Joker - Путь Импровизатора

Мотивация. Творчество. Предназначение.

Начало

Начнем с первого тезиса, который звучит так:

Существует по большому счету только две вещи, которыми человек в своей жизни занимается. Это -- Я и Жизнь.

Чем-то другим мы не занимаемся в принципе. Хотя, вроде бы делаем мы многие вещи, но (осознаем мы это или нет) только лишь для того, чтобы разобраться с тем, что такое Я и что такое Жизнь. И разбираться с этим мы можем либо опосредованно -- через какой-то прикладной интерес -- через психологию, через науку, искусство и т.п., либо у нас есть шанс обратиться непосредственно к тому, что такое Я и Жизнь, как они между собой связаны. Непосредственно -- значит пережить Себя и Жизнь в контакте, как нечто Единое. Через какой-то опосредованный интерес мы стремимся к тому же, но шансов пережить это Единое на таком пути имеем гораздо меньше.

Второй тезис заключается в том, что

жизнь наша с вами представляет из себя некую динамику внимания, и если тщательно проследить, -- как мы на самом деле живем, то станет очевидно, что процесс этот совершенно иррационален и не подчиняется никакой логике, хотя упрямый человеческий ум пытается жизнь как-то объяснить и упорядочить.

Когда же мы обратимся к динамике нашего внимания, то можем заметить, что не существует некой прямой, сквозной линии, связывающей нашу жизнь воедино в пространстве и времени, а есть некоторый набор хаотически возникающих точек -- более или менее ярких, зачастую никак не связанных между собой. То внимание окажется в зачесавшейся ноге, то в какой-то мысли, то оно отскочит в окружающее пространство, где что-то случилось и так далее. Происходят некоторые скачки внимания туда -- сюда. Кроме того, все эти скачки внимания ограничены, -- внимание не может выйти за пределы обычно достаточно узкого коридорчика, который в нашем восприятии определяется Доминантой.

Итак, есть некий узенький коридорчик восприятия, в котором периодически возникают всполохи внимания. И вот этот процесс называется жизнью. Жизнью, в которой нет цельности и непрерывности.

Давайте рассмотрим некую упрощенную модель восприятия. Представим, для наглядности, восприятие человека в виде нескольких ступенек или Пространств*, каждое из которых является схемой регистрации и интерпретации сигналов от внешнего/внутреннего мира. Более высокие ступени восприятия -- более высокие Пространства отличаются от нижележащих нарастающей сложностью, многосвязностью и новым качеством.

* Подробнее о Пространствах восприятия см. в книгах:
В.Агеев, В.Лебедько "Осознание. Мастерство. Психотерапия?" СПб.1997,
"ВНЕО. Тексты из архивов эзотерической Школы. Книга 1" СПб. 1997

Если идти сверху вниз, то вначале мы имеем Идеал*, -- то, что определяет основной вектор жизни человека.

* Идеал не стоит путать с психологическим понятием Идеального образа Я -- Идеал, в нашем случае -- не образ и ничего общего с логическими и образными конструкциями не имеет, являясь энергией тончайшего -- светового качества, обретая осознание которой, человек переживает невыразимую словесно полноту и гармонию, оказывается "на своем месте" в пространстве, времени и действиях.

Идеал оформляется и конкретизируется через иерархию Ценностей. Ценности, в свою очередь, определяют События, которые с человеком случаются. События, отражаясь в образном и логическом Мышлении, задают картину мира, т.е. тот «мир», в котором человек считает, что живет. В следующем Пространстве восприятия все вышеперечисленное находит чувственное, эмоциональное отражение, что ниже облекает форму разнообразных ощущений. И, наконец, трехмерной проекцией всех вышеперечисленных Пространств является физическое тело человека с его органами и системами.

Идеал
Ценности
События
Мышление
Эмоции
Ощущения
Физическое тело

Если бы наша жизнь была цельной и непрерывной, то Идеал, задавал бы поток упорядоченных системой Ценностей Событий, что находило бы адекватное отражение в Мышлении, Эмоциях и Ощущениях, сопровождаясь соответствующими процессами в теле, и все это вместе осознавалось бы, как процесс раскрывающегося смысла, реализации Идеала. Такая жизнь, если рассматривать ее как динамику внимания, была бы непрерывной и цельной.

Но мы с вами живем в социальной среде, наполненной множеством противоречий, которые, соответственно, отражаются в каждом из нас. К нашим собственным Идеалам и Ценностям навязываются Идеалы и Ценности социальные, порождая внутренний конфликт. В результате примешивания к внутренним Ценностям еще каких-то, навязанных извне, в системе Ценностей нарушается исходная иерархия, служившая для реализации Идеала, и каждая отдельная Ценность отграничивается и обособляется.

Каждая такая обособленная Ценность является выразителем той или иной потребности или группы потребностей, а значит, -- обладает энергетическим зарядом с определенной направленностью -- Мотивацией. Все это находит отражение во всех нижележащих Пространствах. Реализация потребностей, выразителем которых является обособившаяся Ценность, влечет характерные События и поступки, создается картина мира, отвечающая данной Ценности (при этом, ввиду обособленности Ценностей, появляется множество противоречивых картин мира у одного и того же человека); далее -- появляются Эмоции, приоритетные для данной Ценности (часть общего эмоционального спектра человека, вследствие конфликта обособленных Ценностей «вырезается» -- появляются так называемые подавленные эмоции и чувства); раздробленность опускается и в нижние Пространства восприятия, -- следствием этой раздробленности являются деформации в системе ощущений, появление блокировок, зажимов в теле, неосознаваемых участков тела и вообще всяческих нарушений в физиологических процессах, вплоть до выраженных патологий и болезней.

Каждой Ценности соответствует определенная Доминанта во всех Пространствах восприятия. И так -- от глобальных и до мельчайших проявлений человека -- от общей направленности каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики, интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной Ценности.

Таким образом, мы видим, как единый организм распадается на множество обособленных частей -- Субличностей. Восприятие на всех уровнях оказывается разорванным, и границы Субличностей могут переживаться как всевозможные телесные и психические напряжения, приводящие к искажениям, несоответствиям и неадекватности поступков, мыслительных процессов, эмоций, ощущений и движений. Как и говорилось выше, динамика внимания -- собственно жизнь -- превращается в хаотический набор точечных всплесков, то в одной, то в другой отграниченной области восприятия. «Трудолюбивый» ум человека, спасая себя от непосредственного столкновения с переживанием подобного хаоса, немного сглаживает ситуацию, создавая иллюзию логичности и некоторой связности происходящего.

Перейдем, наконец, от этих предварительных моделей к непосредственной цели данной статьи -- попытке соединить такие Категории, как Мотивация, Творчество и Предназначение. >>>


 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2004

страница обновлена 13 марта 2003 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru