|
Жизнь воина (выдержки из бесед дона Хуана) (из
книг К. Кастанеды) -
Человек идет к Знанию, словно идет на
войну: он должен быть преисполнен
бдительности, страха, уважения, уверенности.
Идти к Знанию или на войну по-другому –
ошибка; всякий, совершивший ее, пожалеет о
сделанных им шагах. -
Человек Знания – это тот, кто ступил на
трудный путь учения и, без спешки и
колебаний, далеко прошел по нему, открывая
тайны Знания и силы. -
Быть человеком Знания – не значит быть
им всегда. Да и вообще, невозможно быть
человеком Знания – им становятся на какое-то
мгновение, после победы над четырьмя
врагами… Когда человек начинает учиться,
он никогда не знает точно своих целей. Его
намерения расплывчаты, стремления
неопределенны. Он рассчитывает на награды,
которые никогда не получит, так как ничего
не знает о всех трудностях учения… Он идет
по пути учения – сначала медленно, потом
быстрыми шагами – и вскоре приходит в
замешательство: то, что он узнал, совершенно
непохоже на то, что он рисовал когда-то в
своем воображении. И тогда его охватывает
страх. Учение оказывается совсем не тем,
чего от него ожидали. Каждый шаг учения –
новая задача и страх, возникающий у
человека, неуклонно и безжалостно растет… Так он сталкивается со
своим первым врагом – страхом, врагом
могущественным и коварным. Страх прячется в
каждом изгибе пути и, если человек,
испуганный его присутствием, дрогнет и
побежит, враг положит конец его учению. -
Что с ним случится? -
Ничего, но он ничему не научится,
никогда не станет человеком Знания. Он
может стать забиякой и хвастуном или
безвредным и трусливым человеком, но в
любом случае – он побежден. Первый враг
положит конец его учению. -
А что делать, чтобы преодолеть страх? -
Ответ очень прост – не убегать. Человек
не должен подаваться страху и, вопреки ему,
сделать следующий шаг в учении, потом еще
один и останавливаться. Таково правило. И
тогда придет момент, когда первый враг
отступит, человек приобретет уверенность в
себе, его целеустремленность окрепнет, а
учение перестанет вызывать страх… Когда
настанет этот радостный момент, человек без
колебаний может сказать, что победил своего
первого врага. -
Это происходит сразу или постепенно? -
Постепенно, и тем не менее, страх
исчезает внезапно. -
И человек не испугается, если с ним
случится что-то новое? -
Нет. Тот, кто однажды преодолел страх,
свободен от него до конца своей жизни, так
как вместо страха он приобрел ясность мысли,
которая просто перечеркивает страх. С этого
времени человек знает свои желания и знает,
как удовлетворить их. Он предвидит новые
шаги в учении, кристальная ясность окружает
его со всех сторон – ничего не остается для
него сокрытым… И тогда он встречает своего
второго врага – ясность. Ясность мысли,
которую так трудно достичь, изгоняет страх,
но она же ослепляет человека. Она
заставляет его никогда не сомневаться в
себе. Она наделяет него уверенностью, что он
может сделать все, что ему вздумается,
поскольку он видит все насквозь. Человек
обретает отвагу, ибо он ясно видит и ни
перед чем не останавливается, ибо он ясно
видит. -
Но все это – заблуждения и скрытая
неполнота. Если человек поддается этому
мнимому могуществу – значит, он повержен
своим вторым врагом, и учение не пойдет ему
на пользу. Он будет спешить, когда нужно
выжидать, и выжидать, когда следует спешить.
И он будет топтаться на месте до тех пор,
пока вообще не утратит всякую способность
чему-нибудь научиться. -
Что случается с тем, кто побежден вторым
врагом? Он умирает? -
Нет. Второй враг охлаждает его желание
стать человеком Знания. Вместо этого он
может стать воином или шутом; ясность, за
которую он так дорого заплатил, никогда не
сменится прежней тьмой и страхом. До конца
своих дней он будет ясно видеть. Но никогда
больше не сможет чему-нибудь научиться или
к чему-нибудь стремиться. -
Что же ему делать, чтобы избежать
поражения? -
То же самое, что он делал со страхом. Он
должен пренебречь своей ясностью и,
используя ее лишь для того, чтобы видеть,
терпеливо ждать и тщательно взвешивать,
прежде чем делать новые шаги. А главное, он
должен понять, что его ясность – почти
заблуждение. Придет момент, когда он увидит,
что ясность – всего лишь пылинка в глазу –
это будет подлинная сила… Вот тогда он
поймет, что сила, которой он добивался так
долго, наконец принадлежит ему. Он сможет
делать с ней все, что захочет – сила в его
распоряжении: его желания – закон, он видит
все, что окружает его. И тогда он столкнется
со своим третьим врагом – силой… Сила –
самый могущественный из всех врагов. Самое
простое, что здесь можно сделать – это
сдаться. В конце концов, такой человек
действительно непобедим; он – господин и
хозяин; он начинает с того, что идет на
рассчитанный риск, а кончает тем, что
устанавливает законы… На этой стадии
человек не замечает приближающегося к нему
третьего врага. И вдруг, сам того не
подозревая, проигрывает битву. Враг
превращает его в жесткого и капризного
человека. -
Он утрачивает силу? -
Нет. Он не утрачивает ни силу, ни ясность. -
Чем же он, в таком случае, отличается от
человека Знания? -
Человек, побежденный силой, умирает, так
и не узнав, как с ней обращаться. Сила – лишь
бремя в его судьбе. Такой человек не имеет
власти над собой и не знает, когда и как
воспользоваться своей силой. -
Является ли поражение от какого-нибудь
врагов окончательным? -
Конечно, стоит одному из них пересилить
человека – и тому нечего больше делать. -
А может быть так, что человек,
побежденный силой, поймет свою ошибку и
исправит ее? -
Нет, если он однажды сдался, с ним
покончено. -
Но если сила лишь временно ослепит его,
а затем он откажется от нее? -
Значит битва еще продолжается, и он по-прежнему
пытается стать человеком Знания. Человек
побежден только тогда, когда он оставляет
всякие попытки и отказывается от себя. -
В таком случае, возможно, что человек
поддастся страху и на несколько лет
откажется от себя, но в конце концов победит
его. -
Нет, так не бывает. Если он поддастся
страху, он никогда не победит его, потому
что начнет бояться учения и отклоняться от
него. Но, если в окружении своего страха он
несколько лет делает попытки учиться,
значит, он со временем победит его, так как
никогда не отказывается от себя. -
Как победить своего третьего врага, дон
Хуан? -
Человек должен сознательно пренебречь
им, понять, что сила, которую, как кажется,
ему, покорил, в действительности ему не
принадлежит; постоянно удерживать себя в
пределах, осторожно и добросовестно
относясь к тому, чему он научился. Если он
сумеет увидеть, что ясность и сила в
отсутствии самоконтроля хуже, чем
заблуждение, он достигает такой точки, где
все сдерживается. Здесь он узнает когда и
как использовать силу и, таким образом,
победит своего третьего врага… К этому
времени человек дойдет до конца учения и
неожиданно столкнется со своим четвертым
врагом – старостью. Это самый тяжелый из
врагов – враг, победить которого
невозможно, разве что заставить его
отступить… Наступает время, когда им
овладевает неотступное желание отдохнуть.
Если он поддастся своему желанию лечь и
забыться, если он убаюкает себя усталостью,
он проиграет свою последнюю схватку – враг
повергнет его. Желание отступить пересилит
его ясность, все его могущество, все его
намерение… Но если человек преодолеет свою
усталость – тогда его можно назвать
человеком Знания, хотя бы на тот краткий миг,
когда ему удается отогнать своего
последнего, непобедимого врага. И этого
момента ясности силы и Знания – достаточно… -
Любой путь – лишь один путь из тысячи.
Всегда помни это и, если почувствуешь, что
не можешь следовать по какому-либо пути, ни
в коем случае не оставайся на нем. Для того,
чтобы понять это, необходимо вести
правильную жизнь. Только тогда ты узнаешь,
что любой путь – не более, чем один из
многих путей, и ничто не помешает ни тебе, ни
другим бросить его, если так велит сердце.
Но предупреждаю: твое решение продолжить
путь или свернуть с него должно быть
свободно от страха и честолюбия.
Внимательно и вдумчиво огляди свой путь.
Испытай его столько раз, сколько найдешь
нужным. Затем задай себе – и только себе –
один-единственный вопрос… Вопрос этот
таков: «Есть ли у этого пути сердце?» -
Все пути никуда не ведут. В своей жизни я
прошел немало путей, но так никуда и не
пришел. Теперь вопрос моего учителя обрел
для меня смысл. Есть ли у этого пути сердце?
– Если есть – значит путь хорош; если нет –
он бесполезен. Все пути никуда не ведут, но у
одного есть сердце, а у другого нет. Один
приносит тебе радость, и, пока ты идешь по
нему – ты неотделим от него; а другой
заставит тебя проклясть всю свою жизнь.
Один путь наделяет тебя силой, другой –
лишает… -
… Лучше быть тем, кто путешествует по
жизненным путям. Сейчас я ни воин, ни
дьяблеро. Для меня главное – путешествие по
путям, у которых есть сердце, - по любому
пути, который может иметь сердце. Я иду по
нему и единственная моя задача – пройти его
до конца. Так я и путешествую – гляжу и
гляжу, затаив дыхание… -
Воин знает, что его представление о мире
– всего лишь одно из возможных объяснений,
а потому оно не может быть окончательным. -
Это путь воина. Думай и сомневайся до
того, как что-то решить. Но уж если решил –
действуй. Освободись от мыслей и страхов.
Помни – миллион других решений ожидает
тебя. Это и есть путь воина. -
Даже если знаешь, что занимаешься
бесполезным делом, нужно настаивать…
Сперва нужно убедиться в бесполезности
своих действий, а потом ты все равно должен
продолжать, как ни в чем не бывало. Это и
есть управляемая глупость мага. -
Дон Хуан, а что такое правильная жизнь? -
Жизнь, прожитая сознательно, добротно,
сильно… -
Наше человеческое предназначение –
учиться, учиться ради добра или ради зла. Я
научился видеть и говорю, что все одинаково
незначительно. Теперь твой черед. Может,
однажды ты видишь и тогда узнаешь, есть ли в
вещах смысл или нет. Для меня значения нет
ни в чем, но может быть для тебя оно будет во
всем. -
…Человек Знания живет действуя, а не думая
о действии. И не размышляя, о чем он будет
думать, когда закончит действие. Человек
смотрит, радуется, смеется, тогда он видит и
познает. Он знает, что его жизнь пролетит
слишком быстро, что и как всякий другой, он
никуда не попадет. Он знает, ибо видит: что-то
одно ничуть не важнее всего остального.
Иными словами: у человека Знания нет ни
чести, ни достоинства, ни имени, ни родины. У
него есть лишь жизнь, которой он живет.
Единственное, что связывает его с
окружающими людьми – это его управляемая
глупость. Человек Знания напрягается,
потеет, пыхтит от натуги. Посмотришь –
никакого отличия от других людей. Кроме
одного – глупость его жизни подвластна ему.
Ни одна вещь для него не является важнее
прочих. Человек Знания избирает любое дело
и делает его так, словно оно действительно
его волнует. Управляемая глупость
заставляет его говорить, что это так и
действовать в той же манере. Однако, он сам-то
знает, как все обстоит в действительности.
Окончив свои дела, он удаляется с миром. Ему
все равно, были они добрыми или злыми, дали
что-нибудь или нет… …С
другой стороны, человек Знания может
предпочесть полное спокойствие и вообще
ничего не делать, а вести себя так, будто это
спокойствие для него действительно что-то
значит. И здесь он будет абсолютно прав,
потому что и этот путь – тоже его
управляемая глупость. -
Для человека Знания не существует ни
победы, ни поражения, ни пустоты. Все
заполнено до краев, все равнозначно, а его
борьба стоит труда… -
…Чтобы сделаться человеком Знания,
надо быть воином, а не хнычущим младенцем.
Нужно стремиться к этому, подавляя желание
бросить, идти без жалоб и отступлений до тех
пор, пока не сможешь видеть. -
Воин – человек, знающий, что никогда не
поймет всего, что его окружает… -
Воин отвечает за свои действия, даже за
самые пустяковые… -
Воин знает, что ждет и знает, чего ждет.
Поэтому любая малость, которую он получает,
и та больше его потребностей. Если он
захочет есть, то найдет способ добыть еду,
ибо он не голоден. Если поранит тело, то
сумеет остановить боль, так как не
поддается ей. Голодать или страдать от боли
означает, что человек потерял власть над
собой и перестал быть воином. Тогда силы
голода и боли уничтожат его. -
Фактически у воина, кроме воли и
терпения ничего нет, но благодаря им он
может сделать все, что угодно. -
Воля - это нечто совершенно особенное.
Она появляется загадочным образом.
Никакими словами не скажешь, как ею
пользуются, но результаты ее использования
поразительны. Первое, что нужно сделать -
это понять: волю можно развивать. Воин знает
об этом и устремляет свои действия на
ожидание воли. -
Отречение от своей натуры – это
поблажка себе… Потакать себе, отказываясь
от чего-либо – совсем отвратительная штука.
Она заставляет верить в то, что мы совершаем
великие дела, а в действительности мы лишь
глубоко увязаем в себе. -
Воля – нечто такое, что способно
заставить тебя победить, когда мысли
твердят тебе о поражении. Воля – нечто
такое, что делает тебя неуязвимым. -
Воля – это сила, мощь. Видение – не
сила, а скорее, проникновение в суть вещей.
Маг может обладать очень сильной волей и
все равно не видеть. Только человек
Знания воспринимает мир чувствами, волей и
еще – видением. -
…Когда человек вступает на тропу
Знания, чем дальше, тем яснее он понимает:
обычная жизнь навсегда остается позади.
Знание – в самом деле пугающее занятие. Он
понимает: все силы обычного мира для него
более не защита, и, если он хочет выжить, то
должен приспосабливаться к новому образу
жизни. Первое, что человеку нужно сделать на
этой ступени, - захотеть стать воином. Очень
серьезное решение и очень важный шаг.
Устрашающая природа Знания не оставляет
иного выхода, кроме как сделаться воином.
Когда Знание становится пугающим делом,
человек также осознает: смерть – его
неизменный спутник, сидящий рядом с ним на
одной подстилке. В каждой крупице Знания,
превращающейся в силу, центральной силой
является смерть. Последнее прикосновение
всегда за ней, и то, до чего она дотронется,
становится силой. Человека, идущего по
тропе Знания, на каждом повороте ожидает
мгновенная гибель. Поэтому неизбежно он
близко знакомится с собственной смертью.
Без этого знакомства он оставался бы
обычным человеком, втянутым
в обычные дела. Он утратил бы необходимую
стойкость, необходимую сосредоточенность,
которые превращают обычную земную жизнь в
магическую силу… Чтобы сделаться воином,
человек должен, прежде всего, близко
познакомиться с собственной смертью.
Однако, думы о смерти заставили бы всякого
замкнуться на себе, а это лишь ослабляет.
Поэтому, следующее, что необходимо для
превращения в война – отрешенность. Тогда
мысль о смерти не станет навязчивой идеей, а
сделается безразличной. Быть отшельником –
поблажка себе. Отшельника нельзя считать
отрешенным, ибо он упрямо предается
отшельничеству. -
Только мысль о смерти делает человека
по-настоящему отрешенным, и он уже
неспособен предаваться чему-либо… Только
она дает истинную отрешенность, когда
невозможно менять свои намерения под
влиянием минуты. Однако, такой человек не
будет сетовать на обстоятельства, ибо он
уже приобрел скрытую страсть к жизни и всем
ее проявлениям. Он знает: смерть крадется за
ним по пятам. Она не даст уцепиться ни за что,
поэтому без нытья и жалоб он старается
успеть всегда и во всем… У отрешенного
человека, знающего, что ему никоем образом
не трогать собственную смерть, есть лишь
одна опора – сила его решений. Иными
словами, он должен быть хозяином своего
выбора. Он должен ясно понимать: выбор – его
ответственность. Раз он что-то решил,
времени жаловаться и обвинять какие-либо
обстоятельства у него нет. Его решения
окончательны хотя бы потому, смерть не
позволит ему задержаться ни на чем… итак,
познакомившись со своей смертью,
отрешившись, обладая силой выбирать, воин
строит свою жизнь стратегическим
образом. Знакомство со смертью направляет
его, делает отрешенным и спокойно страстным.
Сила окончательного выбора заставляет
выбирать без сожаления; выбранное всегда
является наилучшим для его стратегии. Все,
что ему приходится делать он делает с
удовольствием и неимоверной
работоспособностью… Когда человек живет
так, можно сказать: он обрел терпение и стал
воином. -
Когда воин обрел терпение, он на прямом
пути к воле. Он знает как ждать. Его смерть
сидит рядом, и они – друзья. Непостижимым
образом она советует воину, как выбирать и
какой стратегии в жизни придерживаться. И
воин ждет! Я бы сказал: он учится без всякой
спешки, ибо знает, что ожидает свою волю.
Однажды ему удается совершить нечто такое,
что в обычных условиях никак не сделаешь. Он
может даже не заметить этого удивительного
поступка. Но он и дальше продолжает делать
невозможное, с ним постоянно случаются
необычные вещи. И воин начинает понимать:
это появляется сила. -
Научившись видеть, человек не
нуждается больше не в жизни воина, ни в
жизни мага. Научившись видеть, человек
делается всем, становится ничем. Скажем так:
он исчезает и одновременно остается. Это то
время, когда человек, который видит,
управляет своей глупостью, тогда как
остальные на это не способны. -
Воин не позволяет себе забывать ни о чем,
даже о смерти. Воина врасплох не застанешь.
Он недоступен. Если воин начинает какое-нибудь
дело, можно быть уверенным: он осознает, что
он делает. -
Жизнь для воина – это упражнение в
стратегии… -
Мир в самом деле полон странных вещей, а
мы – бессильные создания, окруженные
непостижимыми и жестокими силами. Обычный
человек по своему незнанию верит, что эти
силы можно объяснить и изменить. Он толком
не знает, как это сделать, но ожидает, что
рано или поздно деятельность или усилия
человечества обязательно их изменят. Зато
воин не бьется над объяснением и не
старается их изменить. Вместо этого он
учится пользоваться такими
силами, подстраиваясь и приспосабливаясь к
ним. Это его уловка. Когда ее разглядишь, в
магии остается мало загадочного. Маг лишь
немногим лучше обычного человека. Магия не
делает его жизнь легче. Она даже ему мешает.
Жизнь мага тяжела и рискованна. Посвящая
себя Знанию, он становится уязвимее
обычного человека. С одной стороны,
окружающие ненавидят его, боятся и готовы
сжить со свету. С другой, те непонятные и
неумолимые силы, что окружают нас с первых
дней жизни, угрожают магу куда большей
опасностью. Когда сосед ударит тебя ножом,
это, конечно, больно. Но в сравнении с
хваткой силы – чепуха. Посвящая себя Знанию,
маг становится добычей таких сил. У него
есть лишь единственный способ удержаться –
воля. Поэтому он должен чувствовать и
действовать как воин. На тропе Знания
способен выжить только воин. Сила воина –
вот что помогает магу прожить лучшую жизнь. -
Быть воином – куда более правильный
образ жизни, чем иной другой. Только под
устрашающим воздействием сил, таким как они
предстают перед магом, человек способен
сделаться воином. -
Дух воина не подвержен ни капризам, ни
жалобам, ни победам, ни поражениям. Он
настроен лишь на борьбу. Каждая битва для
него – последний его бой на земле. А потому
исход битвы мало значит для него. В
последнем бою дух воина парит легко и
свободно. Ведя этот бой, зная, что воля его
неуязвима, воин не перестает смеяться. -
Всякий раз, когда мы прекращаем
разговор с собой, мир становится таким, как
он есть в действительности. Но внутренней
речью мы заново строим его по-своему,
наполняем жизнью и продолжаем. И не только
это. Мы и жизненные пути выбираем так, как о
них рассказываем себе. До самой смерти
повторяется этот выбор, ибо до последнего
дня мы не перестаем внутренне болтать.
Воину это известно, и он старается
прекратить разговор с собой. -
Воину известно: как только он бросит
говорить с собой, мир изменится. И он должен
приготовиться к этому сильнейшему
потрясению. -
Дела людей – это защита против
окружающих нас сил. Эти дела приносят нам
спокойствие и вселяют чувство безопасности.
Да, то, что делают люди, действительно
крайне важно, но… лишь в качестве щита. Мы и
не осознаем, что людская деятельность –
всего-навсего – создание щитов. Наоборот,
мы позволяем щитам править собой и ломать
наши жизни. Можно сказать, что для
человечества его дела важнее самого мира.
-
Что такое мир? – Все, что скрыто здесь, -
ответил Дон Хуан, - топнув ногой по земле.
Жизнь, смерть, люди, силы и все, что нас
окружает. Мир непознаваем, нам никогда не
понять, никогда не раскрыть его секретов. Мы
должны воспринимать его тем, что он есть –
совершенной тайной… Правда, обычный
человек не признает этого, для него мир
вовсе не загадочен. Когда наступает
старость, он убежден, что жить больше не для
чего. Такой старик израсходовал свои силы
не на мир. Он растратил их только на дела
людей. Но из глупого упрямства он верит,
будто для него в мире не осталось загадок.
За щиты приходится слишком дорого
расплачиваться!.. Воину известно и об этой
путанице, и он учится воспринимать вещи в
правильном свете. Людские дела ни в коем
случае не могут быть важнее самого мира.
Воин воспринимает мир как нескончаемую
тайну, а дела людей – как бесконечную
глупость. -
Мне нет дела до лжи или правды. Ложь есть
ложь, только если ты имеешь личную историю. -
Когда ничего нет наверняка, мы остаемся
аллертными, навсегда на цыпочках. Не знать,
за каким кустом прячется заяц, более
восхитительно, чем вести себя так, как если
бы мы знали все. -
До тех пор, пока ты чувствуешь, что
являешься самой важной вещью в мире, ты не
можешь в действительности воспринимать мир
вокруг себя, ты как лошадь с шорами. Все, что
ты видишь – это ты сам вне всего остального. -
Мир вокруг нас – загадка. И люди ничуть
не лучше, чем что-либо еще… Как может кто-либо
чувствовать себя столь важным, когда мы
знаем, что смерть преследует нас? -
Когда ты неспокоен, то следует
повернуться налево и спросить совета у
своей смерти. Необъятное количество
мелочей свалится с тебя, если твоя смерть
сделает тебе знак или если ты заметишь
отблеск ее или просто у тебя появится
чувство, что твой компаньон (смерть) скажет
тебе: «Я еще не коснулась тебя» -
Единственная вещь, которая идет в счет
– это действия вместо размышлений -
Когда человек решает что-либо делать, он
должен идти до конца. Но он должен принимать
ответственность за то, что он делает. Вне
зависимости от того, что именно делает, он
должен прежде всего знать, почему он это
делает, а затем должен выполнять свои
действия, не имея уже никаких сомнений и
сожалений о них… -
Воин не может быть ни беспомощным, ни
испуганным ни при каких обстоятельствах. У
воина есть время только для безупречности.
Все остальное только расходует его силу.
Безупречность восполняет ее. -
БЕЗУПРЕЧНОСТЬ – ЭТО ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕЕ, ЧТО
МОЖЕШЬ ВО ВСЕМ, ВО ЧТО ТЫ ВОВЛЕЧЕН -
Ключом к безупречности является
чувство времени. Запомни: когда чувствуешь
и действуешь, как бессмертное существо, - ты
не безупречен. Оглянись вокруг. Твое
представление о том, что у тебя есть время, -
идиотизм. Нет бессмертных на этой земле. -
Личная сила решает, кто может, а кто не
может извлечь пользу из объяснения… Очень
немногие хотят даже слушать, а тем более
действовать в соответствии с тем, что они
услышали. А из горстки тех, кто хочет
действовать, лишь единицы имеют достаточно
личной силы, чтобы извлечь пользу их своих
действий. Так что в итоге вся секретность
объяснения магов выкипает в рутину – такую
же пустую рутину, как и любая другая. -
Воин признает свою боль, но не
индульгирует в ней. Поэтому настроение
воина, который входит в неизвестность – это
не печаль. Напротив, он весел, потому что
чувствует смирение перед своей удачей,
уверенность в том, что его дух неуязвим и,
превыше всего, полное осознание своей
эффективности. Радость воина исходит из его
признания своей судьбы и его правдивой
оценки того, что лежит перед ним. -
Жизнь воина ни в коем случае не может
быть холодной, одинокой или лишенной чувств.
Потому, что она основывается на любви,
преданности и посвящении тому, кого он
любит… -
… Только если любишь эту землю с
несгибаемой страстью, можно освободится от
печали. Воин всегда весел потому, что его
любовь неизменна. И его возлюбленная –
Земля – обнимает его и осыпает
невыразимыми дарами. Печаль – удел лишь тех,
кто ненавидит эту землю, дающую укрытие
всем живым существам… -
Есть множество вещей, известных нам. И
все же мы не может заставить их работать на
себя, потому что не имеем представления, как
их вытащить на поверхность. Воин учится
этому. -
Первым принципом искусства сталкинга
является то, что воин сам выбирает место для
битвы. Воин никогда не вступает в битву, не
зная окружающей обстановки. -
Отбросить все, что не является
необходимым – вот второй принцип искусства
сталкинга. -
Приложи всю имеющуюся у тебя
сосредоточенность и реши, вступать или не
вступать в битву, потому что любая битва –
это борьба за собственную жизнь. Это третий
принцип искусства сталкинга. -
Расслабься, отступись от себя, ничего не
бойся. Только силы, ведущие нас, откроют нам
дорогу и помогут нам. Только тогда. Это –
четвертый принцип искусства сталкинга. -
Встречаясь с неожиданным и
непостижимым и не зная, что с ним делать,
воин на какое-то время отступает, позволяя
своим мыслям бродить бесцельно. Воин
занимается чем-нибудь другим. Тут годится
что угодно. Таков пятый принцип искусства
сталкинга. -
Воин сжимает время, даже мгновения идут
в счет. В битве за собственную жизнь секунда
– это вечность, вечность, которая может
решить исход сражения. Воин нацелен на
успех, поэтому он экономит время, не теряя
ни мгновения. Это шестой принцип искусства
сталкинга. -
Седьмой принцип искусства сталкинга –
воин никогда не выставляет себя вперед. -
Первое предписание правила состоит в
том, что все, окружающее нас, является
непостижимой тайной. Второе предписание
правила состоит в том, что мы должны
пытаться раскрыть эту тайну, даже не
пытаясь добиться этого. Третье предписание
состоит в том, что воин, зная о непостижимой
тайне и о своем долге пытаться раскрыть ее,
занимает свое законное место среди тайн и
сам себя рассматривает, как одну из них.
Следовательно, воин не знает конца тайне
бытия, будь это тайна камешка, муравья или
его самого. В этом заключается смирение
воина. Каждый равен всему остальному. -
Контролируемая глупость не сводится к
тому, чтобы просто дурачить людей. Ее смысл
в применении воином семи основных
принципов сталкинга ко всему, что он делает,
начиная от самых тривиальных действий до
ситуации жизни и смерти. Применение этих
принципов приводит к трем результатам.
Первый – сталкер обучается никогда не
принимать самого себя всерьез, уметь
смеяться над собой. Если он не боится
выглядеть дураком, он может одурачить
другого. Второй – сталкер приобретает
бесконечное терпение. Он никогда не спешит
и никогда не волнуется. Третий – сталкер
бесконечно расширяет свои способности к
импровизации. -
Не нам решать, будем ли мы учиться
знанию магов, которое ведет к осознанию. Ты
никогда не задавал себе вопрос- почему
именно ты?.. Я имею в виду, что ты должен
задавать этот вопрос не как требующий
ответа, а в смысле размышления воина над его
огромной удачей. Удачей оттого, что он нашел
вызов. -
Каждый может потерпеть поражение… Ты
хочешь иметь свободу потерпеть поражение и
закончить все на своих собственных
условиях. Слишком поздно. Воин находится в
руках силы, а его единственная свобода
заключается в том, чтобы вести безупречную
жизнь. Нет никакого способа разыграть
победу или поражение. Твой рассудок, для
того, чтобы отказаться от целостности
самого себя, может захотеть, чтобы ты
проиграл битву и упал. Но есть контрмера,
которая не позволит тебе провозгласить
ложную победу или ложное поражение. Если ты
думаешь, что можешь отступить в гавань
поражение, то ты не в своем уме. Твое тело
будет стоять на страже и не позволит тебе
пойти этим путем. -
Дон Хуан тихонечко засмеялся. -
Почему ты смеешься? – спросил я. -
Ты в ужасном положении. Тебе слишком
поздно возвращаться, но слишком рано
действовать. Все, что ты можешь, это только
наблюдать. Ты похож на младенца, который уже
не может вернуться в материнское лоно, но
еще не может ни резвиться, ни, тем более,
действовать самостоятельно. Все, что может
ребенок – это наблюдать и слушать рассказы
о действиях. -
Воин всегда готов. Быть воином – это не
значит просто желать им быть. Это, скорее,
бесконечная битва, которая будет длиться до
последнего момента. Никто не рождается
воином. Точно также никто не рождается
разумным существом. Мы сами себя делаем и
тем, и другим. -
Что-то в воине всегда осознает каждое
изменение. И целью пути воина является
усиление и поддержание этого осознания.
Воин заботится о нем, очищает, полирует до
блеска. -
Не растрачивай свою силу на удивление
или попытки объяснить происходящее, а будь
готов к действию. -
Только воин может выстоять на пути
Знания. Воин не жалуется и ни о чем не
сожалеет. Его жизнь – это бесконечный вызов,
а вызовы не могут быть ни плохими ни
хорошими. Вызовы – это просто вызовы. -
Воин тем и отличается от обычного
человека, что он все воспринимает как вызов,
тогда как обычный человек принимает все как
благословение или проклятие. -
Твои личные дела не были личными в
обычном смысле. Они входили в поставленную
перед тобой магическую задачу. -
Воин должен быть текучим и изменяться в
гармонии с окружающим миром, будь это мир
разума или мир воли. Реальная опасность для
воина возникает тогда, когда выясняется,
что мир – это ни то, ни другое. Считается,
что единственный выход из этой критической
ситуации – продолжать действовать так, как
если бы ты верил. Другими словами, секрет
воина в том, что он верит, не веря.
Разумеется, воин не может просто сказать,
что он верит и при этом успокоиться. Это
было бы слишком легко. Простая вера
устранила бы его от анализа ситуации. Во
всех случаях, когда воин должен связать
себя с верой, он делает это по собственному
выбору, как выражение своего внутреннего
предрасположения. Воин не верит, воин
должен верить. -
Ни воин, ни обычный человек не могут
заведомо что-либо предпочесть, потому, что
воин живет по вызову, а обычный человек не
знает, где найдет его смерть. -
Долг верить, что мир таинственен и
непостижим, был выражением самого
глубокого предрасположения воина, без
которого он не имеет ничего. -
У тебя осталось мало времени и совсем не
осталось времени на ерунду. Превосходное
состояние! Я бы сказал, что лучшее, на что мы
способны, проявляется, когда нас прижимают
к стене. Когда мы ощущаем рок, нависший над
нами. Лично я не хотел бы, чтобы было иначе. -
Для воина правилом большого пальца
является выполнять свои решения так
тщательно, что ничто, случившееся в
результате его действий, не может его
удивить, и уж тем более истощить его силы. -
…Если бы ты не был так упрям и не
цеплялся бы за разумные объяснения, то к
этому времени стал бы уже магом. Но стать
магом в твоем случае означает преодолеть
упрямство и необходимость в разумных
пределах объяснениях, которые стоят на
твоем пути. -
Воин является, скажем так, пленником
силы. Пленником, у которого есть лишь один
свободный выбор – действовать как
безупречный воин, или действовать как осел.
В конечном счете, воин – не пленник, а раб
силы, так как у него нет даже этого выбора.
Воин может действовать только безупречно,
потому что действовать как осел для него
равнозначно смерти. Это вызовет
опустошение и конец. -
Именно внутренний диалог и прижимает
нас к земле… Мир для нас такой-то и такой-то
или этакий и этакий лишь потому, что мы сами
себе говорим о нем, что он такой-то и такой-то
или этакие и этакий… Вход в мир магов
открывается лишь после того, как воин
научится останавливать свой внутренний
диалог… Ключом к магии является изменение
нашей идеи мира. Остановка внутреннего
диалога – единственный путь к этому. Все
остальное – просто разговоры. -
Воин берет свою судьбу, какой бы она ни
была, и принимает ее в абсолютном смирении.
Он в смирении принимает себя таким как есть,
но не как повод для сожаления, а как живой
вызов. -
Смирение воина и смирение нищего –
невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не
опускает голову, но в то же время он никому
не позволит опускать голову перед ним.
Нищий, напротив, падает на колени и метет
шляпой пол перед тем, кого считает выше себя.
Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его,
мели пол перед ним. -
Мы все проходим через одну и ту же
ерунду. Единственный способ преодолеть ее
– это продолжать действовать так, как воин.
Остальное придет само собой и через себя
самого. -
А что остальное, дон Хуан? -
Знания и сила. Люди Знания обладают и
тем, и другим. Но как они их приобрели, не
сможет сказать никто. Единственное, что
можно утверждать – они неуклонно
действовали как воины, и в какой-то момент
все изменилось. -
Воин должен быть спокоен и собран и
никогда не должен ослаблять своей хватки. -
Слабая сторона слов в том, что они
заставляют нас чувствовать себя
осведомленными, но когда мы оборачиваемся,
чтобы взглянуть на мир, они всегда предают
нас и мы опять смотрим на мир как обычно, без
всякого просветления. Поэтому маг
предпочитает действовать, а не говорить. В
результате он получает новое описание мира,
в котором разговоры не столь важны, а новые
поступки имеют новые отражения. -
Воин начинает с уверенности, что его дух
неуравновешен, затем с полным осознанием,
но без спешки и промедления, он делает все
лучшее для достижения равновесия. -
В мире нет ничего такого, что воин не
должен принимать в расчет. Воин
рассматривает себя как бы уже мертвым,
поэтому ему нечего терять. Самое худшее с
ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен.
Если судить о нем по его поступкам, то
никогда нельзя заподозрить, что он замечает
все. -
Знание пугающе, это правда. Но если воин
принимает пугающую природу Знания, но он
отбрасывает его возможность ужасать. -
Знание – это особая вещь… Знание для
воина является чем-то таким, что приходит
сразу, поглощает его и проходит. -
Не трать свою силу на мелочи, когда
имеешь дело с бесконечностью. -
Единственный способ противостоять
разрушительному воздействию мира магов –
это смеяться над ним. -
…Твой долг – успокоить свой ум. Воины
выигрывают свои битвы не потому, что они
бьются головами о стены, а потому, что берут
их. Воины прыгают через стены. Они не
преуменьшают их. -
Есть три рода плохих привычек, которыми
мы пользуемся вновь и вновь, сталкиваясь с
необычными жизненными ситуациями. Во-первых,
мы можем отрицать очевидное и чувствовать
себя при этом так, словно ничего не
случилось. Это – путь фанатика. Второе – мы
можем приходить в замешательство перед
событием, когда мы или не можем ни искренне
отбросить его, ни искренне принять. Это путь
дурака. Не твой ли? Есть четвертый,
правильный – путь воина. Воин действует так,
как если бы ничего не случилось, потому что
он ни во что не верит. И, однако же, он все
принимает за чистую монету. Он принимает, не
принимая, и отбрасывает, не отбрасывая. Он
никогда не чувствует себя знающим и в то же
время никогда не чувствует себя так, как
если бы ничего не случилось. Он действует
так, как будто он в полном контроле, даже
если у него, может быть, сердце в пятки ушло.
Если действуешь таким образом,
замешательство рассеивается. -
Ты должен культивировать чувство, что
воин ни в чем не нуждается. У тебя есть все
необходимое для этого экстравагантного
путешествия, которым является твоя жизнь…
Реальным опытом должен быть сам человек, и
все, что для этого нужно – быть живым. Жизнь
– это маленькая прогулка, которую мы
предпринимаем сейчас, жизнь сама по себе
достаточна, сама себя объясняет и дополняет.
Понимая это, воин живет соответственно.
Поэтому можно смело сказать, что опыт всех
опытов – быть воином. -
Если воин нуждается в утешении, он
просто выбирает любого человека и
рассказывает ему о своих трудностях. В
конечном счете, воин не ищет ни понимания,
ни помощи. Говоря, он просто облегчает свою
ношу. Но это при условии, что у воина есть
талант к разговору. Если у него нет такого
таланта, то он не говорит ни с кем. -
Смерть преследует воина, поэтому у него
нет места для сомнений или сожалений. -
Принимать ответственность за свои
решения означает, что ты готов умереть за
них… -
Не имеет никакого значения, что это за
решения. Ничто не может быть более или менее
серьезным, чем что-либо другое. В том мире,
где смерть – охотник, нет маленьких и
больших решений. Есть только те решения,
которые мы делаем перед лицом нашей
неминуемой смерти. -
Быть охотником – значит, что ты очень
много знаешь. Это значит, что ты можешь
видеть мир по-разному. Охотнику нужно быть в
совершенном равновесии со всеми остальными.
Иначе охота превратится в бессмысленное
повседневное занятие. Например, сегодня мы
поймали змейку. Я вынужден был извиниться
перед ней за то, что прервал ей жизнь
внезапно и окончательно. Я сделал то, что я
сделал, зная, что моя собственная жизнь
также будет оборвана однажды тем же самым
образом – внезапно и окончательно. Так что
в целом мы и змеи на одной ступеньке. -
Секрет всех великих охотников
заключается в том, чтобы быть доступным или
недоступным на нужном повороте дороги. -
Искусство охотника состоит в том, чтобы
быть недостижимым… Быть недостижимым
означает, что ты касаешься мира вокруг себя
с осторожностью. Ты не съедаешь пять
куропаток, когда достаточно одной. Ты не
калечишь растения только для того, чтобы
сделать жаровню. Ты не подставляешь себя
силе ветра, если это не является
оправданным. Ты не используешь людей, не
давишь на них, пока они не сморщиваются в
ничто, особенно те люди, которых ты любишь. -
Быть недоступным означает то, что ты
намеренно избегаешь того, чтобы утомлять
себя и других. Это означает, что ты не
голоден и не в отчаянии, как тот несчастный
выродок, который чувствует, что он уже
никогда больше не будет есть, и поэтому
пожирает всю пищу, которую только может. -
Охотник знает, что он заманит дичь в
свои ловушки еще и еще, поэтому он не
тревожится. Тревожиться – значит
становиться доступным. И как только ты
начинаешь тревожиться, ты в отчаянии
цепляешься за что-нибудь. А как только ты за
что-нибудь уцепился, ты обязан устать или
утомить того или то, за что ты цепляешься. -
Быть недоступным не значит прятаться
или быть секретным. Точно так же это не
означает, что ты не можешь иметь дело с
людьми. Охотник пользуется своим миром с
осторожностью и нежностью, вне зависимости
от того, будет это мир вещей, растений,
животных, людей или силы. Охотник интимно
общается со своим миром и все же недоступен
для этого самого мира… Он недоступен
потому, что не выживает мир из его формы. Он
касается его слегка, остается там столько,
сколько ему нужно и затем быстро уходит, не
оставляя следов. -
Быть охотником означает не просто
поймать дичь. Охотник, который стоит своей
соли, ловит дичь не потому, что ставит свои
ловушки или знает распорядок своей жертвы,
а потому, что сам не имеет распорядка. В этом
его преимущество. Он совсем не таков, как те
животные, за которыми он охотится,
закабаленные прочным распорядком и
предсказуемыми поворотами. Он свободен,
текуч, непредсказуем. -
Поступки есть особая сила. Особенно
тогда, когда человек действует, зная, что
эти поступки являются его последней битвой.
Существует особо всепоглощающее счастье в
том, чтобы действовать с полным осознанием
того, что этот поступок вполне может быть
твоим самым последним поступком на земле. Я
рекомендую тебе пересмотреть свою жизнь и
рассматривать свои поступки в этом свете. -
Воин – это не запятнанный охотник,
который охотится за силой. Он не пьян, не
безумен и у него нет ни времени, ни
расположения, чтобы лгать себе или же
делать неправильный ход. Ставки слишком
высоки для этого. Ставки – это его
разграниченная и упорядоченная жизнь, на
которую у него ушло так много времени, чтобы
подтянуть ее и сделать совершенной. Он не
собирается отбрасывать все это, делая какой-нибудь
глупый или неправильный расчет, принимая
что-нибудь за что-либо еще. -
Для воина самое главное – обрести
цельность самого себя. -
Уверенность в себе воина и
самоуверенность обычного человека –
разные вещи. Обычный человек ищет признания
в глазах окружающих, называя это
уверенностью в себе. Воин ищет
безупречности в собственных глазах и
называет это смирением. Обычный человек
цепляется за окружающих, а воин
рассчитывает только на себя.
Самоуверенность означает, что наешь что-то
наверняка: смирение воина – это
безупречность в поступках и чувствах. -
Единственно возможный для воина курс –
это действовать неуклонно, не оставляя
места для отступления. -
Знаешь ли ты, что можешь навечно
расширить свои границы в любом направлении?
Знаешь ли, что одно мгновение может быть
вечностью? Это не загадка, это факт, но
только если ты оседлаешь это мгновение и
используешь его, чтобы унести с собою
целостность навсегда и в любом направлении. -
…Воины не имеют собственной жизни. С
того момента, как они начинают понимать
природу осознания, они перестают быть
личностями и человеческие усилия больше не
являются частью их воззрений. У меня есть
мой долг, как воина и ничто другое не
является важным… -
Вызовом для воина является приход к
очень тонкому равновесию между
положительными и отрицательными силами.
Этот вызов не означает, что воин стремиться
все взять под контроль, а означает лишь, что
воин должен стремиться встретить любую
вообразимую ситуацию, ожидаемую и
внезапную, с равной эффективностью. Быть
совершенным в благоприятных ситуациях
означает быть бумажным воином. Мой вызов
состоит в том, что я остаюсь позади. Их вызов
в том, чтобы идти в неизвестное. Оба вызова
являются захватывающими. Для воинов
восхищение от того, что останешься равно
восхищению от того, что отправляешься в
путь. Оба равны, потому что оба состоят в
выполнении священного долга. -
Чувство собственной важности –
важнейший и самый могущественный из наших
врагов. Нас уязвляют и обижают действия
либо обстоятельства со стороны наших
ближних, и это нас ослабляет. Наше чувство
собственной важности заставляет нас почти
все время чувствовать себя оскорбленными
кем-то или на кого-то обиженными. Новые
видящие рекомендуют направить все
возможные усилия на исключение чувства
собственной важности из жизни воина.
Лишившись чувства собственной важности, мы
становимся неуязвимыми. -
Чувство собственной важности не
является чем-то простеньким и
незамысловатым. С одной стороны, это
сердцевина всей нашей внутренней гнили. И
потому методика избавления от этого
гнилостного аспекта чувства собственной
важности в каждом случае являет собою
поистине стратегический шедевр. -
Встающий на путь Знания должен обладать
огромным воображением. На этом пути ничто
не является таким ясным, как нам бы того
хотелось. -
Для воина борьба с чувством собственной
важности – не принцип, а чисто
стратегический вопрос. -
Безупречность есть не более, чем
адекватное использование энергии. И все,
что я говорю, к вопросам морали и
нравственности не имеет ни малейшего
отношения. Я обладаю энергией и это делает
меня неуязвимым. Чтобы понять это, тебе
необходимо накопить достаточное
количество энергии. -
Воин проводит стратегическую
инвентаризацию. Он составляет список всего,
что делает. А затем решает, какие пункты
этого перечня можно изменить, чтобы дать
себе передышку в расходовании энергии. -
В стратегическом инвентарном списке
воина чувство собственной важности
фигурирует в качестве самого энергоемкого
фактора. Отсюда усилия, которые воин
прилагает для его искоренения. Одна из
первейших забот воина – высвободить эту
энергию для того, чтобы использовать ее по
встрече с неизвестным. Безупречность как
раз и является тем, посредством чего
осуществляется такое перераспределение
энергии. -
…Атрибуты жизни воина: контроль,
дисциплина, выдержка, чувство времени и
воля. Все они относятся к миру воина,
ведущего битву с чувством собственной
важности. Еще один элемент – наиболее,
пожалуй, важный для всех – относится к
внешнему миру и называется мелким тираном. -
Мелкий тиран – это мучитель. Некто либо
обладающий властью над жизнью и смертью
воина, либо просто раздражающий его до
безумия. -
Воин, которому удалось случайно
натолкнуться на мелкого тирана – просто
счастливчик. Если мелкий тиран возник на
твоем пути, тебе крупно повезло. Потому что
в противном случае тебе придется покинуть
насиженное место и отправиться на поиски
своего мелкого тирана. -
Если воин способен добиться своего,
имея дело с мелким тираном, то он
определенно сможет без вреда для себя
встретиться с неизвестным и даже выстоять в
столкновении с непознаваемым. -
Ничто так не закаляет дух воина, как
необходимость иметь дело с невыносимыми
типами, обладающими реальной властью и
силой. Это совершенный вызов, и только в
таких условиях воин обретает
уравновешенностью и ясность, без которых
невозможно выдержать натиск
непознаваемого. -
Видящие считают, что на пути Знания
имеются четыре основных шага. Первый –
решение начать учиться. Второй шаг ученик
делает тогда, когда ему удалось изменить
свое отношение к себе самому и миру. Ученик
становится воином – это и есть второй шаг.
Воин уже обладает железной дисциплиной и
способностью к полнейшему самоконтролю.
Третий шаг может быть сделан только после
обретения выдержки и чувства времени.
Заключается же этот третий шаг в том, что
воин становится человеком Знания. И когда
человек Знания обучается видению, он
становится видящим, сделав тем самым
четвертый шаг. -
Воин ориентирован на себя, однако не
эгоистически, а в смысле непрекращающегося
и возможно более глубокого изучения своей
сущности. -
Сталкиваясь с мелким тираном, обычный
человек не имеет стратегии, на которую он
мог бы опереться. И самое слабое место
обычного человека – слишком серьезное
отношение к самому себе. Все свои действия и
чувства, равно как и действия и чувства
мелкого тирана, обычный человек
рассматривает как нечто предельно важное,
нечто, имеющее решающее значение. Воин же не
только обладает хорошо продуманной
стратегией, но и свободен от чувства
собственной важности. Его чувство
собственной важности обуздано пониманием
того факта, что реальность – всего лишь
наша интерпретация мира. Сам мелкий тиран
относится к себе со смертельной
серьезностью, воины же нет. -
Чувство времени – это способность
точно вычислить момент, в который все, что
до этого сдерживалось, должно быть отпущено.
Контроль, выдержка и дисциплина подобны
плотине, за которой все накапливается.
Чувство времени – шлюз в этой плотине. -
Выдержка означает сдерживание с
помощью духа того, в неизбежном приходе
чего воин отдает себе отчет. Но это не
значит, что воин ходит вокруг да около,
строя козни с целью кому-то навредить или с
кем-нибудь свести счеты. Выдержка есть
нечто независимое. В случае, когда воин
обладает в полной мере контролем,
дисциплиной и чувством времени, выдержка
гарантирует – то, что грядет, неизбежно
найдет того, кто это заслуживает. -
Что происходит после того, как воин
потерпел поражение? -
Он либо пересматривает свои позиции и
производит перегруппировку сил, либо
прекращает поход за Знанием и, пополнив
собой ряды мелких тиранов, остается там на
всю жизнь. -
Страх – одна из величайших сил в жизни
воина; своего рода шпоры, не дающие
расслабиться. -
Воин знает: единственная энергия,
которой мы обладаем, - это сексуальная
энергия, которая наделяет жизнью. Воин
всегда помнит об этом и потому постоянно
отдает себе отчет в степени своей
ответственности. И если воин намерен
накопить достаточно энергии для того, чтобы
научиться видеть, он должен стать скрягой в
отношении к своей половой энергии. -
Цель видящих – свобода. Они стремятся
стать ни к чему не привязанными
созерцателями, неспособными выносить
суждения… -
Для воина совершенно естественно
испытывать печаль без каких бы то ни было
явных причин. -
Лучшим средством для избавления от
меланхолии является смех. -
Воин, чья точка сборки сдвинулась, имеет
возможность выбрать один вариант из двух:
либо он признает, что болен и начинает вести
себя, как сумасшедший, эмоционально
реагируя на странные миры, которые
воспринимает в результате сдвига; либо он
бесстрастно и отрешенно ждет, зная, что рано
или поздно точка сборки обязательно
вернется на место. Безупречные воины
никогда не становятся душевнобольными. Они
пребывают в состоянии полной отрешенности.
Безупречный воин может увидеть устрашающие
миры, а в следующее мгновение как ни в чем ни
бывало шутить и смеяться с друзьями и
незнакомыми людьми. -
Тайна заключена в восприятии. Причем не
столько в том, что именно мы воспринимаем,
сколько в том, что заставляет нас
воспринимать. -
Стихотворение Хуана Рамона Хименеса,
вобравшее в себя все бесконечное
одиночество воина – человека, жизнь
которого посвящена достижению абсолютной
свободы: Колокол и птица нарушали
безмолвие И больше никто… Они словно вели беседу С солнцем, что склонялось к
закату, Безмолвие цвета золота В неподвижном кристалле
вечера. Прохладные ветви деревьев В потоке блуждающей чистоты, И по ту сторону всего –
прозрачность реки. Скользя по жемчужинам, река
вымывает их. И воды свои несет в
Беспредельность. -
Воин
имеет право на состояния глубочайшей
печали, но печаль дается ему лишь для того,
чтобы заставить смеяться. -
Воин
приходит в мир, чтобы учиться и в результате
тренировки стать отрешенным наблюдателем,
постичь тайну нашего бытия и насладиться
торжеством знания нашей истинной
природы. В этом – его высшая цель. Но не
каждому воину дано ее достичь. -
Мне
нужна только безупречность – энергия. А
начинается все с какого-нибудь одного
действия, которое должно быть
целенаправленным, точным и осуществляемым
с непреклонностью. Повторяя такое действие
достаточно долго, человек обретает
несгибаемое намерение. А несгибаемое
намерение может быть приложено к чему
угодно. И, как только оно достигнуто – путь
свободен. Каждый шаг повлечет за собой
следующий и так будет продолжаться до тех
пор, пока весь потенциал воина не будет
полностью реализован. -
Ведь
может статься, что ты никогда не сможешь
вспомнить даже этой нашей беседы, хотя в
данный момент все выглядит так естественно,
обычно и основательно. Вот – истинная тайна
осознания. Она переполняет нас. Эта тайна
сочится через все наши поры, мы буквально
насквозь пропитаны тьмой и еще чем-то
невыразимым и необъяснимым. И относиться к
самим себе по-другому – безумие. Поэтому не
следует закрывать глаза на тайну внутри
себя, пытаясь втиснуть ее в рамки здравого
смысла или чувствуя к себе жалость.
Человеческая глупость – вот что следует
изживать в себе. И делать это посредством
понимания. И главное – никогда не следует
извиняться ни за то, ни за другое. Ибо и
глупость, и тайна – суть вещи необходимые.
Один из великих приемов, практикуемых
сталкерами – противопоставление друг
другу скрытой в каждом из нас тайны и нашей
глупости. -
Человеческие
существа делятся на две группы. Одну
составляют те, кому есть дело до других,
вторую – те, кому нет дела ни до кого.
Разумеется, речь идет о крайних проявлениях,
между которыми имеется бесконечное
множество промежуточных состояний. Нагваль
Хулиан принадлежал к категории тех, кому
другие безразличны. Себя же дон Хуан отнес к
противоположной категории. -
Нагваль
Хулиан был не только великодушен, но и
бесконечно очарователен и обаятелен. Он
всегда глубоко и искренне интересовался
делами тех, кто его окружал. Его всегда
окружали доброта и открытость, все, что имел,
он готов был в любой момент отдать всякому,
кто в этом нуждался или просто ему нравился.
И его любили все, кто имел с ним дело,
поскольку будучи мастером сталкинга, он
умел дать людям почувствовать, его
действительное к ним отношение: он не даст
ломанного гроша ни за одного из них. Нагвану
Хулиану было наплевать на всех без
исключения. И именно поэтому он мог
оказывать людям реальную помощь. И он ее
оказывал, он отдавал людям последнее, что у
него было. Потому, что ему было на них
наплевать. Он был фантастической силы
целителем. Он помог многим тысячам своих
ближних, ни никогда не говорил, что делает
это. А если бы ближние не были ему
безразличны, он требовал бы признания. Те,
кому есть дело до других, заботятся о себе и
требуют признания везде, где можно. -
Дон
Хуан сказал, что принадлежа к категории тех,
кому ближние не безразличны, он сам
никогда никому не помогал. Он чувствовал
неловкость от великодушия. Он даже
представить себе не мог, что его могут
любить так, как любили Нагваля Хулиана. И уж
наверняка ему показалось бы глупостью
отдать кому-нибудь последнюю рубашку. –
Меня настолько беспокоит судьба моих
ближних, что я и пальцем не пошевелю ни ради
одного из них. Я просто не буду знать, что
делать. И меня всегда будет грызть мысль,
что своими подарками я им навязываю свою
волю. -
Алчность
работает только в мире обычной жизни. Но
чтобы в леденящем душу одиночестве
пуститься в странствие по немыслимым
пространствам пуститься в странствие
по немыслимым пространствам иных миров,
требуется нечто повнушительнее алчности.
Любовь. Нужна любовь к жизни, к авантюре, к
тайне. Нужно еще обладать неиссякаемой
любознательностью и огромной смелостью.
-
Находиться
в состоянии абсолютной безупречности –
значит быть свободным от рациональных
допущений и рациональных страхов. - Эта улица, как и любая другая, ведет в вечность, - сказал дон Хуан. – Нужно только идти по ней в абсолютном безмолвии. Время!
|
|