Российская
Саньяса

К вопросу о так называемом "просветлении"

Начало

 

К вопросу о так называемом «просветлении» и целостности.

(дерзкое и амбициозное эссе, полное парадоксов и противоречий)

 

Владислав Лебедько

 

Увы, эти тезисы будут понятны не всем, а только тем, кто представляет себе механизмы действия Магического Театра. (Кто заинтересуется вопросом не на шутку – прочитайте, хотя бы, мою книгу (совместно с Е.Найденовым) «Магический Театр» (на этом сайте).

Дело в том, что фигуры, переданные в МТ очень точно отражают те процессы, которые происходят с главным действующим лицом. На время МТ происходит очень глубокая синхрония между главным героем и фигурами, которым он передал те или иные "части" своего внутреннего мира. Тысячи, даже десятки тысяч проведенных мной с 1992 года (а с недавних пор и моими учениками) Театров, позволяют мне сделать вывод, что фигуры показывают достаточно объективную картину того, что происходит во внутреннем мире главного героя. Как бы не хотел главный герой порой "обмануть" МТ (в силу действия бессознательных механизмов защиты), например закончить МТ раньше, чем произошла трансформация, уйти от переживания болевых моментов, необходимых для этой трансформации, постараться закрыть глаза на те теневые стороны, которые начинают высвечиваться в ходе МТ, остановиться в каком-то субъективно удобном состоянии, навязать желания Эго, в то время, как МТ работает с запросом бОльшего, чем Эго - Души, - во всех этих случаях фигуры неизменно чувствуют фальшь и не дают этому свершиться. И не по тому, что у людей, находящихся в состоянии фигуры, срабатывают личные проекции или личные чувства к главному герою и прочие процессы групповой динамики (они конечно же тоже имеют место быть, но не являются доминирующими в МТ, если Ведущий намеренно не выводит процессы групповой динамики в доминанту Театра специальными приемами). Фигуры не дают главному герою, да и самому Ведущему сфальшивить: у них начинаются резкие дискомфортные состояния и чувства, которые сигнализируют об известном в психоанализе феномене сопротивления и других проявлениях неинтегрированной Тени главного героя. При этом главный герой может даже весьма позитивно и ресурсно себя ощущать и говорить: "нет, это не мое" и т.п. В этот момент Это действительно "как бы" не его, т.к. оно передано внешним по отношению к его телу фигурам. И только тогда, когда фигуры переживают процесс трансфориации, переплавки, их состояние гармонизируется, фальшь уходит и наступает момент передачи новых, трансформированных "частей" внутреннего мира главного героя ему обратно. На этом Театр завершается. Сколько было сложных Театров, я каждый раз удивлялся - насколько фигуры не дают сфальшивить, и не идут на поводу даже у Ведущего, который, например, устал, запутался, потерял нить вИдения и хочет завершить Театр. В этом - мудрость МТ как архетипа, как некого живого существа... Процессы бывают очень сложными, когда в ходе Театра мы забираемся в очень глубокие структуры психики, в ценностные структуры и т.п., и главный герой, сколь бы он не был "продвинут" и сознательно нацелен на целостность, начинает неосознанно выстраивать сложные механизмы защиты, бессознательное предчувствует, что придется серьезно измениться, перестроить систему ценностей, пройти болевые точки, прозреть в себе то, что очень не хотелось годами и десятилетиями видеть и признавать в себе и т.п. Это - нормально. Все эти вещи происходят в том же психоанализе (во всех его вариантах), разница только в том, что при психоанализе выход на те трансформации, на которые выходит МТ, происходят за полгода-год, а тут всего за два-три часа. Естественно, потом весь огромный массив вскрывшейся информации будет "догонять" человека и входить в его сознание те же полгода-год после Театра, на котором запускается мощнейший толчок. В ходе МТ всплывает огромное количество материала: все нюансы, которые происходят с фигурами и между ними, то, что проговаривается и то, что остается за кадром, но всплывает на интуитивном уровне или чувственном или сенсорном. Опираясь на свой опыт и опыт людей, обучающихся у меня, посмею сказать, что плотность информации по всем каналам, в ходе одного МТ примерно равна плотности информации за полгода-год кропотливой и тщательной психоаналитической работы два раза в неделю. Эти подсчеты сделаны мной на том основании, что я дважды проходил курс психоанализа (первый раз в классическом, второй - в юнгианском варианте), а также несколько раз был главным героем в МТ и мне есть что с чем сравнивать. Я не хочу этим уменьшить значение психоанализа, потому как там свои сильные стороны, а именно то, что вся информация проходит через сознание пациента. в МТ она просто физически не успевает уместиться в сознании за столь короткий срок. Но трансформация происходит в МТ мощная и часто человек осознает что же с ним происходило, через несколько лет.

Итак: фигуры не фальшивят (особенно - опытные участники МТ, тонко чувствительные к своим состояниям и четко разделяют свои чувства и состояния от чувств и состояний, переданных им главным героем в процессе процедуры передачи состояний и смыслов). Синхрония потрясающая: приведу простой пример: я делаю какую-то операцию с главным героем, которую, например, фигуры могут не видеть и не слышать по ряду причин, - пусть это будет даже какое-то простейшее мануальное действие или воздействие на аккупунктурные точки, или точно попавший в цель вопрос или интерпретация и т.п. - с фигурами тотчас происходят изменения на которые я и рассчитывал. бывало даже, что фигура в этот момент по какой-то причине вышла из комнаты и вернулась, сообщив о произошедшем изменении.

Или, например, у фигуры вдруг появляется психосоматическая реакция - внезапная боль и т.п. - я делаю точное действие не с фигурой, а с главным героем или с другой фигурой и боль или иная психосоматическая реакция проходит. Или наоборот, психосоматическая реакция возникает у главного героя, а я работаю с фигурой и тотчас психосоматическая реакция героя трансформируется. Иными словами – связь неоднократно проверенная и достаточно достоверная. Конечно, я привел простые примеры с мануальными пассами для подчеркивания тесной связи и достоверности объективизации состояния фигур как того, что реально происходит с главным героем, но не осознается им. Основная работа проводится очень разнообразными методами, а это эссе не для объяснения всех многочисленнейших нюансов МТ, а все приведенные доводы нужны как вступление к более общей теме.  

Так вот: несколько раз мы сталкивались с весьма интересными феноменами.  Например, передается тот или иной расклад фигур, причем достаточно глубокий, затрагивающий ценностные структуры внутреннего мира главного героя и глубокие теневые процессы, и вдруг главный герой на каком-то этапе, когда мы подходим к болевым точкам, входит в очень гармоничное и ресурсное состояние. Несколько раз подобная работа шла с людьми, которые несколько лет или даже пару десятков лет занимались внутренней работой, например в традиции йоги, медитативных практик, причем это были люди не из числа расплодившихся в последние годы поверхностных психологов и псевдоэзотериков, а серьезные практики, достигавшие глубочайших медитативных состояний, озарений и т.п. И вот такой человек, вдруг, при подходе к болевой точке, вдруг входит в состояние благодати, всеоблемлющей любви, мистического экстаза, мощного тонуса, ощущает "единство с миром", исчезновение границ Эго, прочие трансцедентальные состояния: люди, имевшие нефантазийный опыт раскрытия энергетических центров и т.п. переживают это вдруг на МТ. НО: в это же самое время - фигуры находятся в проблемных состояниях, агрессивных, обиженных, болевых, апатичных и т.п.

То есть, человек субъективно переживает чуть ли не самадхи, а фигуры показывают,  что в то же самое время часть его внутреннего мира весьма не гармонична!!!

Добавлю, что я осмеливаюсь писать все это не как "теоретик", а как человек, более 20 лет занимающийся серьезной практикой внутренней работы, переживавший множество состояний, в том числе - трансперсональных (без психоделического воздействия), иные из которых были мгновенными, как взрыв, радикально меняющий мировоззрение и мировосприятие, иные (жизнь в потоке благодати, растворении в "океане бытия" и т.п.) длились месяцами, что было свидетельствовано серьезными людьми из разных мистических школ и традиций).

Приведу конкретный пример недавней работы с опытным главным героем на Магическом Театре: запрос был достаточно серьезным, и в процессе Театра мы вышли на очень глубинные теневые структуры. Фигуры находятся в состоянии крайнего напряжения - агрессии, обиды, подавленности, как вдруг главный герой попадает в очень редкое ресурсное состояние: он переживает себя "здесь-сейчас" в очень тонусном и, в то же время, благодатном состоянии, переживает отсутствие границ и "длящуюся вечность", "растворение Эго" и т.п. Этот человек имел большой мистический опыт и, вроде бы, нет смысла не верить тому, что он говорит: при этом, он не только говорит об этом, от него так и веет мощью, глаза блестят, он спокоен и сколько позволяет наблюдать зрение - конгруэнтен и адекватен, но какое-то очень тонкое чувство подсказывает мне как Ведущему, что есть какая-то червоточина, которую, в силу мощного тонуса наш главный герой может не заметить. Об этом же говорит и поведение фигур - совершенно не адекватное и проблемное. При этом главный герой даже не сетует на поведение своих фигур, он отстраненно и спокойно наблюдает и готов завершить процесс и даже принять все свои неинтегрированные фигуры. Я некоторое время нахожусь в замешательстве - человека "прет" трансперсональное переживание, а мои чувства и фигуры говорят о том, что просто включилась сильная психологическая защита. В конце концов, мне удается идентифицировать это состояние, как одержание главного героя архетипом ... Морока... Глубокое архетипическое растворение и дает все эти чувства "исчезновения Эго, длящейся вечности, тонуса" и т.п. Но это далеко не целостность, хотя за подобными состояниями гоняются толпы эзотериков!!! В конце концов, нам удается-таки через несколько часов (!!!) (обычно МТ длится полтора-два часа) войти в контакт с архетипом и разрулить защиту, подобраться к тому, что так тщательно вытеснялось главным героем, к тому содержанию его Тени, которое он никак не хотел признавать (конечно, для человека такого опыта, содержание было действительно такое, от которого любой новичок был бы в шоке в прямом смысле этого слова). В результате фигуры трансформировались, МТ завершился, состояние главного героя осталось ресурсным, хотя и не таким интенсивным, но главное, в его жизни произошли изменения - исчезли некоторые жесткие убеждения (правда, будучи опытным эзотериком, он умело маскировал эту жесткость и только я и еще несколько человек видели порой ее проявления). Т.е. мы видим на этом примере, что многие так называемые трансперсональные переживания могут быть просто прорывом в сознание ОДНОГО какого-то архетипа, причем, в силу защитных механизмов, срабатывающих, как бегство от каких-то подступающих проявлений Тени. Но ведь архетипов - огромное множество и проявленность одного, пусть и такая мощная и субъективно ресурсная - это далеко не целостность. Вот если просто свободно проводить любые архетипы, в зависимости от контекста и не быть зависимым от них... но таких людей я не встречал (хотя встречался со многими очень продвинутыми людьми, считавшимися Просветленными, получившими Передачу от авторитетных учителей из, например, дзенских монастырей и т.п., с некоторыми из них я находился несколько лет в плотном контакте - впечатление было - "абсолютно безупречный человек" – «просветленный» - НО, вспоминая их, я также не могу отделаться от того же чувства, которое посетило меня на давешнем Театре - очень тонкого чувства некого, как бы это выразиться, - "запашка", иногда проносившегося в общении с ними). Я не стал бы делать далеко идущие выводы, но рискну предположить только, что изначально в традициях была допущена погрешность, ошибка: "просветлением" стали называть одержание архетипом - ОДНИМ только. И хроническое... При этом в Тени такого человека копошатся весьма жирные червяки, которых ему теперь уже совершенно невозможно в силу "просветленности" увидеть и принять... При этом, с другой стороны - и сияние глаз, и очарование, и ощущение мощного потока энергии рядом с ним, и переживание растворения в потоке любви в его присутствии... и при этом - определенная однобокость, упертость и ограниченность, доступная только для очень внимательного и беспристрастного наблюдателя... То же самое могу сказать о текстах "мастеров", считающихся канонически просветленными...

Понимаю, сколь много негодования я могу вызвать этим заявлением у публики, отчаянно алкающей этого самого "просветления", могу только повторить Аристотелевское: "Платон мне друг, но истина дороже":))

 Архетипическая психология (Джеймс Хиллман и другие ученики Юнга) дает точку зрения на подобные явления, приняв которую, мы можем понять, что происходит (не по книгам, а если владеем этим практически). При этом ни Юнг, ни Хиллман не претендуют на статус "просветленного", отчетливо понимая, что перед каждым из нас такое непаханое поле своей и коллективной Тени, такая вязь архетипов, что человеку дано только идти по пути "из ниоткуда в никуда" как говорят даосы (настоящих даосов я не видел, а люди, типа Мантэка Чиа, сделавшими из даосизма очередной объект потребления - не в счет, таких ловкачей пруд пруди), при этом целью становится каждый шаг... Заветного и так алкаемого многими окончания пути, когда молочные реки начинают бесконечно течь вдоль кисельных берегов, по-видимому, не существует и не может существовать. Описание Юнгом Самости, пожалуй, наиболее адекватно этому тезису:) Самость невозможно исчерпать, она разворачивается в нас всеми противоречивыми своими гранями, главное - не застыть, не укорениться в одном их архетипов, из которых соткана непостижимая Самость. Я знаком с переживаниями сильной одержимости тем или иным архетипом - действительно, оттуда кажется, что ты прозрел, что изменилось не только что-то в тебе, но сам «нерефлексируемый субъект рефлексии» стал иным - растворился в потоке вечности: виден источник мысли, пустота и полнота, "обретение самого себя", впрочем , слов то на этот счет понаделано много, - все это есть в каждом архетипе, если в него глубоко занырнуть. Но архетипов много и наш путь лежит сквозь и между ними. Нам не дано объять их все одномоментно и пережить самую Самость. Самость разворачивается через нас ВСЕХ и это процесс, в ходе которого мы проходим огромный спектр переживаний и состояний всех полюсов и направленностей, отражающихся во всех противоположностях поступков и деяний, мы все, как единый организм разворачиваем целостность бытия во времени и в каждом мгновении. В этом смысле мы все уже целостны изначально, остается только осознать и принять это. А "просветление" - самый привлекательный цветок на обочине бесконечной дороги, пройти мимо очень сложно...

Ни один из нас, как мне кажется не пробужденнее кого-либо другого, каждый разворачивает свой аспект Самости или Мировой Души, как говорили неоплатоники. Говоря - "я - просветленный, пробужденный и т.п." мы уже совершаем ошибку (и в тоже время - находимся на своем месте - такова диалектика парадокса), т.к. индивидуальное

"просветление" уводит нас от Мировой Души, запуская движение от общего к частному, которое нельзя назвать духовным, ибо дух - движение от частного к общему, движение неисчерпаемое.

Кто понял, тот понял, кто не понял - что ж, в любом случае все это - ИМХО:))

Но, все же, мне видится, что неспокойная психика искателей «просветления» и их бурлящее бессознательное просто-напросто ищет себе символ Порядка, дабы обрести более уравновешенное состояние. Но это безнадежный вариант - видеть символ порядка в тех, кто сам одержим своим бессознательным, или - видеть символ развития в тех, кто был скорее захвачен неким, пусть даже могущественным и величественным архетипом и застыл в нем…\

Короче, в отличие от многочисленных «просветленных» гуру, ведущих ищущих за собой, я скажу следующие замечательные строки: «Эй вы – задние, - делай как я, - это значит – не надо за мной. Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей»!

 

 


  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2010

страница обновлена 07 сентября 2009 г.

дизайн: Николай Меркин, веб-мастер: Михаил Искрин