Российская
Саньяса

Двенадцать благородных вопросов

Начало

Двенадцать благородных вопросов


…Один утверждал – «мы все машинисты»,
другой говорил – «пассажиры»,…

И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних полей.
И каждый пошел своей дорогой,
А поезд пошел своей…

(из песни А.Макаревича)


Читателю предлагается проделать упражнение по нелинейному восприятию, через попытку погружения в суть нескольких тезисов. Каждый тезис имеет два полюса, причем каждый полюс полагается истиной. В двух случаях предлагаются доказательства истинности того или иного утверждения, в остальном эти доказательства может провести сам читатель. Инструкцией к упражнению могут послужить несколько пожеланий:

— бесполезно искать «золотую середину» между частями «а» и «б» каждого тезиса, а также пытаться  их объединять;

— бессмысленно интеллектуальное соглашение, что «и то и другое верно – смотря с какой стороны смотреть», любое формальное прочтение данного материала бессмысленно;

— неточным будет принятие одной и отвержение другой части любого тезиса;

— каждая часть каждого тезиса задается в этом упражнении, как истина в максимальном контексте, - отсюда неверно делить сферы влияния частей «а» и «б» по частным контекстам;

— продуктивным может оказаться соизмерение масштаба всей своей жизни (на уровне прочувствования, вживания) с каждой частью каждого тезиса;

— результатом выполнения упражнения может быть переживание, возможно оформленное некой очень простой формулой – субъективно насыщенной для тебя лично, и, возможно, пустой или банальной для кого-либо другого.

Перейдем к рассмотрению самих тезисов:

1.

1а. Мир беспощаден и несправедлив.

1б. Мир уже совершенен и безупречен.

Рассмотрим часть «а». Вы теряли когда-нибудь близкого человека, расставались с любимым – глупо, бессмысленно, случайно, нелепо и, в то же время, бесповоротно? Вам приходилось страдать и мучаться, не понимая – за что, и не находя выход из тупика? Посмотрите вокруг: много ли действительно счастливых и гармоничных людей вы видите? Одиночество, болезни, расставания, миллиарды бесполезных нелепых смертей, несчастий, бед… Вы можете возразить: «карма», «на страданиях учатся», «за грехи»… Неужели большинство из нас такие страшные грешники, что вынуждены пожизненно пребывать в темнице страхов, ожиданий, разочарований, собственной и чужой глупости и умирать в страдании. После чьей смерти (еще смотря – какой) можно с чувством глубокой торжественности снять шляпу и светло улыбнуться? – Единицы! Что же остальные? – Страшные грешники, убийцы, садисты и маньяки (хоть и в «прошлых жизнях» – если вы сторонник идеи перевоплощений)? И почему учение на ошибках так мучительно, а в большинстве случаев есть просто мучение и никакого учения на этом? Если вы еще настаиваете на том, что мир не беспощаден и что все справедливо – сходите на «экскурсию»: в морги, дома престарелых, онкологические клиники, психиатрические интернаты, тюрьмы,… просмотрите документальные хроники с мест аварий, землетрясений, войн, казней… И задайтесь вопросом – почему справедливость (если вы все же считаете это справедливостью) именно такова? Не рассуждайте об этом философически, сидя на диванчике и попивая кофе, - посмотрите на огромное множество реалий, вспомните минуты, часы (а может быть годы) собственной боли и взгляните на вопрос оттуда… Лишь малая горстка людей живет действительно «выше нуля». Эти везунчики окружены миллиардами бессмысленных драм и трагедий разного накала и масштаба. Мир беспощаден и несправедлив…

Обратимся теперь к части «б». А почему, собственно, мир должен быть выстроен «под человека»? Лично «под меня», «под тебя»? И тем не менее, - он безупречно, по всем параметрам «выстроен» как бы специально для каждого из нас. И даже в страдании и боли всегда есть смысл (даже если, на первый взгляд, никакого смысла и урока происходящее не несет). «Хочешь быть счастливым – будь им» – глупая фраза, если не понимать ее сути, ведь тот, кто действительно всеми фибрами своей души ХОЧЕТ – будет счастлив или счастлив уже. Остается понять – почему же большинство людей не ХОЧЕТ быть счастливыми? – Потому, что они ХОТЯТ чего-то другого больше! «Что за вздор и глупость! Как можно хотеть чего-то больше, чем счастья и благополучия?» – можете возразить вы. Отвечу, что глупо и примитивно было бы обратное: в мире отсутствовало бы бесконечное многообразие жизненного опыта. Глядя на это удивительное многообразие, вырастающее из некого единого корня, разве можно не склониться в восторге перед величием Замысла, даже если ты смотришь на это величие из самого эпицентра муки? А тем более, если в своей жизни ты мог смотреть с самых разных позиций и стал постигать Игру и Любовь, которые облекаются в потоки форм, событий, встреч, расставаний, рождений, смертей, откровений, блаженства, муки, сомнений… Воистину: мир УЖЕ совершенен и безупречен…

2.

2а. Никакого духовного искательства не существует.

2б. Духовный поиск – единственный смысл существования человека.

«а». Чего искать-то? Какой такой особенный смысл? И само это словосочетание, покрытое этакой вуалью – «духовный поиск», - не есть ли маскировочка некой мастурбации совсем на другую тему? Все те, кто набаловался подобной мастурбацией, приходят к тому, что ПРОСТО ЖИВУТ и, собственно, в этом-то и есть весь смысл! Зачем же маяться и бродить, как блудный сын вокруг да около очень глубокого и очень простого: ПРОСТО ЖИТЬ. Переживание того, что «ты- пустота, ничто…» – а если говорить точнее – нуль без палочки, - в чем его особая «духовность»? И почему, собственно, говорят о духовном искательстве и умалчивают о искательстве телесном или душевном? И что это – разные вещи? Каждый из нас так или иначе живет, зачем какой-то вариант жизни называть духовным поиском и отделять тем самым некую особую касту искателей от остальных – сирых и убогих. Один из способов выпендриться и стать исключительным… Вы можете возразить: - «А как же познание, самопознание? Вечный вопрос – «кто я»?» На это я отвечу, что любой человек, так или иначе всей своей жизнью и смертью на этот вопрос и отвечает. Так что никакого особого духовного искательства не существует, либо все мы – духовные искатели, - только тогда зачем себя так называть, - для нас уже есть слово – люди…

 «б». Мы рождены в этом мире. Мы рождены зачем-то. И, собственно, КТО это - мы, КТО это – я? Без систематических искренних, страстных попыток разобраться в этом – пережить ответы на эти вопросы невозможно. Просто задаваться этими вопросами бесполезно – необходима некая СПЕЦИАЛЬНАЯ деятельность, стимулирующая исходное стремление к постижению Истины – то есть духовное стремление. Такую специальную деятельность мы и называем духовным искательством. И, так как она действительно специальная, то есть сверхнормативная, то человек ею занимающийся, выходит за рамки механической жизни. Зачем выходить за рамки механической жизни? Ответом является ПЕРЕЖИВАНИЕ того момента, когда выход за такие рамки происходит. Там нет сомнений… Именно поэтому духовный поиск является единственным смыслом существования человека…

Так как я предлагаю именно упражнение, я не стану далее обкрадывать читателя, приводя свои попытки аргументации истинности каждого тезиса. Ваши самостоятельные попытки искренней аргументации следующих тезисов будут, как минимум, половиной работы… Успехов и открытий!

3.

3а. Человек спонтанен и способен выбирать. Свобода воли – основа развития.

3б. Свобода воли – иллюзия. У человека нет выбора.

4.

4а. Необходимо работать над собой и меняться.

4б. Развитие происходит само собой. Все совершенно и так.

5.

5а. Без Учителя невозможно найти Путь и пройти его. Для развития необходима Школа.

5б. Учитель не обязателен, более того, он только помеха на Пути. Школа это тупик.

6.

6а. Для развития необходимы строгие предписания и рекомендации.

6б. Делай что хочешь и будет то, что будет.

7.

7а. Нет ни меня, ни тебя, никого, а просто Есть НЕЧТО…

7б. Это НЕЧТО и есть я, ты и все остальные.

8.

8а. Описать мир невозможно и не нужно. Ум – главное препятствие для искателя.

8б. Без описаний невозможно Постижение. Ум и понимание – необходимые условия.

9.

9а. Реализованный перестает быть человеком и становится Одним с Богом.

9б. Реализованный как раз и становится Человеком.

10.

10а. Просветление -  достойный ориентир для ищущего.

10б. Просветление не может быть ориентиром. Стремись соответствовать Судьбе.

11.

11а. Профессионализм и Мастерство…

11б. Любовь, Безумие, Жажда…

12.

12а. Существует жизнь после смерти.

12б. Никакой жизни после смерти нет.


Лично мое субъективное переживание этих истин выражается для меня следующей формулой: Жизнь и Смерть – Тайна. Обнаженное, беззащитное предстояние перед этой Тайной – наивысший человеческий удел – наивысшая удача, возвышенный, скорбный, отчаянный, страшный, прекрасный жребий нашей судьбы…

Но, это мое понимание и, даже если вы согласитесь с его поэтическим звучанием и некой экзистенциальной таковостью, - оно ничего, кроме еще одной фразы для «общего развития» не даст лично вам, пока вы путем вживания в эти простые тезисы (или как-нибудь еще, - эти тезисы лишь один из многочисленных поводов), не отыщите СВОЮ формулу, СВОЙ ключ…

Май 2001.

 


  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2010

страница обновлена 07 сентября 2009 г.

дизайн: Николай Меркин, веб-мастер: Михаил Искрин