Российская
Саньяса

Боги приходят к антигероям

Начало

 

Боги приходят к антигероям

 

Интервью с Владом Лебедько, антигероем и проводником архетипов

 

Беседовала Алиса Либертас

 

 

Влад Лебедько – Разрушитель Иллюзий, создатель Магического Театра, автор метода архетипической работы с жизненными ситуациями клиентов, злодей и праведник, подвижник и продавец очередного опиума для народа. Его не одобряет христианская церковь и не принимает эзотерическая тусовка, он работает за рамками официальной психологии, и в то же время имеет серьезную психологическую и эзотерическую базу, полученную еще в застойные времена у советских подпольных психоаналитиков и мастеров других направлений психотерапии (отечественных и зарубежных), эзотериков и мистиков СНГ.

Проводя импровизированное священнодействие в Театре, Влад то кажется страшным Карабасом-Барабасом, довольно жестко работающим с блокировками ("Тебя побьют кнутом, и ты полюбишь меня, как миленькая"), то волхвом, через которого в мир являются боги. Иногда отстраненно сидит в уголке, словно грамотный акушер, позволяя ситуации развиться легко и естественно, без лишних вмешательств со стороны, а возможно и испытывая искреннее безразличие и скуку по поводу происходящего. А иногда весьма активно участвует в импровизации, придавая ходу действия неожиданные повороты.

Побыв на Театре в роли оракула – в архетипе богини человеческих судеб Макоши, я увидела его работу глазами богов – тех эталонных состояний, на которых держится мир. Боги смотрят на него с интересом и одобрением, считая своим жрецом и помощником – и как бы Влад не относился к своей работе, как бы не относились к его персоне окружающие, для богов деятельность по-человечески противоречивого Влада важна и приятна. Проникнувшись уважением к "директору" Магического Театра, я решила узнать, откуда к нему пришли такие своеобразные и эффективные методы работы. В надежде выпытать посвятительные тайны, или просто по-христиански поинтересоваться, "как спасаешься, брат", я проникла в логово этого аццкого сотоны. Беседа получилась довольно душевной и неожиданной – я не готовилась к интервью, позволяя себе импровизировать, как импровизирует в своей работе Влад Лебедько.

 

Влад, как ты дошел до жизни такой? Создал Магический Театр, на котором развязываются человеческие судьбы, идет реальная работа с душой – такая работа, за которую и боги тебе благодарность высказывают? Что в тебе такого, что боги приходят на твой зов – ты можешь погрузить в архетипический поток почти любого человека или группу людей?

 

Вначале у меня было стремление стать великим, прославиться, создать свой метод, не уступающий методам мастеров психологии – Фрейда, Лакана, Юнга. Потом я подвизался в одной эзотерической школе, очень хотел стать мастером Школы и стал им, что было просто открытием интуитивного канала информации, как я сейчас понял. Из Школы я ушел, увидев бессмысленность дальнейшего пребывания там.

Если же сказать по-христиански - у меня было очень много страданий в этой жизни. И на пути исследования своих состояний, в попытке облегчить эти страдания, как-то все глубже и глубже приходилось изучать себя, и в какой-то момент доминанта переключилась, и наступил кризис среднего возраста. Я понял, что все равно не делаю ничего из ряда вон выходящего, я не Моцарт, не Высоцкий, не Маяковский, которые в этом возрасте уже сделали все свои великие дела. Да и по сути, что такое вся эта "работа на благо человечества"? – Каждый человек, чем бы он не занимался, является ли он преступником, судьей, клерком или служителем богов, - каждый в своей жизни на что-то выходит, и что бы это не было, сейчас я вижу, что нет ничего великого, равно как и ничего постыдного.

Так уж случилось со мной, что сформированное намерение, именно намерение, об этом хорошо пишет Владимир Данченко – "практика рождает намерение, намерение рождает Практика" – привело к тому, что в какой-то момент произошло то, что называется "формирование доминанты" на языке физиологии, на языке системного анализа. Появилась доминанта мифологической работы, и как человек, как энергетическое существо, я вижу, чувствую, когда боги готовы к общению. Фактически, они всегда готовы к общению и общаются с каждым из нас. Человек, на мой взгляд – это сосуд, посредством которого боги взаимодействуют друг с другом и с миром – без нас они не могли бы этого делать.

 

И, наверное, рады, когда человек их слышит, и откликается, и взаимодействует?

 

Безусловно. Все, что для этого нужно – это видеть подходящий момент. Можно сказать, что Бог един, и в то же время имеет много ликов, представляющихся богами разного масштаба, планетарного, галактического, местного – масштабов и частот, которые отвечают контексту ситуации. Например, Макошь работает в контексте, связанном с человеческими судьбами. Сварог, - бог галактического масштаба – занят творением пространства на уровне межпланетарного, межзвездного взаимодействия, в том числе и проецирующегося на человеческий мир, в каких-то масштабных событиях. Другие, к примеру, боги подземного мира, тоже являются отражениями Единого, Его Теневой стороны, Теневой стороны психического мира человека. Они являются нашими учителями оттуда. Вслед за Юнгом и его учениками, я считаю,  что человек начинает реальный Путь постижения себя именно с постижения своей Тени. И в этом отношении боги Нижнего мира и боги, традиционно считающиеся злыми, - прекрасные учителя. При чем, если с ними по доброй воле контактировать, они очень приветливы и всячески помогают, и рассказывают, дают информацию, не лгут ни в коем случае.

 

То есть, темные боги – это не "лукавый сатана"?

 

Нет. При чем, тот, кто называется "лукавым сатаной" так же честен, как и остальные боги. Хотя, здесь может возникнуть разночтение с христианской традицией.

 

Как я поняла, ты благополучно совместил в своем сознании пантеизм, политеизм и монотеизм. Как у тебя отношения с РПЦ?

 

Как институт, я христианскую церковь не люблю. А мое отношение к ее богам такое же почтительное, как и к другим силам. Я проводник, привратник для богов – для всех богов, потому уважаю и Христа, и Богоматерь, и архангелов.

 

Я вижу, что ты носишь крестик, у тебя висят иконы, ты используешь в работе церковные свечи…

 

Это не модный нынче эклектизм. Возможно, использование церковной атрибутики является теневой стороной моей личности, так как я не люблю Церковь.

 

За что же ты не любишь Церковь?

 

Как любой институт власти, борющийся за сознание человека, приватизируя богов, присваивая исключительное право взаимодействия с ними.

 

Как в пословице – "кому Церковь не мать, тому Бог не отец"?

 

Именно. Потому теневая сторона моей нелюбви к Церкви проявляется в том, что я читаю иногда "Отче наш", у меня висят иконы, и я ношу крестик. Но в церковь не хожу, и ее служителей не люблю. Хотя есть исключения: существуют достойные священники, с которыми можно вести осмысленный диалог, которые знают, что делают, на которых почивает благодать, которые искренни в своем делании. И в Православной Церкви были проходы к Сакральному, были и святые, и подвижники, и множество старцев – но с институтом церкви это мало чем связано. Церковь – просто социальный институт.

 

Думаю, твоя позиция принятия Церкви и хорошего в ней, не найдет положительного отклика со стороны РПЦ, за тобой не признают права на проход к Сакральному.

 

А мне это и не нужно.

 

Ты сказал, что не любишь церковь как институт ограничения свободы человека…

 

У меня есть и личная причина не любить Церковь. Несколько людей, с которыми я был дружен, отреклись от нашей дружбы и ушли в Церковь, объявив меня чернушником и аццким сотоной, и фактически дружба на этом закончилась. Это событие оставило очень неприятную рану в душе. И дело не в людях – я знаю многих христиан, с которыми нормально общаюсь, которые иногда приходят на Магический Театр, - а в самой Церкви, которая, как любой социальный институт, является институтом насилия.

 

То есть, твоя работа направлена на освобождение человека?

 

Если я так скажу, то буду выглядеть слишком белым и пушистым. Я – Разрушитель, в том числе, разрушитель иллюзий. Ну и Созидатель, конечно. Созидатель Настоящего. В какой-то момент жизни я открыл глаза на то, что являюсь злодеем. Я разрушил, сломал довольно много человеческих судеб, возможно, поспешив отшелушить у довольно многих людей какие-то убеждения. Некоторые люди от этого пострадали – хотя бы тем, что из-за этого потом влипли в сектантское сознание – православное или иных религиозных групп. Есть за мной такой грех – я разрушаю иллюзии, разрушаю убеждения, разрушаю образ жизни. Даже у близких мне людей. У женщин, которые со мной жили, рушились какие-то структуры. С точки зрения эволюции это, наверное, было полезно – как учебная ситуация. С другой стороны, некоторые смогли воспринять это как урок, некоторые – не смогли и сломались.

 

Говорят, хирург не состоится, пока не построит собственное кладбище. Тебя можно называть состоявшимся хирургом, или твое кладбище еще строится?

 

Я не знаю, я не застрахован от этого. Мы живем в мире, который создаем сами, сознательно или бессознательно, и к чему приведет следующий поворот – не знаю.

 

К каждой своей духовной операции ты подходишь с трепетом, не зная, чем она закончится?

 

Иногда с трепетом, иногда с пофигизмом. Длительный период, несколько лет, я занимался этой работой потому, что ничем другим заниматься не мог, но мне нужно было как-то зарабатывать на жизнь.

 

То есть, твоя психотерапевтическая деятельность была для тебя просто ремеслом?

 

Тяжким деланием, на которое хотелось забить, но ничего другого я делать не хотел. Ремеслом я бы его не назвал, так как это была импровизация. Но приходилось себя заставлять, вытаскивать из депрессии. Хотя и тогда были редкие моменты, переживаемые как «Ай да сукин сын!». Но эти вспышки радости от работы были мимолетными и очень быстро проходили. Заработать себе на жизнь я мог, только ведя семинары, другим путем я не окупил бы снимаемой квартиры и довольно скромного уровня жизни, к которому привык. Хотя, были идеи податься токарем на завод или инженером на кафедру, где я когда-то работал…

 

И в этот период душа не горела, дух не томился о Вечном?

 

Горения не было. Это была тяжелая трансформация, когда на внутреннюю сцену моей жизни вместо легкого искрометного Меркурия вышел мрачный Плутон. Это был затяжной период кризиса, из которого я только недавно вышел. Однако, все это время боги не забывали обо мне, приходили… Не только Плутон, которому, кстати, я очень благодарен за науку…

 

Удивительно, что боги приходили к человеку, тяготившемуся своим высоким предназначением и относящемуся к духовной работе как к ремеслу.

 

Мир парадоксален. Возможно, они приходили для того, чтобы поддержать меня. В мире мало людей, которые осознанно контактируют с богами, хотя неосознанно контактируют все. Мы все открыты для богов. Они в нас, они говорят нашими языками, действуют нашими руками, руководят нашими поступками.

Некоторые ученики Юнга, в последние двадцать лет доразвили его учение, несколько даже вступив с ним в противоречие, как это и должно быть с любым учением,  -единства и борьбы противоположностей никто не отменял. Джеймс Хиллман, например, основатель архетипической психологии, он и многие его коллеги, работают в этом же русле. Они считают душу сосудом богов. То есть, душа – это чувственный канал связи с различными силами. Душа – это лабиринт богов, являющихся через сны, поступки, видения. Единственное, что у последователей Юнга, вышедших на архетипическую работу, возможно, нет того инструмента, который каким-то чудом появился у меня и моих учеников.

 

У тебя появился такой инструмент – у тебя, раздолбая и аццкого сотоны…

 

Да, у раздолбая и аццкого сотоны. Как там у Пушкина: «Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!»[1], хоть я, конечно и не Моцарт, и в моей жизни было, кстати, очень много трудов, усердия и молений…

Так вот, я умею не просто уловить голос бога во сне или в активном воображении, или в медитации настроиться на очень тонкую волну, или выйти на некий канал ченнелинга. Бог разлит по всему пространству, и, прежде всего, присутствует в психическом мире человека. Как-то, - я не могу объяснить, как, - мне удается створожить присутствие бога в конкретном месте, в конкретном человеке или группе людей. Причем, вызвать переживание мощного энергетического потока, который дает ответы, общается. Такое происходит фактически с любым более-менее чувствующим человеком, у которого хорошо развита сенситивная функция. Человек слишком интеллектуальный, возможно, без специального тренинга, может чего-то сразу и не почувствовать, однако восприимчивые люди переживают мощные потоки архетипа, когда я провожу это нехитрое действие створаживания...

Это не ритуал, не магия, я просто называю имя бога, который готов прийти в ту или иную ситуацию – как правило, это терапевтическая или целительская работа Магического Театра, или исследовательские ситуации, когда мы выясняем какую-то информацию. В самом произнесении имени бога есть некая квинтэссенция смыслов, столь емкая, что действительно происходит некое сгущение архетипа в пространстве, отчего человек переживает яркие психофизические ощущения, получает информацию, не присутствовавшую ранее в зоне сознания, приходящую из коллективного бессознательного. Иногда это совершенно потрясающая информация.

Приглашение архетипического потока – это такая же сиддха, как, например, на сегодняшнем Магическом Театре увидеть, что проблематика женщины, которая заявила на данный момент свою ситуацию, неким образом связана с ее прабабушкой именно в восьмом колене да еще по материнской линии, в отношениях с ее братом и мужем. Мы это увидели, развязали и получили освобождение душ, и изменилось состояние самой женщины, и всех окружающих. Может, это была метафора, а может явное попадание. На это можно взглянуть по-разному, потому что пространство архетипов, пространство богов, из солидарности с Юнгом, я называю психическим пространством. Бог вовне или внутри? Этим вопросом просто глупо задаваться. Очевидно, что внутри, в психическом пространстве он точно существует. Как это произошло, в результате эволюции, из-за того, что человек намолил богов, или боги намолили человека? Скорее всего, процесс был обоюдным. Создание Бога – человек, и бог – создание Человека.

То, что я делаю, похоже отчасти на признанный на Западе, но еще не дошедший до нас подход архетипической психологии Хиллмана, ученика Юнга, да и близко самому юнгианскому подходу, подходу мифологического сознания, одушевления всех процессов, которые происходят в жизни. Это одушевление мира, оживление мира. Единственное отличие от юнгианской архетипической работы – у меня есть сиддха, которая позволяет створожить и многократно усилить резонанс, своеобразная линза, которая прицельно фокусирует архетип в одну точку в нужный момент времени. И как от солнечного луча, проходящего сквозь линзу, возгорается пламя, так и бог вспыхивает в сознании человека, когда я произношу его имя и делаю простое, но совсем необязательное движение рукой.

Возможно, мне это удается потому, что на протяжении последних двадцати лет мои помыслы были неотрывно связаны с поисками Бога и моим внутренним миром, и тот пакет смыслов, которые я вкладываю в имя того или иного бога, достаточно объемен. Если говорить языком семиотики, в имени каждого бога присутствует много уровней значений, пространство не только кодов, связывающих название с предметом, имя бога с статуей или иконой, но и лексикодов, связывающих слово с более абстрактными и глубинными смыслами. Каждый архетип наполнен этими многослойными смыслами, возможно за счет этого и возникает эффект стяжания архетипа при произнесении имени бога. Фактически, проявляется мощный энергетический поток, а где его источник – на небеси или в самом человеке – неважно. Хочу только заметить, что это не гипноз. Как ты могла убедиться, совершенно разные люди, находящиеся в одном архетипическом потоке, ведут себя очень похоже, даже если ранее не слышали и имени того божества, в потоке которого находятся.

 

Как относятся к твоей работе коллеги в профессиональной психологической среде?

 

Я контактировал только с пятью - десятью психологами и эзотериками, которые имеют представление о том, что я делаю, и разделяют мои взгляды. С иными я либо не общался, либо они меня считают шарлатаном, потому что в процессе моей работы происходят вещи, уж больно выходящие за пределы общепринятых представлений. С другой стороны, не каждой душе близко происходящее на Магическом Театре. Как у Германа Гессе, из романа которого «Степной волк» и взята мной идея: «Магический Театр. Вход не для всех – только для сумасшедших».

 

Мне предстало совершенно невероятное зрелище. Люди выглядели мягко говоря, необычно. Кто-то был в экзальтации, кто-то кричал, бесновался, звучала нецензурная лексика, кто-то изображал драку или страстную любовь. На мой взгляд, работа была абсолютно неэкологичной.

 

Я думаю, что если бы мою работу увидели специалисты из ассоциации американского сообщества психоаналитиков, то подвергли бы страшной обструкции. То, что здесь происходит, совершенно выходит за всякие нормы консервативной морали и этики, за представления о том, что может делать психолог, а что он не может делать. Вообще, мне странно, что в психологии так много всяческого законодательства. Жесткого законодательство при работе с душой, при оживлении души быть не может, потому что все, что происходит – происходит по воле души, по воле богов, по воле Бога.

 

Даже какая-то травмирующая, калечащая ситуация?

 

Скорее всего, да. Мы договариваемся, сознательно или бессознательно на получение каких-то уроков с теми или иными богами, людьми, ситуациями. И Магический Театр дает представление о некой модели мифологического сознания, в которой человек находится в разнообразных договорах с множеством богов, с родовыми силами, собственным духом с момента своего зачатия и рождения. Все эти силы, влияющие на судьбу, можно назвать Совокупным Заказчиком, нацеленным на то, чтобы человек прошел тот или иной урок, не похожую ни на чью жизнь, дабы у богов или у Бога появились новые ходы в лабиринте жизни.

 

То есть, прожитая человеком яркая, своеобразная, индивидуальная жизнь может быть служением Богу?

 

Всякая жизнь служением Богу и является. Даже жизнь грешника, тирана или просто самого скучного человека. Каждой жизнью в первозданном Хаосе проделываются новые ходы Лабиринта. То есть, Бог обогащается новыми вариациями, новыми развилками путей, новыми выборами, новыми возможностями. Происходит заполнение Сферы. Сначала мир был точкой, потом стал ветвиться, и сейчас это многомерная сфера, в которой каждая жизнь – это своя траектория, и для того, чтобы эта траектория проявилась, и существуют разнообразные договора с ликами Единого, с богами Нижнего мира, Верхнего мира, Пограничного мира. Это очень интересно наблюдать, исследовать, какие-то договора можно расторгать, переписывать и изменять тем самым ход судьбы. Магический Театр производит это действие, предоставляет возможность переписать свою судьбу, пересмотреть договора с различными силами. Например, человек в детстве столкнулся с какой-то фрустрацией, невозможностью реализовать какую-то потребность, возникла боль, с которой маленький человечек не смог справиться, и бессознательно или полусознательно (ребенок в каком-то смысле осознает гораздо больше, чем взрослый, его сознание еще не затемнено интеллектом) вступает в сговор с тем или иным богом. Бог дает ему энергию, с помощью которой малыш способен справиться с этой ситуацией, справиться с болью, справиться с фрустрацией – и эта энергия является в дальнейшей жизни невротическим механизмом защиты, например…

 

То есть, энергия бога отделяет человека от жизни?

 

Да, и та живая часть, которая была в человеке, идет на службу этому богу и проходит свое обучение там. Потом, когда время приходит, механизм защиты исчезает благодаря терапевтическому действию или какой-то сильной жизненной ситуации. На Магическом Театре это видно наглядно: вот есть бог, с ним заключен договор, и когда человек принимает это, осознает то, что с ним происходит, становится возможным переделывание этого договора, ему возвращается жизненная энергия, он возвращает богу то, что получил от него, и соответственно, тот невротический механизм, которым он пользовался, чтобы оградить себя от жизни, перестает действовать – человек становится более живым.

 

То есть, на Магическом Театре расторгается даже договор с Сатаной, подписанный кровью.

 

Бывало такое. Правда, такие договора не кровью подписываются, это, скорее, метафора. И не всегда это договора с Сатаной. Бывает, что договор, по которому человек проходит то или иное страдание, заключается с весьма почитаемыми Верхними богами или ангелами. Человека учат все боги, и проявляются через него все.

 

Интересно слушать твои рассуждения о богах. Если верить оккультистам, герметистам, эзотерикам, мистикам, то выйти на контакт с богами очень сложно. Нужно годами делать какие-то техники, получать инициации и передачи, проводить ритуалы, камлать, молиться – и возможно, когда-нибудь какой-то бог и проявится. А ты так запросто общаешься с Гермесом или Велесом. Как у тебя складываются отношения с оккультной братией?

 

У меня нет отношений с оккультистами. Я вообще человек нелюдимый, в некотором смысле отшельник. Ко мне приходят люди, которые хотят со мной взаимодействовать, и таких людей достаточно. Я давно не ищу специально ни с кем контактов. Я выходил "в люди", когда писал книгу "Хроники российской Саньясы", взаимодействовал с разными оккультистами, эзотериками, психологами, практиками, искателями, духарями и прочими. А сейчас ко мне приходят те, кому это нужно.

 

А еще ты не создаешь какой-то системы, не организовываешь Школы, не передаешь Традиции…

 

Фактически, нет. Хотя, есть люди, которые у меня учатся, и у них постепенно получается делать то, что делаю я. Остальные находятся в состоянии полной свободы. Кто-то приходит на Магический Театр раз в год, по насущной надобности, есть несколько человек, которые постоянно посещают занятия, кто-то приходит раз в месяц, кто-то вообще один раз в жизни. Это похоже на некое ядро, вокруг которого вращаются эллипсоидальные  орбиты. Кто-то отрывается, уходит в свое плавание. Здесь нет института учительства, и никто никого не держит, и если человек уходит, никто не называет его отщепенцем.

 

То есть, ты не разводишь народ "по понятиям", как принято в эзотерических школах, цепляя за чувство долга, ответственности, избранности или другие психосоциальные потребности.

 

Такой "развод по понятиям" – это борьба за душу человека, мне этого не нужно. Не знаю, почему. Я сам несколько раз обламывался на том, как боролись за мою душу. Я осознал эти механизмы. Это довольно неприятно и скучно, а иногда весьма болезненно – после этого очень долго приходишь в себя. Я никому не желаю пройти то, что довелось пройти мне, когда меня пытались держать в Школе, манипулируя, нагружая, зомбируя. То, что делают всяческие гуру, мастера, учителя и наставники, не проработавшие собственную проблематику контрпереноса, отождествления ученика или клиента с ролью ребенка. Возможно, что попытки удерживать кого-то отпали у меня сами собой из-за глухой депрессии, в которой я долгое время находился – у меня просто не было сил за что-то цепляться.

 

Получается, ты вышел на режим экономии энергии, в котором не мог делать лишних движений, тратить энергии на привязки и зомбежки. Это удивительно – что аццкому сотоне не нужны человеческие души.

 

Когда человек приходит к серьезному кризису, у него многое отваливается – отваливается лишнее, ненужное. Если не отваливается, то становится еще хуже. Потому сейчас я просто стараюсь прожить свою жизнь. Я банально пытаюсь выжить, и просветление и прочие высокопарные слова не являются для меня ориентирами. Мне хочется выжить, и, исходя из этого, я организовываю свою жизнь и деятельность. Наверное, на этот путь меня направили боги. Мне хочется быть живым человеком – живым душой. Вот я и борюсь за выживание души.

 

А ты знаешь, что такое "быть живым"? Как ты поймешь, что ожил?

 

По полноте переживаемого момента, по ощущению предельной включенности в происходящее душой, телом, духом. По обретению контакта с окружающим миром как с ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ. Это – видеть богов в каждом проявлении мира, в каждом человеке, с которым ты общаешься, в каждом предмете. Когда ты видишь эту вязь таинства жизни, предстоя перед ней в некой немоте и смирении, преклоняясь в благоговении – ты Живешь.

При этом у меня масса собственных проблем и заморочек, которые вплетаются в эту вязь, и тоже являются частью таинства жизни. Другое дело, что к этим проблемам я в последнее время отношусь легко и с иронией. Собственно, они и проблемами для меня не являются. Просто некоторые естественные для моей жизни ограничения, которые я принимаю и которым я доверяю. Эти ограничения – результат договора, который очень давно был заключен мною с Кроносом, и который пока рано расторгать – не все условия еще выполнены, хотя к тому дело идет…

Также я не считаю себя пророком, мессией, учителем или спасителем человечества – эти амбиции тоже отпали, осталось соприкосновение с миром тайны. И мои заморочки, и мои озарения – все вплетается в единый узор моей жизни, в которой есть и страдания, и падения, и взлет и экстаз, и красота.

 

Как ты оцениваешь терапевтическую работу Магического Театра? Есть реальные случаи исцеления?

 

Конечно, есть, но эффективность не в этом. Каждое действие, которое мы совершаем, эффективно. Каждое действие вписывается в эту картину мироздания. Нет неэффективных действий.

Довольно часто на Магическом Театре происходят чудесные исцеления, возрождение любви, оживление, моменты постижения, сатори. Возможно, что-то отображается и на планетарном уровне – впрочем, как и любое действие человека по закону "что на верху, то и внизу".

 

В твоей работе были смертные случаи?

 

Нет. Психозов тоже не было.

 

Что тогда ты называешь сломом личности?

 

Какие-то драматические аффекты, травмирующие ситуации, обиды на меня или Театр. Бывало, что я преждевременно разрушал иллюзии и срывал невротические личины, и потом люди пытались скрыться от этого в каких-то учениях, религиях, у каких-то учителей, священников. Правда, в последнее время я все лучше и точнее вижу и уже не стремлюсь к преждевременным эффектам. Работа моя стала мягче.

 

В работе практических психологов подобные явления называются проработкой болевых точек.

 

Разные бывают психологи. Сейчас в ситуации рыночной конкуренции больше встречается психологов, которых я бы назвал эгологами. Это не те, кто врачует душу, а те, кто ублажает эго, потакает ему, делает поблажки. Человек приходит, заявляет, что ему нужно приворожить женщину, или упрочить свои позиции на работе, и консультант идет ему навстречу, рассказывает ходы, как лучше манипулировать начальством и подчиненными, как влиять на близких людей. Таким образом, различными психологическими, магическими или эзотерическими приемами консультант помогает клиенту сделать свою жизнь комфортабельней, лучше, приемлемей для эго. На мой взгляд, это тупиковый путь, потому что рано или поздно человек столкнется с ситуацией, что чем выше взлетит его эго, тем сильнее оно обломается. В этом тоже есть смысл – аркан "Башня" не случаен, каждый его проходит рано или поздно. Само же слово "психолог" происходит от слова "психе", душа. Все-таки, психотерапия – работа больше с душой, чем с эго.

В той работе, которую провожу я и мои друзья, задачей является восстановить душу и немного приопустить эго. Не сломать эго, а сделать его простой фигурой на шахматной доске Жизни. Душа – это весь набор фигур, а эго – одна из фигур. В большинстве психологических подходов, особенно в краткосрочной терапии, идет работа на успокоение и возвеличивание эго, на исполнение его сиюминутных прихотей. Для молодых людей это нормально, но для людей, которым пора задумываться о первоначальных итогах своей жизни, полезнее работать именно с душой. А эго должно быть поставлено на место – место охраняющего душу механизма.

 

Получается, человек, растревоженный проблематикой жизни, готовый к тому, чтобы проснуться и ожить, благодаря работе таких вот эго-мастеров успокаивается, верит их словам, которым очень хочется верить, которые очень хочется слышать – и теряет шанс действительно что-то изменить в своей жизни.

 

Если провести аналогию с врачеванием тела, то это похоже на ситуацию, когда больной приходит к терапевту и спрашивает: "Доктор, я не умру?" И терапевт, желающий польстить, начинает ему втирать: "Конечно же, не умрете, никогда-никогда. Вы – единственный, кому Бог даст шанс избежать смерти и сохранить свое тело молодым и здоровым вечно." Это глупо. Нормальный ответ будет заключаться в том, что все мы умрем, и пациент тоже когда-то умрет. Возможно, каким-то людям не стоит это говорить прямо в лоб и сразу, а стоит приводить к этой мысли постепенно, но все равно столкнуться с этим придется, столкнуться лицом к лицу с экзистенциальностью реальности,  с обнаженным нервом бытия. А не уводить в иллюзию бессмертия или беспроблемной жизни.

Человек находится на грани миров – "Я царь, я раб, я бог, я червь", все время находится в выборе.

 

Таким образом, Магический Театр не обещает комфорта для эго, но дает шанс на истинное исцеление и принятие жизненных решений…

 

Шанс на исцеление души, на обретение каналов связи с богами. Хотя иногда возможны и эффекты временного успокоения для тех, кому это нужно. Запрос человека многослоен. Кому-то на денном этапе нужно расслабиться, прийти в себя, отдохнуть. Кому-то – наоборот проснуться. Нельзя сказать, что есть одна какая-то стратегия, которой нужно придерживаться. Каждому свое. Как правило, Театр решает не тот запрос, который человек проговаривает словами и понимает своим сознанием. Хотя есть люди, которые очень глубоко понимают происходящие с ними явления. Но в большинстве случаев, приходится видеть сквозь слова, каков целостный запрос клиента, запрос его души, духа, Совокупного Заказчика, богов. И работать, исходя из этого запроса, а не из запроса эго, с которым человек, как правило, приходит. Вообще, запрос эго хорош тем, что приводит человека к необходимости работы. Клиент приходит, чтобы снять какой-либо дискомфорт, и дальше уже начинается настоящая глубокая работа. Клиент попадает в ситуацию, когда начинает оживать душа – а зачастую это процесс болезненный. Если ты отсидел ногу, и кровообращение начинает потихоньку восстанавливаться, первые несколько минут это очень больно. А если ты, метафорически выражаясь, «отсидел» душу, и делал это не пять минут, а двадцать-тридцать лет, то процесс ее восстановления может занять месяцы, а то и годы, и при этом человек может испытывать боль.

 

Катарсис, крики, плач, истерики на Театре, а впоследствии – какие-то неожиданные изменения в жизни заявившегося – относятся к процессу восстановления души?

 

Да, подчас, хотя и необязательно. Такие изменения могут иногда восприниматься, как разрушительные, но Театр дает опору, силы воспринять разрушение старого, отжившего, как Путь, как жизнь, как бытие, как экзистенциальную ситуацию. Прийти не к «светлому будущему», а к живому настоящему.

 

 



[1] А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».

 


  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2010

страница обновлена 07 сентября 2009 г.

дизайн: Николай Меркин, веб-мастер: Михаил Искрин