Joker - Путь Импровизатора

Начало
Первая страница Письмо

 

Глава 15. Уникальный специалист

Оглавление ]


В процессе бесед и исследований на тему "Магия в профессии и творчестве", стали проявляться контуры такого феномена, как Уникальный Специалист. Приведу их ниже:

Уникальный специалист
1. Непохожий на других.
2. Владеющий уникальными знаниями и навыками.
3. Человек, соотносящий свою деятельность с целой картиной мира - с масштабом человечества.
4. Человек непрерывно развивающийся сам, инициирующий развитие других людей.
5. Рождение знаний происходит изнутри.
6. Свой стиль, направления, методология - уникальное творчество.
7. Отсутствие типовых стандартных решений, импровизация.
8. Влюбленность в свое дело
9. Умение "разбудить", вдохновить других
10. Разносторонняя личность, вовлеченная в то, что достигает внимания.
11. Уважительное отношение к чужой деятельности, даже если она концептуально противоположна.
12. Реализация предназначения через свое дело.


Качества жизни Уникального Специалиста:
1. Постоянно увеличивается драматичность жизни, при том, что психика это выдерживает и остается способной к расслаблению и созерцанию.
2. Степень драматичности не снижается, а напротив, увеличивается при достижении успеха, результата, цели.
3. Постоянно увеличивается способность к созерцанию, медитативность.
4. Возрастает синхроничность больших и малых событий.
5. Появляются знамения (предвидения, вещие сны, видения...)
6. Появляется реальное переживание связи с интуитивным каналом информации, с Богом...
7. Появляются регулярные проявления Объемных феноменов ("видение", "устойчивое рабочее состояние", "магические способности", ...)
8. Появляется и почти не прерывается ощущение смысла каждого (большого и малого, приятного и болезненного) события; разрозненные дотоле аспекты жизни выстраиваются в целостную мозаику.
9. Увеличивается степень осознанности и "пребывания в моменте".
10. Переживание (более - менее яркое) попадания в свою Миссию.

Уникальный специалист - явление уникальное, единичное, штучное. Невозможно поставить "на конвейер" подготовку Уникальных Специалистов. Тем не менее, можно выделить наиболее явные тенденции, которые можно учитывать в системе образования и самообразования.

Далее я приведу некоторые, по моему мнению, основные этапы реализации Профессионализма и Мастерства, общие для самых разных видов деятельности, а также намечу стратегии, которые могут способствовать прохождению этих этапов.

Этапы формирования профессионализма и мастерства.

Путь формирования профессионализма и мастерства в любом деле, - прежде всего, практика работы над собой.

1. Формирование человеком, который хочет стать профессионалом, у себя мотивации на постоянное развитие своих личностных, профессиональных качеств и на самопознание. 

Уровни мотивации:

- отрицательная (работа воспринимается как обуза, как тяжелая необходимость);
- пассивная (позиция конформиста- ''я как все'')
- средняя (некоторая заинтересованность своей работой, периодическое новаторство, иногда- обучение, курсы, литература:);
- повышенная (увлеченность, активный поиск новой информации, энтузиазм);
- высокая (человек ''живет'' этой информацией; вдохновение, видение смысла своей жизни через свою деятельность).

Сложности в формировании мотивации:

Для того, чтобы перейти с отрицательного, пассивного или среднего уровней мотивации (столь распространения в современном мире) к повышенному и высокому уровню (находясь на которых только и возможно начать двигаться к реализации мастерства), необходима серьезная работа, сложенная многими обстоятельствами. Так, многие люди могут быть несчастны, могут работать плохо, сами же страдать от этого но не осознавать этот факт и даже отрицать его, прикрываясь рационализациями, типа ''у меня все нормально''. 
Осознать этот факт своего профессионализма, страданий и несчастий (т.е. непрофессионализма в жизни) чрезвычайно сложно, потому что тогда придется жить с мучительным знанием о своей личностной и профессиональной неадекватности. Есть люди, которые все-таки осознают, что они не профессиональны и неадекватны, но считают, что так и должно быть, что ''такова судьба'' и т.д. Сделать шаг к осознанию, это не так, тоже сложно, так как тогда им приходится признать, что они не такие, какими могли бы быть. Есть и такие, которые осознают, что они не профессиональны и несчастны, понимают, что так не должно быть, но не видят никакой альтернативы. Прозреть альтернативу им тоже очень сложно, так как тогда придется столкнуться с фактом, что у них не хватает сил, чтобы двигаться к этой альтернативе. Есть и такие, которые хотят видеть альтернативу, но склонны считать, что у них нет сил, чтобы достичь ее, так как признав, что силы все-таки есть, уже нельзя будет дать себе послабление и придется выкладываться и работать; другие верят в свои силы, хотят меняться и расти, но не знают как это делать: 
Иными словами, формированию высокой мотивации на личностный и профессиональный рост препятствует множество иррациональных страхов, внутренних противоречий, нехватка энергопотенциала, а зачастую элементарная лень:

Методы формирования мотивации: 

Формирование высокой мотивации - процесс сложный и длительный, требующий комплексного подхода. Чем на более ранней стадии подготовки этот вопрос возникает, тем больше будет шансов на то, что специалист будет работать неформально, творчески и продуктивно. Методы формирования (вернее проявления) мотивации базируются на механизмах, описанных нами в книге ''Осознание, Мастерство, психотерапия'' (В. Агеев, В. Лебедько). Вообще развитие этих методов представляется мне одной из наиболее актуальных задач для практической психологии и педагогики. В данной главе мы не будем приводить эти методы.

2. Формирование специалистом у себя '' Рабочего состояния '' (состояния ''предельного включения'', оптимальной ''настройки восприятия'').

Уровни рабочего состояния: 

- отрицательное (погруженность в свои проблемы, взвинченность или апатия, эмоциональная неустойчивость);
- пассивное (жесткость и стереотипность реакций, неустойчивое внимание, периодические отвлечения на свои проблемы, не очень устойчивое эмоциональное состояние);
- среднее (способность к сосредоточению на работе, переключению от своих личных проблем, мыслей, эмоций);
- повышенное (высокая работоспособность, эмоциональная саморегуляция, хороший уровень внимания, адекватное реагирование на ситуацию);
- высокое (''стирание'' своих личностных особенностей, неограниченное владение вниманием и его масштабами. Принятие ситуаций такими, как они есть ( и не только ментально), утонченное восприятие наблюдательность по отношению к малейшим нюансам в процессе работы);

Сложности в формировании рабочего состояния: 

- наличие у специалиста ряда нерешенных личных проблем;
- наличие проблем со здоровьем;
- утомляемость, недостаток энергопотенциала;
- наличие жестких установок и стереотипов в восприятии и 
реагировании;
- отсутствие у многих специалистов базовых навыков 
саморегуляции своего состояния.

Методы формирования рабочего состояния:

Формирование рабочего состояния - сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя работу с коррекцией личных проблем, комплексы оздоровительных и тонизирующих технологий, работу по освобождению от жестких стереотипов восприятия и реагирования и обучение навыкам саморегуляции. В качестве одного из методов, способствующих формированию рабочего состояния, можно предложить авторскую методологию, основанную на поэтапном освоении специалистом все более качественных уровней внимания и чувствительности, коррекции личных проблем и обучении решению внутренних и внешних конфликтов, оптимизации своего состояния. В каждом конкретном случае обучение индивидуально. 


2. Осознание специалистом своего организма.

Организм человека - сложнейшая функциональная система, имеющая очень широкий спектр проявлений и функционирования. Весь этот спектр можно условно разделить на несколько отличающихся по качеству уровней. Это органы и ткани, различные физиологические системы (нервная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, костно-мышечная, выделительная и др.), т.е. физическое тело. Далее, это система восприятия всевозможных внешних сил (гравитации, давления, упругости и др.) через ощущение различных модальностей (система рецепторов, реагирующих на тепло-холод, тяжесть-легкость, сжатие-расширение и т.п.). Далее, это эмоциональная сфера. Затем интеллект - образное и логическое мышление. Затем, отдельно можно выделить часть спектра проявления и функционирования организма, которую можно назвать событийным пространством организма (сознательная и бессознательная организация человеком жизненных событий и событийных рядов). Следующая часть спектра восприятия, проявлений и функционирования, которую можно выделить, система ценностей. И, наконец, область смысла, Предназначения, т.е. платформа личности. 
Осознание организма - наличие потенциальной возможности владения им во всех выше перечисленных диапазонах. Осознание предполагает наличие наблюдения за собой во всех диапазонах и рефлексию, как необходимых, но не достаточных компонентов. Наблюдение и рефлексия (а также любое интеллектуальное понимание, видение взаимосвязей и т.д.), не являются осознанием, если они не обеспечивают владения. Под владением подразумевается следующее:
а) способность длительное время сохранять сосредоточение, концентрацию внимания на любом объекте осознаваемого диапазона;
б) способность производить изменения внутри осознаваемого диапазона организма, то есть, совершать намеренное действие.
Картографии осознания посвящена третья глава данной книги, к которой мы и отсылаем читателя за подробностями.


4. Формирование высокой культуры работы с информацией. 

В этот этап входит:
а) Внутренняя культура работы с информацией;
б) Культура передачи опыта:
-высокая чувствительность к объекту своей деятельности;
-культура коммуникации.

а) Уровни внутренней коммуникации работы с информацией

-низкий (неорганизованность, перегруженность, неумение
выделять приоритеты; зауженное, не системное восприятие;
неумение ''очищать'' восприятие);
-средний (попытки систематизации, попытки избегать перегрузок лишней информацией, не актуальной в данном ситуации, выделение приоритетов);
-повышенный (научная организация своей деятельности, работа только с актуальной информацией; избегание ментальных конструкций, не прожитых, не ''прожеванных''; попытки регуляции своего восприятия);
-высокий (человек старается жить, будучи ''чистым экраном'', не окрашивая информацию своими акцентами, приоритетами, ценностями, установками и стереотипами, не подгоняя ее под свои схемы, свою картину мира; ориентация на информацию, актуальную ''здесь и теперь'').

б) Уровни культуры и передачи опыта:

1) Чувствительность к объекту деятельности:

-низкая (специалист не отслеживает свои реакции, изменения в своем состоянии в различных ситуациях; реагирует на них, исходя из своих стереотипов и схем);
-средняя (специалист иногда замечает грубые сигналы в разных диапазонах своего организма, старается видеть ситуации в основном из профессиональной пирамиды, пытаясь уйти от слишком явных личных реакций);
-повышенная (специалист замечает изменения в своем состоянии, как реакцию на рабочую ситуацию, пытается отойти от стереотипов);
-высокая (предельно тонкая чувствительность к своему состоянию во всех диапазонах организма, безоценочное восприятие, системное ''видение'').

2) Культура коммуникации (трудно найти профессию, для которой
искусство общения не было бы значимо):

-низкая (штампы и стереотипы в поведении и коммуникации) (не путать со стереотипами восприятия);
-средняя (наличие некого диапазона поведенческих ролей и приемов);
-повышенная (владение широким спектром приемов коммуникации, поведенческих ролей, причем специалист сознательно выбирает нужную роль в своем поведении);
-высокая (адекватная коммуникация - попадание в ''десятку'').

Что касается методов, способствующих повышению культуры коммуникации, то они достаточно разнообразны. Специалисту можно предложить большой выбор приемов, помогающих повысить свои возможности в этой сфере как за счет изменения своих личностных особенностей, так за счет пополнения своего арсенала современными технологиями.
С обучением высокой культуре работы с информацией и формированием высокой чувствительности и формированием ''системного видения'' дело обстоит сложнее. Эти качества могут возникнуть при работе над осознанием своего организма.


5. Уровень мастера.

Выход на уровень мастера осуществляется как следствие интеграции личностной зрелости и профессионализма и трансформации профессиональной парадигмы через себя, с появлением нового качества в себе и Мире.
Мастер - человек, интегрировавший в себе профессиональный опыт и проявивший в результате этого свой почерк-новое качество этого опыта, получивший возможность владеть этим качеством, воспроизводить его и передавать другим:


Сейчас в поле моего внимания возникает все больше очень трезвых, грамотных, неравнодушных людей - профессионалов и тех, кто хочет стать профессионалом. В творческих планах, над которыми мы вместе с ними сейчас работаем, появляются идеи создать не просто очередную коммерческую или психологическую структуру, а нечто более масштабное: это гибкие коллективы специалистов, которые могут материализовываться в виде отдельных фирм, муниципальных структур, временных творческих команд, - коллективы, которых сплачивает не какая-то идеология, а искреннее желание служить людям, объединив свои усилия и очень точно осознавая, где эти усилия необходимо приложить. Я сошлюсь на фрагмент одной из моих статей, где эта идея выражена в наиболее кристаллизованном виде:
":еще несколько слов, касающихся уже упоминавшегося в нашей статье трансперсонального взгляда на ситуацию. Трудно не увидеть, что мы живем в умирающем, пораженном метастазами фальшивых идеалов и ценностей социуме. Ситуация, если смотреть с этой точки зрения, - практически безнадежна. Но стоит появиться в нескольких местах (по территориальному и другим принципам) десятку-другому команд из очень крепких и трезвых людей, устойчиво - безупречно реализующих живые, по-настоящему человеческие идеалы и ценности, (это могут быть совсем немногочисленные команды - буквально из нескольких человек - такая маленькая команда может быть устойчивее от поражающего воздействия доминирующих в социуме фальшивых идеалов), как, согласно Принципу Доминанты, вокруг этих команд могут возникнуть новые "центры кристаллизации", способные оживить, наполнить жизнеутверждающими ценностями и умирающий социальный организм, и конкретных людей" .









































Контактная информация:

В интернете, на сайте <http:/sannyasa.narod.ru> вы сможете найти другие работы Владислава Лебедько, статьи, посвященные самопознанию, консультированию, мистическому способу познания, а также 4 тома книги "Хроники российской саньясы" (Из жизни российских мистиков - Мастеров и учеников 1960-х - 1990-х). Эти книги также в ближайшее время появятся в продаже.

Авторские семинары, которые проводит В.Лебедько (также существуют программы, проводимые совместно с А.П.Марьяненко и К.Н.Ковальчуком):

"Режиссура жизненных сюжетов"

"Режиссура профессиональных сюжетов"

"Архетипические особенности мужских и женских сюжетов"

"Алхимия творчества. Школа творческих состояний."

"Магический Театр"

Также проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора и режиссуры жизненных сюжетов, личностному и профессиональному росту, самопознанию, решению проблем во взаимоотношениях и др.
Проводится также консультирование предприятий и организаций.

Справки о семинарах, консультациях по тел. (812)252-02-34 и эл.почте spm111@yandex.ru

Вопросы и отзывы вы можете присылать по адресу 198092 С.Петербург ул.Ивана Черных 19-12 ("Магия творчества") и по spm111@yandex.ru

Оглавление ]

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2004

страница обновлена 28 января 2004 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru