Joker - Путь Импровизатора

Драматургия... часть 1

Начало

Содержание ] [ 1 ]>> 2 ] 

Владислав Лебедько

Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк)



"История добавляет, что он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: "Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним - собой". И глас Творца ответил ему из бури: "Я тоже не я; я выдумал этот мир, как ты свои создания, Шекспир мой, и один из призраков моего сна - ты, подобный мне, который суть все и никто"".
Хорхе Луис Борхес "Everithing and Nothing"

"Трудно писать о своем пути в тридцатишестилетнем возрасте, когда жизнь далеко не окончена и многие душевные силы только начинают свое развитие и выступают в сознании, как семена будущего. Но если есть более или менее ясное сознание этих зарождающихся душевных качеств, больше того: если есть воля к развитию в этом направлении, тогда можно набросать картину жизни, схватывающей не только прошлое и настоящее, но и идеальное будущее. Пусть этот идеал и не осуществиться именно так, как его ждешь, пусть, но тогда он будет верной картиной того, что в настоящем переживает душа, рассматривающая самое себя."
Михаил Чехов "Путь актера"

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." 
Мф(7.13-14)


1. Лирическое вступление.

Я настолько часто в последние годы употреблял (устно и письменно) слова "Искатель", "Путь" и подобные им, что и сам призадумался, что же эти слова значат. Думаю, что сейчас для меня эти слова несут несколько другой смысловой оттенок, чем, скажем, года два - три назад. Пора, наконец, определиться и нести ответственность за то, что я произношу. Это -один из мотивов написания данного очерка.
Итак: около года тому назад в сознании моем начала кристаллизоваться тема, которая соединяет в себе большую часть знаний, навыков, мотивов и возможностей, которые сложились за всю предыдущую жизнь. Судьба подарила мне множество встреч с замечательными людьми и возможность учиться у них и учиться им. И вот, в осенний день двухтысячного года все мои зачастую противоречивые переживания и познания вдруг сложились в нечто целое, вернее, в зародыш этого целого, которое прозвучало, как "Драматургия и режиссура жизненного Пути". Оправившись от первоначальной эйфории, я поразился и даже испугался тому возможному масштабу, который начал вырисовываться. Ведь, собственно, Драматургия и режиссура жизненного Пути - это работа Творца, а я, обозначив ее, как тему своей работы и исследований, получается присоседился к Нему в соавторы. Но, тема "пришла" и не как пустая придумка, значит нужно работать над ее проявлением. Ну, а чтобы не залезать в амбиции и не изображать из себя Демиурга (именно изображать, потому что быть им - все равно "кишка тонка"), необходимо определиться в своем амплуа по отношению к этой работе. Наиболее адекватным, на мой взгляд, будет амплуа не Демиурга, а служителя или, выражаясь современным языком - специалиста системы обслуживания. Не более и не менее. На роль Мессии, даже принимая во внимание масштаб темы, не претендую. Это ненужно и только испортит игру. Так что я - специалист системы обслуживания, а конкретнее - консультант. 
Дальнейшее изложение имеет целью наметить контуры зарождающегося исследования на тему "Драматургии и режиссуры жизненного Пути" и не претендует на полноту и окончательность. Тем более я не претендую на научную строгость. Данным очерком я предполагаю лишь задать направления для дальнейшего движения и более детального изучения механизмов и принципов обозначенного явления, а также предложить методологический и технический арсенал для практической работы. Текст еще очень сырой, многие понятия очерчены лишь вскользь, и являются тезисным выражением интуитивного опыта. Тем не менее, при внимательном и вдумчивом прочтении просматриваются ориентиры, которые могут вдохновить на исследование данной темы...


1. Донормативное, нормативное и сверхнормативное развитие.

Допустим, что вы - консультант или ведущий группы, студии и т.п., к которому обращаются люди, желающие решить какие-то проблемы, развиваться, вступить на Путь постижения Истины... Или вы как раз такой человек, который обращается к консультанту, руководителю группы, студии... Или вы решаете начать самостоятельное развитие, духовное искание... В этом случае неплохо будет определиться - за какие задачи браться в начале, и какую стратегию развития избрать.
Не хочется мне вступать в и без того шумную дискуссию на тему нормы и патологии, поэтому предложу простую модель, которая описывает условные уровни развития человека и задачи этим уровням соответствующие. Модель эта удобна для работы, а как оно все "на самом деле" - предоставим решать теоретикам. Не будем определять сами понятия, а введем их косвенно, через обозначение задач, соответствующих каждому уровню.
Итак выделим три уровня задач, с которыми сталкивается человек в своем развитии. 

1. Задачи донормативного развития:
- решение ярко выраженных психических и физических проблем;
- социальная адаптация;

2. Задачи нормативного развития:
- становление зрелой, самостоятельной, ответственной личностью;
- становление Мужчиной (Женщиной);
- творческая реализация текущих задач во всех сферах жизни (работа, творчество, семья, отдых, самопознание);
- становление профессионалом в своем деле;
- закалка физического тела и психики;

3. Задачи сверхнормативного развития:
- реализация своего Предназначения;
- поиск своей истинной природы (того, что можно назвать "Я" - источник восприятия);
- любовь и помощь другим людям в решении задач первого, второго и третьего уровня.

На мой взгляд, ошибкой будет рассматривать каждого отдельного человека так, как будто он находится на каком-то фиксированном уровне и перед ним, соответственно, стоят задачи одного типа. У человека может быть несколько актуальных для него задач, скажем, первого уровня, несколько второго... Мы можем говорить только о том, что у данного человека задачи одного из уровней являются выраженными и первоочередными, а других уровней - перспективными, или недоработанными "хвостами". Видение первоочередных и перспективных задач является важным (особенно для консультанта или ведущего группу, студию и т.п.) 
Исходя из приведенного условного описания уровней задач видно, что человека, который не решил еще должным образом хотя бы большую часть донормативных задач, неправильно нацеливать на яростное духовное подвижничество, что не исключает, конечно, задач третьего уровня, как некого будущего ориентира. Опыт показывает, что задним числом решать задачи первого и второго типа много сложнее... С другой стороны, выбрать линейную стратегию, то есть решать последовательно сначала все задачи первого типа, потом второго и лишь потом - третьего тоже неоптимально, да и невозможно, так как многие задачи первого, а особенно второго типа проявляются и становятся актуальными только при обращении к сверхнормативным задачам. Таким образом встает вопрос о подборе оптимальной для каждого случая стратегии (вероятнее всего - циклической или разветвленной)*. 
Грамотный подход к делу требует от консультанта богатого опыта успехов и ошибок в собственном развитии... 

* Понятие "стратегии" в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских 



2. Куда автор может завести...

"Гляжу с тоскою я на ваше поколенье,
Все ждут метафизической халявы..."
(Из песни Тимура Шаова)

Мой опыт общения с большим числом людей, желающих духовно развиваться и практикующих в русле самых разных Школ и направлений, показывает, что большинство из них находится в плену достаточно опасной иллюзии. Когда иллюзия эта не подтверждается (а если человек действительно приступает к серьезной работе над собой, эта иллюзия и не может подтвердиться) в лучшем случае гаснет энтузиазм, а в худшем могут возникнуть серьезные и опасные физиологические, нервные и психические срывы. 
Сама эта иллюзия заключается в том, что развитие, духовное искательство ведет, якобы, к некому блаженству и личному счастью (как любят выражаться носители таких иллюзий - "к состояниям"). Возникает ожидание, что после некоторых долгих или недолгих усилий (а то и вообще без таковых) вдруг наступит некая халява, - нечто, похожее на вечно длящийся героиновый "приход без ломок". Увы... Это "вдруг" действительно может наступить, но не как халява, а как очень большая и трудная работа.

В начале статьи я заявился, как консультант. Я консультирую людей в широком диапазоне задач, веду группу и семинары под условным названием "Драматургия и режиссура жизненного Пути". Возникает вопрос - к чему эта самая драматургия и режиссура поможет прийти человеку, который по какой-либо причине мне доверился (или заинтриговался заявленной мною темой). Можно, конечно, в ответ на этот вопрос написать лозунги с громкими словами, как это нынче принято. Но, мне кажется, что для того, чтобы определиться с тем, куда я могу помочь дойти, необходимо обозначить место, где я сам сейчас нахожусь и тот образ жизни, который веду. Естественно, если пытаться определить это самому, можно (даже имея самые искренние намерения) изрядно наврать, поэтому, прежде, чем писать дальнейшее, я обсудил этот вопрос с несколькими компетентными коллегами.
Итак, то, чему я могу способствовать, используя методологию и техники Драматургии и режиссуры жизненного Пути:
- значительное усложнение жизни, когда внимание начинает вмещать все больший масштаб внешних и внутренних обстоятельств, которые, будучи замечены, приходится учитывать;
- углубление переживаний (любых, не только "позитивных"), значительное учащение так называемых "пиковых" переживаний. С другой стороны - утончение чувств и увеличение чувствительности;
- появление возможности удерживать "равновесие на пределе возможного".* Значительное учащение ситуаций, когда возникает необходимость удерживать такое равновесие; 

* Равновесие здесь относится к различным сферам внешних и внутренних ситуаций (переживаний, событий...)

- вследствие предыдущего пункта - почти непрерывная работа души*, когда (опять же - почти) не удается "заснуть" (в смысле - существовать исключительно автоматически);

* О понятии "работа души" см. ниже.

- картина мира претерпевает изменения все чаще (ориентировочно - раз в неделю происходит существенное, зачастую драматическое изменение в картине мира);
- сознание начинает вмещать все больший масштаб ответственности. Душа перерабатывает противоречия все усложняющихся обстоятельств жизни в переживание/действие любви;
- по критерию Таковости переживаний и внешним подтверждениям происходит качественный скачок от того, что сначала все чаще переживается пересечение со своим Предназначением, к тому, что все реже начинаешь "вываливаться" из своего Предназначения;
- появление Учителя внутри и все более точно различимая связь с ним;
- желание помогать окружающим "от избытка" и от любви...



3. Драматизация.

В этой главе мы обратимся к одному из основных принципов исследуемой темы - драматизации. 
В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом противоречий, которые неразрешимы с точки зрения обыденного сознания. Противоречия эти распространяются на все жизненные контексты, начиная от бытовых и заканчивая предельными человеческими и общечеловеческими, - такими, которые можно выразить, например, формулой "я - раб, я - царь, я - червь, я - Бог"... Это неизбывное противоречие между механистичностью и обусловленностью психофизического существования и чем-то еще невыразимым, по чем дух томится...
Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно сосуществующие, мы вытесняем большую их часть, что косвенно так или иначе проявляется:
- на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику;
- на нормативном уровне часть противоречий начинает обнажаться, представая то как нравственный конфликт, то как борьба мотивов; остальные продолжают маскироваться под более или менее выраженные защитные механизмы* или через гиперкомпенсацию**.

* Защитные механизмы можно рассматривать в любой картографии. Например. В гештальттерапии это: проекция, интроекция, ретрофлексия и слияние. Защитные механизмы защищают сознание от одновременного восприятия двух сторон того или иного конфликта, что для неподготовленного человека болезненно и мучительно.

** Гиперкомпенсация означает уход от осознания конфликта путем чрезмерно интенсивной деятельности в какой-то одной сфере жизни. Например - уход в работу, игнорируя остальные жизненные задачи.

- на уровне сверхнормативных задач идет обнажение противоречий и конфликтов, их принятие и либо занятие по отношению к ним особой позиции (об этом далее), либо творческое их преображение там, где это возможно. На этом уровне человек доходит до предельных общечеловеческих противоречий. Так, выражаясь словами Чеховского героя : "...У настоящих мыслителей пессимизм составляет не шалтай-болтай, как у нас с вами, а мировую боль, страдание; н у них имеет христианскую подкладку, потому что вытекает из любви к человеку и из мыслей о человеке, и совсем лишен того эгоизма, который замечается у виртуозов. Вы презираете жизнь за то, что ее смысл и цель скрыты именно от вас, и боитесь вы только своей собственной смерти, настоящий же мыслитель страдает, что истина скрыта от всех и боится за всех людей..."*

* Имеются в виду слова инженера Ананьева, героя рассказа А.П.Чехова "Огни".

Рассмотрим одну из частных моделей, описывающую возникновение конфликта в сознании и механизм обусловленности выбора. Модель эта предложена Александром Губиным*:

* Модель эту Александр описал в частном порядке. О некоторых фрагментах его оригинальной методологии можно прочитать в книге В.Лебедько "Хроники российской саньясы" Том 2. Глава "Александр Губин".

Рассматривается несколько дуальных пар восприятия - реагирования. Первая дуальная пара в восприятии возникает с первых минут жизни (и даже во внутриутробном состоянии) и выражается, как Приятно - Неприятно. Далее, уже позже, возникает следующая пара Хочу - Не хочу. Потом Правильно - Неправильно. Затем уже проявляется Нужно - Не нужно. (Можно добавить еще какие-то пары, но это непринципиально). Конфликт и выбор не возникает до тех пор, пока совпадает Приятно - Хочу - Правильно - Нужно или Неприятно - Не хочу - Не правильно - Не нужно. Напряжения возникают, когда появляются перекрестные противоречия, например Хочу, но Не нужно. Или Правильно, но Неприятно (и так далее - все возможные перекрестные сочетания). Выбор в данном случае иллюзорен происходит автоматически, будучи обусловлен тем полюсом, где на данный момент больше энергии. Человек может понимать, что то, что он делает совершенно неправильно и не нужно, но настолько приятно, что справиться с этим невозможно. Получается, что без совершения некой специальной внутренней работы, все наши выборы механичны и обусловлены. Для того, чтобы совершить действительно сознательное действие, необходимо осознать присутствующий конфликт и иметь некий критерий, который и даст ориентир для выбора. Таким критерием может служить интуитивное переживание Таковости. На определенном уровне развития сознания человек может различить голос интуиции, как ТО или НЕ ТО относительно сверхзадачи*

* Под сверхзадачей будем понимать проекцию Предназначения на данный конкретный сюжет.

данного сюжета своей жизни. Этот критерий располагается, условно говоря, в другой плоскости - выше, чем Приятно, Хочу, Правильно, Нужно и др. Техника, которую предлагает Губин заключается в том, что когда вы понимаете, что то, что вы делаете - НЕ ТО и тем не менее из-за силы автоматизма вы не можете не делать этого, вы принимаете то, что вы делаете, как свой сознательный выбор, говоря себе: "Я выбираю делать это". Абсурдность такого осознавания приводит к возникновению все более и более сильно переживаемого конфликта. Так, например, человек, выпивающий стаканчик водки и понимающий, что он делает НЕ ТО, что он спивается и не в силах противостоять привычке, начинает принимать это действие, ведущее к самоуничтожению, как свой собственный выбор. Трудно сказать - на второй, на десятый или на сотый раз конфликт от осознавания абсурдности такого своего выбора может перевесить чашу весов в противоположном направлении, но вероятность того, что это произойдет - относительно велика. Применяя эту технику, мы идем на обнажение противоречия и его углубление... Но, это лишь один из частных приемов, необходимый нам для иллюстрации подхода, который мы условились называть драматизацией.
Итак: Практика, направленная на решение задач развития на всех трех уровнях (донормативном, нормативном и сверхнормативном) состоит в обнажении противоречий и дальнейшем их принятии и интеграции* через работу души**. Спектр технических приемов, используемых для этого, мы и назовем драматизацией. Для того, чтобы постоянная драматизация не привела к срыву, ее целесообразно сочетать с техниками релаксации. 

* Интеграция здесь подразумевает принятие по отношению к противоречию некой специальной позиции, где обе стороны конфликта могут сосуществовать, либо творческое преображение обстоятельств конфликта, если это возможно в данном конкретном случае.

** Понятие души мы берем в контексте триады дух-душа-тело.

Здесь мы подходим к очень важному для понимания моменту. Дело в том, что обнаженные противоречия, с которыми первоначально (в детстве или когда либо еще) душа не справилась, как раз и привели к неврозу, к механизмам защиты, к психосоматическим болезням и т.п. Поэтому очень важно, чтобы использование драматизации, как специального метода не привело к углублению невроза. Для этого консультанту необходим опыт, позволяющий обеспечить такую именно драматизацию, чтобы она перешла в работу души, а далее важно определенным образом эту работу направлять и фокусировать (на первых этапах, пока у человека появится собственный опыт и он сможет самостоятельно справляться с усложняющейся жизнью. А практика показывает, что будучи запущенным, такой процесс, после какого-то рубежа начинает идти самостоятельно - уже не нужно создавать драматизацию специально - жизнь начнет усложняться и предлагать все более объемные и трудные задачи. Следующая после запуска этого процесса задача консультанта - подготовить человека к этому - к самостоятельной работе со все усложняющимися задачами жизни).

Среди техник драматизации, используемых в русле "Драматургии и режиссуры жизненного Пути" можно выделить микротехники (например, конфронтация, как частный случай применения микротехники в беседе), макротехники или технологии (Магический Театр, сценическое проигрывание этюдов....*) и метатехники (например, создание сложных ситуаций, провоцирующих осознание неких глубинных противоречий).

* Подробнее об этих технологиях см. далее

Не следует смешивать драматизацию с так называемым "вычитанием" - когда человека окунают, образно говоря, в дерьмо. Драматизация предполагает наоборот возвышение противоречий и приведение человека к осознанию их Таковости, экзистенциальности. 

Еще один важный момент, который хочется отметить, говоря о драматизации. Классические произведения литературы (особенно классическая драматургия) содержат все многообразие сюжетов и конфликтов, которые мы проживаем в прямом или завуалированном виде. Обращение к специально подобранным для каждого случая классическим сюжетам и их этюдная сценическая постановка является мощнейшим инструментом для осознания и интеграции большого спектра жизненных противоречий и, следовательно, расширения и развития сознания. Существенные отличия этой технологии от традиционного театра будут обсуждены ниже в соответствующей главе.


4. Индивидуализация. Уникальность. Накал жизни.

Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции. Пока трудно сказать, ведут ли они к одному...
Первая тенденция - это стирание индивидуальных различий.
Вторая тенденция предполагает наоборот обострение индивидуальных особенностей, уникальность прохождения каждого сюжета жизни (что, кстати, не исключает стирание личностных особенностей, если под ними понимать невротические механизмы защиты).
Я сделал утверждение, что в методологии "Драматургии и режиссуры жизненного Пути" одним из основных механизмов является драматизация. Драматизация ведет к индивидуализации и, таким образом, предложенная тема относится ко второй тенденции.

Подтверждение важности драматизации, ведущей к углублению противоречий можно найти в текстах Великих Арканов Таро*:

* Цитируется по работе В.Шмакова "Арканы Таро" (Пятый Аркан)

"В самой индивидуальной монаде, поскольку она эманирует сознание в Мир Бытия, происходит раскол, и принцип индивидуальности выливается в принцип Великого Бинера духа человеческого - нарождения в нем двух типов души, дополняющих друг друга. Поскольку человек живет истинной жизнью личности, т.е. ощущает свою индивидуальность, поскольку в его в его духе происходит этот раскол; то чем больше человек убеждается в этом разделении в самых недрах существа своего, тем больше приближается он к своей конечной цели. Вместе с тем, каждый из этих двух типов души человека по отдельности есть нонсенс и, дополняя отрицанием друг друга, они друг друга утверждают. Соединение их в одно - это потеря личности, потеря индивидуальности и возврат в Целое для сна без грез и без сознания. Высшая степень раздробленности - это высший расцвет начала индивидуальности, это высший рост сознания, это слияние с Целым, оставаясь самим собой."

Обнажение каждого нового конфликта и противоречия и их интеграция приводит к значительному усложнению жизни человека. Теперь ему приходится принимать во внимание все больший круг жизненных обстоятельств и это делает его ситуацию все более и более уникальной.
Проходя через новые противоречия и принимая их, расширяя свое сознание на все новые обстоятельства, человек каждый раз как бы рождается во все более и более объемный мир. И этот мир является более сложным, и нужно каждый раз учиться жить во все усложняющемся мире. Но, вместе с тем работа души по интеграции каждого конфликта и противоречия порождает ресурс для того, чтобы быть готовому к обнажению все более глубоких и иногда все более и более болезненных или трагических противоречий. Все шире открываются глаза, но у тебя уже есть силы, чтобы не закрывать их более и видеть возвышенно и любить то, от чего раньше хотелось сбежать и забыться.

От глубины драматизации зависит степень накала жизни и богатства жизненных сюжетов. В случае вытеснения или стирания индивидуальных особенностей жизнь обедняется. На пути индивидуализации накал наоборот возрастает. Уникальность прожитых таким образом минут, дней, лет сравнима с глубиной сюжетов классических произведений культуры. Такая глубокая жизнь сама по себе вносит значительный вклад в копилку общечеловеческой культуры и общечеловеческого опыта.


5. Работа души.

Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих, как было проиллюстрировано в третьей главе, большинство жизненных выборов автоматическими, - приучена "спать". Драматизация ведет к пробуждению души, к ее активности. Причем, драматизация является необходимым, но не достаточным условием для работы души. После драматизации необходимо обеспечить фокусировку внимания на дальнейшее принятие и интеграцию конфликта, что первоначально является задачей консультанта. Постепенно, по мере накопления опыта работы души, человек приобретает возможность работать самостоятельно, уже без помощи консультанта.
Работа души в нашем случае является и средством и целью Практики. Научить свою душу постоянно работать и не засыпать, предъявляя ей постоянный материал для работы - вот, на мой взгляд, достойная человека задача.
Конфликт, безнадежность и безысходность, первоначально обрушивающиеся на человека, вследствие проникновения глубинных противоречий в сознание, превращаются, трансформируются посредством работы души в принятие Таковости жизни и Любовь. *

* Подобный процесс может быть описан и в терминах перинатальных матриц С.Грофа, то есть имеет сходство с процессом рождения. Когда работа над собой в русле драматизации происходит постоянно, можно говорить о постоянном возрождении, о непрерывной трансформации.

Работа души состоит в том, чтобы несмотря на болезненность обнажающегося конфликта*, не дать ему вытесниться опять, а сохранить его в восприятии, выработав по отношению к нему определенную позицию. Опыт показывает, что в большинстве случаев позицией, которая позволяет действительно принять Таковость реальности и совершить работу по ее трансформации, является Любовь**.

*Еще раз отмечу, что дело идет не о искусственном насаждении конфликта, а об обнажении конфликтов изначально присутствующих в человеческой природе (см. Ранее приведенную цитату из Великих Арканов).

** В книге Ф.Василюка "Психология переживания" приведены четыре типа переживания: гедонистическое, реалистическое, ценностное и творческое (приведены по степени усложнения и утончения психики). Если гедонистическое переживание отвечает "принципу удовольствия", реалистическое - "принципу Реальности" (по З.Фрейду), то мы можем соотнести два высших типа переживания ценностное и творческое как раз с принятием Таковости реальности и творческой трансформацией реальности.
Если в начале Практики работа души может быть применена к уже случившимся событиям и сюжетам (что называется - "на коврике" или в кресле у консультанта), то постепенно, накапливая опыт пересмотра прошлого опыта "на коврике", человек приобретает возможность включаться в активную работу души по ходу текущего сюжета во все более сложных ситуациях. Постепенно расширяются и контексты, где душа может включиться в работу. Когда работа души начинает преобладать над автоматическим поведением и восприятием, можно говорить о своеобразном "поступлении на Службу" - переходу к решению задач сверхнормативного уровня, связанных с помощью другим людям решать задачи первого, второго и третьего уровня. Такая "Служба" не обязательно связана с работой психотерапевта, консультанта или Учителя, так же как и факт работы человека на должности консультанта или объявление себя Учителем не означает, что он "на Службе" и у него происходит непрерывная работа души...

Одним из показателей работы души является то, что можно назвать настоящим глубоким мышлением. В отличии от "тарахтящего" внутреннего диалога и других видов мышления вхолостую, настоящее глубокое мышление является напряженным и одновременно медитативным процессом, в результате которого происходит сквозное соединение ценностей, эмоций и ощущений в единый поток-процесс переживания Таковости и Любви. Слова и определения, которые производятся настоящим глубоким мышлением обычно очень просты и на первый взгляд даже банальны ("Я хочу любить" "Я просто есть" и т.п.), но для человека, пришедшего к ним в результате напряженно-медитативной работы души эти слова несут невероятно мощную ценностную нагрузку, а при их произнесении, пронизывают и наполняют все существо человека, вплоть до физического тела. А после этого как раз наступает та самая остановка мышления, о которой так часто говорят эзотерики. Данные выводы являются не схоластическими рассуждениями, а результатом многократного собственного опыта и опыта тех людей, с которыми я работал в данном направлении. 
Таким образом мы приходим к выводу, что правильно организованное мышление, являющееся результатом работы души, гораздо более естественным образом приводит к остановке внутреннего диалога, нежели попытки этого диалога избежать, игнорируя его, уводя от него внимание и тому подобными методами. Работа души вскрывает и "обезвреживает" самый корень конфликта, который косвенно как раз и проявляется через "тарахтение" внутреннего диалога, в то время, как различные поверхностные приемы игнорирования и увода внимания от внутреннего диалога большей частью дают лишь такой же поверхностный и неустойчивый эффект, как попытки "не думать о черной обезьяне"*.

* Справедливости ради нужно сказать, что попытки игнорирования внутреннего диалога и увода внимания от него при неустанном делании этого, могут также привести к пробуждению души, ее работе и далее, к остановке диалога. Только не всегда понятно, что служит "топливом" для того, чтобы мотивация к такому деланию не ослабевала? В случае драматизации топливом служит энергия конфликта. Когда конфликт обнажается, душа уже не может не пробудиться и не начать работу. 

* * * * * * *

Давайте посмотрим, как идеи драматизации, индивидуализации и работы души проявлены в классических образах. Очень емко и мощно эти идеи выразил Михаил Чехов, размышляя над образами Дон Кихота, короля Лира и Агасфера:*

* Михаил Чехов "Жизнь и встречи" М. 2001 г.

"Мне хотелось проникнуть в их (Дон Кихота, Лира и Вечного Жида - В.Л.) тайны и передать их со сцены другим. Я смотрел на Кихота и видел: он Ангел. Смешной, печальный, незадачливый Ангел, с тазом цирюльника на голове. Он из свиты самого Люцифера. Его прекрасный, но лживый властитель вложил в его сердце Любовь, но скрыл от него то царство, где можно и нужно любить: земля с ее простотой не видна гордому Ангелу в заржавленных латах. Но Любовь в его сердце, Любовь все же вела его вниз, через красивую ложь Люцифера, через видения, мечты, идеалы, вниз, вниз к земле - привела и сказала: "Ты - Человек, ты добрый идальго Кихано". Ангел снял таз и стал для нас милым, как ангел.
Путь Лира иной. Жестокий тиран, земной полубог всей своей царственной волей, всем существом привязан к земле. Его царство - он сам. Как в сказочном замке, как в башне он заключен в своем собственном "я". Все земное подвластно ему, но душа его ждет иного: любви человека. Тиран просить не умеет, искать не привык, ждать не хочет и совершает проступок: он дает повеление любить! Но кого же? Его самого! И снова, как в сказке, рушится царство, и сам он в ужасе мечется в подземных глубинах бывших владений своих. И там, после проклятий, мук, слез, молитв и безумия, он все же находит Любовь. Но где? Не вовне, а внутри, в своем собственном сердце. И эта Любовь ведет его снова на землю. Но теперь Лир другой. Он не требует, он дарует Любовь. Здесь он равен Кихоту. Но судьба ведет его дальше. Вернувшись на землю, он находит Корделию и снова теряет ее. На земле Корделии нет. И Лир вслед за ней переходит в иной мир. Занавес падает, действие кончено, не видно героев, не слышно их слов, но путь Лира не кончен: кто захочет последовать за Лиром в тот мир, где он и Корделия находят друг друга, - тот сможет увидеть и тот эпилог, ради которого создана вся трагедия. Здесь Лир выше Кихота. Его путь был сложнее, его просветление глубже.
Еще сложнее путь Агасфера. Нет такой муки душевной, нет такой боли, нет катастрофы, которые не стали бы уделом Вечного странника. Образ странника нужен каждой душе, Агасфер человек: вы, я, он, все мы... Поэтому мне так хотелось сыграть его..." 



6. Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.

В течении всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни происходит взаимодействие с разными людьми. Решаются многообразные задачи, зачастую, на первый взгляд, никак друг с другом не связанные. В семье, на работе, в творческой деятельности, в кругу друзей, на отдыхе, в неожиданных - нетипичных ситуациях... В каждой из этих сфер происходит развитие своей сюжетной линии. Это, к примеру, сюжетная линия поведения с родителями, сюжетная линия поведения с женой, с начальником, с другом... Причем каждая такая сюжетная линия, кроме того, что она связана, например, с конкретным человеком или видом деятельности, претерпевает изменения еще и по временным фазам. Эти линии могут претерпевать разрывы. Например развод с женой, повышение по службе или переход на другое место работы прерывает течение той или иной сюжетной линии. Иногда происходят настолько сильные разрывы сюжетных линий, что меняется все окружение данного человека, все контексты, все "декорации" (характерный пример - эмиграция или даже просто переезд в другой город). По ходу каждой сюжетной линии, на нее как бы нанизаны отдельные сюжеты. Проживание каждого сюжета ведет к тому, что в большей или меньшей степени изменяются ведущие обстоятельства жизни по данной сюжетной линии и жизнь человека переходит в новую фазу. Масштаб перемен может быть очень значителен, а может быть слабо выражен, тем не менее, что-то меняется. Например, в жизни супругов, после измены одного из них, появляются, тем самым, новые обстоятельства, которые (в зависимости от их способности осмыслить эти обстоятельства и пережить конфликт ими внесенный - см. главу драматизация) ведут к разным в различных случаях переменам: от развода на одном полюсе до новой волны влюбленности друг в друга на другой. Но, по-прежнему уже жить не получится (даже если внешне покажется, что ничего не изменилось).
Таким образом, сюжет представляет из себя совокупность событий, в результате которых происходит смена ведущих обстоятельств по данной сюжетной линии. Время развертывания сюжета - от нескольких минут до нескольких лет. Многообразие сюжетов говорит о богатстве внутреннего мира. Так у одного человека смена ведущих обстоятельств происходит лишь раз в несколько лет, в то время как другой испытывает коренные переломы чуть ли не каждый день. Как уже говорилось ранее, для человека, который начал Практику, жизнь усложняется, то есть обстоятельства начинают меняться и усложняться все чаще и чаще, возрастает скорость и глубина проживания сюжетов, увеличивается их многообразие и уникальность.
Итак, сюжет определяется ведущим обстоятельством. Оно является тем главным условием, по которому начинается развитие событий: исходного, главного и заключительного событий данного сюжета. Для подробного описания особенностей рассмотрения сюжетов, необходимо знакомство со специальной литературой по Драманализу (теории постановки спектаклей, основанной на работах К.С.Станисавского и его последователей)*, но, так как, во-первых, эта литература не всегда под рукой, а во-вторых, то, что я предлагаю не является Драманализом - из него взяты основные понятия, которые удобно приложить к Практике, я очень кратко дам несколько определений.

* Я рекомендую работу М.В.Сулимова "Режиссер наедине с пьесой" (СПб 1992), где понятия Драманализа проиллюстрированы подробнейшим образом на примере разбора Чеховского "Вишневого сада", а также классическую работу К.С.Станиславского "Работа актера над собой" Собр.соч.Т1. М.1986

Сюжет начинается исходным событием, которое проявляет некое противоречие. Но, противоречие это только обозначается. Далее идет главное событие. Оно является кульминацией, после которой начинается качественно новый характер движения от того, что было, к тому, что будет. Сюжет завершается заключительным событием. Рассмотрим развитие сюжета, на примере пьесы А.П.Чехова "Дядя Ваня"*. Исходным событием является намечающийся, но еще вялый и непроявленный конфликт дяди Вани и профессора Серебрякова, который просматривается с первых страниц пьесы. Но конфликт этот пока внутри. А вот семейный совет, который собирает Серебряков для объявления решения о продаже имения, является главным событием. К этому моменту накал обстоятельств для каждого действующего лица пределен: Серебряков убедился в невозможности жить в деревне и решил продать имение, его жена Елена уже не может противостоять чувству доктора Астрова, и у этой ее тайны появился свидетель - дядя Ваня; сам дядя Ваня, застав их любовную сцену, убедился в крушении своих надежд (он тоже любит Елену); Соня только что узнала, что Астров ее не любит, и последние ее иллюзии разбиты. На этот уровень накала и приходится сообщение Серебрякова, становясь главным событием. Заканчивается все отъездом Серебрякова и его жены Елены, которые формально помирились с дядей Ваней. Уехал и, очевидно, навсегда, доктор Астров, унося последние надежды Сони. Вот это заключительное событие драмы с безысходной тоской, с полной безнадежностью что-то изменить, воплощено в монологе Сони о том, что надо терпеть, что награда и "небо в алмазах" будет не здесь, а уже за порогом земного бытия...

* Подробнее об этом можно также прочитать у Сулимова.

Конечно, не каждый сюжет обыденной жизни имеет такой накал, как драма дяди Вани и Сони, тем не менее, построение и крупного и мелкого сюжета одинаково. Консультанту важно научиться это осознавать в каждом конкретном случае.

Несмотря на то, что внешняя форма каждого последующего сюжета может сильно отличаться от предыдущего, очень часто многие сюжеты объединяются неким общим механизмом сюжета. Его мы рассмотрим в следующей главе "Культурно-информационная матрица личности". Этот механизм пронизывает обычно целую группу сюжетов, когда человек, образно говоря, "наступает на одни и те же грабли". Внешняя форма разная, а суть одна и та же.

Далее нам понадобится разделение понятия сюжета. С одной стороны мы имеем сценарные сюжеты, то есть те, которые определяются так называемым сценарием жизни (по Э.Берну). С другой стороны - сюжеты Миссии человека. Сценарные сюжеты механистичны и обусловлены жесткими связями в культурно-информационной матрице личности. Сюжеты Миссии проживаются осознанно и являются воплощениями Предназначения. Работа консультанта большей частью состоит в помощи человеку найти и не пропустить тот ключевой сюжет, с которого происходит коренная трансформация жизни - переход от механического проживания сценария к осознанной реализации Предназначения. То есть, тот момент, когда противоречия перестают запускать защитные механизмы и, соответственно, сценарные сюжеты, а подвигают человека к работе души. 

[ к началу страницы ]
Содержание ] [ 1 ]>> 2 ] 

 

 


  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2004

страница обновлена 13 марта 2003 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru