Диагностические схемы
4)
Cхема Типологии "Жизненных миров"
(Василюк 1984)
Типология Василюка дает
представление о том, как тот или иной
человек, с определенным устройством своего
внутреннего мира переживает критические
ситуации. Не вдаваясь в подробности данной
типологии, кратко опишем четыре, выделяемые
Ф.В. Василюком, типа жизненных миров и
соответствующие им переживания:
1. Внешне легкий и внутренне
простой жизненный мир.
Этому миру свойственна тяга к
наиболее простому существованию, "радикал
которой, с одной стороны, представляет
собой стремление к сиюминутному
удовлетворению потребности, т.е.
удовлетворению, не требующему усилий и
ожиданий, а с другой стороны,... стремление к
такой полноте обладания предметом
потребности (и даже растворенности в нем и
отождествленности с ним), что реализуемое
при этом жизненное отношение застилало бы
собой весь горизонт психологического мира,
создавая впечатление своей единственности
и заставляя, таким образом, забыть о других
отношениях и возможных последствиях для
них этого удовлетворения" (Василюк
1984).
Соответствующий этому
жизненному миру тип переживания -- Гедонистическое
переживание. Этот тип переживания
составляет "такие преобразующие
психологический мир процессы, которые по
своим целям направлены на достижение
положительных и избегание отрицательных
эмоциональных состояний, а по характеру
своего осуществления являются
нереалистическими, подчиняющимися
сиюминутным импульсам, не учитывающим
внешних и внутренних зависимостей жизни".
2. Внешне трудный и внутренне
простой жизненный мир.
"Этому миру свойственна
неуклонная устремленность к предмету своей
потребности. Эта деятельность не
подвержена отвлечениям, уводящим в сторону
искушениям и соблазнам, субъект не знает
сомнений, колебаний, вины и мук совести,
простота внутреннего мира освобождает
деятельность от всевозможных внутренних
препятствий и ограничений. Ей известны
только одни препятствия -- внешние". "... Каждый
предмет осмысляется только с точки зрения
его полезности или вредности всегда
напряженной потребности субъекта".
"А основное правило решения
постоянно возобновляющейся жизненной
задачи заключается в необходимости
адекватно отражать реальность, чтобы
сообразно реальности строить свою
деятельность". Подчинение принципу реальности
становится для этого мира основным
принципом.
Соответствующий этому
жизненному миру тип переживания -- Реалистическое
переживание. "Это переживание исходит из
того, что реальность непреодолима, борьба с
ней бесполезна и, значит, нужно принять ее
такой, какой она есть, покориться, смириться
и внутри заданных ею границ и пределов
добиться возможности удовлетворения
потребностей".
3. Внутренне сложный и внешне
легкий жизненный мир.
В этом мире главный акт
жизнедеятельности -- это выбор. Каждый
выбор здесь трагичен, поскольку решает
дилемму между мотивами. Трагизм в том, что
субъект стоит перед задачей, с одной
стороны, жизненно важной, а с другой стороны,
логически неразрешимой. Этот жизненный мир
более высокоорганизованный, чем два
предыдущие и обладает неким "психологическим
органом", измеряющим значимость мотивов и
способным скреплять жизненные отношения в
целостность индивидуальной жизни. Этот "орган"
-- ценностное сознание. Высший принцип
сложного и легкого жизненного мира -- ценность.
Переживание, соответствующее
данному жизненному миру -- ценностное
переживание. Превращения, происходящие в
процессе ценностного переживания,
радикально отличаются от тех, что
наблюдаются в реалистическом и
гедонистическом переживаниях.
Здесь, ставшее невозможным
жизненное отношение или какая-то
потребность, не сохраняется в неизменном
виде как в гедонистическом переживании и не
изгоняется как в реалистическом, а
переосмысливается, переоценивается. Задача
этого типа переживания -- отыскание
новой ценностной системы, посредством
которой можно было бы придать внутреннюю
цельность и смысл бытию, открыть новые
смысловые перспективы. Это переживание
предполагает отказ от эгоцентрической
установки и по своему внутреннему
психологическому содержанию является подвигом.
4. Внутренне сложный и внешне
трудный жизненный мир.
Для этого жизненного мира
основой является самостроительство
личности, активное созидание человеком
самого себя, причем (что очень важно) не
только идеальное проектирование себя, но и
чувственно-практическое воплощение этих
проектов и замыслов, т.е. речь идет о
жизненном творчестве. Творчество и есть
высший принцип данного типа жизненного
мира.
Основное новообразование,
появляющееся в таком жизненном мире, по
сравнению с предыдущими, -- это воля.
Соответствующее этому типу
переживание -- Творческое переживание.
Задача этого переживания, кроме ценностной
переоценки, -- обеспечение возможности
действовать, исходя из новой ценностной
позиции, реализуя и утверждая ее,
действовать в условиях, которые могут
конкретно противоборствовать
осуществлению этой позиции. Такое действие
оказывается возможным только при
достижении особого внутреннего состояния
-- готовности пожертвовать любым из своих
мотивов. Предельная точка творческого
переживания -- состояние безусловной
готовности к самопожертвованию, точнее,
абсолютно очищенное от любых эгоистических
фиксаций состояние, которое изнутри
прорывает ситуацию безвыходности,
невозможности, ибо в нем получают смысл "безрассудные",
а на деле -- единственно осмысленные в
подобной ситуации действия, создается
психологическая возможность подвига.
Эта диагностическая схема
представляется нам предельно важной, так
как задача терапевтической команды --
помочь пациенту избрать оптимальный путь
переживания, ведущий к излечению, в отличие
от типа переживания, который постоянно
использовал пациент раньше, только
закрепляя свою патологию.
Если рассматривать типичный
портрет наркомана исходя из данной
Диагностической схемы, то, очевидно, что он
относится к первому типу жизненного мира --
внутренне простому и внешне легкому, с
тенденцией к гедонистическому переживанию
как к единственному способу жизни. Реже (в
начальных стадиях наркотической
привязанности) можно обнаружить второй тип
жизненного мира -- внутренне простой и
внешне сложный с тенденцией к
реалистическому переживанию.
С точки зрения терапии,
единственная возможность излечения
заключается в избрании пациентом нового
пути переживания -- ценностного, а надежнее
-- творческого. А так как эти типы
переживаний соответствуют более сложной
структуре личности (3 и 4 типу), мы вновь
получаем подтверждение тому, что
необходима коренная перестройка всей
личности, но в дополнении к этому мы
оказываемся перед фактом необходимости не
просто перестройки личности, а
существенного ее усложнения и обогащения.
Этот очень важный вывод
предполагает, что процесс психотерапии-реабилитации
должен включать в себя существенный пласт
воспитательно-педагогической работы.
Методы для решения такой сложной
(но абсолютно возможной) задачи очень
разнообразны и включают в себя кроме
психотерапевтических процедур, бесед,
групповых тренингов личностного роста, арт-терапии,
еще и специально создаваемые ситуации (совместные
с терапевтами походы, посещения культурных
мероприятий...), специальные домашние
задания, начиная от чтения все более
сложной литературы (художественной и
специальной), посещения определенных
мероприятий, клубов, секций, творческих
коллективов.
Одним из основных аспектов в ходе
работы с этим уровнем задач является волевой
тренинг.
Воля тренируется на самых
простых вещах, элементарных ситуациях
преодоления. В первые дни тренинга
выбираются желания, от которых достаточно
легко отказаться, или действия, которые не
хочется совершать (но не так сильно).
Постепенно задачи усложняются. Несколько
месяцев регулярных тренировок (со все
увеличивающейся долей самостоятельности)
формирует настолько мощный механизм воли,
что человек становится способен отказаться
от сильнейших привязанностей волевым актом.
Тренировка идет в двух
направлениях:
а) не хочу => делаю
б) хочу => не делаю
(Естественно, в ситуации "хочу
=> не делаю", выбираются не жизненно
важные функции, а те или иные вредные или
бесполезные привычки, фиксации внимания и т.п.,
а в ситуации "не хочу => делаю",
выбираются действия, полезные для пациента
и окружающих).
Развитие воли должно быть
сосредоточено равномерно по 6 аспектам воли:
- решительность,
- настойчивость (длящееся усилие),
- инициативность,
- мужество,
- целенаправленность,
- дисциплинированность.
Для закрепления результатов
составляется таблица, где пациент
ежедневно отмечает свои волевые акты,
обращая внимание в последующие дни на те
участки таблицы, которые остались
незаполненными, так чтобы развитие было
равномерным.
|
Хочу => не делаю |
Не хочу => делаю |
Решительность |
+ + + + |
+ |
Настойчивость |
+ + |
|
Инициативность |
+ |
|
Целенаправленность |
+ + |
+ |
Мужество |
|
+ + |
Дисциплинированность |
+ |
+ + + + + |
Вообще, в ходе всей
реабилитационной работы пациент работает с
большим количеством специальных дневников
самоконтроля, отражающих его состояние,
самочувствие, успехи в тех или иных
тренировках и многие другие показатели.
Волевой тренинг и работа с дневниками
самоконтроля решают еще одну задачу:
развитие осознания. Пациент начинает
осознавать очень многие моменты своей
жизни, которые были ранее автоматическими.
Регулярный тренинг приводит к повышению
осознанности жизни в целом.
Очень важным также при решении
задач, относящихся к Диагностической схеме
типов жизненных миров, является воспитание
и подкрепление у пациентов
альтруистических мотивов. Этому
способствуют методы Ориентирующей
психотерапии, групповой работы и
специально создаваемые жизненные ситуации.
|