Начнем с первого тезиса,
который звучит так:
Существует по большому счету
только две вещи, которыми человек в
своей жизни занимается. Это --
Я и Жизнь.
Чем-то другим мы не занимаемся
в принципе. Хотя, вроде бы делаем мы
многие вещи, но (осознаем мы это или нет)
только лишь для того, чтобы разобраться
с тем, что такое Я и что такое Жизнь. И
разбираться с этим мы можем либо
опосредованно --
через какой-то прикладной интерес --
через психологию, через науку, искусство
и т.п., либо у нас есть шанс обратиться
непосредственно к тому, что такое Я и
Жизнь, как они между собой связаны.
Непосредственно --
значит пережить Себя и Жизнь в контакте,
как нечто Единое. Через какой-то
опосредованный интерес мы стремимся к
тому же, но шансов пережить это Единое на
таком пути имеем гораздо меньше.
Второй тезис заключается в
том, что
жизнь наша с вами
представляет из себя некую динамику
внимания, и если тщательно проследить, --
как мы на самом деле живем, то станет
очевидно, что процесс этот совершенно
иррационален и не подчиняется никакой
логике, хотя упрямый человеческий ум
пытается жизнь как-то объяснить и
упорядочить.
Когда же мы
обратимся к динамике нашего внимания, то
можем заметить, что не существует некой
прямой, сквозной линии, связывающей нашу
жизнь воедино в пространстве и времени,
а есть некоторый набор хаотически
возникающих точек --
более или менее ярких, зачастую никак не
связанных между собой. То внимание
окажется в зачесавшейся ноге, то в какой-то
мысли, то оно отскочит в окружающее
пространство, где что-то случилось и так
далее. Происходят некоторые скачки
внимания туда -- сюда.
Кроме того, все эти скачки внимания
ограничены, --
внимание не может выйти за пределы
обычно достаточно узкого коридорчика,
который в нашем восприятии определяется
Доминантой.
Итак, есть некий узенький
коридорчик восприятия, в котором
периодически возникают всполохи
внимания. И вот этот процесс называется
жизнью. Жизнью, в которой нет цельности и
непрерывности.
Давайте рассмотрим некую
упрощенную модель восприятия.
Представим, для наглядности, восприятие
человека в виде нескольких ступенек или
Пространств*,
каждое из которых является схемой
регистрации и интерпретации сигналов от
внешнего/внутреннего мира. Более
высокие ступени восприятия --
более высокие Пространства отличаются
от нижележащих нарастающей сложностью,
многосвязностью и новым качеством.
* Подробнее
о Пространствах восприятия см.
в книгах:
В.Агеев,
В.Лебедько
"Осознание.
Мастерство.
Психотерапия?" СПб.1997,
"ВНЕО.
Тексты из архивов эзотерической Школы.
Книга 1" СПб. 1997
Если идти сверху вниз, то
вначале мы имеем Идеал *, --
то, что определяет основной вектор жизни
человека.
* Идеал
не стоит путать с психологическим
понятием Идеального образа Я -- Идеал,
в нашем случае -- не образ и ничего общего
с логическими и образными конструкциями
не имеет,
являясь энергией тончайшего -- светового
качества,
обретая осознание которой,
человек переживает невыразимую
словесно полноту и гармонию,
оказывается "на своем месте" в
пространстве,
времени и действиях.
Идеал оформляется и
конкретизируется через иерархию
Ценностей. Ценности, в свою очередь,
определяют События, которые с человеком
случаются. События, отражаясь в образном
и логическом Мышлении, задают картину
мира, т.е. тот «мир», в котором человек
считает, что живет. В следующем
Пространстве восприятия все
вышеперечисленное находит чувственное,
эмоциональное отражение, что ниже
облекает форму разнообразных ощущений.
И, наконец, трехмерной проекцией всех
вышеперечисленных Пространств является
физическое тело человека с его органами
и системами.
Идеал |
Ценности |
События |
Мышление |
Эмоции |
Ощущения |
Физическое
тело |
Если бы наша жизнь была
цельной и непрерывной, то Идеал, задавал
бы поток упорядоченных системой
Ценностей Событий, что находило бы
адекватное отражение в Мышлении,
Эмоциях и Ощущениях, сопровождаясь
соответствующими процессами в теле, и
все это вместе осознавалось бы, как
процесс раскрывающегося смысла,
реализации Идеала. Такая жизнь, если
рассматривать ее как динамику внимания,
была бы непрерывной и цельной.
Но мы с вами живем в
социальной среде, наполненной
множеством противоречий, которые,
соответственно, отражаются в каждом из
нас. К нашим собственным Идеалам и
Ценностям навязываются Идеалы и
Ценности социальные, порождая
внутренний конфликт. В результате
примешивания к внутренним Ценностям еще
каких-то, навязанных извне, в системе
Ценностей нарушается исходная иерархия,
служившая для реализации Идеала, и
каждая отдельная Ценность
отграничивается и обособляется.
Каждая такая обособленная
Ценность является выразителем той или
иной потребности или группы
потребностей, а значит,
--
обладает энергетическим зарядом с
определенной направленностью --
Мотивацией. Все это находит отражение во
всех нижележащих Пространствах.
Реализация потребностей, выразителем
которых является обособившаяся
Ценность, влечет характерные События и
поступки, создается картина мира,
отвечающая данной Ценности (при этом,
ввиду обособленности Ценностей,
появляется множество противоречивых
картин мира у одного и того же человека);
далее -- появляются
Эмоции, приоритетные для данной
Ценности (часть общего эмоционального
спектра человека, вследствие конфликта
обособленных Ценностей «вырезается» --
появляются так называемые подавленные
эмоции и чувства); раздробленность
опускается и в нижние Пространства
восприятия, --
следствием этой раздробленности
являются деформации в системе ощущений,
появление блокировок, зажимов в теле,
неосознаваемых участков тела и вообще
всяческих нарушений в физиологических
процессах, вплоть до выраженных
патологий и болезней.
Каждой Ценности
соответствует определенная Доминанта
во всех Пространствах восприятия. И так --
от глобальных и до мельчайших
проявлений человека --
от общей направленности каких-то его
действий до неких фиксированных
микродвижений, жестов, мимики, интонаций,
поз, специфики реакций, характерных для
данной Ценности.
Таким образом, мы видим, как
единый организм распадается на
множество обособленных частей --
Субличностей. Восприятие на всех
уровнях оказывается разорванным, и
границы Субличностей могут
переживаться как всевозможные телесные
и психические напряжения, приводящие к
искажениям, несоответствиям и
неадекватности поступков, мыслительных
процессов, эмоций, ощущений и движений.
Как и говорилось выше, динамика внимания
-- собственно жизнь --
превращается в хаотический набор
точечных всплесков, то в одной, то в
другой отграниченной области
восприятия. «Трудолюбивый» ум человека,
спасая себя от непосредственного
столкновения с переживанием подобного
хаоса, немного сглаживает ситуацию,
создавая иллюзию логичности и некоторой
связности происходящего.
Перейдем, наконец, от этих
предварительных моделей к
непосредственной цели данной статьи --
попытке соединить такие Категории, как
Мотивация, Творчество и Предназначение. >>>
|