Глава 14. Николай Юдин
[ Оглавление ]
[ Константин Ковальчук ] [ Олег Бахтияров ] [ Андрей Жуков ] [ Вячеслав Игнатьев ] [ Федор Конюхов ] [ Павел Юлку ] [ Анатолий Смирнов ] [ Борис Стругацкий ] [ Виктор Емельянов ] [ Александр Евдокимов ] [ Владимир Савицкий ] [ Олег Прикот ] [ Николай Юдин ]
Николай Владимирович Юдин - художник. Создал двадцать два полотна по сюжетам 22 Великих Арканов Таро.
Владислав Лебедько: Что для вас значит слово "магия"?
Николай Юдин: Магия есть искусство делать Живое из неживого...
В.: А что нужно, чтобы стать Магом в своем деле?
Н.Ю.: Нужно иметь хороших учителей, нормальную психику, усидчивость и любить свое ремесло.
В.: Здесь можно вспомнить, например, Сальери. Все к нему подходит. Был ли он Магом в том смысле, как вы определили?
Н.Ю.: Сальери владеет искусством, но не умеет делать живое. Он остановился на искусстве, но до магии не дошел.
В.: А что дальше? Что, если бы не остановился?
Н.Ю.: А дальше включается нечто абсолютно необъяснимое. Человек включается в некий божественный поток...
В.: Что вы имеете в виду, говоря о потоке?
Н.Ю.: Начинают в определенном режиме работать энергетические центры человека. Это происходит как бы само собой, - если ты попал в поток, то центры включаются автоматически.
В.: Как же этого добиться - попасть в поток?
Н.Ю.: Сальвадор Дали говорил: "Я раскрою вам последний, самый главный магический секрет. Состоит он вот в чем: после того, как вы научились правильно рисовать карандашом и правильно писать красками, мастерски овладели техникой акварели, собственными глазами убедились в том, что некоторые из окружающих вас растений и животных тяготеют друг к другу, а другие испытывают антипатию, после того, как вы овладели "сном с ключом в руке", проникли в скрытые достоинства и тайны красок и поняли, как они взаимодействуют друг с другом и узнали многое, многое другое, я должен вам сказать - от всего этого не будет никакого толка! Ибо последний и главный магический секрет состоит в том, что когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы вашей рукой руководил ангел"
(Николай Владимирович показывает свою картину, изображающую 1-й Аркан Таро - "Маг")
Н.Ю.: Аркан 1 "Маг". Один из принципов магии - концентрация без усилия... Возникает впечатление, что человек совершает сложнейшие вещи, требующие чудовищной концентрации, но делает это легко, как бы играючи. И он действительно находится в этом состоянии - концентрации без усилия. Другое дело, что пришел он к этому, не побоюсь сказать, - чуду, - путем долгих лет упорной работы, ошибок, сомнений, крови и пота... Это возможно, но этого безумно сложно добиться...
Истинный маг, правда, не показывает секретов ремесла...
В.: Да, на картине Маг легок, изящен, он Играет, - видно, что он живет, Играя.
Н.Ю.: Состояние Мага не гарантировано и не постоянно. Человек может войти в это состояние и может быть сбит самыми разными факторами, многие из которых лежат за пределами нашего разумения. Поэтому можно говорить только об элементах магии в профессии и творчестве.
В.: Если брать то высокое определение, которое вы дали, - искусство делать из неживого Живое, - это очевидно.
Н.Ю.: Да, и я настаиваю на таком именно определении. Потому что есть очень обширная сфера деятельности, которая в чем-то похожа на магию, - там присутствует и некий поток сознания и многокомпонентное видение и многое другое, но нет вот этого, самого важного - созидания Живого. Только созидание Живого - магия. Все остальное, сколь бы мастерски не выполнялось, я считаю манипуляцией. Причем, я не вкладываю в слово "манипуляция" какого-то уничижительного значения. Существует огромное множество профессий, где это необходимо и где есть свои Мастера.
В.: Уникальность творимого живого пространства через человека - это сфера действительно актуального интереса.
Н.Ю.: При творчестве происходит подключение Божественных сил, но это неописуемо, потому что - как объяснить процесс того, как я пишу - это же нужно описать весь многомерный поток сознания в результате которого абсолютно все детали связаны между собой. Вот рисунок 19 Аркана Таро. Только через 20 лет я пришел к тому, чтобы он ожил в картине. (Николай Владимирович показывает сперва рисунок, потом - картину, где символически изображен 19-й Аркан Таро - "Солнце")
Любые слова, описывающие этот процесс - кощунство, профанация. Трансформация Сальери в Моцарта неописуема.
В.: Выражаясь словами Пушкина: "Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каракского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными, однообразными стопами; так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и навязанной внешней волею - тщетно..."
Н.Ю.: Самое изумительное, когда ты уже подключен к работе, это даже не присутствие Ангела, а переживание мгновения, когда ты чувствуешь, что тебе что-то подарили. Сегодня, например, это было крыло у птички в, на первый взгляд, малозаметной детали на посохе Безумного в 21 Аркане, но чтобы этот подарок произошел, понадобился месяц очень напряженных усилий. Произошло подключение к живому пространству...
В.: Приходится, ведь, все время держать некий высокий градус напряженности, вовлеченности, усилий?
Н.Ю.: Дорога двигается, если ты не поспеваешь, не держишь связь со своим Предназначением, засыпаешь, выпадаешь из самого себя, - ты оказываешься на обочине. Очень непросто держать живую связь...
В.: Жаль, что вы не даете хотя бы каких-то описаний своих работ...
Н.Ю.: Когда работа закончена и отделилась от меня, пространство захлопывается и я уже не могу трогать ее. Я уже не могу влезать в то, что уже завершено и существует, живет отдельно от меня. Даже если это делать ради слов и описаний, текста, это будет кощунство.
В.: Трудно не согласится. Я тоже свою работу не могу никак вербализовать. Я имею в виду консультирование... Это не разложить ни на какие алгоритмы, увы...
Н.Ю.: Как можно передать связь между, скажем, кустом и горой на картине? А эта связь для меня очевидна, - она существует на холсте, но вот как это передать? Мне кажется, что все попытки искусствоведов здесь бесплодны - перевод изображения на слова практически невозможен. У изображения больше измерений, большая размерность, чем у текста...
В.: А язык метафоры? Он хоть как-то передает намек на эту большую размерность...
Н.Ю.: Картина - результат переживания, - причем всего образа жизни... Нужно описывать посекундно, что художник переживает, когда переходит от одной кисти к другой и еще много-много факторов...
В.: Холст вбирает в себя всю вашу жизнь на момент творения, да и думаю, не только на тот момент...
Н.Ю.: В холсте содержатся и вибрации настроения, музыки, которую я слушаю, даже сигарет, которые я курю, когда работаю...
В.: Думаю, что и много чего еще...
Н.Ю.: Я никогда не делаю копии, у меня это не получается. Я могу сделать второй вариант той же темы. Но в этих вариантах такая существенная разница...
В.: Да, я это увидел на примере вашего 21 Аркана, в первом варианте и в том, что вы создаете сейчас... За всеми двадцатью двумя вашими картинами, изображающими сюжеты двадцати двух Арканов Таро, я увидел и почувствовал то, что действительно не выразить словами. Разве что намек - некое дыхание Истины... И ощущение благодати...
Н.Ю.: За Истиной должно следовать Благо, как более высокая категория... Это отмечал еще Платон...
[ Оглавление ]
[ Константин Ковальчук ] [ Олег Бахтияров ] [ Андрей Жуков ] [ Вячеслав Игнатьев ] [ Федор Конюхов ] [ Павел Юлку ] [ Анатолий Смирнов ] [ Борис Стругацкий ] [ Виктор Емельянов ] [ Александр Евдокимов ] [ Владимир Савицкий ] [ Олег Прикот ] [ Николай Юдин ]