|
В.Лебедько ПРОЯВЛЕНИЕ
ДУХА АВАНТЮРЫ КАК ОДНО ИЗ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ
ГЛОБАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Тезисы). 1.
Ценности "общества потребления",
губительные для человеческого духа
поглотили (по принципу Доминанты) и такие
общественные институты, как культура, наука,
психология и эзотеризм. Проявляется это, в
частности, в том, что подавляющее
большинство индивидов отрываются от Целого
и неуклонно стремятся к неприкосновенности
гарантированного бытия и личной
безопасности и прочим личным благам, в том
числе утилитарно-материальным (карьера,
стабильность, деньги, здоровье и т.п.) Именно это стремление к неприкосновенности якобы гарантированного обладания этими ценностями и личной безопасности - ценностям иллюзорным, ибо никакие законы и манипуляции (в том числе целительство и т.п.) не могут дать гарантий, хотя дают, подчиняясь Доминанте "общества потребления" иллюзию подобных гарантий, ставя тем самым людей в зависимую инфантильную позицию потребителя - так вот именно это стремление и является в современном мире ни чем иным, как регрессом со всеми вытекающими последствиями. 2.
То, что сейчас именуют "духовностью"
приобрело с начала века явно выраженную "розовую"
окраску, ставя человека в подчиненное
положение перед коллективным Супер-Эго, -
вследствие вытеснения всего, что считается
"темным" и т.п. в подсознание, целые
народы находятся под властью жестких
догматов (религии, нью-эйдж,
потребительская психология и "целительство"),
порождая невротические иллюзии и тот же
потребительский инфантилизм, как образ
жизни. Подобное вытеснение
экзистенциальных переживаний (нежелание,
например, принять апорию смерти в частности
и уход в "спасительные" верования
могут обернуться (и уже оборачиваются)
массовыми психотическими инфляциями в
сознании людей. 3.
Дух - вольный, он дышит где хочет, не
разделяя мир на низ и верх, добро и зло и
прочие крайности. В сложившейся ситуации
дух имеет тенденцию улетучиваться,
оставляя человека в его стремлении к
личному благу и безопасности. Подлинная
духовность, как например, ее понимали
древние и, хотя бы, тот же Гегель, перестает
восприниматься общественным сознанием.
Духовность же является стремлением от
частного к Целому: сейчас мы видим прямо
противоположные тенденции. Вместо
гарантии (точнее псевдогарантии) уютного
личного мирка Гегель, в частности (в работе
"Феноменология Духа") писал: "Для
того, чтобы целое не распалось, и дух не
улетучился, правительство должно время от
времени потрясать гражданское общество,
нарушать этим и расстраивать наладившийся
порядок и право независимости, индивидам же,
которые отрываются от целого и неуклонно
стремятся к неприкосновенности
гарантированного бытия и личной
безопасности, надо дать почувствовать в
указанной работе, возложенной на них, их
господина - смерть". Во времена Гегеля
обращение к государству и правительству
было естественным, сейчас ситуация иная и
действие по перетряске ценностей и выходу
на предельные экзистенциальные
переживания нельзя возлагать на госаппарат
(так как он сам - рассадник ценностей "общества
потребления"), сейчас эти действия могут
и должны исходить изнутри системы - в
частности как архетипические технологии. 4.
Таким образом, основная задача нашего
времени - выход из под Доминанты "общества
потребления", и инфантилизма, т.е.
взросление! Дух авантюры (или по
определению Гегеля - "чистое авантюрное
сознание") может быть решающей прививкой
от инфантилизма и господства частных
ценностей "общества потребления". Эта
позиция ставит под принципиальный вопрос
основную тенденцию, сложившуюся в культуре,
науке, психологии, медицине и т.п. Развитие
чистого авантюрного сознания смещает
систему ценностей от инфантилизма и
спасительных иллюзий и надежд в сторону
преобладания Целого над частным, свободы
над гарантиями, возможности предстоять
перед смертью без защит над инфантилизмом,
неизвестности над догмами. 5.
Авантюрное сознание вбрасывает сознание
человека в мир взрослых категорий, таких
как риск, удача, поражение и т.п. Это
ведет к проживанию даосского тезиса о том,
что жизненный путь ведет из ниоткуда в
никуда, следовательно цель - каждый шаг. Это
понимание отодвигает потребительские
ценности (карьера, деньги, озабоченность
здоровьем - которая, равно как и само
расстройство здоровья большей частью
происходят от инфантильной позиции -
лекарство от которого - осознание всех
рисков в которые "вброшен" человек) и
выдвигает на первый план ценности
осознавания. 6.
Осознавание неизбежно приводит к
постижению того факта, что жизнь по сути
является авантюрой. Определение:
Авантюра (фр. aventure — приключение) —
рискованное и сомнительное дело,
предпринятое в надежде на случайный успех (по
словарю Ожегова), приключение, опасное по
своей природе, сопровождаемое риском
неожиданных событий, перипетий и скачков.
Это принятие того, что в мире присутствует
не только рациональное начало, но (и даже в
большей степени) - иррациональное, так что
любая наша задача, если смотреть трезво -
рискованна и сомнительна, но можно
выработать наиболее адекватное отношение к
ней - как к приключению. Осознание
рисков и возможности равновероятных удач и
поражений приводит к отказу от
инфантильной страусиной позиции. Через
категорию игры, приключения, авантюры -
наступает взросление и ответственность за
целое, за Дух. 7.
Если все вышенаписанное не вызвало вашего
протеста, то я могу представить (и
представляю на этом сайте) технологии
достижения чистого авантюрного сознания
как индивидуальные, так и работающие на
уровне коллективного бессознательного. Парадоксальным
образом человек, пришедший к чистому
авантюрному сознанию (состоянию ВЗРОСЛОГО
человека) открывает для себя, что весь мир
есть ЖИВОЕ, т.е его сознание становиться не
только авантюрным, но и мифологическим,
охватывающим связи всего со всем в их
единстве и интриге Игры жизни. 8.
Современная «духовка», попавшая под
Доминанту общества потребления и
провозглашающая «гуманистические идеалы»,
большинство из которых пагубно для духа,
очень боится подлинно духовного тезиса: «Спасение
утопающих – дело рук самих утопающих». :) Не
исключено, что данные тезисы многими будут
восприняты с «праведным возмущением» -
принцип Доминанты никто не отменял:) 9.
Для баланса структур различного масштаба (отдельный
человек, общество, планетарное сознание)
нужно как движение сознания от частного к
общему и движение от общего к частному. В
условно здоровом организме (социуме) эти
тенденции примерно уравновешивают друг
друга. В обществе можно обнаружить "нормальное"
(Гауссово) распределение людей, где в центре
распределения - "нормальные люди", в
правом крыле - "духовная элита" (те, у
кого преобладает общее над частным), в левом
крыле - те, у кого перевешивает частное над
общим. Такое сверхусилие возможно, имхо,
лишь для чистого авантюрного сознания,
лишенного привязок к чему либо.
|
|