Глава 3. Наталья Нур
(отрывки)
[ Оглавление
III тома ]
[ Предисловие к 3 тому ] [ Ева Весельницкая ] [ Виргиния Калинаускене ] [ Наталья Нур ] [ Виктория Рогозова ] [ Ирина Курис ] [ Татьяна Болонина ] [ Татьяна Васильева ] [ Майя Успенская ] [ Анна Н. ] [ Ирина Баланенко ] [ Марина Корнилевская ] [ Послесловие к 3 тому ]
Как я уже писал в Предисловии,
книгу о женщинах можно написать, только
руководствуясь интуицией, отстранившись
от логических выводов и убеждений и
доверяя только тому потоку информации,
событий, который возник, когда я принял
решение писать эту книгу. О Наталье Нур я
ничего не знал ранее, более того, когда
Ольга Романова (одна из тех, кто и побудил
меня взяться за эту тему) сказала мне, что у
нее есть знакомая, которая может быть
интересна мне для книги, я вначале лишь
недоуменно пожал плечами: «Мастер Рейки?
Да мало ли их, - что же теперь о всех писать?»
Но, слава Богу, доверился. Вместо
разочарования меня ждали открытия и
переживания, которые, к сожалению на
бумагу не перенести. Мы с Натальей
коснулись достаточно общих и, на первый
взгляд, простых вопросов. Но они-то, как мне
кажется и дают ключи к пониманию Пути
женщины, да и Пути вообще...
Май 2001 г.
Наталья: Мне самой любопытно,
что вас могло заинтересовать. Моя судьба,
как мне кажется - это судьба обычной
женщины, выросшей в советское время.
Влад: Судьба не бывает обычной,
и мне кажется, что как раз в вашей судьбе
есть главы, достойные внимания читателей
этой книги. Давайте о них и поговорим.
Н: Все складывалось
достаточно постепенно. Не было какого-то
крутого поворота. Интерес к иному
мировоззрению, чем то, что прививалось в
школе, институте и так далее, появился у
меня с детства, потому что мы с родителями
в то время жили в Забайкалье, в Чите. Так уж
получилось, что я росла на китайских
сказках. Через них пришел интерес к
восточной культуре и, впоследствии,
философии.
Уже потом, когда мы переехали на
Украину, возник интерес к Индии.
В: Почему именно к Индии?
Н: Может быть потому, что когда-то
в то время мне попалась книжка об
Упанишадах. Она называлась "Хитападеша".
Это тоже сказки. Другой доступной
литературы в то время почти не было. Потом,
уже в юности я стала увлекаться хатха-йогой.
Это был уже не просто интерес, а довольно
серьезное увлечение. Правда все это тогда
было подпольно.
В: Это были какие-то
подпольные группы?
Н: Да. Это было начало
семидесятых. Занимались на каких-то
квартирах, - ну, в общем, как и все такое в то
время. Потом я приехала в Питер. Затем
появились дети и некоторое время мне было
вообще ни до чего... Правда, еще я не сказала,
что я еще на Украине пыталась погрузиться
в христианство, именно православное.
Интерес вызывало все запретное, именно
поэтому было желание глубже изучить все
это. Хотя изучить все это, - и христианство
и йогу, действительно глубоко тогда было
очень трудно, - почти не было ни
литературных источников, ни реальных
людей, которые владели бы этими вопросами,
поэтому на деле все получилось достаточно
поверхностно.
В: Дело ведь не только в
глубине изучения, но и в желании,
устремлении.
Н: Возможно. Так вот, после
того, как дети мои чуть подросли, желание
мое и увлечение снова начали воплощаться.
Это уже в Питере. Это опять-таки подпольные
группы - довольно много тогда было
перепробовано, трудно даже все перечесть.
В: Ну, то, что оставило
наиболее глубокий след.
Н: Прежде всего это
Антоновские группы. И сам Владимир Антонов
часто появлялся у нас на занятиях, а вели, в
основном его ученики. Параллельно были еще
экстрасенсорные группы, та же хатха-йога, -
даже приезжали какие-то Учителя из Индии.
Очень мне был интересен суфизм, долгое
время я общалась с одним замечательным
человеком, Игорем Мальским, который тогда
писал очень интересную книжечку по этому
вопросу. Беседы с ним очень помогли в то
время.
А позднее все свелось к тому, что
в голове у меня образовалась невероятная
"каша" от смешения самых разных
знаний. И разгребать всю эту смесь было
некому.
Поэтому, в какой-то момент я
бросила все, чем занималась. Я поняла, что
все то, чем я занималась было очень
поверхностно.
В: Вы переживали это, как какой-то
кризис?
Н: Конечно! То, чему я
посвятила достаточно много лет, оказалось
почти бессмысленно и не нужно.
В: Не нужно, - то есть не
востребовано, или не нужно - неинтересно?
Н: Неинтересно, потому что
поверхностно, а как дойти хоть до какой-то
глубины, было непонятно. Как раз
востребовать все это было несложно -
желающих смотреть на разные фокусы и
ходить по горящим угольям, заниматься
всяческого вида колдовством и
экстрасенсорикой было довольно много,
впрочем сейчас их даже еще больше.
В: А вы могли таким вещам
обучать?
Н: Да, кое-что я умела сама и
могла научить желающих. Но, повторяю, идти
дальше в эту сторону я не хотела, так как не
видела смысла.
В: Когда этот кризис произошел?
Н: Лет десять - двенадцать
назад.
В: То есть, как раз в разгар
послеперестроечного времени, когда вся
эта экстасенсорно-магическая братия
начала появляться на широкой публике. И
книжки первые пошли, - помните, - Мартынов,
Шри Ауробиндо?
Н: Да, но меня это уже не
привлекало. Однажды мы с мужем гуляли по
Петроградской и в одном книжном
магазинчике мой взгляд упал на книгу
некого Шри Махарши, которая стоила по тем
временам бешеные деньги - рублей девять, по-моему,
- я открыла ее на одной из страниц и
прочитала: «...если ты хочешь познать мир,
то познай сначала самого себя, а потом уже
задавай вопросы, если они останутся». Я
купила эту книжку и когда прочитала,
поняла, что, собственно, купила я ее ради
одной этой фразы, - чего-то еще мудрого я
там не нашла.
Потом прошло года два. И тогда
появилось Рейки. Только после того, как я
туда пришла, вся каша, которая сложилась у
меня в голове, начала постепенно
разгребаться.
В: Каким образом?
Н: Практика, практика,
практика... Отбрасывание всего лишнего и
ненужного-
Вот собственно и вся внешняя
канва моей судьбы. Я уже девять лет в Рейки,
мне это не надоело до сих пор.
В: Почему именно Рейки
послужило выходу из кризиса и тому, что в
вас все упорядочилось?
Н: Тут нужно уже пояснять, что
такое Рейки.
В: Давайте попробуем. У
большинства людей, слышавших это слово
представление примерно такое, что кто-то
кому-то накладывает руки на разные части
тела, "течет" некая "энергия", за
счет чего организм в некотором роде
исцеляется. То есть, преобладает
представление о Рейки, как о разновидности
целительской деятельности.
Н: К сожалению да, именно так
многие и представляют себе Рейки. Хотя,
когда я начинала учиться, моя система
представлений была подобной. Я
представляла, что я накладываю руки на
человека и что-то в нем происходит,
гармонизируется.
В: При этом, чтобы грамотно
накладывать руки и что-то при этом
действительно происходило, нужны разные
степени инициации.
Н: Без инициации это, к счастью,
не работает.
Очень сложно описать словами,
что же при этом происходит. Да, начнем с
того, что Рейки работает действительно,
как целительская практика. Лично мне оно
позволило освободиться от многих довольно
запущенных и серьезных заболеваний. Моим
близким - тоже. Но, Рейки все таки не только
и не столько целительство, сколько
духовный путь, хотя большинство людей
зацикливается и останавливается только на
целительском аспекте. И, в принципе, этого
вполне достаточно тому, кто хочет только
оздоровления организма. Мне хотелось
большего. Меня тянуло в области изменения
картины мира, творчества, нахождения
смысла, постижения себя. Рейки дает эту
возможность.
В: Все-таки мне пока непонятно
следующее: до вашего кризиса, вы прошли,
пусть, как вы говорите, неглубоко, через
несколько видов практик, в которых так или
иначе затрагиваются ценностные и
смысловые струны жизни. И в йоге, и в
Антоновской системе были возможности для
таких сущностных постижений, для
духовного развития.
Н: Тогда нужно достаточно
точно определиться со словами «духовное
развитие», потому что многие люди понимают
их по-разному. Я не хочу брать на себя
ответственность в точном определении этих
слов.
В: Давайте тогда будем
говорить не о точных определениях, а о
вашем опыте, о вашем восприятии.
Н: Во-первых, я думаю, что
духовность никак не связана с
накапливанием какой-то информации, тем
более информации из книг. Всякие
религиозные догматы не имеют отношения к
духовности. Духовность, это когда Дух
присутствует во всех проявлениях твоей
жизни, присутствует во всех отношениях
между людьми, причем, чем ближе люди, тем в
большей степени. Не так уж сложно помочь в
каком-то вопросе человеку постороннему и
при этом напрочь вытеснять все, что
происходит в твоей собственной семье, где,
например, полный разлад и непонимание.
В: Как это проявляется в вашей
жизни?
Н: Очень просто, с самых азов.
Для меня очень важно налаживать глубокие,
искренние и доверительные отношения с
близкими мне людьми, не закрывать глаза на
то, что неприятно во мне для других. Это
ежедневная, достаточно скурпулезная
внимательная работа. Именно работа, потому
что в отношениях легко выйти на какие-то
стереотипы, соскочить с обнаженного нерва
глубины и доверия, поэтому в этих
отношениях я стараюсь сколько возможно
держать внимание на пределе активности.
Это не всегда получается, что переживается
тяжело и дает толчок к новому качеству
отношений. Мне кажется, что мне удается
вкладывать дух, духовность, в мои
отношения с близкими, с детьми, с
родителями. А было время, когда в моей
семье возникали серьезные проблемы
разобщенности и непонимания.
В: Что дальше? Я имею в виду - за
отношениями?
Н: Умение ценить это все, не
вмешиваться в жизнь других людей. Не
причинять людям "добра", то есть,
собственно, того, что ты считаешь добром
для них.
В: Расшифруйте поподробнее.
Н: Когда я смотрю с позиции
своего опыта на какие-то ситуации,
возникающие у моих детей, я вижу как,
например им нужно поступить, чтобы все
прошло гладко. Но, в тоже время я знаю, что
если они не переживут то, что будет
результатом их собственного выбора, если
они не переживут своих собственных ошибок
- они ничему не научатся. И вот умение
вовремя остановиться и не заставить их
прожить мою жизнь вместо их собственной -
это как раз и есть «не причинение добра».
В: Наташа, расскажите
пожалуйста об опыте своих каких-то
глубоких переживаний.
Н: Такие переживания
случаются, но рассказывать я о них не буду.
В: Из-за чего? Обычно подобные
описания пробуждают мотивацию у читателя
к собственным поискам и практике.
Н: У каждого свои переживания.
И у каждого свое восприятие даже очень
простого опыта, не говоря уже об опыте
переживаний, случающихся в процессе
созерцательных и медитативных практик. Да
и слова трактуются настолько по-разному.
Если я скажу, что я попала в состояние
медитации, вряд ли кто-то меня поймет
адекватно. Не говоря уже о более глубоких
вещах.
В: Я почему об этом так
настойчиво спрашиваю: именно переживания,
даже чужие, могут служить для многих людей
отправной точкой, либо маяком, к которому
человек начинает двигаться, попадая при
этом в свои переживания. Вот человек, к
примеру, прочитал о каких-то переживаниях
Кастанеды, - он никогда ничего подобного не
переживет, потому что у Кастанеды своя
жизнь, а у него своя. Но, прочитав, ему
захотелось попробовать и- вдруг случится
свой путь.
Н: Влад, здесь есть целая
проблема. Я вообще не понимаю, что можно
вынести из моей достаточно простой и
заурядной жизни, и я ни в коей мере не
стремлюсь к известности. Когда вы
позвонили я согласилась побеседовать
только из-за желания поддержать тех, кто
стремится к изменениям в своей жизни. Но,
перебирая свой опыт я не могу выделить в
нем что-нибудь яркое или потрясающее. Весь
мой опыт очень простой, а жизнь достаточно
сложная, хотя я знаю людей, чей жизненный
путь намного сложнее моего. И кроме того, я
не хочу, чтобы у читателей возникло
впечатление, что те переживания, которые
со мной случались, есть цель Рейки или
какие-то неотъемлемые составляющие этого
пути.
В: Здесь я не удержусь и
расскажу маленькую притчу, которую мне
поведал недавно Александр Павлович
Марьяненко*. Это притча про китайца и
павлина. Даже не столько притча, сколько
зарисовка. Вот есть павлин, - он яркий и
замечательный, у него шикарный хвост,
очень красивое оперение и люди приходят
специально посмотреть на него. И есть
китаец, который этого павлина содержит.
Китаец скромен и незаметен. Он ходит в
стареньком сером халате. Он всячески
служит павлину - убирает за ним, кормит его,
чтобы павлин был еще здоровее и красивее и
людям было приятно на него смотреть. Так
вот - у китайца есть новый красивый халат,
но он его не одевает, дабы не отвлекать
зрителей от павлина. И реально действующая
фигура в этой паре - не павлин, а все-таки
китаец, - он создает ситуацию, он через
служение павлину дарит людям красоту, сам
оставаясь в тени...
* О
нем см. второй том, глава «Александр
Марьяненко»
Мне, кстати, сейчас интересны не
«павлины», а «китайцы», поэтому я и
попросил вас об этой встрече.
Н: Я, в свою очередь, могу
сказать, что Рейки - это действующая фигура,
а я только Мастер Рейки. Несмотря на то, что
я знаю и умею еще кое что. Каждый Путь по
своему хорош. Чем оказался для меня хорош
путь Рейки? Прежде всего тем, что мне никто
там не убеждал в том, что я чего-то должна
увидеть или почувствовать, как это часто
бывает на многих занятиях, семинарах, в
разных системах преподавания. Меня никто
не заставлял ничего делать и ничего
представлять себе. Приветствовалось
всегда то, что есть на самом деле, не то, что
представляешь, а то, что реально
чувствуешь и то, что реально происходит. И
мне как-то очень быстро удалось
почувствовать и увидеть результаты работы
Рейки. Может быть, потому что первая
женщина, с которой я работала, была раковая
больная и она жива до сих пор, хотя тогда
она была уже между жизнью и смертью.
Потом уже открылись мне вещи,
которые за целительством. Конечно,
подобралась я к этому не сразу. Конечно, я
не сразу научилась не примешивать к тому,
что происходило, какие-то свои прежние
знания, представления и догадки. Не сразу я
научилась просто давать Рейки, понимаете, -
просто. В этом-то все и заключается, вся
глубина, когда ты научаешься просто давать
то, что идет. Без всяких ожиданий, моделей,
знаменитых аффирмаций, которые пытаются к
этому процессу приплести. Поэтому-то я и не
хочу говорить о переживаниях и поэтому это
самое «просто» есть самое сложное для
описания. Сама практика сводилась к тому,
чтобы научиться все делать просто. Потом
за глубиной этого «просто» всплыло очень
много интересного и неописуемого. Как это
объяснить людям в словах - я не знаю. Как
объяснить то, что произошло, когда я первый
раз влетела в это состояние «просто»? Слов
для этого у меня нет. Называть это расхожим
«здесь и сейчас» мне тем более не хочется, -
и заезженно, и ничего не объясняет ничего,
а только запутывает.
В: Я прекрасно понимаю
сложность передать это словами, но всякий
раз хочется подобраться к этому хотя бы
меткой метафорой.
Н: Может быть когда-нибудь это
и получится.
Еще о Рейки я могу сказать, что
оно помогло мне полностью изменить судьбу
в самом объемном смысле этого слова.
Прежде всего - появились колоссальные силы,
чтобы изменения в судьбе стали возможны.
В: Что стоит за словами «изменения
судьбы»? Это ведь тоже из тех расхожих
выражений, в которые кто вкладывает смысла
на копейку, а кто на миллионы...
Н: Вот-вот. Когда о том, как же
изменилась моя судьба, меня спрашивали
ученики, я нашла для ответа такой образ:
всю свою прежнюю жизнь я была похожа на
прыгающий мячик. Этот мячик прыгал
особенно весело, когда его пинал кто-то
другой. А вот после Рейки этот мячик
научился прыгать сам по себе, только тогда,
когда он хочет прыгать. Изменилось мое
восприятие мира, своей и не только своей
жизни, отношение к себе.
В: Давайте, чтобы избегать
общих слов я буду задавать каверзные
вопросы-вставки. Итак: отношение к себе
изменилось от какого до какого?
Н: От того,
что раньше я жила только ради других, до
того что я научилась значительную часть
жизни посвящать себе самой. Кроме того, я
поняла одну фундаментальную для себя
истину: любой разговор с живым человеком
важнее для меня и интересней, чем много
томов самых авторитетных изданий.
Однажды по телевизору
показывали старого дагестанца, который
прожил сто двадцать лет. И он говорил какие-то
очень простые и, вместе с тем, очень мудрые
вещи. Например, о том, что человек не должен
быть как тяпка, которая все под себя да под
себя, а должен быть как двуручная пила - и
себе и людям. Вот можно сказать, что я
сейчас приближаюсь к состоянию "двуручной
пилы".
В: Можно ли сказать так, что в
вашей жизни становится все больше и больше
простоты? Причем в этой самой простоте и
есть то самое - обыкновенное чудо. И это-то
и есть действительно магия, а не фокусы.
Н: Можно так сказать. Но это
гораздо шире и объемнее. Простота жизни -
обозначение хорошее, но в чем-то
недостаточное.
В: Я понимаю, но не получается
сказать точнее. Мы здесь на той грани, где
любые слова не точны. Можно еще сказать,
наверное так, что произошел переход от
многоумности к простой житейской мудрости.
Н: Даже еще проще - к самой
жизни.
В связи с тем, куда вырулила тема
нашего разговора, я хочу рассказать притчу.
У одного суфия спросили: «Как вы себя
чувствуете?», на что он ответил: «Я
чувствую себя, как человек, который
проснулся сегодня и не знает, умрет ли он
сегодня или нет». Ему возразили: «Как же
так? Это же проблема для всех людей». «Да, -
сказал суфий, - но все ли это чувствуют?»
Вот - не думание о жизни, а чувствование,
проживание жизни...
В: А был ли момент некого «фазового
перехода» от старого качества жизни к
новому? Или все произошло постепенно, как
накопление опыта нового качества?
Н: Скорее, накопление опыта
нового качества. Я не могу выделить какой-то
поворотный момент, когда количество
перешло в качество. Было несколько пиковых
моментов, когда входишь в комнату, где
прожил много лет и вдруг видишь ее
совершенно по-новому. Комната осталась
прежней, но в тебе что-то изменилось, в
восприятии.
Конечно, мы знаем, что мы живем,
конечно мы знаем, что жизнь проста в своей
сути, но знаем мы это на уровне информации,
ума. А вот чувствовать это и действительно
знать - совсем другое дело. Для меня знание
и информация - совершенно разные понятия.
Информацию можно накапливать сколько
угодно, но один раз пережив что-то вы
получаете настоящее знание. По крайней
мере, для меня это происходит так.
В: А вот только ли Рейки виной
тому? А то получается, что все дело в Рейки -
давайте все подадимся в Рейки и тогда
начнем Жить!
Н: Да, я поняла то, что вы
хотите сказать. Есть масса других путей и
они не хуже Рейки. Так случилось, что мою
жизнь открыло именно Рейки. У других людей
это может произойти совсем по-другому.
Во многих духовных путях эта
энергия известна и используется. И сам
способ целительства руками знаком многим
Традициям и практикуется на разных этапах
обучения. Где-то сначала нужно было очень
сильно продвинуться, чтобы тебя научили,
как лечить руками, а здесь наоборот,
сначала, на первой ступени, человек
получает возможность исцелять руками и
вместе с тем идет его духовное развитие. Я
не думаю, что Рейки лучше других практик и
в Рейки быстрее человек подходит к какому-то
духовному постижению. Нет. Просто это так
случилось для меня. В силу чего - не знаю.
Еще очень важным, что открылось
мне в Рейки, я считаю возможность смотреть
на луну, а не на палец, который на эту луну
показывает . Хотелось бы, чтобы люди
интересовались бы не Учителями, а тем
качеством жизни, которому эти люди учат.
Учителям приписываются какие-то
невероятные свойства, которые зачастую
уводят людей от самого учения.
В: Да, это вот сотворение
кумира из Учителя - явление повальное и увы,
имеющее глубокие корни в человеческой
психике, так что тут словами не поможешь, -
только упорная практика и дерзновение
дает возможность перевести взгляд с
пальца на луну.
Н: Мне вспоминается еще одна
притча про женщину - суфия, которую звали
Рабия. Как-то раз она сидела у костра и к
ней подошел какой-то известный мистик. Он
предложил ей прогуляться по воде, посидеть
на середине озера и побеседовать о
духовном. Рабия ответила, что не обладает
такой способностью и в ответ предложила
этому человеку взлететь на облако и, сидя
там, поговорить о духовном. Тогда он сказал,
что не обладает такой способностью. Рабия
сказала: «Свободно перемещаться по
поверхности воды могут некоторые
насекомые, летать умеют птицы, но ни то, ни
другое не имеет никакого отношения к
духовности. Поэтому садитесь просто к
этому костру!»
Есть, конечно способы и пути
развития в себе каких-то
сверхъестественных способностей и
навыков. Но для меня важны не они, а путь
внутрь, к источнику, к «я». Может быть, мне
повезло с Учителем, поэтому именно Рейки
оказалось для меня таким путем.
В: А у кого вы учились?
Н: Его имя Фокке Бринк. Он
голландец. Тогда, в начале девяностых, он
жил в Швейцарии, потом в Германии, сейчас в
Греции. Он очень часто приезжал в Россию.
Вообще, Мастерство в Рейки это
не конечная точка. Это как раз самое начало.
С этого и начинается действительно путь
Рейки. И он очень непростой.
В: Что происходит, когда идешь
этим путем?
Н: Если бы это можно было так
вот взять и выразить словами! Вот какие-то
вехи жизни, события еще как-то можно
описать, а внутреннюю работу. Сказать, что
это соединение внешнего и внутреннего
мира? Это будет неточно и неправда.
Наверное, просто неотделение себя от жизни
вообще, но сколь многое таится за этими
простыми словами!
В: Правда, я понимаю, что это
почти невозможно описать.
Н: Образно можно сказать еще
так: стать Мастером легко, а вот быть
Мастером - очень сложно.
В: Поясните эту мысль.
Н: Для того, чтобы стать
Мастером нужно учиться. В процессе
обучения возможны ошибки, на них,
собственно, многому учишься. Если же ты
стал уже Мастером, то ты все время должен
жить тем, чему учишь. Всегда. И тут ошибки и
отступления уже непростительны. А сколько
искушений! Например, быть не собой, а тем,
что от тебя ждут люди.
Вообще, наша с вами встреча
очень полезна для меня. Мне приходится
искать слова или метафоры для почти
невыразимых переживаний. Это ставит меня в
очень сложное положение и это интересно.
В: Большая часть
действительно глубоких бесед протекает не
легко. Особенно когда мы пытаемся не
изображать какие-то эпатажные события,
чего, например, было много в первом томе, а
подойти к сути: что же, собственно,
происходит и зачем. Чем сложнее для
объяснения, тем ближе к сути. Но я надеюсь,
что при этом все-таки может вдруг родиться
хотя бы одно точное и емкое для кого-то
слово, и это оправдает все наши хождения
вокруг да около.
Н: Я немного отвлеклась от
вопроса о том, в чем разница между стать
Мастером и быть Мастером. Не только в Рейки,
- в любой Традиции, - когда человек учится, -
он ищет то, что он на самом деле есть. Когда
он доходит до того, что может этим искомым
быть постоянно, тогда это Мастер.
Что значит быть собой? Как
говорится в некоторых буддийских притчах -
есть, когда хочется есть, спать, когда
хочется спать. Но, это все простые
аллегории. Порою хочется, например,
простых человеческих отношений. А они не
складываются, потому что человек видит в
тебе мастера и ставит внутренне на некий
пьедестал. И предъявляет соответствующие
требования. Бывает наоборот, - человек
требует от тебя не чего-то возвышенного, а
говорит, что Мастер должен обязательно
проявлять свои человеческие качества в
каком-то гипертрофированном виде. Кто-то
ждет от тебя чего-то очень умного, кто-то -
оригинального, а при этом задача-то не
зависеть от ожиданий других людей и не
идти у них на поводу (а это очень сильное
искушение), а быть таким, как ты есть. Для
меня это было очень сложно и это то, где все
время я вынуждена была быть внимательной.
Тем более, когда люди смотрят на Мастера,
они подмечают все, - гораздо больше и
пристальнее внимание окружающих к его
поведению, которое как-то истолковывается.
Все это - очень мощная проверка на то, чтобы
остаться собой.
В: Мастеру не прощаются ошибки,
которые сходят с рук для обычных людей.
Н: Да, ты все время находишься
в зоне повышенного внимания. Кроме всего,
что я уже говорила, такое повышенное
внимание дает еще и очень полезную
обратную связь. Тебе действительно укажут
на малейшие промахи и ошибки. Вся задача -
отделить конструктивную обратную связь от
смеси ожиданий с проекциями.
Теперь я вынуждена решать те
задачи, на которые раньше могла спокойно
закрыть глаза. Это значит, что теперь я до
них уже дозрела. Стало меньше поблажек
себе.
В: Это продолжение учебы.
Н: Да, мне хочется это особо
подчеркнуть, что для любого Учителя важно
учиться за счет своей жизни, а не за счет
внимания, денег, сил и ошибок своих
учеников. Еще важно самому не возвышать
себя над людьми, не привязывать к себе
учеников, не делать их зависимыми от тебя.
В: Все мы - и Учителя и ученики,
как и все люди вообще - в равной степени
твари Божии. Это важно понимать и тем, кто
считает себя Учителями и тем, кто считает
себя учениками.
Н: Если бы все это понимали, то
более понятно было бы и древнее изречение:
«Люби Бога и делай что хочешь». Я не знаю,
насколько у меня это удается, - это не мне
судить, - но то, что я стараюсь дать своим
ученикам - это как раз возможность идти
самостоятельно. В любой момент они могут
обратиться ко мне, но я их только поддержу
и не буду никуда тащить.
В: Как и за счет чего в вашей
жизни произошло это понимание?
Н: У меня есть очень хороший
друг в Москве. Мы учились у одного Мастера.
Этот мой друг обладает удивительной
способностью разбивать стереотипы. И
несколько моих зацепок за привычное
мировоззрение он разбил.
В: Как это произошло?
Н: Например, как и у
большинства людей, воспитывавшихся в
советское время, у меня были четкие
представления о том, что такое хорошо и что
такое плохо. Ситуация была очень простая:
мы вместе поехали в Китай и там, пока
гуляли по Пекину, я искала книги по Фэн Шуй,
- не те, переводные, которых пруд пруди
сейчас у нас, а первоисточники. Мой друг
спросил меня зачем мне это нужно. Я
удивилась: «Ну как же? Надо же знать, где
плохая энергия, а где хорошая». Тогда мой
друг очень спокойно попросил меня
объяснить ему, что такое плохая энергия, а
что такое - хорошая. И все. Многолетний
стереотип рухнул от одного простого
вопроса. Вообще меня поражает способность
этого человека точно сказать слово или
задать вопрос, в результате которого
меняется вся система ценностей. Очень
точное попадание в «десятку» и, вместе с
тем, - мягкое. Мы редко встречаемся, но
каждая такая встреча - событие, которое
разбивает вдребезги какой-нибудь из моих
стереотипов.
Несколько времени мы пили чай и
беседовали при выключенном диктофоне. В
это время Наташа произнесла довольно
важные, на мой взгляд, слова, которые я
попросил ее повторить для записи.
Н: Чем дальше вглубь, тем
меньше людей, которые тебя могут понять. А
у меня все еще есть потребность поделиться
тем, что происходит со мной. Но, вероятно,
это тоже один из стереотипов, - почему я и
не хотела, чтобы это было записано, - это
желание найти подтверждение тому, что я
переживаю сама, у других людей. Может быть,
и это рухнет, но пока это есть. Очень
хочется, чтобы был кто-то, кто тебя
понимает, а таких людей все меньше и меньше.
В: В недавней встрече с одной
женщиной для третьего тома, я спросил - чем
же платит человек за вступление на Путь.
Ответ был - одиночеством.
Н: Да, пожалуй. И для женщины
это, наверное, особенно тяжело. И тут очень
важно из страха перед одиночеством не
стать «павлином».
В: Понятно, что чем дальше, тем
глубже одиночество, но все-таки я почему-то
это выбираю. Почему вы, понимая это.
делаете такой выбор?
Н: У меня произошло наоборот.
Сначала я сделала выбор, а потом уже до
меня дошло, чем же я за это плачу, но назад
дороги уже не было. И я не сомневаюсь в
своем выборе.
В: Что же оправдывается такой
высокой ценой?
Н: Некоторое время я
увлекалась, - да, пожалуй, дальше увлечения
дело не зашло, - суфизмом. Это была не
только литература, но и практика. Это
долгая отдельная история, которую я не
хочу рассказывать, потому что это
действительно было только увлечение. Так
вот все, что от этого осталось - это мое имя
- Нур. Нур означает Великий Свет. Так вот
тот Свет, который открывается при движении
вглубь оправдывает любую цену. Даже
одиночество. Хотя одиночество ли это?
Скорее, одинокость. Непонимание. А для
некоторых - нежелание понять меня.
Одиночество же только потому что на
ненастоящее я уже не соглашусь,
ненастоящего в моей жизни уже хватило.
Настоящий Свет, настоящее понимание,
настоящие отношения, настоящие чувства.
Рейки - это не Свет. Кто-то где-то
сказал. Что Рейки это некий «поток». И
теперь все книги и упоминания о Рейки
пестрят этим: поток, поток, поток. В него,
дескать надо войти и так далее. Но Рейки
это не поток. Рейки это и не Свет. Рейки -
это Рейки. Просто для меня оно осветило всю
мою жизнь, за это я и плачу. А заплатить -
это значит отдать то, чего требует жизнь.
В: Можно ли сказать, что вы
живете свою жизнь?
Н: Да. И мне бы очень
хотелось, чтобы все люди жили свою жизнь, а
не то, что им навязывается. Но это мое
желание и даже его я не хочу никому
навязывать. Довольно того, что я живу свою
жизнь.
[ начало
страницы ] [ Оглавление
III тома ]
[ Предисловие к 3 тому ] [ Ева Весельницкая ] [ Виргиния Калинаускене ] [ Наталья Нур ] [ Виктория Рогозова ] [ Ирина Курис ] [ Татьяна Болонина ] [ Татьяна Васильева ] [ Майя Успенская ] [ Анна Н. ] [ Ирина Баланенко ] [ Марина Корнилевская ] [ Послесловие к 3 тому ]