Joker - Путь Импровизатора

Мотивация. Творчество. Предназначение. II

Начало

<<< Перейдем, наконец, от этих предварительных моделей к непосредственной цели данной статьи -- попытке соединить такие Категории, как Мотивация, Творчество и Предназначение.

Итак, Мотивация была определена уже выше, как энергия, направленная на реализацию некоторой потребности, будь то актуальная потребность Целостного организма (в идеальном случае), или потребность той или иной Субличности. Как мы уже убедились, в жизни «нормального» человека преобладает следующая ситуация (схематично показанная на рисунке 1) -- имеется множество обособленных Субличностей, каждая из которых (кроме того, что может бороться за наше внимание) обладает своей Мотивацией. Так как между Субличностями нет согласования, а напротив, весьма вероятен конфликт, векторы Мотиваций направлены, что называется кто куда. Образно говоря, различные Субличности, подобно лебедю, раку и щуке тянут человека зачастую одновременно в противоположные стороны. Естественно, в реальной ситуации суммарный вектор Мотиваций разных Субличностей не обязательно, как в басне, равен нулю. Так что человек не все время топчется на месте, а все же совершает какие-то действия. Но в процессе противодействия разных Мотиваций, их энергия в значительной степени расходуется (при этом психические и физические напряжения возрастают, а границы Субличностей укрепляются), так что результирующее действие -- достаточно бледно выглядит по сравнению с идеальным случаем, когда обособленных Субличностей и их противодействий не было бы. Можно сказать, как это печально не покажется, что мы, в большинстве своем, буквально влачим жалкое существование. Мы обречены на такую жизнь, не имея сколько-нибудь существенной Мотивации, направленной на выход за пределы сложившейся ситуации, Мотивации, энергии которой хватило бы на то, чтобы перекрыть все остальные желания и стремления.

Возможна, однако, ситуация, когда человеку каким-то образом удалось сохранить или восстановить цельность и непрерывность своей жизни, стереть границы Субличностей. При этом восстанавливается иерархия Ценностей, направленная на реализацию Идеала. В этом случае Субличностей как выразителей обособленных Ценностей не существует, а есть неделимый организм, наделенный целостным восприятием, то есть -- нечто Единое. Это Единое руководствуется приоритетной Ценностью -- Идеалом, вокруг которого выстраиваются соответствующим образом остальные Ценности, поддерживающие приоритетную, совершаются непротиворечивые поступки, мир качественно отражается в гибком, нестереотипном мышлении, чувства и ощущения согласованы с происходящим, тело адекватно реагирует. И нет никаких противоречий. Я и Жизнь -- единое целое, и в этом едином целом происходит Действие, направленное на реализацию Идеала, раскрытие смыслового потока через удовлетворение актуальной потребности в процессе взаимодействия Человека и Мира. Естественно, что величина и энергия этого действия могут быть существенно больше, чем в ситуации раздробленности (рисунок 2). Такое Действие будет продуктивным и качественным, потому, что в каждый момент оно одно. В данный момент времени Я хочу чего-то одного, и нет ничего, что мне мешает это сделать. В этом случае совпадают "Хочу", "Могу" и "Нужно". Подобное совпадение "Хочу", "Могу" и "Нужно" можно назвать Предназначением человека. Такое происходит, когда вы попадаете в ситуацию, в которой вы нужны этому миру и себе, как части мира, и нет никаких внутренних противоречий (а это означает, что и внешних противоречий не будет). Вы в данной точке пространства и времени -- на своем месте и совершаете свое действие, что отражается переживанием предельной полноты и неразрывности восприятия, которое можно назвать счастьем (иногда, несмотря на болезненность и трагичность происходящего с точки зрения внешнего наблюдателя). В этом случае происходит то, что вы хотите или то, что происходит, - то вы и хотите (в каких-то случаях адекватнее сказать не хотите, а принимаете). При этом Мотивация уже направлена не на какую-то цель, а на соответствие Предназначению. Человек, живущий соответственно своему Предназначению, осознает свою жизнь в контексте судьбы всего человечества, всего Мира.

Рисунок 1 Рисунок 2

 Обратимся теперь к тому, что же такое Творчество и какое отношение оно имеет ко всему вышеизложенному.

А Творчество -- это процесс перехода человека от жизни, изображенной на рисунке 1 к жизни, изображенной на рисунке 2. Любое действие, которое способствует такому переходу или хотя бы намеку на таковой, назовем актом Творчества. Можно сказать по-другому: Творчество -- это попытка восстановить утраченную Целостность* самого себя и Жизни или хотя бы намекнуть на эту Целостность.

* Мы говорим об утраченной Целостности, имея в виду то, что опыт переживания Целостности практически у любого человека есть -- в раннем детстве или хотя бы в момент рождения; разделение восприятия, обособление отдельных Ценностей и образование Субличностей происходит в процессе воспитания и социализации.

Итак, по нашему мнению, любое действие, направленное на реализацию Целостности, есть Творчество. Любое другое действие, связанное со сколь угодно ярким самовыражением каких-то Субличностей будь то в картинах, музыке, стихах или в чем-то еще, -- называть Творчеством мы не будем, ограничиваясь для этих случаев понятием «самовыражение».

Настоящее произведение Творчества -- настоящая музыка, картины, книги и многое другое -- это именно то, что обращает человека к чему-то очень глубокому, искреннему, живому, будит предощущение чего-то невыразимого, ностальгию по Целостности себя и мира. То, что называют муками Творчества для самого творца -- когда он вот это самое невыразимое все же пытается как-то воплотить, намекнуть на него.

Здесь мы подходим ко второй грани Творчества: -- это всегда выход за свои пределы, проявление чего-то нового, превосходящего установившиеся схемы и привычные границы на пути к Целостности.

Вернемся теперь к первому тезису нашей статьи, где мы говорили о том, что заниматься Собой и Жизнью можно, с одной стороны опосредованно -- через какой-то интерес, а с другой стороны существует возможность непосредственного переживания Себя и Жизни в контакте и единстве. Этот тезис можно целиком отнести к понятию Творчества. Опосредованное Творчество -- это и есть Творчество настоящего музыканта, поэта, ученого, психолога, любого другого профессионала, который через свою деятельность пытается намекнуть на Целостность. А есть Творчество непосредственное -- его можно назвать еще Жизнетворчеством, когда предметом и объектом творца становится он сам, его Жизнь. Каждым своим действием такой человек стремиться выйти за привычные свои рамки, стирая границы Субличностей, расслабляя всевозможные напряжения, раскрывая и осваивая все новые и новые диапазоны Жизни в устремлении к ускользающей нити смысла, связующего его с Идеалом. Творец своей Жизни будет все время искать возможности для нестандартных, нестереотипных действий, для того, чтобы в каждый момент своей жизни обращаться к своему Идеалу; ему все время необходимо будет учитывать огромное количество факторов и осознавать, -- что в данный момент позволит ему сделать шаг к Целостности -- поворот направо или налево, обращение внимания на одно или на другое явление, знакомство с одним или с другим человеком, выбор вида деятельности, -- все -- от микродвижений до глобальных планов и замыслов станет позицией творческого выбора.

Появляется такой замечательный образ: -- ты своей жизнью вплетаешь узор в общее полотно Жизни, и от каждого твоего большого или малого поступка зависит, -- наделаешь ли ты клякс и грязных пятен или твой узор будет удивительно красивым и при этом еще и соответствующим окружающему пространству.

Интересно то, что как только человеку удается занять позицию Жизнетворчества (занять не умозрительно, а, приняв ответственность за такой свой подход к жизни), он тем самым уже соответствует Предназначению. Это как раз та ситуация, когда Мотивация, Творчество и Предназначение соединяются воедино. И тогда ты просто ищешь, причем ищешь в себе и ищешь как раз то в себе, что ищет, и будет искать всегда. Искать для того, чтобы искать, а не находить; жить, для того, чтобы Жить...


Сразу же возникает вопрос КАК? Как сделать первый Творческий шаг, и как не успокоиться на этом и сделать следующий? -- Ответ однозначен: -- нужно захотеть, причем не умозрительно, а так захотеть, чтобы действительно сделать. То есть, -- нужна Мотивация. Но выше мы говорили о том, что «нормальный» человек обречен влачить жалкое -- раздробленное существование, не имея сколько--нибудь существенной Мотивации, энергии которой хватило бы на выход из сложившейся ситуации. Где взять такую Мотивацию? Как захотеть выйти из замкнутого круга? -- Можно, но очень сложно. Необходимо сочетание как минимум нескольких значимых для человека жизненных факторов, а часто для первоначального импульса нужна помощь грамотного человека. Чтобы понять, как это может происходить, рассмотрим некоторые механизмы формирования Мотивации. >>>


 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2004

страница обновлена 13 марта 2003 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru