Joker - Путь Импровизатора

Глава 3 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] [ Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

   

3.

 

«Истинно, не высокие слова делают человека святым и праведным, а жизнь добродетельная делает его угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его имел. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет у тебя любви и благочестия? Суета сует, все суета, кроме любви Божией и служения Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное Царствие - вот в чем состоит верховная мудрость».

Фома Кемпийский «Подражание Христу»

 

«Утром шестого дня пути Мартин с Флорентием вошли в город Кутна Гора. До Праги оставалось совсем недалеко, а затем, по расчетам Флорентия понадобится еще неделя, чтобы добраться до монастыря под Вюрцбургом. Мартин, всё детство проведший в сельской местности, впервые видел города: Брно, Пршибислав, Немецкий Брод и вот, наконец, Кутну Гору. Мальчик удивленно и восхищенно рассматривал богатые дома, часовни и соборы, дивясь великолепию и, вместе с тем, строгости форм готической архитектуры. Флорентий, еще в Пршибиславе заметив любопытство Мартина, принялся увещевать его не строгой, но настойчивой проповедью:

-       Смущаешь ты, мой юный друг, свою неокрепшую душу прелестями земной красоты. Это меня беспокоит, ибо судьба твоя – служить лишь одному Богу. Говорят ведь многие безумные и малодушные: «Вот какая счастливая жизнь тому-то или тому-то человеку! Как богат он, как знатен, как возвышен и могуч!». Но стремись к небесным благам, и увидишь, что все те временные - ничтожны; увидишь, как они неверны и как тягостны, потому что нельзя никогда без заботы и без страха обладать ими. Не в том счастье человеку, чтоб иметь все временное в изобилии: достаточно ему и необходимого. По истине жалость - жить на земле. Чем ближе к Богу хочет быть человек, тем более горька становится ему здешняя жизнь. Чувствует он совершеннее, и оттого видит яснее болезни поврежденной человеческой природы.

-       Про ничтожность богатства я уразумел еще с детства: дядя Микулаш часто говорил об этом. Но почему восхищение красотой вы считаете дурным и недостойным для того, кто решил посвятить свою жизнь Богу? Ведь красота – тоже творение Бога...

-       Не говори так, Мартин. Ты еще не понимаешь опасность соблазна всем земным и плотским. Мы, удалившиеся от мира, ради Христа отказавшиеся от всех внешних прикрас, считаем все прекрасное на вид, услаждающее слух, нежно пахнущее, сладкое на вкус, приятное на ощупь – одним словом, все плотские удовольствия – нечистотами. Так учил еще святой Бернар Клервосский.

-       Но ведь в Евангелии про это ничего не сказано! Почему мы должны слушать Бернара?

-       Что ты! – Флорентий перекрестился, удивленно посмотрел на Мартина и продолжал уже строго: - Не богохульничай! Смири свою гордыню! И я в молодости предавался вольнодумию, о чем сейчас горячо сожалею и до сих пор замаливаю этот грех. Смирись, чтобы не повторить ошибок многих. А что касается Писания, - Тут Флорентий смягчился, - то вот слова апостола: «Нужно нам держаться в терпении и ожидать Божия милосердия, доколе пройдет здешнее беззаконие и смертное поглощено будет жизнью»[1].

Мартин хотел было возразить, что слова Павла можно истолковать совсем иначе, и что вовсе не обязательно пренебрегать преходящим, даже если стремишься к вечному, но сдержался: он не хотел ссориться со своим старшим спутником. К тому же, он заметил, что Флорентий испытывает нечто подобное сожалению, от того, что ему приходится отрекаться от земного и плотского, но мужественно справляется с этим сожалением благодаря упорству аскета. Это наблюдение вызвало двойственные чувства: сочувствие, с одной стороны и уважение к подвижнику, неуклонно идущему к своему идеалу, с другой. Победило все же уважение.

-       Я согласен с вами, учитель. – Произнес он, открыто глядя в глаза Флорентию. Тот улыбнулся и положил руку на плечо мальчика.

-       Видит Бог, из тебя получится настоящий монах.

Мартин смирился лишь внешне, из чувства уважения, но остался при своем мнении. Он продолжал восхищаться красотами архитектуры и пейзажей, но не выражал свои восторги столь явно. Мартин чувствовал во Флорентии Радейвине огромную внутреннюю силу и знал, что жизнь в монастыре придаст подобную силу и ему самому. Так что расхождение во мнениях, которое наметилось и с которым, Мартин предчувствовал, предстоит еще не раз столкнуться, вовсе не убавило в нем желание стать монахом.

 

Здесь следует сказать несколько слов об искусстве Чехии, особенно об архитектуре, развившейся под сильным влиянием готики, которое как раз в пору описываемых нами событий достигла наивысшего своего расцвета. Готическая архитектура пришла в Чехию из Германии в тринадцатом веке. Раннеготический стиль был воспринят почти как революция во всей своей чистоте. Бурное развитие архитектуры и искусства началось во время правления Карла IV, отца нынешнего короля Вацлава IV. Было начато строительство собора святого Витта в Праге. Настоящим открывателем нового направления в архитектуре стал Петр Парлерж из Швабии, ставший одним из создателей позднеготического стиля. Именно он и его ученики строили соборы святого Витта, святого Бартоломея в Колине, святой Барбары в Кутной Горе. Петр Парлерж открыл также новый период в развитии чешской скульптуры. В его мастерской чешские и немецкие мастера изготовили ряд превосходных каменных портретных изображений и скульптур, украсивших многие соборы. Богатство украшений и изысканность стиля почти предвосхищают искусство эпохи Возрождения.

 

В то время, как Мартин восхищался этим великолепием, Флорентий был угрюм и даже, казалось, раздражен. Выйдя из собора святой Барбары в Кутной Горе, где спутники совершили утреннюю молитву, он негодовал:

-       Люди спешат приложиться к святыне, и они более любуются красотой этой святыни, нежели молятся ей. Зачем в церквах столько золота, которое только отвлекает от молитвы? К чему перед глазами молящихся все это нелепое уродство, какое-то поразительное безобразное изящество и изящное безобразие? Зачем тут мерзкие позолоченные обезьяны? К чему свирепые львы? Ужасающие кентавры? Сражающиеся воины, трубящие охотники? Ты видишь под одной головой множество тел и, наоборот, много голов у одного тела. Здесь у четвероногого животного виден змеиный хвост, там – у рыбы голова четвероногого. В конце концов, здесь такое великое разнообразие всевозможных изображений, что неокрепшего духом мирянина скорее потянет проводить все время только ими одними любуясь, а не размышляя о законе Божием! Ничего, Мартин, когда мы достигнем нашей обители, ты увидишь образчик апостольской бедности и праведной жизни. Потерпи немного!

Словами этими монах подбадривал, прежде всего, себя самого. Мартин вовсе не томился и терпеть ему не приходилось. Видя мужественное борение Флорентия, он вновь испытал порыв уважения к нему и силе его духа.

Вечером следующего дня спутники были уже в Праге. Красоты прочих городов померкли перед великолепием того, что увидел Мартин здесь. К радости Мартина Флорентий оставил его у своих знакомых, а сам исчез на два дня, предоставив возможность мальчику бродить по городу, наслаждаясь его величием.

Вернулся монах вечером второго дня в радостном расположении духа. Он побывал в своей альма-матер – Пражском университете. Рассказал о том, что встретился со старым другом, - ныне ректором Пражского университета – Яном Гусом. Как раз в эти дни Гус выступил на защиту некого мирянина Томаша Штитного, который перевел на чешский язык труды Блаженного Августина, Бернара Клервосского, Иоанна Феданцы, Гуго Сен-Викторского и Фомы Аквинского. За популяризаторство этих работ Штитный подвергся нападкам со стороны духовенства, но Яну Гусу удалось отстоять его дело. Это был открытый вызов высшим слоям духовенства, держащимся за власть и управляющим умами мирян. Доступность творений святых отцов простым мирянам – это первый серьезный удар по церковной верхушке, погрязшей в богатстве и излишествах и давно уже утратившей живой Евангельский дух. Флорентий был восхищен смелостью Гуса и других магистров и студентов университета:

-       Большое дело затевается здесь в Праге! Среди магистров и студентов сейчас распространяются труды английского проповедника Джона Уиклифа, призывающего к Евангельской простоте и идеалу бедности. Еще в прошлом веке он считал, что церковь должна быть бедна, как бедны были апостолы, и что Христос наделил ее лишь властью решать духовные вопросы.

-       Отчего же это не так на самом деле? – Спросил Мартин.

-       В этом мире очень много несправедливости, ибо диавол не дремлет и искушает всякого, а в особенности того, кто вершит судьбы людей.

-       И что же теперь будет?

-       Я думаю, что начнется великая борьба с диаволом. Господь на стороне таких людей, как Ян Гус и его сторонники. Сейчас они открыто проповедают учение Уиклифа.

-       А в чем состоит его учение?

-       Изучив Библию, Уиклиф пришел к выводу, что Папа Церкви не нужен. Церковь, учил он, состоит из тех, кого Господь избирает для спасения. Он также отвергал папское истолкование евхаристии относительно действительности плоти и крови Христа, говоря, что хлеб и вино являются символами деяний и благодати Христовой. Уиклиф считал индульгенции, которые приобретались для отпущения грехов,  деянием диавола. Деятельность священников угодна Богу в том случае, учил он, если они ведут праведную жизнь; живущих же неправедно государство должно отрешать от должности. Я и мои братья в наших монастырях давно думали подобным образом, но никто пока еще не решился, так как Ян Гус, открыто проповедовать это. Большое дело затевается в Праге!

 

Утром следующего дня путники двинулись в сторону Вюрцбурга, где в холмах южной Германии располагался монастырь, в котором предстояло подвизаться Мартину. Флорентий нес своим братьям радостную весть о событиях в Праге. Во время привалов он продолжал наставлять Мартина в богоугодной жизни. Он говорил:

-       Слушай, мой юный друг слова мои, ибо помогут они тебе в твоем служении. Величайшая мудрость - искать Царства Небесного, удаляясь от мира. Суета - искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И суета также гоняться за почестями и надмеваться горделиво. Суета прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после придется понести тяжкое наказание. Суета желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета заботиться о настоящей только жизни, а в грядущий век не смотреть нисколько. Суета любить то, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.

Мартин соглашался со словами наставника. Сейчас даже внутри его не было отрицания тех истин, над которыми он и сам, бывало, размышлял, читая Евангелия и послания Павла. Флорентий же говорил и такие еще слова:

-       Не величайся ни богатством, когда есть оно, ни друзьями, когда есть сильные друзья, но Богом хвались, Кто все дарует, а превыше всего прочего Себя Самого дать нам желает. Не величайся крепостью или красотою тела, ибо малая болезнь разлагает его и безобразит. Не гордись от своего искусства или умом своим, чтобы не стать неприятным Богу, ибо от Него все, что можешь ты иметь по природе доброго. Не почитай себя лучше других, чтоб не явиться худшим перед Богом, Который знает все, что есть в человеке. Не гордись добрыми делами, ибо не таков суд Божий, каков суд человеческий, и Богу многое неприятно, что нравится людям. Если есть в тебе что доброго, думай, что у других доброго больше, да сохранится твое смирение. Не будет тебе вреда, если ниже людей себя поставишь, но вред большой, когда хотя бы над одним возвысишь себя. Смиренный пребывает в мире, а в сердце у гордого ревность и негодование.

 

И вот странники достигли земель Германии. Одежды их были легки, а дни и особенно ночи становились все холодней. Погода в начале июля неожиданно испортилась. Часто шли дожди, и путникам негде было укрыться и согреться. Когда до монастыря осталось всего два-три дня пути, Флорентий приболел. Часто кашлял, ослаб. Передвигались теперь медленно, делая частые привалы в маленьких селениях. Но и тут дух Флорентия был бодр, что в который уже раз восхитило мальчика. Он видел перед собой пример человека, живущего в согласии со своими словами. Его проповедь отражала то, что жило в его сердце, хотя и видно было, что далось это Флорентию не просто, а в результате многолетней мужественной борьбы с искушениями. Хворая, он обращался к Мартину с такой речью:

-       Благо нам, что имеем иногда некоторые печали и бедствия, ибо часто напоминают они человеку о душе его, чтобы познал он себя в изгнании и не надеялся ни на что в этом мире. Благо нам, что терпим иногда противоречия, что плохое о нас думают и не правильно нас понимают, когда у нас и в деле и на мысли все доброе. Часто служит это нашему смирению и предохраняет нас от тщеславия, ибо тогда сильнее ищем Бога, знающего наши сердца, когда во внешнем мире люди нас презирают и не понимают нас. Должно человеку всего себя утвердить в Боге, чтоб не имел он нужды искать утешений от других. Когда человек в доброй воле смущается или искушается, или расстраивается от дурных помышлений о нем, тогда сильнее чувствует, как Бог ему нужен и без Бога он ничего не может; тогда стенает и молится, страдая от боли и тяготит его жизнь и смерти хочет, желая разрешиться и быть со Христом. Тогда видит он ясно, что не может он найти на земле полного мира и безопасности.

 

Благодаря Богу и крепости своего духа Флорентий в два дня одолел недуг. Для Мартина это было еще одним свидетельством необыкновенной силы этого человека. Мальчик окончательно утвердился в правильности своего выбора. Он жаждал такой же силы духа и готов был к любым испытаниям монастырской дисциплины.

Когда же на девятый день пути из Праги они достигли своей цели, Мартин был еще раз удивлен, ибо обитель, куда они пришли, была совершенно не похожа на те богатые монастыри, где им приходилось не раз останавливаться на ночлег. Несколько скромных домов на вершине холма и деревянная часовня – никаких признаков не то что роскоши, но хоть какого-то достатка. Встречены путники были очень радушно, и в тот же день Мартин узнал, что монастырь этот вовсе не принадлежит ордену святого Франциска, а является одним из недавно появившихся оплотов Братьев Общинной Жизни. Братство это было основано Флорентием Радейвином и двумя его друзьями: аббатом этого монастыря Герардом Скадде и Любертом Берньером ван ден Бушем – аббатом центральной обители Братства, располагавшейся в Нидерландах. Туда вскоре намеревался отправиться Флорентий, оставив Мартина послушником здесь, в монастыре близ Вюрцбурга.

 



[1] 2-е Послание Коринфянам 5:4

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] [ Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 03 марта 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru