Глава 5. Ирина Курис
(отрывки)
[ Оглавление
III тома ]
[ Предисловие к 3 тому ] [ Ева Весельницкая ] [ Виргиния Калинаускене ] [ Наталья Нур ] [ Виктория Рогозова ] [ Ирина Курис ] [ Татьяна Болонина ] [ Татьяна Васильева ] [ Майя Успенская ] [ Анна Н. ] [ Ирина Баланенко ] [ Марина Корнилевская ] [ Послесловие к 3 тому ]
Август 1991 года. Зеленогорск.
Двухнедельный семинар под названием «Йога
и духовное развитие». Основные ведущие -
Владимир Антонов и его ученики, в том числе,
известный ныне тантрист Андрей Лапин, и
Лев Тетерников. Приезжали еще какие-то
люди со своими программами. И, в один из
вечеров, - небольшая
лекция и занятие Ирины Курис. В тот период
мне было интересно все, что происходило на
семинаре. Я не выделял даже кого-то, какую-то
информацию, как более
или менее нужную. Тогда я решил, что по
возвращении в город я попробую найти
каждого из тех, кто вел семинар и у всех
чему-нибудь учиться. Судьба сложилась
иначе, и вскоре я попал
все-таки на десять лет в очень серьезное
обучение, но совсем к другим людям.
С тех пор Ирина Викторовна
попадалась в мое поле зрение как бы
пунктирно и на дистанции. То статья, то
услышу от кого-то про нее или общие
знакомые возникнут, раза
два - пересечения на
каких-то конференциях... Мне нравилось то,
что делала Ирина Викторовна и когда я
решил писать этот том, ее имя проявилось
сразу же. Тем более что «случайно» в начале
мая мне пришло письмо с приглашением на
какую-то конференцию, где был адрес Ирины
Курис.
Май 2001 г.
Ирина Викторовна: Когда мне
было еще только семь лет, у меня возникло
очень отчетливое желание попасть в Индию.
Я буквально бредила этим. Если у меня были
неприятности дома и я считала, что кто-то
меня несправедливо обидел, то я мечтала о
том, как я поеду в Индию и там найду
справедливость. Это не имело никакого
отношения к популярным индийским фильмам,
но, почему-то, если я где-то видела слово,
где фигурировали первые буквы «инд», я
считала, что это непосредственно связано с
Индией. Если я слышала слово инжир, я
считала, что это непременно индийский жир.
Трудно объяснить, почему именно тогда я
хотела в Индию.
Кроме того, так получилось, что у
меня не было отца. И однажды одна женщина
во дворе меня подозвала и рассказала, что у
меня есть папа, который живет в Индии. Это
было для меня шоком, потому что до того я об
отце не слышала ни одного хорошего слова. А
тут, услышав такую новость, я решила узнать,
что за человек мой отец и что он делает в
Индии. И я туда пошла. Только меня через два
часа вернули домой. Кстати, после этого
случая меня никто не обижал. Когда мне
случилось на несколько минут увидеть
своего отца, я уже не связывала его с
Индией и поняла, что у нас там не может быть
никаких связей...
Ну, а самый большой толчок мне
уже позже дала книга, которая послужила
очень многим. Это книга Ефремова «Лезвие
бритвы». Это было в шестьдесят третьем
году. Моя мама была заведующей библиотекой
и поэтому все новинки попадали к нам домой.
Так что эта книга была первым осознанным
импульсом к духовным поискам.
Еще я с детства занималась
танцем. Меня интересовал восточный танец,
хотя нам никогда его не преподавали. И вот,
однажды мне довелось танцевать «Танец с
саблями» из балета «Гаянэ» и произошел,
как я это уже позже поняла, выход в некое
измененное состояние сознания, когда я
увидела себя в определенном состоянии в
Храме. Это было за полминуты до выхода на
сцену. И когда я выскочила на сцену, видимо
я настолько вошла в этот образ, - как я
выхожу из этого очень древнего Храма в
горах, - что на меня это произвело
потрясающее впечатление и, кроме того, это
произвело невероятное впечатление и на
тех ребят, которые танцевали со мной.
Состояние передалось им и было столь
сильным, что ребята перепугались. Этот
момент запомнил не только мой ум, но и все
мое тело.
И третий отправной пункт. Это
относится уже к более взрослому периоду и
связано с началом занятий йогической
практикой. А заниматься ей я начала только
потому, что мне запретили танцевать.
Запретили потому, что наша хореография,
как и спорт калечит тело и у меня начались
проблемы с суставами и позвоночником. И
вот я помню, что было какое-то занятие, на
котором присутствовала жена индийского
посла. А посол в Индии приравнивается к
брахманской касте. И его жена знала
классический индийский танец. Она нам его
показала, а мое тело само повторяло - мне
даже не нужно было задумываться как
двигаться, тело как будто знало само. Тогда
эта женщина подозвала меня к себе, о чем-то
расспрашивала, а потом сказала, что видимо
в прошлом воплощении я жила в Индии. Я
тогда ничего о прошлых воплощениях не
слышала и ее слова были для меня
откровением в какое-то новое измерение
картины мира. Но меня абсолютно не
напрягло.
Потом я училась в институте. Мне
не разрешали заниматься танцем, а мне было
двадцать лет и я вышла на йогу.
Влад: Йогой вы занимались
самостоятельно по литературе или у кого-то
учились?
И: Вначале самостоятельно. У
нас был такой предмет - «Искусство
балетмейстера» где один студент поставил
номер, в котором присутствовали элементы
йоги, которые я видела в книгах. А книги на
меня шли сами, я их даже специально не
искала. Это были, конечно, не собственно
книги, а перепечатки с фотографиями.
Причем, я считаю, что то что попадало ко мне,
было очень качественным. И, поскольку, я
занималась хореографией и тело свое знала,
я интуитивно искала те положения, которые
могли бы помочь. И моей мечтой было
соединить танец и йогу. Так вот, после того,
как я увидела балетный номер, где были
намеки на такое соединение, я поняла, что
это один из возможных вариантов. Но мне
показалось, что этого мало и с того времени
мечта моя окрепла. Только я понимала, что
не надо торопиться и не надо делать из
этого какую-то массовую игрушку. И до сих
пор так считаю, хотя, когда я вела первую
группу, у меня занималось около ста
человек, - я сейчас с ужасом вспоминаю это и
не понимаю, как это я справлялась. Сейчас
для меня самое оптимальное число людей в
учебной группе - семь- десять. Есть
внутренняя потребность, чтобы группа была
небольшой, а работа кропотливой и во
многом индивидуальной.
Потом, как это часто бывает в
России, развитию способствовала семейная
ситуация. Я всегда смеюсь над тем, что не
прошло и восемнадцати лет, как дома поняли
чем же я занимаюсь. А до этого мои близкие
не просто не понимали мое дело, но даже не
воспринимали его всерьез. Даже когда я
вела группы, они не считали все это просто
забавой и откровенно не понимали, как этим
можно зарабатывать деньги. Йогой, кстати,
занимался мой муж. Он ходил со мной в
группу, боясь отпустить меня одну. Но, у нас
с ним разное восприятие йоги. Он связывает
ее исключительно с оздоровительным
эффектом, на чем и остановился. Я считаю,
что в любом случае это хорошо. По крайней
мере, я рада, что у нас есть общая точка
соприкосновения, кроме бытовых семейных
вопросов. Остальные же родственники
вообще никак не воспринимали мои дела.
Около десяти лет я занималась
йогой самостоятельно. Потом еще некоторое
время я занималась с Анатолием Ивановым,
вплоть до того момента, когда его посадили.
А потом я родила ребенка и когда Толя уже
вышел, мне некоторое время было не до того.
Потом несколько раз мы встречались, но
когда я увидела то, чем он стал заниматься,
меня это опечалило и я не понимала зачем он
это делает. Я его не осуждаю, так как у
каждого свой Путь. (Кстати,
совсем недавно мы с ним неожиданно
встретились и очень славно пообщались).
Затем была встреча с Владимиром
Антоновым. Как раз в то время у меня была
травма и я не могла ходить. И тут, вдруг,
позвонил Антонов, который как-то на меня
вышел. Он со своей женой Галей Вавер пришел
ко мне домой. Они немного поработали со
мной и пригласили на свои занятия, которые
проходили в Петергофе. Там меня сразу
привлек «спонтанный танец», но меня
совершенно не удовлетворяло то, что давал
Антонов, поскольку и в спонтанном
творчестве есть вещи, которые должны
делаться профессионально. Движение
относится к тем вещам, в которых, человек,
который его преподает должен быть
профессионалом. Он должен знать тело,
знать, как грамотно с ним работать,
понимать законы движения. В том же, что
предлагал Антонов, такого
профессионализма не было. Но именно тогда
поняла, что мне это очень интересно и я
смогла бы этим заниматься.
Вообще у меня к йогической
практике было всегда священное и
трепетное отношение, не из-за того, что
заламывать ногу за голову это круто, а из-за
тех состояний, которые возникают в
процессе практики. Эти состояния легче
правильно отслеживать именно через
ощущения тела. К тому времени я уже видела,
что происходит с людьми, которые пытаются
что-то делать с энергетикой, не занимаясь
при этом осознанно телесной практикой и
понимала, к каким перекосам это приводит. А
я считала себя специалистом в области
движения, - все-таки хореографии было
отдано немало лет, и я решила, что могу этим
серьезно и профессионально заняться.
Антонов меня отговаривал. Он считал, что
это не нужно, что человеку достаточно
отпустить свое тело в свободное
спонтанное движение и все произойдет само
собой. Но я на его уговоры не пошла.
Получилось так, что я начала
работать в зале, который называется «Космос»,
где прозанималась почти одиннадцать лет.
Был такой каламбур: Ирина Курис занимается
в Космосе. В этом зале работал и Антонов, и
я. У меня была группа хореографии и
пластики. Мы участвовали в восемьдесят
шестом году в индийском фестивале, который
проходил во Дворце Молодежи. После этого
мы встречались с индусами уже отдельно. И
на одной из встреч со знаменитой индийской
танцовщицей Судхарани Радхупадхи, она
подтвердила мою мысль о том, что танец - это
йога.
В то время я очень активно
пыталась их соединить, но вся моя работа
проходила исключительно интуитивно, в «потоке».
Мне кажется, что уже тогда меня «вели». В то
время у меня была встреча с одной
интересной женщиной - Нелли Лев*, которая
сейчас живет в Израиле. Она тоже сыграла в
мое становлении важную роль, так как
именно благодаря ей я в тридцать три года
крестилась. Потом меня кто-то буквально
вытащил в Институт Физкультуры им.
Лесгафта, и я его очень быстро закончила. И
тут неслучайная ситуация: в то время
услышать в Институте Физкультуры о йоге
было бы нонсенсом, но, тем не менее, все, чем
я занималась там очень приветствовалось и
не было никаких препятствий. Там есть
лаборатория Юрия Васильевича Высочина,
который занимался проблемой релаксации,
как физиолог. А у меня идея релаксации
звучала в теме «Индийская пластика». И я
увидела, что моя методика очень резко
отличается от классических представлений.
Те упражнения, которые идут через меня,
обучают тело релаксации. И мне повезло с
моим научным руководителем, Шапковой
Людмилой Васильевной, которая вытащила из
меня эту методику. Ее я и защитила в
кандидатской диссертации.
*
Имя этой женщины - одной из посвященных в
Арканы Таро, вместе с Григорием Рейниным,
Динарой Асановой и Николаем Юдиным
упоминается еще в главе «Виктория
Рогозова».
В: Получается, что
непосредственно этой теме вы ни у кого не
учились и это был творческий процесс?
И: Это был не просто
творческий процесс. Это был творческо-медитативный
процесс, потому что то, что входило в
содержание наших занятий, приходило мне
как информация от моих Учителей. А это,
помимо собственно йогической практики,
было использование элементов танца. Мы не
учились индийскому танцу, но я получала
информацию от Учителей по интуитивному
каналу, каким образом использовать
элементы именно индийского танца. Три года
я посвятила изучению вопроса - почему это
так хорошо на нас воздействует и на что
именно это воздействует. У меня были
возможности в лабораториях Института
Физкультуры вести исследования того, как и
на что влияет йогическая практика и
элементы танца с точки зрения физиологии.
Мы сотрудничали и со специалистами Военно-Медицинской
Академии и с кафедрой теплофизики
Геннадия Николаевича Дульнева в Институте
Точной Механики и Оптики. Кроме того, я
обучилась технике биолокации у Николая
Николаевича и Валерия Николаевича
Сочевановых. С восемьдесят восьмого года я
постоянно участвую в конференциях по
парапсихологии, в конференциях по йоге.
Тем не менее, я всегда понимала, что то, чем
я занимаюсь, отличается от собственно
йогической практики.Это было что-то иное.
В: Можете ли вы более подробно
описать особенности именно вашей практики?
И: Мой подход к упражнениям
можно назвать тантрическим. Только это не
та тантра, которая ассоциируется в умах
многих людей с какой-то необычной
сексуальной практикой. Тантра это путь
познания, способ работы с энергией через
движение тела. Мой путь близок к
Шиваистскому подходу, в котором, в отличии,
скажем от Кришнаитского или Вишнуистского,
нет безаппеляционного принятия того, что
говорит Учитель. Я никогда не
рассматривала преподавателя, как Учителя.
Возможно, это сыграло для меня достаточно
позитивную роль. Еще тогда, когда мы
занимались с Антоновым или с Нелли Лев, они
говорили, что не нужно рассматривать что-то
как Истину в последней инстанции, и я с
ними полностью соглашалась. И когда я веду
свои занятия, я предпочитаю, чтобы люди не
смотрели на меня, что называется раскрыв
рот. Я искренно считаю (и это, кстати
йогический подход), что человек должен
всегда выбирать самостоятельно. Если
взять йогическую классику, то там очевидно,
что йога - всегда индивидуальный путь,
который имеет некоторые базовые общие
моменты, но каждый практикующий всегда
полностью свободен в своем выборе. Еще
один момент, который у нас общий с йогой -
это осознание. Любое движение выполняется
с предельной степенью осознания. И сами
упражнения, которые мы используем, решают
разные задачи. Прежде всего, обучение
релаксации. Это растягивания, скручивания
и тому подобные элементы. Второе - силовые
упражнения. И третье - выравнивание
энергетики организма. Причем все эти
задачи по степени важности абсолютно
равноценны.
Работа с энергетикой требует
знания совершенно определенных законов.
Мне неоднократно приходилось наблюдать
людей, которые занимаясь в различных
группах, имели колоссальные перекосы
энергетики, например, по верху и низу или
по правой и левой стороне. Поэтому мы так
много внимания уделяем энергетическому
балансу.
Мой Учитель, когда я на него
выходила, совершенно четко давал мне
понять на что мне нужно обращать внимание
в том или ином действии, например, в
выполнении асан. И потом я научилась четко
отслеживать, что для меня, а что для
занятий и не смешивать это.
Вот еще об отличиях. В йоге
практикуется статическое выполнение хаст*.
Мы включаем хасты в динамику, используя их,
как элементы движения, танца. И это выводит
энергетику и сознание на совершенно иную
ступень. Это ступень более высокой
координации. Здесь включается уже
многоуровневая координация, которая
связана и с ритмом, и с рисунком
индивидуального движения, и с групповым
рисунком. Кроме того, мы обязательно
использовали этюды, которые мне буквально
«выдавали» по интуитивному каналу. В
результате осмысления интуитивной
информации (какие практики на что
действуют, на что проецируются, какой
центр или систему центров активизируют) -
начала проявляться система.
*
Хаста – определенное положение кистей и
пальцев рук.
Мы никогда не ставили
специально цели выхода на информационные
структуры и достижения каких-либо
паранормальных способностей и до сих пор,
когда кто-то спрашивает, можем ли мы
демонстрировать какие-то необычные вещи, я
удивляюсь, - а зачем? А ведь очень многие
люди, причем даже те, кто серьезно
исследует эти процессы, ставят себе цель -
как это можно использовать. А для меня
такой постановки вопроса не существует. Мы
с моей группой вместе развивались и это я
считаю главным. Мы исследовали что на что
влияет, к чему в целом приводит наша
система, как занимающиеся начинают
смотреть на мир, что происходит со
структурой тела, как меняется ценностная
ориентация. (А меняется очень сильно.
Причем, не потому, что так сказал Учитель, а
потому, что они сами к этому пришли).
Мы очень осознанно работаем с
ментальными представлениями. Вот есть, к
примеру Кунта-йога, где используется
определенная знаковая система...
В: Вы знакомы с теми, кто
занимался Кунтой?
И: Да, в свое время мы были
знакомы. Так вот, Кунта-йога - это в
основном работа с верхними центрами. А я
давно пришла к заключению, что люди,
которые очень быстро входят в измененные
состояния сознания, очень неустойчивы и у
них сильные перепады по верху и низу, что
ведет к очень печальным последствиям.
Поэтому. свою задачу я видела в том, чтобы
добиваться гармонии и равновесия
энергетики, ее сбалансированности. Это
стало основой нашей технологии, которая
направлена как раз на то, чтобы при помощи
определенных двигательных и ментально-двигательных
действий, приходить к состоянию
внутренней гармонии и устойчивости.
Устойчивости и физической и
психоэмоциональной. И через все это
проходит красной нитью красота и эстетика
движения. Отсюда возникла техника
спонтанного танца. Она подчиняется
определенным законам движения и
энергетике взаимодействия тела с
пространством. Я искренне считаю, что
спонтанному танцу необходимо учиться. С
одной стороны необходима двигательная
практика и наработка культуры движений в
этюдах, а с другой - понимание того, что ты
делаешь и каким законам это подчиняется. А
то, что обычно называют спонтанным танцем -
это, в подавляющем большинстве случаев
просто выброс энергии. И люди,
практикующие такие вещи даже не понимают в
чем тут дело.
В: К тому же,
вся спонтанность, как правило, заключается
в одном и том же двигательном стереотипе.
И: Да и это никакой пользы не
приносит. Еще один момент: когда я даю
какой-то двигательный комплекс, я часто
избегаю симметрии, то есть, движения с
одной стороны (руки, ноги) не такие, как с
другой. Суть здесь заключается в том, чтобы
уходить от стереотипа и развивать
эвристические возможности. Если мы все
время делаем одинаковые движения и вправо
и влево, то в этом есть и свой плюс и свой
минус. Плюс заключается в одинаковом
воздействии на правое и левое полушарие, а
минус в том, что мы формируем двигательный
стереотип, который естественно рождает
мыслительный стереотип. А использование
определенной степени асимметричности
движений, при учете знания
физиологических закономерностей и
специальной выстроенности всего
комплекса приводит к тому, что косвенным
образом человек выходит и на расширение
возможностей восприятия, что естественным
образом ведет к изменению восприятия
картины мира.
В: Вы сказали еще в начале
нашей беседы, что не стремитесь к
массовости, а предпочитаете более
индивидуальную работу. Можно немного
развить эту идею?
И: Да, это очень важный момент.
Ведь все люди разные. Есть люди, с кем лично
мне работать лучше и которым лучше
работать со мной и руководствоваться
нашей системой. Каждому человеку ведь в
большей степени нужно свое и найти что-то,
что будет одинаково продуктивно для всех
невозможно. И здесь при мягком подходе к
ведению групп, происходит естественный
отбор. Это, кстати, совершенно неожиданно
привело меня к пониманию некоторых
астрологических концепций. Отсюда же
возникла у нас отдельная тема - работа со
стихиями. Здесь тоже, для каждого человека
необходимо увидеть преобладание тех или
иных стихий, а значит и особенности
двигательной практики. За все время своей
преподавательской деятельности я ни разу
не повторяла одно и то же занятие.
Неизменны определенные принципы и
структура, но наполнение каждый раз
совершенно иное.
В: В каких внешних проявлениях
выражается развитие людей, которые у вас
занимаются?
И: Кроме гармонизации
состояния и внутренних изменений есть
весьма показательные внешние результаты.
Например, люди выходят на новые виды
деятельности или расширение горизонта в
том, чем они по жизни занимались. Защищают
диссертации по нашим исследованиям.
Недавно была защищена диссертация на тему
«Педагогические особенности
использования элементов йоги и индийского
танца». В этой диссертации впервые
прозвучало слово йога не с позиции
физиологических исследований, а с позиции
обучения двигательному действию. Сам по
себе факт, что эта позиция звучит с высоких
трибун и включается в учебный план высшего
учебного заведения, очень важен. Это
открытие каких-то новых перспектив в
отечественной науке.
Обычно, раз в год мы проводим
обобщающие медитации и та информация,
которую я на них получаю, помогает
осознать то, для чего я всем этим занимаюсь,
для чего существует наша группа. Есть
близкие цели и есть отдаленные. Что
касается близких целей связано с
развитием самих участников. А про
отдаленные я скажу чуть более развернуто.
Поскольку я занимаюсь гармонизацией
посредством движения и в этом большую роль
играет именно танец в разных видах, скажем
«танец в чакрах» или «танец в асанах», то
это гармонизация и осознание не только на
уровне физического тела, а сразу на всех
уровнях, включая все тонкие тела. Именно
это и является ключом к обучению
расширенно воспринимать информацию.
Причем, информация приходит как изнутри
тела, так и извне. А Хатха-йога подавляющим
большинством людей и в семидесятые годы,
да и сейчас воспринималась, как упражнения,
направленные на оздоровление тела.
Достижение гармонии невозможно без
совершенствования всех тонких тел. И та
информация, которую я давала, всегда была
направлена как раз на гармонизацию на всех
уровнях. Так как я люблю литературу,
искусство, культуру вообще, я всегда
старалась приблизить то, что я преподаю к
произведениям искусства, литературы, к
жизненным ситуациям, для того, чтобы люди
смогли увидеть и почувствовать, что жизнь
и йога это не отдельные вещи. Что йога это
нормальный жизненный путь. Повторюсь, для
большинства людей понятие йоги
дифференцировано от собственно жизни.
Даже те, кто занимается делают это часто
так: «Вот, час в день я занимаюсь йогой, а
остальное время веду обычную жизнь». У
меня другая точка зрения ( думаю, что в этом
не ориганальна) и всей своей деятельностью
я пытаюсь показать, что йога и жизнь могут
быть неразделимы. И это, можно сказать,
является отдаленной, даже лучше сказать
глобальной целью. Йога, как жизненный путь.
Танец, как жизненный путь...
В: Я знаю, что ваша детская
мечта попасть в Индию все-таки
осуществилась. Что там происходило?
И: Там происходили
невероятные вещи. Начну с того, что поехала
я не сразу. Приглашения в Индию начали
приходить мне с восемьдесят шестого года.
Но, по ряду причин я не смогла поехать
сразу. А поехала только в середине
девяностых, как раз сразу после защиты
своей диссертации. Я тогда получила
несколько приглашений, в том числе и от
Рудольфа Шнайдера, Генеральго секретаря
Международного Института Планетарного
Синтеза, .так как я была в то время уже
членом Международной Академии
Энергоинформационных Наук. Он писал мне,
что немаловажно, что Институт был готов
финансировать нашу поездку. Сначала была
двухнедельная поездка по Индии. Потом я
должна была заниматься танцем, но после
того, как выступила с показом своей
программы меня долго не могли никуда
определить, потому что было видно, что мне
нужен специальный Учитель. А я еще плохо
владела языком. В общем, возникла заминка.
Я жила какое-то время в городе
Вишакапатнаме в доме Ананта Кришны и его
семьи, которые и были организаторами
приезда европейцев в Индию. И пока я жила в
этом доме, там каждый день с шести до
десяти часов утра проходили медитации. Там
я имела возможность почувствовать,
насколько эти медитации отличаются от
наших. Отличие энергетики и состояния
очень сильные, хотя, вроде бы, и мантры
используются те же самые и все ритуалы. А
двадцать четвертого августа, в день полной
луны проходил совершенно удивительный
ритуал с медитацией на Шиву. Получилось
так, что из иностранцев там присутствовала
только я. Очень мощное было состояние, но
так как о состоянии словами говорить
трудно я скажу лишь, что несмотря на то, что
помещение было небольшое, около
пятидесяти квадратных метров и в нем
расположилось более сорока человек, была
удивительная свежесть и легкость дыхания.
Это, учитывая то, что дело происходило
летом в Индии!
Когда вечером основная часть
праздника закончилась, многие люди
разошлись, я поднялась на верхний этаж, где
жила. Там был большой балкон, на котором
можно было заниматься. Вид в этот вечер с
него был фантастический: роскошная
кокосовая пальма, огромная полная луна и
черная небо со звездами. И люди, которые
остались, начали подниматься туда и
рассаживаться. Я тоже села где-то возле
своих дверей. И Анант начал медитацию,
посвященную празднику полной луны. Вдруг,
с огромным удивлением, я осознала, что все,
что он произносит, я понимаю, хотя говорил
он даже не на английском языке, а на телугу
- одном из индийских наречий. Когда все
закончилось, я подошла к Ананту и на
английском языке пересказала ему то, что
он говорил. Он на меня посмотрел и у нас
возник очень сильный внутренний контакт,
который я ощущаю до сих пор...
Ночью я не могла долгое время
даже лежать - настолько мощные
энергетические процессы происходили
внутри меня. Я вышла на балкон, стала
смотреть на луну, входя, видимо, в очень
измененное состояние и, вдруг, ни с того ни
с сего начинается дождь и идет буквально
три минуты. Ощущение волшебного омовения и
очищения. И тут я осознаю, что я
прикоснулась к понятию того, что же такое
Тантра. Я пережила себя трансцендентным
существом, которое пребывает в контакте со
стихиями природы и в котором происходит
воссоединение мужского и женского начал...
И когда я легла и закрыла глаза, я
погрузилась в глубокое состояние, но это
был не сон, а очень чистая визуализация. Я
увидела облако и Учителя, который будет
меня учить танцу. Каким-то образом я поняла,
что это будет происходить в городе
Виджайявада. Так и случилось, но не сразу.
На следующий день меня
познакомили с человеком, который должен
был меня вывести на моего Учителя.
Несмотря на почтенный возраст, -
восемьдесят лет, - это был очень красивый
высокий человек, один из видных поэтов. В
день встречи с ним я неважно себя
чувствовала, - у меня была высокая
температура и я находилась в
полуобморочном состоянии. Когда же я
посмотрела на этого человека, я увидела
над ним совершенно отчетливый нимб и
красный с золотом столб света. На меня это
произвело такое впечатление, что я упала в
обморок... Потом этот человек познакомил
меня с учителем, у которого я должна
заниматься. Это был молодой парень, лет
тридцати пяти. Я четко увидела, что это не
тот, кого мне показали в ту ночь, когда у
меня была визуализация. И я говорю этому
пожилому поэту: «Я буду с ним заниматься
какое-то время, но, на самом деле, это не мой
Учитель». Тот спокойно ответил: «Время
покажет».
Мой молодой Учитель сразу
попросил меня что-либо ему показать. Я
показала ему танец «Арати». Идею этого
танца я получила еще несколько лет назад
по интуитивному каналу. «Арати» - это
очищение огнем. Уже после того, как я
получила эту информацию интуитивно, мне
принесли книжечку, которая так и
называлась: «Арати». В ней были показаны
определенные хасты и мудры, которые я
впоследствии наложила на тот танец,
который мне дали ранее. Это до сих пор одна
из моих любимых вещей. И вот, я показываю
этому молодому человеку фрагмент «Арати».
Тот очень удивился, воодушевился и
предложил начать нашу совместную работу
как можно скорее. Мы работали довольно
плотно недели две, но все это время меня
преследовало ощущение, что что-то должно
еще быть, что я должна все-таки выйти на
того Учителя, которого мне показали.
Однажды хозяин дома, где я жила,
повез меня в одно место, где мне шили «чоли».
И возле этого места говорит, как бы между
прочим: «Здесь рядом живет великий Анант
Пилае». Я удивляюсь: «Это же очень
известный Учитель, которого знают все, кто
этими вещами занимается! Можно мне с ним
познакомиться?» - «Да, пожалуйста!» - и он
идет за ним, а через некоторое время они
вместе возвращаются. Когда я увидела
Ананта Пилае, я была безумно удивлена и
обрадована - это был тот самый Учитель,
которого мне показали в визуализации! Как
оказалось позже, ему тоже показали в
визуализации меня как раз в тот же день,
что и мне! Мы узнали друг друга... Через два
дня мы с ним начали заниматься. Через
некоторое время он мне говорит очень
серьезным тоном: «Дорогая Ирина, я получил
от своего духовного Учителя указание, что
должен с тобой заниматься танцем Шивы».
Моей радости предела не было.
Благодаря этому танцу я очень многое
поняла в отношении того, как работать с
пространством. Танец «Шивы» сильно
отличался от того, чем я раньше занималась.
В моей практике не было особенно резких
движений, поэтому вначале у меня возникли
затруднения. И тогда Ананд Пилае, которому
было тогда шестьдесят девять лет, говорит
мне, что этот танец должен идти
значительно быстрее, и, всячески извиняясь
показывает, как это должно быть. Когда я
увидела, как он двигается, я чуть опять в
обморок не упала. Я представить себе не
могла, что человек в шестьдесят девять лет
может так двигаться.
В: Почему был выбран именно
танец «Шивы»? Что он означает?
И: Этот танец - дань богу Шиве.
И я должна была заплатить эту дань, потому
что ту информацию, которую я потом
получила, нужно было заслужить. Причем, мне
пришла информация, что если не справлюсь с
танцем «Шивы», то меня пространство
буквально раздавит. В период работы над
этим танцем меня возили по разным храмам и
там, в храмах у меня неоднократно были
очень сильные и удивительные переживания.
Кроме сильных энергетических состояний, я
получала интуитивно конкретную
информацию о правилах техники
безопасности, о том, на что нужно обратить
особое внимание, о технических
особенностях... Также приходила информация
и по йоге, приходили упражнения, которые
необходимы, чтобы распределить энергетику
и гармонизировать состояние.
В какой-то момент я получила
информацию, которую записала, как текст.
Это информация - продолжение того, что я
пережила в ночь после праздника полной
луны. Помните, я говорила, что прикоснулась
к понятию того, что же такое Тантра и
пережила себя трансцендентным существом,
в котором происходит воссоединение
мужского и женского начал? Вот, то что я
записала было продолжением. После приезда
домой у меня даже возникла на некоторое
время напряженность в отношениях с мужем.
Дело в том, что этот текст отображал
отношения мужчины и женщины и написано это
было в таком потоке вдохновения, что мой
муж думал, что я не могла такого написать,
если бы я не была влюблена. А на самом деле
информация была просто получена в потоке...
Когда я рассказала эту информацию на
английском языке своему Учителю, он был
счастлив. Таким образом получилось, что
этот танец «Шивы» оказался еще одним шагом
к мистическому творчеству, если это так
можно назвать. Это была не просто
медитация. Случалось так, что какая-то сила
поднимала меня в три часа ночи и я должна
была писать.
Еще был такой случай, который
можно истолковать, как некую инициацию. В
одной из медитаций мне показали два меча.
Показали очень ярко, детально. И, когда я
прилетела в Москву, - это было как раз в
день моего рождения двадцать седьмого
ноября, - я прилетела утром, а вечером у
меня уже были занятия. Через полчаса после
начала занятий появляется один молодой
человек и вручает мне, как подарок на день
рождения, два меча. Точно такие, как были
показаны мне в Индии в медитации. А в
медитации процесс вручения мне этих мечей
сопровождался своеобразным экзаменом.
Например, мне показывают шар и говорят, что
сейчас будет экзамен на концентрацию
внимания и что я должна удерживать
внимание на этом шаре определенное время.
И потом уже появились два больших блюда, на
каждом из которых лежал меч, - один большой,
другой поменьше. И, прежде, чем взять их,
мои руки должны были изобразить
определенный комплекс движений, - тоже как
экзамен, чтобы получить эти мечи. Потом я
должна была создать танец с этими мечами.
Тогда, во время медитации в Индии я
проделала это в визуализации, а уже дома я
создала реальный танец с мечами...
В: После всего этого наверняка
произошли какие-то изменения и в вашей
жизни?
И: Это не просто изменения. Я
бы сказала, что вся моя жизнь перешла на
качественно новый уровень. Причем,
особенно ярко это было заметно сразу после
приезда. Сначала, я как уже говорила,
приехала в Москву, где у меня было
несколько занятий, а потом уже домой в
Петербург. И вот, два месяца я почти не
могла говорить, - настолько сильная
нагрузка была на Вишудху в Индии. И в
области шеи все время были настолько
сильные вибрации, что это отражалось даже
внешне - дрожание нижней челюсти и тому
подобное... Все это прошло после того, как я
довела до завершения тот текст, который
отразил все то, что было связано с
праздником полной луны и соединением
мужского и женского начал.
Когда я начала работать после
возвращения из Индии, характер моих
занятий очень изменился. Опять же, очень
многое я связываю с тем, что касалось моего
обучения у Ананта Пилае. Танец «Шивы» я
выучила, в общей сложности, за тридцать
пять - тридцать шесть часов. Учитель мне
потом сказал, что, во-первых, это мужской
танец и я единственная женщина из пяти
людей, которые этот танец исполняют, а во-вторых,
учат его обычно около года. То, что я смогла
танцевать его за такой короткий срок, было
удивительно и для Ананта Пилае, который
сказал, что это результат моей йогической
практики, занятий Тантрой и показатель
того, что я на верном пути. Для меня все это
было очень важно.
В: На чем это отразилось?
И: Дело в том, что определенные
движения я теперь могу объяснить с позиций
сакральной геометрии. Я понимаю, что
происходит с пространством при той или
иной комбинации движений. И главное даже
не в том, чтобы какой-то комплекс движений
получить в медитации, а в том, чтобы
соответствующим образом подготовить
пространство. Когда мы просто медитируем,
это одно, но когда мы делаем это вместе с
движением, то мы сразу включаем громадный
энергетический потенциал, который
позволяет все эти вещи проработать
значительно быстрее. И я поняла, что то, что
мы делаем, это осознанная работа с
пространством, с его энергетикой. То есть,
мы тем самым выполняем работу по
гармонизации окружающего пространства. И
это наша обязанность. У всех людей разные
обязанности, миссии.
Почему именно я именно этим
занимаюсь? - Потому, что я владею движением,
владею телом в движении. А когда
определенные движения совершаются
сознательно, то сила, с которой мы
преобразуем пространство на порядок выше,
чем в случае хаотичных и неосознанных
движений. Таким образом, это - моя работа,
моя миссия...
В: Над чем
вы работаете в последнее время?
И: То, чем я в последнее время
занимаюсь, это сакральная геометрия,
которая базируется на работе с рунами. Но,
это отличается от той работы с рунами,
которая известна по книгам. Руна -
графический символ, который имеет
сакральный смысл. Мы разрабатываем
методики, исходящие из рун, как символа,
который может быть развернут в статике, в
динамике, в движении, на которое еще
накладывается вся остальная
релаксационная гармонизирующая практика.
Из этих методик мы можем исходить и при
выстраивании своего спонтанного танца. У
меня есть такой «танец в рунах». Перед тем,
как начинать танец, я бросаю руну и она мне
показывает, в каком аспекте я должна
выстраивать пространство. Все остальное
делается, как спонтанная импровизация... Но,
само это движение является пластическим
отражением спино-торсионной теории поля.
Когда вы выходите в пространство с этими
вещами, вы включаете свое тело,
эмоциональную сферу и осознание в
пространственную структуру и, таким
образом, достигаете максимального
резонанса. Это дает возможность выйти на
совершенно новый уровень восприятия
информации. Все это находится в процессе
развития...
В: То, чем вы занимаетесь,
соединяет духовность и искусство. Можно
еще несколько слов об этом соединении?
И: Да это так. И здесь не все просто.
Очень часто люди, которые без специальной
подготовки начинают заниматься
искусством, считают себя высокодуховными.
А практика показывает, что это далеко не
всегда так. Выход человека на
информационный уровень отнюдь не всегда
сопряжен с его духовными поисками. Для
кого-то этот выход действительно является
следствием его поисков, а для других это
может быть просто неожиданным скачком. Это
может быть случайное раскрытие
способностей, выход на те творческие
резервы, о которых человек раньше не
подозревал, но если он дальше их осознанно
не развивает, а просто как-то использует,
то это очень быстро уходит. А развиваясь
в этом направлении, человек неизбежно
выйдет и на собственно духовное развитие,
и на выход на другие культуры, понимание их
взаимосвязи. Дальше уже происходит
прикосновение к архетипическим корням, к
глубоким культурным слоям, но это уже
совсем другая тема, связанная с
трансперсональными практиками…
[ начало
страницы ] [ Оглавление
III тома ]
[ Предисловие к 3 тому ] [ Ева Весельницкая ] [ Виргиния Калинаускене ] [ Наталья Нур ] [ Виктория Рогозова ] [ Ирина Курис ] [ Татьяна Болонина ] [ Татьяна Васильева ] [ Майя Успенская ] [ Анна Н. ] [ Ирина Баланенко ] [ Марина Корнилевская ] [ Послесловие к 3 тому ]