Российская
Саньяса

О магическом театре - кратко

Начало

 

 

Владислав Лебедько

 

Магический Театр – описание метода

 

 

1.      Возникновение метода:

Магический Театр, как метод эффективной краткосрочной групповой психотерапии, путь индивидуации и метод культурологических исследований, был разработан мной в январе 1992 года[1]. Первоначально он представлял собой синтез Психодрамы и Гештальттерапии, объединенный идеей метафоры «Магического Театра», описанного в романе Германа Гессе «Степной волк»[2]. Затем появились приемы работы с образами и создание Атмосфер по системе актерского тренинга Михаила Чехова[3], в результате нескольких лет тщательной медитативной практики, появилось ключевое состояние для Магического Театра (МТ) – «Зеркало».

Наконец, в конце 1990-х я разработал концепцию Драматургии и режиссуры жизненного Пути[4], породившую многочисленные техники драматизации и сюжетности, а затем я разработал концепцию Мифологического сознания[5], которая и превратила Магический Театр в действительно Магический и действительно Театр, породив методы и способы глубинной архетипической работы, которая является наиболее отличительной особенностью МТ.

 

2.      Процедура:

В маленькой группе один человек должен выйти на «горячее место» и заявить свой запрос. Сразу подчеркну, что для МТ важно не столько то, что человек осознает как свой запрос и проговаривает, т.е. не запрос Эго, а запрос Целого, прежде всего Души, который опытный Ведущий с опытом научается вИдеть, используя две практики в своей повседневной жизни: развитие медитативного – образного вИдения и развитие Объемного Системного вИдения. Дальше идет короткий диалог с Ведущим, в ходе которого напряжение доводится до начальной степени драматизма (это не просто уже напряжение, но обнаженный экзистенциальный конфликт) и происходит выбор внутренних героев предстоящей драмы. Выбор осуществляется Ведущим на основании множества факторов (начиная от того КАК вербально и невербально выражает свой запрос и отвечает на вопросы клиент, и до умения облечь в форму игру внутренних образов рождающихся у Ведущего, входящего в резонанс с клиентом, а также возможности охватить ситуацию системно с как можно большего масштаба жизни клиента и увидеть архетипы, стоящие за сюжетом его внутренней драмы). Обычно выбирается от 2 до 10 фигур (чаще всего 4), отражающих весь комплекс того, что увидел и заметил Ведущий, используя все каналы своего вИдения.

Ведущий находится в состоянии импровизации, и фигуры, а особенно комбинации фигур почти никогда не повторялись за 18-летнюю историю МТ. В зависимости от глубины запроса Души, которая зависит от контекста сюжета и внутреннего потенциала клиента, можно различить три вида МТ:

а) Простой – фигуры при этом отражают уровень субличностей клиента, например: ревность, боль, гнев, самолюбие, защитник, прокурор, маленький мальчик, мудрый старик, обида…

б) Структурный – фигуры отражают более глубокие структуры, чем на субличностном уровне. Это уровень механизмов, например: оральная или анальная фиксация, уровень либидо, анима или анимус, подавленные чувства, сценарные процессы, механизмы защиты, вторичная выгода, убеждения о себе, других, жизни, образ жизни, чакры, тонкие тела, энергетические структуры: блокировки, доминирующие очаги, различные уровни и степени чего-либо и т.п. Сюда же относятся родовые фигуры, например прапрадед и прапрабабка из какого-то колена по отцовской или материнской линии, сам род как фигура и различные его составляющие.

в) Постструктурный – фигуры абстрактные, имеющие множество возможных интерпретаций. Это уровень системных деформаций, лежащий в различных развертках, типа: твоя принадлежность семье, роду, этносу, человечеству; или по временной развертке: ты в контексте текущего месяца, жизни, эпохи, истории человечества; или Дух, Душа, Тело; или ты в 3 года, 17 лет, 34 года и 41 год; или Жизненный Путь, Предназначение, Внутренний Козел Отпущения; или Границы твоего Языка и Символ Свободы и т.п. Сюда же относятся расклады по различным философским системам, для примера возьму экзистенциальную модель Хайдеггера[6]: Бытие-к-Смерти, Ужас перед Ничто, Зов Совести, Забота, Оставленность-в-Предоставленности-самому-себе, Бытие-виновным (причастным). И др. Такие фигуры выбираются, когда работа идет на уровне пересборки фундамента личности – картины мира, системы ценностей.

Итак: далее происходит собственно то, что отличает Магический Театр от Психодрамы и других известных подходов и делает его в самом деле магическим. Здесь Таинство без которого ничего, кроме ролевой игры не получится. Это «Зеркало». Дело в том, что за годы внутренней практики у меня появилась возможность входить в состояние, которое я условно назвал «Зеркало», и не только входить самому, но и передавать его (час – два после передачи оно устойчиво держится) тем людям, кого главный герой выберет на роли персонажей своего внутреннего мира. «Зеркало» обеспечивает экологичность – у «актера» не останется в конце Театра то состояние, которое на время действия передает ему главный герой. «Зеркало» убирает на время действия «шумы» личности «актера», хотя бы он и не имел никакой предварительной подготовки. «Зеркало» приводит к тому, что после ритуала его передачи, а затем передачи роли, «актеру» не нужно ничего объяснять – с этого момента любое, даже малейшее его действие удивительно точно передает то, что происходит во внутреннем мире главного героя. С момента передачи роли, безо всяких объяснений все действующие лица представляют единый организм. На сцене с потрясающей точностью разворачивается механика жизни главного героя. Задача Ведущего – драматизация происходящего и фокусировка на основных механизмах затронутого сюжета. Затем, когда драматизация достигает предела, иногда после мучительного тупикового состояния, обостренные противоречия удается сфокусировать в работу души. В этот момент «субличности» тоже внезапно преображаются. Ранее непослушные и неуправляемые, они после ключевого преображения противоречий в работу души, начинают переформировываться, работать согласованно и интегрироваться. Существенно изменяется сама атмосфера действия. В момент интеграции на уровне переживаний идут порой столь интенсивные энергетические процессы, что восприятие участников выходит на качественно новый уровень. Проявляются трансперсональные переживания. Магический Театр завершается, когда у всех участников возникает переживание какого-то нового качества и чувство Целого.

 

3.      Мифологическое сознание

Ключевая парадигма Магического Театра: модель мифологического сознания.

Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души. Соответственно, дальнейшие зарисовки будут излагаться от имени души.

Земля – одушевленное живое существо, пребывающее в постоянной динамике.  Допустим, что некое существо готовится воплотиться (происходит процесс зачатия, например, человека). Образовавшееся пространство можно увидеть, образно говоря, как «выемку» – недостаток сразу множества качеств в определенной пропорции. К этой «выемке» тотчас «устремляется внимание» множества «заказчиков» - сил, которые обладают данными качествами. Это боги, даймоны, гении, музы, существа верхних и нижних миров, природные духи, родовые силы, которым важно передать в новые поколения те или иные задачи... Встретившись у нашей «выемки», они образуют пространство Совокупного Заказчика, который соединяется с духом человека, находящегося у врат воплощения. «Заключается» многосторонний «договор» с учетом интересов Совокупного Заказчика и духа, согласно которому дух воплощается в определенных обстоятельствах (страна, семья с ее многочисленными особенностями – психологическими, «медицинскими», социальными, энергетическими, генетическими, родовыми и т.п.). Вместо духа и «Совокупного заказчика» мы могли бы воспользоваться научным термином – «геном» - т.е. метафорически выражаясь «желудь» в котором содержатся потенциально все индивидуальные качества данного дуба, так и геном содержит все потенциальные возможности (от строения и особенностей физического тела до наиболее ярких качеств, возможностей и основных вех судьбы, которые проявятся при БЛАГОПРИЯТНОМ развитии генома, которое таковым (благоприятным) почти никогда не бывает в силу множества причин, прежде всего воспитательных и социальных). Нам же, для понимания технологических деталей, удобнее будет воспользоваться терминами дух и «Совокупный заказчик».

Дух человека нацелен на выполнение «договора» с Совокупным Заказчиком и именно он является той силой, которая неуклонно влечет человека к исполнению условий «договора» (как бы они не воспринимались эго человека – радостными или жестокими). Можно сказать, что этот «договор» - предназначение, но это будет упрощенный взгляд, ибо существует не только монистически ориентированный дух, но и политеистически настроенная душа, что дает, в зависимости от развития души, разнообразие и многовариантность развилок в первоначально однозначном движении духа.

Душа же представляет собой пространство живых каналов, связывающих  посредством чувств и образов эго и дух человека с каждым из «заказчиков» входящих в состав Совокупного Заказчика, а также с душами других людей и (при развитой душе) с их «заказчиками». Активизация тех или иных каналов, осознание их, дает возможность вносить поправки в первоначальный «договор» (иногда не только свой, но и другого человека, что имеет место в психотерапии или магии). Компасом, указывающим на то, является ли то или иное действие души адекватным планетарному Целому, является тело, которое реагирует напряжением (ситуативным или хроническим, переходящим в соматическое заболевание) на неадекватные шаги. Обнаруженные неадекватности можно разрядить (если научиться их замечать и «слушать») путем активизации тех или иных каналов души (проявлении осознанных чувств или созданием образов).

С точки зрения мифологического сознания задачу человека можно увидеть в создании и активизации (осознании) каналов души, связывающих ее в пределе со всеми существами  планеты. Т.е. это означает одушевление мира и сознательное соединение своей души с Мировой Душой, попутно исцеляя и ее.

Это и является эволюцией сознания человека. А вовсе не возвращение в изначально простейшее состояние, в котором отсутствуют (растворяются) какие бы то ни было каналы связей, да и сама душа. И именно на этом пути происходит познание себя и мира. Именно на этом пути собственное эго перестает быть центром мироздания, хотя и остается как одна из фигур жизни. На этом пути и сам ты и все, что тебя окружает и тебе встречается, становится живым, оживает, живет.

Один из механизмов, по которому разворачивается судьба многих (практически – большинства) людей с точки зрения Мифологического Сознания можно описать следующим образом:

Отделяющееся от бессознательного первоначально пространства Души, Эго начинает претендовать на то, чтобы контролировать реальность. Это в принципе невозможно, но в каком-то частном контексте выполнимо (манипуляция людьми, например). Часто, например, в детстве, Эго сталкивается с ситуацией тупика и не может его разрешить самостоятельно. Тогда Эго бессознательно «обращается» к различным Силам как Нижнего, так и Верхнего миров (богам), в зависимости от ситуации, и просит у них силы (происходит это, как правило, в результате сильно окрашенных аффектом мечтаний и фантазий – например, о мести кому-то или при сильном желании любой ценой избавиться от телесной или душевной боли, и т.п.). Сила дается просящему - тем или иным богом («заключается контракт»),  и человек выходит из тупика и приобретает определенную сиддху, например, возможность влиять определенным образом на окружающих. Но данный «договор» имеет и обратную сторону, так как, будучи неосознанным, он замещает часть Эго комплексом приобретенной силы. Далее, это может переживаться как невроз с соответствующими механизмами защиты. Часть себя замещается интроецированной силой. Во взрослом возрасте это приводит ко множеству проблем (учитывая, что и ситуаций подобных в детстве было немало и «договоров» с разными богами тоже, часто составляющих причудливый узор в судьбе человека). Осознание таких договоров и попытки их расторгнуть и отдать чужую силу, а точнее – переварить интроект и возвратить себе свою интегрированную часть, может стать началом процесса индивидуации. 

 Таким образом МТ представляет собой основную технологию обратной связи с коллективным бессознательным.

Магический Театр в любом своем виде (оговаривается ли это вИдение или нет), представляет собой «общение» с Совокупным Заказчиком на разных уровнях и возможность «передогоговора», в результате которого задействуются не только личностные психические и энергетические структуры но и родовые и прочие составные «части» Совокупного Заказчика вплоть до резонанса в планетарном масштабе. По сути, Магический Театр это один из сознательных механизмов саморегуляции планетарного Сознания. Существуют несознательные механизмы (на которые человек не влияет своим сознанием, но влияет бессознательно) – катастрофы, стихии, эпидемии, динамика климата, динамика коллективного бессознательного, приводящая к экономическим политическим а так же семейным и внутриличностным изменениям. В случае Магического Театра саморегуляция - осознанная. Это всякий раз попытка Планетарного Логоса и Мировой Души взаимодействовать, осознавая самих себя через разные уровни воплощённости посредством людей и их "частной, личной" проблематики, которая и приводит их на Магический Театр. Естественно, Магический Театр - далеко не единственный сознательный механизм саморегуляции планетарного Сознания.

В ходе Магического Театра Ведущему приходится прибегать к техническому приему, который выработался у автора за более чем 20 лет внутренней работы и представляет из себя некую сиддху – сгущение того или иного архетипа в сознании главного героя или актера в процессе Театра. Это происходит благодаря тонкой настройке внимания Ведущего на суперпозицию СИМВОЛОВ, которыми данный архетип представлен в разных культурах. Такой «сгущенный» СИМВОЛ ощущается как мощный энергетический поток в теле и информационный канал в сознании. После сгущения архетипа, с ним можно вступать в контакт – спрашивать про условия, при которых возможна отдача «долгов» и осуществлять это действие.

4.      Ризома души

Еще одно важное концептуальное замечание. Если Дух может быть описан языком классической философии с ее иерархической «древовидной» структурой, то Душа выходит за рамки такой модели. Для описания Души (а соответственно, и для работы) нам потребуется модели постклассической философии. Мы обратимся к понятию РИЗОМЫ, которое было введено в постмодернистскую философию одним из основателей постструктурализма – Жилем Делезом[7]

Ризома - альтернатива структуре. Ризома обладает собственным творческим потенциалом. Это самоорганизующаяся система. Кажущийся хаос на деле таит в себе потенциальные возможности бесконечного числа новых трансформаций. А это обеспечивает безграничную плюральность ризомы. В ризоме принципиально невозможно выделение каких бы то ни было фиксированных точек. Каждая из них в своем развитии  предстает перед наблюдателем в качестве линии, прочерченной ею траекторией собственного движения. В свою очередь, каждая такая линия ускользает от жесткой фиксации. Бытие ризоморфной среды может быть понято лишь как нескончаемая динамика, и динамику эту определяют линии ускользания. Эти линии оказываются, применительно к ризоме, подвижными, но они еще предполагают своего рода разрывы, переходы ризомы в состояние, в котором отсутствует жесткая универсальная структура. У ризомы в принципе нет и не может быть ни начала, ни конца, - только середина, из которой она растет и выходит за свои пределы. Процесс развертывания ризомы состоит в проявлении все новых и новых возможностей, в том числе и линейных. Но любой из этих вариантов в ризоме в принципе не может считаться законченным. В любой момент времени любая линия ризомы может быть связана непредсказуемым образом со всякой другой. И тогда, в момент этого абсолютно неустойчивого, сиюминутного связывания, образуется определенный рисунок ризомы... Появляется непредсказуемо пульсирующая конфигурация. Ее не схватить, не поймать. Она непредсказуема и вечно новая. Это почти не поддается описанию... Наиболее «ощутимый» образ ризомы дал Умберто Эко[8]:

«Вместо понятия "картины мира", в основе которой лежат принципы системности, соподчиненности, прогресса, появляется образ лабиринта, как символа полноты и Идеи мира. В нем разветвленные коридоры. Но в отличие от лабиринта классического, на пороге которого в твою руку сразу ложится нить Ариадны, ведущая к единственному выходу (это своеобразная метафора пути познания в традиционной мысли), - здесь его нет. Как нет центра, периферии. Дорожки подобны сетке – это ризома. Она устроена так, что каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Пространство культуры, духовных форм деятельности (искусство, философия, религия, наука) – это пространство ризомы. Потенциально такая структура безгранична, хотя на самом деле она не достроена до конца. Наше освоение мира - "лабиринта" подобно путешествию по равнозначным возможностям дорожек ризомы. Так идея единства мира завершает себя в плюрализме форм, методов, принципов, направлений его освоения, который теперь не нуждается в трансцедентализме абсолютных истин».

Подобный же лабиринт – ризому – представляет собой пространство Души, где каждый архетип и каждый отображающий его образ может непредсказуемым образом пересечься с другими, наложиться один на другой, взаимопревращаться и преображаться по совершенно непредсказуемым, нелинейным траекториям. Здесь все потенциально связано со всем, здесь нет центра и периферии, здесь нам предстает вечно текучий, постоянно перестраивающийся лабиринт.

И фигуры МТ ведут нас по этому нелинейному текучему лабиринту. Понять это очень важно, потому что все попытки толкования образов Души, начиная от глубокой древности и заканчивая Юнгом и его последователями, лежали в русле классических – структурных моделей. Я же предлагаю принципиально иное. Интуитивно очень близко к этому же подошел и ученик и реформатор Юнга, создатель Архетипической Психологии Джеймс Хиллман[9]. Но в МТ мы впервые пытаемся не толковать образы, символы и архетипы, а жить с ними, играть и преображаться вместе с образами и архетипами, вплетаясь в причудливые и, в то же время, предельно наполненные жизненной энергией узоры мироздания. Выйти на гребень волны бытия, погружаясь в исследование-проживание МТ и, одновременно пережить таинство алхимической трансформации, удерживаясь на этом гребне. Это – процесс, состоящий из непрекращающегося каскада трансформаций. Это – Жизнь – в самом сокровенном смысле этого слова…

 

5.      Области применения

выделим три уровня задач, с которыми сталкивается человек в своем развитии.

а) Задачи донормативного развития:

-         решение ярко выраженных психических и физических проблем;

-         социальная адаптация;

б) Задачи нормативного развития:

-         становление зрелой, самостоятельной, ответственной личностью;

-         становление Мужчиной (Женщиной);

-         творческая реализация текущих задач во всех сферах жизни (работа, творчество, семья, отдых, самопознание);

-         становление профессионалом в своем деле;

-         закалка физического тела и психики;

в) Задачи сверхнормативного развития:

-         реализация своего Предназначения;

-         поиск своей истинной природы (того, что можно назвать «Я» - источник восприятия);

-         любовь и помощь другим людям в решении задач первого, второго и третьего уровня.

 

На мой взгляд, ошибкой будет рассматривать каждого отдельного человека так, как будто он находится на каком-то фиксированном уровне и перед ним, соответственно, стоят задачи одного типа. У человека может быть несколько актуальных для него задач, скажем, первого уровня, несколько второго... Мы можем говорить только о том, что у данного человека задачи одного из уровней являются выраженными и первоочередными, а других уровней – перспективными, или недоработанными «хвостами». Видение первоочередных и перспективных задач является важным для Ведущего МТ.

Исходя из приведенного условного описания уровней задач видно, что человека, который не решил еще должным образом хотя бы большую часть донормативных задач,  неправильно нацеливать на яростное духовное подвижничество, что не исключает, конечно, задач третьего уровня, как некого будущего ориентира. Опыт показывает, что задним числом решать задачи первого и второго типа много сложнее... С другой стороны, выбрать линейную стратегию, то есть решать последовательно сначала все задачи первого типа, потом второго и лишь потом – третьего тоже не оптимально, да и невозможно, так как многие задачи первого, а особенно второго типа проявляются и становятся актуальными только при обращении к сверхнормативным задачам. Таким образом встает вопрос о подборе оптимальной для каждого случая стратегии (вероятнее всего – циклической или разветвленной).[10]

Грамотный подход к делу требует от консультанта богатого опыта успехов и ошибок в собственном развитии...

6.      Эксперимент

В 2008-2009гг., готовясь к защите метода в докладе на Международной конференции по Трансперсональной психотерапии, я провел эксперимент по проверке эффективности МТ. Всего за 18 лет существования МТ через него прошло несколько тысяч человек. Из них в 2008-2009гг. с 200 людьми у меня была постоянная связь, и я мог отслеживать их динамику после прохождения МТ. По гендерному составу это 121 женщина в возрасте от 20 до 55 лет и 79 мужчин в возрасте от 23 до 58 лет. Эти люди проходили измерения с помощью метода Газоразрядной Визуализации до прохождения МТ и через 6 месяцев после прохождения МТ. Также была выбрана контрольная группа среди слушателей курсов переподготовки на факультете Психологии СПбГУ, которые не проходили МТ и других тренингов. Их также было 200 человек, из них 115 женщин в возрасте от 25 до 50 лет и 85 мужчин в возрасте от 27 до 55 лет. Они также проходили контрольные замеры – первый и второй – через 6 месяцев. Результаты измерений и в экспериментальной и в контрольной группах были усреднены и занесены в Таблицу 1.

В качестве критериев оценки состояния испытуемых использовались следующие параметры:

1.      ФЭИ – Функционально-энергетический индекс – характеристика уровня функциональной энергии испытуемого на момент обследования. Чем выше ФЭИ, тем выше потенциальный резерв испытуемого. Высокое значение ФЭИ характеризует целеустремленность, стресс–устойчивость, высокую активность, запас потенциальных резервов.

2.      ФЭБ – Функционально-энергетический баланс – характеристика симметрии энергии – распределения уровня функциональной энергии испытуемого между правой и левой рукой на момент обследования. Характеризует баланс энергетики. Чем более симметрично распределена энергетика испытуемого, тем выше функциональный резерв ее использования. Сильная асимметрия является признаком психологического, а в выраженных случаях, и физиологического дисбаланса. Явный признак психологической неустойчивости, нервозности, затаенных страхов, фобий, неуверенности в себе.

3.      ЭД  – Энергодефицит – оценка уровня энергодефицита психофункционального состояния организма как единого целого с учетом состояния отдельных органов и систем. Энергодефицит свидетельствует о состояниях перегрузки, усталости, выработанности энергетических резервов.

4.      СЭД – Симметрии энергодефицита – характеристика симметрии распределения энергодефицитных состояний. Высокий коэффициент СЭД свидетельствует о наличии потенциально опасного энергодефицитного состояния. Низкий СЭД свидетельствует о временных функциональных отклонениях.

 

Полученные результаты сведены в таблицу 1

 

                      ФЭИ

                      ФЭБ

 

     до МТ

после МТ

     до МТ

  после МТ

Участники МТ

       71,7

    93,8

         3

         8

Не участники

       72,3

    72,5

          4

         3

           

 

 

 

                          ЭД

                      СЭД

 

      до МТ

 после МТ

      до МТ

  после МТ

Участники МТ

        23

       11,2

       14,5

      0,2

Не участники

        21

        20

       12,8

      13,4

           

 

ТАБЛИЦА 1

 

Результаты эксперимента отчетливо показывают, что у людей, не прошедших МТ все показатели остались, в среднем, на прежнем уровне, в то время, как у людей, прошедших МТ все коэффициенты существенно изменились, причем в сторону позитивных результатов.

Кроме приборного эксперимента люди, прошедшие МТ, опрашивались через 6 месяцев о произошедших изменениях. Более чем 70 процентов испытуемых не только разрешили заявленные на МТ проблемы (психосоматические, семейные, кризисы, неврозы), но и вышли на новый уровень широты и глубины мировоззрения. Остальные 30 процентов отметили некоторые улучшения состояния. Почти все испытуемые утверждали, что у них повысился уровень эмпатии, толерантности, стрессоустойчивости, способность самостоятельно решать свои проблемы. Понизилась тревожность, мнительность, депрессивность. 117 человек после прохождения 1 или нескольких МТ продолжили заниматься самопознанием. У них появилась отчетливая устойчивая ориентация на духовное развитие.

 

С.Петербург, 2009

 

 

 

 

 



[1] Более подробное описание Магического Театра см. в книге В.Лебедько, Е.Найденов «Магический Театр – методология созидания души». Самара «Бахрах-М», 2008

[2] Г.Гессе «Степной волк». СПб. «Кристалл», 2001

[3] М.Чехов «О технике актера». М. «АСТ», 2001

[4] В.Лебедько «Драматургия и режиссура жизненного Пути» 2000, на авторском сайте http://sannyasa.ru  и во многих Библиотеках Интернета.

[5] Концепция создана в 2000г. и описана в статье В.Лебедько «Мифологическое сознание». Вестник БПА, вып.93 -2009 г

[6] М.Хайдеггер «Бытие и Время». Екатеринбург «Фактория», 2002

[7] См. фундаментальный труд Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Капитализм и шизофрения», перевернувший многие представления философской мысли.

[8] Умберто Эко «Записки на полях «Имени розы»»

[9] Джеймс Хиллман «Архетипическая психология» М. «Когито-центр» 2005.

[10] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

 

 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2010

страница обновлена 02 января 2010 г.

дизайн: Николай Меркин, веб-мастер: Михаил Искрин