Joker - Путь Импровизатора

Введение

Начало

ВВЕДЕНИЕ


на первую страницу


Одно из самых глубоких устремлений человека -- устремление к познанию себя, к осознанию и реализации уникального смысла своего бытия. В разные эпохи люди, в которых голосу этого устремления удалось пробиться сквозь многочисленные наслоения повседневных проблем, пытались обобщить и систематизировать свой опыт, найти язык для передачи невыразимых откровений, найти способы, позволяющие идущему за ними нащупать тропинку.

В результате усилий тех, кто прошел такой путь, появилась система знаний, которую нельзя назвать ни наукой (так как в ней невозможно отделить себя от изучаемого предмета и исследовать некоторые "объективные" закономерности), ни религией (потому, что знание это требовало предельной трезвости, экспериментирования и не только не создавало какие-либо ритуалы, догматы и суеверия, а скорее наоборот, разрушало таковые). Эту систему знаний можно назвать просто практикой.

Имея в сути своей единый смысл, практика предельно изменчива по форме. В разное время, в различных социально-культурных и др. условиях, с учетом подчас непохожих текущих тактических задач, формы и технологические схемы практики могли диаметрально отличаться и даже как бы противоречить друг другу в разных Школах.

Отличительная особенность практики (если это не подделка, "адаптация", "синтез", суррогат или профанация) заключается в том, что ее невозможно в полной мере передать ни через книги, ни через инструкции к упражнениям, а только через живой опыт удивительно сложного и многогранного взаимодействия между тем человеком, который прошел свой путь в практике и тем, кто такой путь выбрал. Практика всегда предельно индивидуальна, неповторима по форме для каждого человека. То, что для одного практикующего будет сегодня способствовать к его продвижению, для другого (или для того же, но завтра) может оказаться тормозом.

Поэтому, на наш взгляд, плачевна судьба различных модных "синтезов" или наоборот, слепого повторения каких-то канонических упражнений. Для того, чтобы упражнения работали в нужном направлении, необходимо очень четко осознавать ЧТО выбрать в данный момент данному человеку, КАК это выполнить (т.к. в одном и том же упражнении малейшие детали и нюансы, а главное -- позиция внимания -- могут вызывать самые разные эффекты при внешней похожести форм), а самое важное -- ЗАЧЕМ?

То есть, первостепенную важность для практикующего составляет не столько знание техник и технологий, а именно методология.

В этой книге мы обратимся к технологическому аспекту практики. Мы рискнем привести некоторые техники и упражнения, но не для того, чтобы читатель слепо повторял внешние формы, а чтобы он попробовал отдаться процессу творческого исследования, постижения себя. Все формы и техники мы дадим, как иллюстрацию принципов, на которых и строится методология самопознания и поиска индивидуального пути. Удовлетворение же запроса на индивидуальную практику, если такой возникает, обязательно потребует живой передачи, живого наставника, о чем не стоит забывать при работе с любой книгой.

Наши инструкции* -- это не рецепт для получения готового результата, а приглашение к исследованию, поиску, ведь "то, что в тебе ищет и есть то, что ты ищешь".

* Для каждого упражнения мы оговорим технику безопасности. Мы также не будем предлагать сложных техник и опустим некоторые детали, требующие присутствия инструктора.

Хотя мы не предполагаем в этой книге пускаться в длительные идеологические рассуждения, тем не менее, обозначить хоть какие-то ориентиры в отношении того, ЗАЧЕМ всеми этими практиками заниматься, наверное, целесообразно.

На первый взгляд, использовать практики, упражнения, элементы методологии, которые приводятся ниже, можно для достаточно широкого спектра задач, среди которых и оздоровление и релаксация, решение каких-то проблем, достижение некоторых качеств или способностей, формирование различных состояний сознания, да и просто заполнение досуга. Для нас, авторов этой книги, все вышеперечисленные задачи имеют второстепенное, прикладное значение. Задавая вопрос ЗАЧЕМ, мы имели в виду не различные цели, для достижения которых можно упражнениями и техниками воспользоваться, а смысл, которому все они могут служить. И смысл этот -- процесс преображения человека, такого преображения, в котором он постигает и обретает целостность, или, другими словами, изначально ему присущее качество бытия.

Целостность человека и мира -- вопрос волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее целостности обращены работы классиков гуманистической психологии, целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос -- "Кто я?"

Обращаясь к понятию целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический* опыт и на возможность этот опыт спровоцировать.

* Мистический опыт -- опыт непосредственного переживания реальности, переживания не заслоненного теоретическими построениями и картинами мира. К сожалению, такое непосредственное переживание реальности -- очень редкое событие и огромное количество сил практикующий тратит на "очищение" своего восприятия, органов чувств, эмоций и др. от искажающих наслоений всевозможных сознательных и неосознанных стереотипов и схем (картин мира), как личных, так и берущих начало в коллективном бессознательном.

Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту переживания целостности, единодушны в том, что передать ЭТО словами и сделать доступным для интеллектуального осмысления принципиально невозможно, ибо переживание целостности соединяет в себе одномоментно все возможные грани человеческого присутствия в мире во всей их полноте и неисчерпаемости, являя при этом иное качество, чем просто сумма этих граней.

Одна из наиболее впечатляющих формулировок целостного восприятия восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: "Deus est Sphaera, cujus centrum ubique, circumferentia nusquam"("Бог есть непостижимая для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия отсутствует").*

* Псевдо-герметический манускрипт "Книга двадцати четырех философов" см. Poulet G. "Les metamorfoses du cercle" P.196

Потенциально любой человек выражает собой единство мира, но осознать, реально проявить это в себе -- удел немногих, так как требует незаурядных, буквально нечеловеческих усилий, обычно на протяжении всей жизни. Тем не менее, можно привести некоторые ориентиры продвижения (постижения, обретения...) к самому себе, что субъективно переживается как:

  • возрастающая полнота бытия;

  • соответствие предназначению;

  • жизнь здесь и сейчас;

  • одномоментность осознания всего во всем;

  • снятие дистанции между собой и миром (поглощение любовью);

  • растворение, исчезновение в бытии, без потери сознания;

  • становление "прозрачным", "проницаемым", полное разотождествление со всем, с чем бы человек себя ранее не отождествлял;

  • нарастание творческих возможностей во всех аспектах жизни, а объективно наблюдается возрастающая адекватность и самодостаточность.

Мир меняется каждое мгновение и человек, (чтобы соответствовать миру, своему месту в нем, самому себе) тоже должен непрерывно меняться. Стать и быть самим собой -- это не значит прекратить всякое движение. Человек, живущий целостно, действительно каждое мгновение целостность теряет и тут же, творческим усилием обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.

Жить целостно -- это значит быть Человеком настолько, насколько это только возможно, каждое мгновение переживая и постигая вечно меняющуюся Истину, реальность и себя как одно с этой реальностью; бесконечную Сферу, центр которой везде, а периферия отсутствует...


в начало страницы на первую страницу скачать полный текст
(105 кбайт, Word, PKZIP)
 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2004

страница обновлена 13 марта 2003 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru