ВВЕДЕНИЕ
на первую страницу
Одно из самых глубоких устремлений человека -- устремление к познанию
себя, к осознанию и реализации уникального смысла своего бытия. В разные эпохи
люди, в которых голосу этого устремления удалось пробиться сквозь многочисленные
наслоения повседневных проблем, пытались обобщить и систематизировать свой опыт,
найти язык для передачи невыразимых откровений, найти способы, позволяющие идущему
за ними нащупать тропинку.
В результате усилий тех, кто прошел такой путь, появилась система
знаний, которую нельзя назвать ни наукой (так как в ней невозможно отделить
себя от изучаемого предмета и исследовать некоторые "объективные"
закономерности), ни религией (потому, что знание это требовало предельной трезвости,
экспериментирования и не только не создавало какие-либо ритуалы, догматы и суеверия,
а скорее наоборот, разрушало таковые). Эту систему знаний можно назвать просто
практикой.
Имея в сути своей единый смысл, практика предельно изменчива по
форме. В разное время, в различных социально-культурных и др. условиях, с учетом
подчас непохожих текущих тактических задач, формы и технологические схемы практики
могли диаметрально отличаться и даже как бы противоречить друг другу в разных
Школах.
Отличительная особенность практики (если это не подделка, "адаптация",
"синтез", суррогат или профанация) заключается в том, что ее невозможно
в полной мере передать ни через книги, ни через инструкции к упражнениям, а
только через живой опыт удивительно сложного и многогранного взаимодействия
между тем человеком, который прошел свой путь в практике и тем, кто такой путь
выбрал. Практика всегда предельно индивидуальна, неповторима по форме для каждого
человека. То, что для одного практикующего будет сегодня способствовать к его
продвижению, для другого (или для того же, но завтра) может оказаться тормозом.
Поэтому, на наш взгляд, плачевна судьба различных модных "синтезов"
или наоборот, слепого повторения каких-то канонических упражнений. Для того,
чтобы упражнения работали в нужном направлении, необходимо очень четко осознавать
ЧТО выбрать в данный момент данному человеку, КАК это выполнить
(т.к. в одном и том же упражнении малейшие детали и нюансы, а главное -- позиция
внимания -- могут вызывать самые разные эффекты при внешней похожести форм),
а самое важное -- ЗАЧЕМ?
То есть, первостепенную важность для практикующего составляет
не столько знание техник и технологий, а именно методология.
В этой книге мы обратимся к технологическому аспекту практики.
Мы рискнем привести некоторые техники и упражнения, но не для того, чтобы читатель
слепо повторял внешние формы, а чтобы он попробовал отдаться процессу творческого
исследования, постижения себя. Все формы и техники мы дадим, как иллюстрацию
принципов, на которых и строится методология самопознания и поиска индивидуального
пути. Удовлетворение же запроса на индивидуальную практику, если такой возникает,
обязательно потребует живой передачи, живого наставника, о чем не стоит забывать
при работе с любой книгой.
Наши инструкции* -- это не рецепт для получения готового результата,
а приглашение к исследованию, поиску, ведь "то, что в тебе ищет и есть
то, что ты ищешь".
* Для каждого упражнения мы оговорим технику
безопасности. Мы также не будем предлагать сложных техник и опустим некоторые
детали, требующие присутствия инструктора.
Хотя мы не предполагаем в этой книге пускаться в длительные идеологические
рассуждения, тем не менее, обозначить хоть какие-то ориентиры в отношении того,
ЗАЧЕМ всеми этими практиками заниматься, наверное, целесообразно.
На первый взгляд, использовать практики, упражнения, элементы
методологии, которые приводятся ниже, можно для достаточно широкого спектра
задач, среди которых и оздоровление и релаксация, решение каких-то проблем,
достижение некоторых качеств или способностей, формирование различных состояний
сознания, да и просто заполнение досуга. Для нас, авторов этой книги, все вышеперечисленные
задачи имеют второстепенное, прикладное значение. Задавая вопрос ЗАЧЕМ, мы имели
в виду не различные цели, для достижения которых можно упражнениями и техниками
воспользоваться, а смысл, которому все они могут служить. И смысл этот -- процесс
преображения человека, такого преображения, в котором он постигает и обретает
целостность, или, другими словами, изначально ему присущее качество бытия.
Целостность человека и мира -- вопрос волновавший и волнующий
многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее целостности
обращены работы классиков гуманистической психологии, целостности посвящены
многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор,
за которыми прозревается вечный вопрос -- "Кто я?"
Обращаясь к понятию целостности, мы хотим опереться не на теоретические
построения и логические выводы, а на мистический* опыт и на возможность этот
опыт спровоцировать.
* Мистический опыт -- опыт непосредственного
переживания реальности, переживания не заслоненного теоретическими построениями
и картинами мира. К сожалению, такое непосредственное переживание реальности
-- очень редкое событие и огромное количество сил практикующий тратит на
"очищение" своего восприятия, органов чувств, эмоций и др. от
искажающих наслоений всевозможных сознательных и неосознанных стереотипов
и схем (картин мира), как личных, так и берущих начало в коллективном бессознательном.
Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту переживания целостности,
единодушны в том, что передать ЭТО словами и сделать доступным для интеллектуального
осмысления принципиально невозможно, ибо переживание целостности соединяет в
себе одномоментно все возможные грани человеческого присутствия в мире во всей
их полноте и неисчерпаемости, являя при этом иное качество, чем просто сумма
этих граней.
Одна из наиболее впечатляющих формулировок целостного восприятия
восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: "Deus est Sphaera,
cujus centrum ubique, circumferentia nusquam"("Бог есть непостижимая
для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия
отсутствует").*
* Псевдо-герметический манускрипт "Книга
двадцати четырех философов" см. Poulet G. "Les metamorfoses du
cercle" P.196
Потенциально любой человек выражает собой единство мира, но осознать,
реально проявить это в себе -- удел немногих, так как требует незаурядных, буквально
нечеловеческих усилий, обычно на протяжении всей жизни. Тем не менее, можно
привести некоторые ориентиры продвижения (постижения, обретения...) к самому
себе, что субъективно переживается как:
-
возрастающая полнота бытия;
-
соответствие предназначению;
-
жизнь здесь и сейчас;
-
одномоментность осознания всего во всем;
-
снятие дистанции между собой и миром (поглощение любовью);
-
растворение, исчезновение в бытии, без потери сознания;
-
становление "прозрачным", "проницаемым",
полное разотождествление со всем, с чем бы человек себя ранее не отождествлял;
-
нарастание творческих возможностей во всех аспектах жизни,
а объективно наблюдается возрастающая адекватность и самодостаточность.
Мир меняется каждое мгновение и человек, (чтобы соответствовать
миру, своему месту в нем, самому себе) тоже должен непрерывно меняться. Стать
и быть самим собой -- это не значит прекратить всякое движение. Человек, живущий
целостно, действительно каждое мгновение целостность теряет и тут же, творческим
усилием обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.
Жить целостно -- это значит быть Человеком настолько, насколько
это только возможно, каждое мгновение переживая и постигая вечно меняющуюся
Истину, реальность и себя как одно с этой реальностью; бесконечную Сферу, центр
которой везде, а периферия отсутствует...
|