без мелодекламации:

-       Справедливости ради, отметим, что в то время, когда доминирующей общечеловеческой мифологией являлся экзистенциализм, в отдельно взятых странах победившего социализма на его месте был диалектический материализм.

Юра подхватил:

- В метафоре дерева: язычество – корень, монотеизм – ствол, экзистенциализм – крона... Постмодернизм – разговор особый...

-       Предположим, что общечеловеческий вектор эволюции движется ко все более точному отражению Реальности - в смысле картины мира той или иной мифологии, приближаясь к ней с течением времени все ближе и ближе, подобно тому, как гипербола асимптотически приближается к оси абсцисс или ординат – один хрен, так никогда с ней и не встречаясь, но подходя со временем бесконечно близко. Этот ход нашей мысли лежит в русле рассуждений Лосева о том, что за пределы мифа человеку все равно не выйти, но возможно все полнее и полнее расширять границы мифологии...

Костя не удержался и перебил таки Гришу:

-       Но почему именно эти четыре мифологии, как вы изволили выразиться? Все гораздо проще и корректнее выразил Мишель Фуко в понятии эписистемы. И не надо огород городить и выделять именно эти четыре почему-то выделенные вами «мифологии».

-        А что это за штука – эписистема?

-       Во! Сразу видно изобретателей велосипеда! Фуко говорил, что для каждой исторической эпохи существует определенное проблемное поле – достигнутый к данному времени уровень культурного знания, образующегося из дискурсов различных дисциплин. При всей разнородности этих дискурсов, в своей совокупности они образуют более-менее единую систему знаний – эписистему. Она осуществляется в жизни современников, как строго определенный языковой код, куда кроме всего прочего входит свод предписаний и запретов. Этот код бессознательно определяет поведение и мышление как отдельных людей, так и больших сообществ. Вот и все. И почему их должно быть именно четыре? И именно таких, как вы предложили. Горе вы изобретатели!

-       Спокойно! – невозмутимо отреагировал Гриша. - Наши рассуждения полностью вписываются и в мифологию Лосева, и в то, что говорил Фуко. Но имеем же мы право на свободный выбор системы координат! А почему именно такой – будет ясно из дальнейшего. Ты, Костя, не горячись, а дослушай мысль до конца. Юрик, продолжи.

- Хорошо. Тут, конечно, не все так просто, как хотелось бы. Если бы мы взялись объяснять – почему мы выбрали именно эти четыре мифологии, как основные в истории человечества, - нам понадобилось бы писать нудную толстую книгу, апеллируя к немеряной туче цитат... Естественно, экзистенциализм не вдруг вышел в доминанту общечеловеческой ментальности. Подготовка к этому началась еще в незапамятные времена и в лоне самого монотеизма, также, как и зарождение монотеизма началось в лоне язычества, а постмодернизм зародился во чреве экзистенциализма. Придется вспоминать и Иоанна Дунса Скотта, и Николая Кузанского, и, конечно же, философию Нового времени - Декарта, потом уже - Канта, позже Дильтея, Шопенгауэра, Киркьегера, безусловно - Ницше, а затем и Гуссерля. Подготовочка, так сказать, была нехилой. Но она шла сбоку от доминанты - монотеизма. Переход, - почти взрывной, - к новой доминирующей мифологии произошел после нескольких «факторов»: Дарвин, Ницше, Маркс, Фрейд, Гейзенберг и иже с ними. Тут уже наготове была феноменология и много чего еще. Так что, как это не парадоксально звучит, но в период доминирования экзистенциализма, монотеизм сам оказался на положении эдакой секты, что особенно это ярко проявилось в соцстранах. Тут уж сами исторические факты дают очень весомые доказательства нашей гипотезы. При постмодернизме ситуация несколько поменялась, - там актуализировалось все и на равных правах, но об этом - дальше...

В калитке появилась могучая фигура Толика. Костя облегченно вздохнул. Разговор прервался. Толик захотел отобедать. Его прорвало целой серией сальных анекдотов. Гриша с Юрой ничего особенного не заметили, но Костя, чувствовал, что Толик очень напряжен, хотя и пытается держать себя в руках.

Как бы там ни было, но тема о ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ в психотерапии, в изложении Гриши с Юрой откладывалась, и Костя решил воспользоваться этим перерывом, чтобы дочитать про лекцию Карсавина...



[1] Алексей Федорович Лосев – (1893-1988) – выдающийся русский философ. Исследователь античности. Автор концепции тотальной мифологии.

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] [ Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 25 января 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru