Российская
Саньяса

Я - Себя

Начало

 

В сложных, многоуровневых взаимоотношениях с Богом, случаем и друг с другом проходим мы развилки жизненного пути, этого "сада расходящихся тропок". И на каждой развилке меняемся мы все: я, ты, Бог, случай, герои нашего воображения, прошлое и будущее, - влекомые в одной связке по неисповедимым путям взаимотворения... 

Мне очень нравятся слова Умберто Эко из "Имени Розы": "Должно быть обязанность каждого, кто любит людей - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину..."

 

 

Владислав Лебедько

 

Я – СЕБЯ

(из цикла «Рассказы о Боге и Его друзьях)

 Этой ночью Уроборову снился чудной сон. Виделось ему, будто бы он поедает сам себя. Очень ловко так кушает. С аппетитом… Сел он будто бы за стол, расстегнул рубаху, расковырял вилкой себе пупок, вытащил кишки, посолил, горчичкой смазал и давай уплетать. А кишки все разматываются и разматываются, и нет им конца края. И, что удивило Уроборова, так это то, что кишки оказались очень даже вкусными. И не было у него ни брезгливости, ни отвращения, ни даже боли. Напротив, испытывал Уроборов все возрастающее удовольствие. Съеденные кишки переваривались сперва в желудке, а потом поступали в кишечник, то есть, сами в себя, - в то, что, в свою очередь, поедалось и переваривалось. Уроборову показалось, что так будет продолжаться вечно. «Вечный кайф» - промелькнула мысль. Но как-то так случилось, что внезапно кишки, переваривающие сами себя, вдруг закончились. Вслед за ними в рот Уроборова попал его желудок. Это было неожиданно, но Уроборов успел полить на него немного кетчупа и кайф не прекратился, а даже увеличился. Вслед за желудком он вкушал уже пищевод. По логике вещей, дойдя до собственной глотки, он должен был бы остановиться, ибо ум не может себе представить как скушать свою глотку, челюсти, губы и язык. Тем не менее,

Уроборову удался этот трюк. Легко и изящно. При этом случилось так, что Уроборов при этом как бы вывернулся наизнанку. Не всякому воображению дано такую картину представить, но нашего сновидца эта операция не остановила. Вывернутый наизнанку, он продолжал поедать себя, испытывая кайф. Но произошло так, что при выворачивании внешний и внутренний мир поменялись местами. Теперь Уроборов поглощал окружающее пространство. Поглощал с неимоверной быстротой. В его невообразимом нынче чреве быстро исчезла кухня со всей обстановкой, затем хрущевская пятиэтажка, обитателем которой он являлся. Этим дело не ограничилось – замелькали городские пейзажи, съедаемые уже без кетчупа и горчицы, но тем не менее удивительно удобоваримые. Затем были какие-то леса и озера, горы и океаны с огромными волнами, накатывающимися на Уроборова и исчезавшими в нем. И вот уже «разверзлась бездна звезд полна; звездам нет края, бездне – дна». Вскоре, однако, оказалось, что поэт ошибся насчет края и дна. И то и другое проявилось  и исчерпалось довольно скоро. И не осталось во всем мире ничего, кроме Уроборова. Одинокий, но гордый царил он в предельной точке бытия. Покоясь сам в себе, он воспринял произошедший с ним казус одной, но очень емкой мыслью: «Ни х…я себе!» Мысль эта проделала несколько кругов по не имеющей периферии сфере, которую на данный момент представлял собой Уроборов, а затем от нее отвалились первые буквы и получилось очень просто: «я – себе», а потом и вовсе: «я – себя»… Мысль эта была ясна и благостна. С этой мыслью я и проснулся. И вспомнил, что никакой я не Уроборов, а Лебедько… Окончательно пришел в себя и тут до меня дошло, почему во сне я имел странную фамилию – Уроборов. Ведь давеча я взялся за фундаментальный труд Эриха Ноймана (ученика Юнга) «Происхождение и развитие сознания»… Ну и, сами понимаете, как может юнгианец обойтись без уробороса – символа вечного возвращения… Я примерно знал, о чем эта книга, и взялся ее читать лишь для того, чтобы укрепиться в зеркально противоположной позиции: в Начале было не бессознательное, а сознание. Бессознательное, согласно моему опытуJ, возникло много позже – всего сотню тысяч лет назад. Поэтому, если я когда-нибудь возьмусь за сочинение фундаментального труда в стиле Ноймана, то непременно назову его «Происхождение и развитие бессознательного», кстати, сначала индивидуального, а потом уже коллективного (ну а засим все пошло по кругу – или спирали – как кому угодно – я пока точно не допер).

Итак, проснулся я. Был очень ранний час. Что-то около трех ночи. Не зная, чем себя занять, ибо после столь очаровательного сновидения желания спать дальше не было и в помине. Я послонялся по квартире, выкушал чайку с бутербродом, вспоминая, с каким смаком я трескал собственные кишки час тому назад, затем открыл компьютер и, от нечего делать, стал листать «средневековую библиотеку», которую скачал из Интернета года три назад, и в которую периодически заглядывал. Среди множества авторов на этот раз меня привлек святой Бонавентура и я открыл его «Путеводитель души к Богу». Бонавентура ведет пытливого читателя последовательно через шесть ступеней к Сущему. Но я никогда не был пытливым читателем и поэтому залез сразу в последнюю главу, интересуясь, чем там у св.Бонавентуры дело сладилось с Богом. Оказалось – вот чем:

«Итак, наичистейшее и абсолютное бытие, представляя собой бытие простое, является первым и последним, потому что оно начало и окончательная цель. Оно вечное и в высшей степени настоящее, поэтому оно охватывает и проникает во всякую длительность, как бы являясь в одно и то же время их центром и окружностью. А так как оно является наипростейшим и величайшим, то поэтому оно все внутри всех вещей и вне их, а вследствие этого оно является "интеллигибельной сферой, центр которой повсюду, а окружность - нигде". А так как оно наиактуальнейшее и неизменнейшее, то, "пребывая в неподвижности, движет мирозданием". А так как оно совершеннейшее и безграничное, то поэтому оно внутри всего без исключения и вне всего без исключения, выше всего, не будучи возвышенным, ниже всего, не будучи униженным. А так как оно высшее единство и разнообразие, то поэтому все во всем, как бы ни были многочисленны вещи, а само оно только одно. Вследствие того, что оно наипростейшее единство, очевиднейшая истина и наиподлиннейшее благо, в нем заключены прообразы всех сил, всех образцов, всех связей. Таким образом, "все из Него, Им и к Нему". А так как Он всемогущий, всеведущий, а также высшее благо, то видеть Его совершенство и есть блаженство» (св.Бонавентура «Путеводитель души к Богу» гл.6)

Крякнув от удовольствия, ибо я так и знал, что раз уж Бонавентура – святой, то непременно душа его в шестиступенчатом путешествии к чему-то подобному и должна прийти, я открыл новый файл и записал:

«Этой ночью Уроборову снился чудной сон. Виделось ему, будто бы он поедает сам себя…» Ну и так далее, вплоть до этих строк. Теперь, мой незнакомый Друг или, что тоже недурно – Подруга, тебе уже никак будет не отделаться от этого круга превращений. Они войдут в твое бессознательное, в твои сны, чтобы когда-нибудь переползти в сознание, существующее предвечно, о чем ты, надеюсь уже начал(а) догадываться…

 

 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2010

страница обновлена 07 сентября 2009 г.

дизайн: Николай Меркин, веб-мастер: Михаил Искрин