Joker - Путь Импровизатора

Глава 26

Начало

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] [ Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

26.

 

«Положим, мы хотим истины, - отчего же лучше не лжи? Сомнения? Даже неведения? Проблема ли ценности истины предстала вам, или мы подступили к этой проблеме? Кто из нас здесь Эдип? Кто – сфинкс? Право, это какое-то свидание вопросов и вопросительных знаков.»

Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла»

 

«Мы разделяем судьбу всех созерцательных, философствующих мистиков. Все они единогласно утверждают в отношении Бога, что Он – непостижим, невыразим, несказанен, - и вместе с тем подробно рассказывают нам именно об этом таинственном и несказанном существе Бога. По-видимому, имеется всё же возможность познавать и определять непостижимое именно как таковое. Но как понять и уяснить эту возможность?»

Семён Людвигович Франк «Непостижимое»

 

Дома, в субботу Костя валялся на диване и смотрел телевизор. Ходить было еще больно. Нечто произошло, когда показывали «Вести» и это нечто никак не было связано с передачей. Сначала поменялось зрительное восприятие: комната увеличилась в размерах, предметы стали размытыми и плоскими. Потом (все это длилось от силы две-три секунды) по спине, вдоль позвоночника, побежали мурашки и появился какой-то странный знакомо-незнакомый привкус во рту. Все это переросло в отчетливое переживание deja-vu. И тут Костя, вдруг, понял (или вспомнил), что он ПОНЯЛ. Связка НЕ ЗНАЮ – ЗНАЮ предстала необычайно отчетливо.

В состоянии крайнего возбуждения он набрал номер Гриши. Тот обедал, но Костя настоял, чтобы Гриша выслушал его.

-       Гришка, слушай, всё гораздо проще, чем мы думали. Имеются два вектора, которые движутся навстречу друг другу, проникая друг в друга. Описать это взаимопроникновение сразу с обеих сторон невозможно, поэтому я начну с более простого для меня описания – нарастания агностицизма – НЕ ЗНАНИЯ.

-       Ну и? – Гриша жевал.

-       Можно условно выделить четыре уровня нарастания агностицизма. Первый уровень – простое незнание. Второй – простое знание. Третий – незнание, при знании всех вариантов простого знания, то есть, второго уровня. Это – «ученое незнание», как называл его Николай Кузанский. И, наконец, четвертый уровень, до которого мы можем пока только теоретически дотянуться:  радикальное незнание, как равновозможность всех предыдущих ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ[1].

-       Так я же тебе об этом и говорил!

-       Нет! Ты описал «ученое незнание» и то в профанном изложении.

-       Объясни тогда в чем отличие, а то я пока не врубаюсь.

-       Все становится понятным, если мы рассмотрим эти четыре уровня в трех областях: в области интеллектуальной иллюзии, в области сознания и в области бытия. Вы с Юрой рассуждали в области интеллектуальной иллюзии. Мне только что открылось, что эти уровни означают в области сознания. А в области бытия – только смутные ощущения, но я постараюсь и их проговорить.

-       Я кажется понимаю, куда ты клонишь...

-       Ни хрена ты не понимаешь, - Перебил друга Костя, - Возьмем область интеллектуальной иллюзии. Здесь первый уровень – простое незнание – проявляется, например, так: я якобы НЕ ЗНАЮ, но на самом деле опираюсь на вложенное мне извне чужое ЗНАЮ. Я говорю, что не знаю, как мне жить, но при этом исправно хожу на работу, выполняю домашние дела... Второй уровень: я якобы ЗНАЮ, но на самом деле опять же опираюсь на иллюзорную установку извне.

-        Приведи пример.

-        Пример: «Все религии ведут к одному» – утверждает человек, «знающий» в области интеллектуальной иллюзии. На вопрос «Почему?» отвечает «Так ведь это очевидно, во всех священных писаниях говорится о боге, добре». Но реально везде говорится о разном Боге и разном Добре.

-       Ну а дальше?

-       Дальше идет уровень, когда я якобы не знаю, якобы зная все варианты мировоззрений. Это как раз то, к чему пришли вы с Юрой. Состояние массового профанного постмодернизма. Такие люди лелеют иллюзию, что знают чужие мировоззрения, имеют также иллюзию, что сами агностики. На самом деле чужие мировоззрения ими совершенно не поняты, не прожиты, для них чужды; собственный агностицизм тоже фикция, так как есть чёткие представления.

-       Ну мы с Юрой не здесь, - Обиделся Гриша. – Я же тебе говорил, что реально могу входить в модели разных психотерапий, но при этом не знаю, как оно на самом деле.

-       Знаешь! Не обманывайся! Твои поступки и жизнь выстроены в строго определенном русле тех бессознательных убеждений, о которых ты возможно даже и не задумываешься. Хотя, в каком-то контексте, ты выходишь за пределы интеллектуальной иллюзии. Возможно, это происходит, когда ты работаешь в потоке импровизации.

-       Ну а что четвертый уровень?

-       Очень просто: я якобы ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ при равноценности всех ЗНАЮ и всех НЕ ЗНАЮ. Если это так, - чего ты доказываешь что-то и вообще как-то осмысленно действуешь?

-       Хорошо, предположим, что по большей части мы все живем в области интеллектуальной иллюзии и лишь рассуждаем о ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ. Что же тогда происходит в области сознания?

-       Попробую объяснить. Уровень «я не знаю» здесь - это состояние младенца, который действительно ещё ничего не знает. Уровень «я знаю» - состояние типичного взрослого, погруженного в довлеющую над ним картину мира.

-       Что же тогда третий уровень. – Гриша, обычно многоречивый, был задавлен обрушившейся на него информацией. Когда Костя горел чем-то, он умел подавлять...

-       Я не знаю, зная все варианты мировоззрений. Состояние подлинного непрофанного постмодернизма. Картины мира равноправны. Я могу изнутри войти в каждую модель, - не смоделировать новое видение, а реально изменить миросозерцание, мироощущение. Здесь я вижу равновозможность разных картин мира, но ещё держусь за своё НЕ ЗНАЮ. Полная реализация этого уровня была, похоже у Алистера Кроули, который писал, что его магическая система построена на базе абсолютного скептицизма. Уже на этом уровне становится очень опасно - снимаются все страхи, включая страх смерти. К этому же подошел, как мне кажется и Делёз...

В трубке молчание. Гриша не смеет сравнить себя с Алистером Кроули и Делёзом. Куда подевался его активный оральный вектор (по Толкачёву)?

-       Слушай дальше. Четвертый уровень в области сознания. Реальных людей я не могу назвать, - кто так бы переживал реальность. Поэтому пока только гипотеза. Итак: я ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ равноценность всех «ЗНАЮ» и всех «НЕ ЗНАЮ». Это и есть состояние радикального агностика. Все картины мира абсолютно равноправны. Опять же, как и на предыдущем уровне, могу изнутри войти в каждую картину мира, не смоделировать новое видение, а реально изменить миросозерцание, мироощущение. При этом - не считаю агностицизм и постмодернизм имеющими преимущество перед любым другим мировоззрением. При полной реализации этого уровня наступает точка абсолютного покоя субъекта, что не связано с внешней активностью, так как все выборы равновозможны и вследствие этого активность в выборе отменяется.

-       Лихо... Что же тогда в области бытия?

-       Первый уровень – это что-то типа «НЕ ЗНАЮ» просветлённого дзен-буддиста. Второй уровень – «ЗНАЮ» последовательного деятеля, например, православного святого или серьёзного революционера, политика, допустим, Буонопарта. Что касается третьего уровня, то реализация его мне неизвестна. Начальные стадии - у серьёзных магов вроде Кроули, у тибетских буддистов... В идеале на этом уровне сознание должно параллельно воспринимать реальность сразу во многих картинах мира. Жизненные выборы и поступки совершаются одномоментно из разных восприятий. Это - феномен бесконечно размноженного внутри самого себя сознания. Ну, а что касается четвертого уровня, то я его в принципе не представляю, не говоря о реализации. Что-то вроде нецентрированного бесконечно размноженного сознания.

Гриша помолчал немного. Потом произнес задумчиво:

-       Старик, хорошо бы встретиться, обсудить это подробнее. Ты ведь теперь – основатель Традиции...

-       Не Традиции, а Нетрадиции!

-       Не понял?

-       Я сам пока не понял. Ну да об этом потом, при встрече. Пока! Пойду запишу все это...

 

Кроме того, о чем Костя поведал Грише, он написал еще следущее:

- Нетрадиция - Не не Традиция, а именно Нетрадиция.

-  Нетрадиция - мост между Василидом (2 в.н.э.) и Делёзом (конец 20 в.)

-  В Нетрадиции нет ничего «изначального», никаких незыблемых «основ», напротив - предельная изменчивость, неравновесность, отсутствие центра и оси. Впрочем, изменчивость не является незыблемой характеристикой Нетрадиции.

- Для Нетрадиции возможна Непередача. (Передача в смысле Традиции, по указанным выше причинам, невозможна). Непередача приводит к появлению новой Нетрадиции, не имеющей ничего общего с первоначальной, но, парадоксальным образом, с ней связанной. (Как частный случай, может появиться и Традиция).

- У Нетрадиции не может быть носителей и проводников, но только импровизатор-явитель-сеятель Нетрадиции. Если импровизатор набирает учеников и становится (или провозглашает себя)  учителем, то, в лучшем случае, возникает Традиция, а в худшем (и наиболее вероятном) - профанация. Поэтому у импровизатора нет и не может быть учеников, но парадоксальным образом у него можно учиться и можно получить Непередачу.

- В Нетрадиции такие категории, как Я, Бог, Истина, Другой, Бытие, равно, как и огромное множество других - слова. Слова, вызывающие в сознании конкретного человека некую совокупность образов-звуков-ощущений.

- О том, что находится за пределами слов, говорить (и представлять, ощущать...) бесполезно. Соответственно это не является предметом обсуждения в Нетрадиции.

- Однако вышесказанное не означает, что за пределами слов ничего нет. Напротив, все, что мы имеем в качестве слов (образов-звуков-ощущений) является следами запредельного, о котором нет смысла говорить, ибо что мы не скажем или представим - будет по эту сторону и никакого отношения к запредельному иметь не будет). В моменты откровений (трансгрессий) мы добываем из запредельного новые дискурсы, которые мгновенно становятся по эту сторону.

- Нетрадиция - структура, не имеющая структуры.

- Нетрадиция организована, как ризома. Традиция - как мандала. Мандала - частный случай ризомы.

- При отсутствии центра и выделенных направлений, в Нетрадиции, парадоксальным образом, возможно выделить вертикаль и горизонталь (образовав на данный момент структуру в неструктурной системе, что есть нонсенс).

- Любое действие в Нетрадиции подобно рисунку на песке, тут же смываемому волной. Однако, делается любое действие так, как будто оно - на века.

- Любое знание в Нетрадиции имеет смысл только на текущий момент, ибо через мгновение оно уже неадекватно.

- В Нетрадиции некуда идти, ибо ты во всякий момент уже пришел. И, в то же время - ты всегда - опаздываешь.

- Все написанное выше - слова (в которые вложены мои смыслы - образы-звуки- ощущения). В вашем описании эти же слова - совершенно другая совокупность других смыслов - образов-звуков-ощущений. Стало быть - вы - автор того, что вы прочитали.

- Таким образом, читая данный текст, вы могли получить Непередачу, при том, однако, условии, что это вам действительно НУЖНО. Но, вряд ли вам это действительно НУЖНО, даже, если и интересно.

 

Вскоре за перевозбуждением последовала апатия и Костя уже безо всякого вдохновения перечитал написанное. Он прекрасно понимал, что от того, что он постиг сопряжение ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ, жизнь его не сильно поменялась (хотя, как сказать – а Библиотека?). Василид и Делез улыбнулись друг другу внутри Костиного сознания, а как воплотить эту улыбку в жизнь он не знал и даже не догадывался. Ризома в его сознании вошла в Традицию и случилась Нетрадиция. Но вот Христос в современность не вошел пока... Понимание было необходимо, но далеко не достаточно...

Не достаточно для чего? – можно спросить. Этого Костя не знал еще. С момента ПОНИМАНИЯ он явственно переживал некий зов. Все, что произошло за несколько последних дней, - превратило интерес в зов. Еще не нестерпимый, не мучительный, но весьма и весьма ощутимый... Это Судьба избрала его, Костю, для чего-то.

Здесь, предвосхищая события, я вспоминаю слова Владимира Высоцкого из «Баллады о борьбе»: «Докажи кто ты – трус иль избранник судьбы и испробуй на вкус настоящей борьбы». Ибо борьба (внутренняя и внешняя) есть удел тех, кто по неведомым нам причинам начинает слышать зов...

 



[1] Здесь рассуждения героев базируются на материалах работы Михаила Искрина «Радикальный агностицизм – гностицизм» http://miskrin.narod.ru

 

Оглавление ]
Пролог ] Глава 1 ] Глава 2 ] Глава 3 ] Глава 4 ] Глава 5 ] Глава 6 ] Глава 7 ] Глава 8 ] Глава 9 ] Глава 10 ] Глава 11 ] Глава 12 ] Глава 13 ] Глава 14 ] Глава 15 ] Глава 16 ] Глава 17 ] Глава 18 ] Глава 19 ] Глава 20 ] Глава 21 ] Глава 22 ] Глава 23 ] Глава 24 ] Глава 25 ] [ Глава 26 ] Глава 27 ] Глава 28 ] Глава 29 ] Глава 30 ] Глава 31 ] Глава 32 ] Глава 33 ] Глава 34 ] Глава 35 ] Глава 36 ] Глава 37 ] Глава 38 ] Глава 39 ] Глава 40 ] Глава 1 ч. 2 ] Глава 2 ч. 2 ] Глава 3 ч. 2 ] Глава 4 ч. 2 ] Глава 5 ч. 2 ] Глава 6 ч. 2 ] Глава 7 ч. 2 ] Глава 8 ч. 2 ] Глава 9 ч. 2 ] Глава 10 ч. 2 ] Глава 11 ч. 2 ] Глава 12 ч. 2 ] Глава 13 ч. 2 ] Глава 14 ч. 2 ] Глава 15 ч. 2 ] Глава 16 ч. 2 ] Глава 17 ч. 2 ] Глава 18 ч. 2 ] Глава 19 ч. 2 ] Глава 20 ч. 2 ] Глава 21 ч. 2 ] Глава 22 ч. 2 ] Глава 23 ч. 2 ] Глава 24 ч. 2 ] Глава 25 ч. 2 ] Глава 26 ч. 2 ] Глава 27 ч. 2 ] Глава 28 ч. 2 ] Глава 29 ч. 2 ] Глава 30 ч. 2 ] Глава 31 ч. 2 ] Глава 32 ч. 2 ] Глава 33 ч. 2 ] Глава 1, ч. 3 ] Глава 2, ч. 3 ] Глава 3, ч. 3 ] Глава 4, ч. 3 ] Глава 5, ч. 3 ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2005

страница обновлена 09 февраля 2005 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru