Диагностические схемы
8)
Схема "Культурно-информационные
миры"
(Данченко 1990, Калинаускас
1995)
В каждом человеке, как
неотъемлемой части всего человечества,
потенциально содержится совокупность всех
человеческих отношений. При этом
определенные отношения к отдельным людям
или группам людей чаще проявляются во
внимании (как через реальные контакты, так и
через контакты внутренние -- воспоминания,
внутренние диалоги и т.п.). Часть таких
отношений осознается, большая же часть
остается неким неосознанным фоном.
Систему отношений, которая
формирует некий каркас во внутреннем мире
человека, можно назвать его культурно-информационным
миром. Это могут быть отношения к реальным и
идеальным людям (идолам, Богам, персонажам,
фетишам, живым или давно умершим),
олицетворяющим целый культурно-информационный
слой -- совокупность людей, имеющих общие
идеалы и ценности. Во внешнем окружении
человека -- его референтной группе -- все
это отражается напрямую, -- для него имеют
значимость люди, представляющие тот же
культурно-информационный мир. При этом
частота и длительность внешних контактов
еще ни о чем не говорит. Так, например,
родители, которых наркоман видит ежедневно
по несколько часов, могут не иметь для него
большой значимости и находиться на
периферии его внимания, в центре же
внимания, к примеру, находится поставщик
героина, с которым наркоман реально
контактирует лишь несколько минут в неделю.
Причем, это может быть и неосознаваемый
факт, -- сам пациент будет отрицать это и
говорить о своей всяческой неприязни к
наркоманам и поставщикам, -- но не по словам,
а по делам определяется Диагностика.
Иными словами, если говорить о
проблеме наркомании, существует достаточно
жесткая "система", которая крепко
держит человека в зависимости от наркотика.
(Выражаясь языком оккультизма -- жесткий
Эгрегор (Данченко 1990, Подводный
1992)).
Культурно-информационный мир, от которого
не спрятаться (ибо он внутри и
притягивает внешнее свое отражение),
который безошибочно узнает и
искусит "своего" в любой точке планеты ("рыбак
рыбака видит издалека"). Трудно сказать --
существует ли сам по себе отдельный "наркоманский"
культурно-информационный мир, -- скорее
всего сердцевина его подобна черной дыре,
откуда напрямую уже не вырваться, а вот
метастазы наркотических идеалов поразили
многие, казалось бы "безобидные"
культурно-информационные миры, например,
определенную часть "тусующихся на
дискотеках студентов" и т.п. Очень большое
число культурно-информационных миров
сейчас находятся в непосредственной
опасной близости от наркотических идеалов
и ценностей.
Пока не разработана какая-то
специальная типология культурно-информационных
миров, хотя попытки в этом направлении
делались (Калинаускас 1995). Поэтому здесь
Диагностика индивидуальна.
Важно понимать, что излечение
от наркотика без выхода человека из
привычного ему культурно-информационного
мира невозможно. Внутренне этот выход
сопровождается преображением личности,
внешне следствием будет резкое изменение
круга знакомых и близких людей. Выход в
другой культурно-информационный мир
крайне сложен, так как старый мир
необычайно крепко "держит" человека
большим количеством взаимосвязей и
отношений.
Подход к лечению наркоманов с
этой стороны дает нам еще одну плоскость, в
которой мы можем, во-первых, увидеть новые
механизмы такого явления, как
наркотическая зависимость, а с другой --
найти дополнительные ключи для выхода из
патологической зависимости. Одним из таких
ключей является метод "пересмотра" своего
культурно-информационного мира, завершение
в нем "незавершенных гештальтов" и
выведение в Доминанту качественно новых
отношений с новыми людьми или качественно
нового уровня отношений с прежним
окружением (что тоже возможно, хотя и
гораздо сложнее). Техника такого пересмотра
может базироваться на известной
психодраматической и психосинтетической
технике "Социальный атом" (Ассаджиоли
1994).
Краткое описание практики
пересмотра культурно-информационного мира:
рисуется "Социальный атом" (см. рис.) (или
просто делается список), где по степени
частоты контактов (реальных и мысленных)
располагаются люди, проявляющиеся во
внешнем мире пациента и отраженные в его
внутреннем мире.
Список делается не за один день, а
за достаточно долгий период времени. В него
входят все новые и новые (забытые и вновь
осознанные) люди и категории людей,
осознаются все новые и новые уровни и
порядок значимости их. Если поначалу
пациент вспоминает десяток--другой
значимых людей, то по мере развития
самосознания в "социальный атом" начинают
входить такие категории людей, как,
например, бывшие одноклассники, соседи,
дальние родственники, прохожие, пассажиры,
девушки, юноши, старики. Эти категории все
более дифференцируются, и ко всем этим
людям и категориям осознается определенное
отношение. Иногда, таким образом, абсолютно
неожиданно проявляются вытесненные
конфликты, резкая неприязнь и, наоборот,
привязанность.
Личность обогащается. В идеале
дело доходит до того, что человек начинает
осознавать свою сопричастность всему
человечеству (конечно, не лично каждому
человеку, а хотя бы некому социальному слою,
ярким представителям социальных слоев,
идолам, богам, персонажам книг и фильмов,
политическим и религиозным деятелям и
группировкам, деятелям науки и культуры,
историческим героям... Далее это
дифференцируется насколько возможно).
Человек начинает себя осознавать как
сложную совокупность бесчисленных
отношений.
В дальнейшем осознается качество
отношений к каждому человеку или группе
людей:
- частота реальных и мысленных контактов,
- эмоциональное отношение, начиная от
простейшего: удовлетворенность/неудовлетворенность,
вплоть до осознания тонких эмоциональных
нюансов по отношению к данному человеку/категории
людей,
- определяется важность и значимость
данного человека/категории людей,
- степень привязанности или
конфликтности и многие другие факторы.
К этому моменту "социальный атом"
(вернее, уже "социальная вселенная")
пациента становится очень многоуровневым и
многосвязным. Часть связей и отношений к
некоторым людям/категории людей
оказывается достаточно гибкими и
свободными, другая же часть отношений
определяется более жесткими связями,
которые и определяют Доминанту
внутреннего мира личности.
Интересно, что при подробнейшем
анализе в "социальный атом" каждого
человека, так или иначе, войдут почти все
категории людей, но у каждого будет свой
порядок приоритетов, своя палитра
эмоциональных отношений и свои жесткие
связи. Люди с похожей структурой "социального
атома" принадлежат к одному "культурно-информационному
миру".
Именно жесткие связи в
полученной схеме представляют нам картину
культурно-информационного мира. С этими
отношениями и строится терапевтическая
работа с помощью различных техник (гештальт-терапии,
медитативный пересмотр, ситуативный
тренинг, ролевая игра и т.п.), в результате
которой завершаются незавершенные
гештальты, прорабатываются конфликты и
привязанности.
На основании такой работы
появляется платформа для возникновения
совершенно новой структуры личности (перехода
в новый, более высокоорганизованный
культурно-информационный мир), что и
является необходимым условием излечения от
патологической зависимости.
|