Joker - Путь Импровизатора

Глава 13 ч. 2

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] [ Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

    

13.

 

«Каждый новый евангельский текст нес с собой новое откровение, открывал, казалось, истинное христианство, укреплял уверенность в правильности избранного пути и расширял поле апостольской деятельности. Апостольство, как жизнь и миссия, как идеал и критерий, оставалось существом новой ереси... Не интерес к догме, а нравственное алкание – характерная и основная черта новой ереси. Поэтому мало в вальденстве догматических теорий, поэтому они противоречивы и недолговечны»

Лев Платонович Карсавин «Очерки средневековой религиозности»

 

В родном местечке Требич Мартин уже не застал в живых своего дядю Микулаша. Отчий дом был заколочен, а могилы близких заросли травой. Соседи тоже не узнали в молодом монахе прежнего Мартина. Грустил, впрочем, Мартин недолго: через несколько дней он был уже в Велеграде. Общиной вальденсов-пикардов он был принят весьма радушно, особенно, когда передал весточку от Флорентия. Велеград был небольшим местом, здесь жило не более пятисот семей. Из них пятьдесят шесть человек составляла община вальденсов. Восемь лет назад десять людей из Пикардии, вокруг которых и образовалась община, обосновались в Велеграде. Четверо местных священников давно уже примкнули к общине, обзавелись женами, проводили службы в домах – часовню почти никто не посещал. Велеградцы охотно крестились, исповедовались и причащались хлебом и вином у вальденсов. Члены общины жили в восьми домах, имели общие огороды, гусей, свиней и коз.

Раз в год община выбирала старейшину. Сейчас это был Милан Ченек, один из Велеградских священников, мужчина лет тридцати пяти. У него не была выбрита тонзура, а лицо украшала небольшая бородка, что было столь необычно для священника. (Впрочем, Мартин привык ничему не удивляться, и вскоре сам перестал бриться).

Мартин прибыл в Велеград как раз под Пасху и застал обряд Тайной Вечери вальденсов. В день Тайной Вечери – после десяти часов вечера старейшина совершил омовение ног всем присутствующим, включая женщин. Затем все сели за большой стол (присутствовало человек двадцать). Старейшина благословил находящиеся на столе хлеб, рыбу и вино, и в молитве призвал на них благословение Господа. Затем Милан вкусил хлеба, рыбы и вина и раздал остальным собравшимся.

За несколько дней пребывания в Велеграде, Мартин близко сошелся с Миланом и еще несколькими братьями. Он рассказывал об учении Экхарта и Сузо, - его слушали вначале с осторожностью, но затем, доверились его красноречию. Все они, кроме прочего, сочувствовали Яну Гусу – Милану в свое время доводилось слушать проповеди Гуса. Это еще более сблизило Мартина с этими людьми. К концу весны он был полноправным членом общины. Однажды, еще до этого – вскоре после Пасхи, в доме собралось несколько братьев – в том числе и Милан. Зашел разговор о таинстве причастия, вскоре переросший в спор. И тут над голосами спорящих возвысился голос Мартина:

-       Человек не должен постигать причастие любопытством, но смиренно подражать Христу и покорить разум вере. Будем же остерегаться любопытного и тщетного исследования этого наиболее глубокого вопроса, если мы не желаем погрузиться в глубины сомнения. Бог творит большее, чем человек может понимать. Благословенна простота, которая оставляет трудный путь спора и идет вперед на твердый путь заповедей Божиих. Многие потеряли преданность, потому что желали искать того, что вне них. Вера требуется от нас, и искренняя жизнь, а не высокий ум, роющийся в тайнах Божиих. Если не знаем и не понимаем земного, то как постигнем высшее? Не должно нам смущаться, спорить, отвечать на сомнения, посланные дьяволом, но должно верить Божиим словам, записанным в Евангелиях, тогда и лукавый враг убежит от нас.

Постепенно в дом стали стекаться еще люди, позванные кем-то из братьев, удивленных речью Мартина. Вскоре человек тридцать слушали уже его, он же продолжал:

-       Часто очень полезно слуге Божиему перенести и сомнения и заблуждения. Ибо сатана не соблазняет неверующих и грешников, которых он уже держит крепко, но многими путями соблазняет и тревожит верных слуг. Нам же следует, братья, идти  вперед с искренней и неустрашимой верой, и со смирением подходить к таинству причастия, которое потому и является таинством, что не терпит вмешательства ума. Несмотря на то, что мы не можем понять, нужно ввериться Господу, который не обманет нас. Бог являет себя чтобы смирить нас, просвещает разум чистых и скрывает свою благодать от любопытного и гордого. Человеческий разум слаб и обманчив. Истинная же вера не может обманываться. Разум должен придти после веры, а не прежде ее, и никогда не выступать против ее. В святейшем причастии вера главнее и действует сокровенно. Бог, вечный, непостижимый, и бесконечно могучий, творит великое и непостижимое в небесах и на земле и нельзя совершенно постичь его изумительные дела. Если бы все дела Божии были таковы, что человеческий разум мог бы легко их познать, то не были бы они чудесными или невыразимыми.

Многое еще говорил Мартин. Речь его увлекала и захватывала души. Слова были простыми, но за ними горела ясность и горячая уверенность. И еще – огромная сила. Позже Мартин будет произносить и другие речи, часто отвергая и опровергая то, что говорил ранее, но всегда будет в его голосе и взгляде несокрушимая сила и уверенность.

Потом Мартин часто проповедовал и для общины и для простых жителей Велеграда, но с того дня, с легкой руки Милана Ченека, стал он зваться Локвис, что означает – красноречивый.

 

Днем Мартин проповедовал и наставлял жителей Велеграда, ночами же наставницей его стала Мария из Кромержижа. Первый раз произошло это в начале июня. Мартин давно уже заприметил эту черноволосую кареглазую девушку, которая и сама бросала на него слишком смелые взгляды. Столь смелые, что, думая о ней, Мартин ощущал сильный жар и сердцебиение. И вот, однажды вечером, Мария, улучшив момент, когда Мартин сидел в одиночестве на лугу и глядел на заходящее солнце, подкралась сзади и прикоснулась губами к его волосам. Мартин резко обернулся, покраснел и онемел, увидев Марию. Она же рассмеялась ему в лицо и бросилась бежать. Неведомая доселе сила подняла юношу, и вот он уже бежал за нею. Она бежала быстро и Мартин догнал её только возле лесочка. Догнал и схватил за руку. Она упала, увлекая его за собой. Они катались по траве между деревьев, и Мария все время смеялась. Потом, вдруг, стала серьезной, остановилась, приподнялась и уперлась рукой в его грудь. Глаза их встретились и долго не могли оторваться друг от друга. Затем Мария погладила его волосы... Не говоря ни слова, принялась развязывать веревку, которой он был препоясан. Мартин не отводил взгляда от её раскрасневшегося лица. Справившись с веревкой, она распахнула его одежды. Потом – Мартин даже не успел бровью повести, настолько быстро – скинула своё платье и взору его открылась её волшебная нагота. Мария взяла его руку и возложила на свою прекрасную упругую грудь. Тихо прошептала:

- Ну же, вот мое тело... Милый...

Плоть его давно уже напряглась, отвердела, восстала, и теперь устремилась к сказочному телу Марии. А она вновь прошептала:

-       Ни о чем не думай, я сама...

И тогда он вдруг ощутил, как часть его плоти скрылась в ее теле, охватившем ее огненным кольцом, двигавшимся вверх и вниз, покуда он, содрогаясь, не закричал от сладчайшей боли. И тогда Мария, застонав, упала на него, вбирая его крик нетерпеливыми жаждущими устами...

 

В конце июля 1415 года страшная весть долетела до Велеграда: в Констанце признан еретиком и сожжен на костре Ян Гус... Для многих, очень многих жителей Чехии это известие стало точкой перелома, отсчетом нового времени их жизни. С этого момента начало зарождаться великое восстание...

  

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] [ Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 03 марта 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru