|
Владислав ЛебедькоАрхетипические особенности проявления Мужского и Женского начал (Первые шаги Структурной Алхимии). «Жизнь – всегда стремление к большему, для грубого ли
лавочника, для изысканного ли мистика» (Дж.Фаулз «Волхв») Введение Любое
взаимодействие человека с другими людьми и
с миром строится на основе особенностей его
внутренней структуры. Деформации
внутренней структуры при этом играют
существенную роль, закрывая ресурсы для
гармоничных отношений и реализации
внутреннего потенциала. Знание подобных
деформаций и умение их корректировать
несомненно важно для пути индивидуации
человека. Возможны различные системы
координат, позволяющие работать с разными
деформациями внутренней структуры. Далее,
исследуя этот вопрос, я буду опираться на
систему координат, позволяющую
рассматривать структуру человека,
представленную во всей совокупности
противоположностей, - которая отражена,
прежде всего, в основных
противоположностях: Мужского и Женского. Такую
систему координат я подобрал в процессе
исследований и работы с «потоками сознания»,
имеющими пересечение с архетипами
коллективного бессознательного (К.Г.Юнг) и
арканными субстанциями (Алхимия). Такая
система координат представляет из себя
ортогональный базис из трех осей, так что
любое состояние человека в его
взаимодействии с другими людьми может быть
представлено точкой или некой областью в
этом базисе. Конкретный мужчина или женщина
может быть представлен, как
полупространство, описываемое пятью
координатами: АНИМА, АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ, ЦАРИЦА (мужчина)
и АНИМУС, АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ, ЦАРИЦА (женщина).
Деформации именно этих архетипических
фигур (или арканных субстанций), задающих
нашу систему координат, будут рассмотрены
далее. Я кратко опишу процедуры снятия
соответствующих деформаций. Также я покажу,
что, при условии снятия ранее упомянутых
деформаций, Юнговский бинер АНИМА-АНИМУС,
будучи дополненным квартенером АДАМ – ЕВА,
ЦАРЬ – ЦАРИЦА описывает пространство
САМОСТИ (тождественное в Алхимии «Камню», т.е.
ляпису – Христу), конечно, если человеку
удается осознать в себе еще одну арканную
субстанцию – JOKER, свободно перемещающуюся в
описанной системе координат. В
качестве теоретического материала я буду
далее опираться на работы К.Г.Юнга «Психология
и Алхимия» и «Mysterium
Coniunctionis (Таинство Воссоединения)», В.Томберга
«Медитации на Таро: путешествие к истокам
христианского герметизма», Р.Генона «Очерки
о традиции и метафизике», Н.Фламмеля «Книга
Прачек», а в качестве практического
материала на опыт работы над собой, а также
индивидуальное консультирование и работу с
группами. Противоположности и выбор
системы координат Согласно
Юнгу, факторы, которые вступают во
взаимодействие, рассматриваются, как
противоположности, либо враждебно
противостоящие друг другу, либо
притягивающиеся любовью. С самого начала
они двойственны; например
противоположности влажный/сухой,
холодный/теплый,
верхний/нижний, душа/тело, небо/земля,
огонь/вода, активный/пассивный, дорогой/дешевый, добро/зло, открытый/скрытый, восток/запад, живой/мертвый, мужской/женский, Солнце/Луна... Часто полярность
располагают в виде четвериц – квартернеров,
где элементы противостоят друг другу
попарно, например, четыре элемента с
четырьмя качествами (влага, сухость, холод,
тепло), образуя, таким образом, крест, как
эмблему четырех элементов и символ
подлунного физического мира... Очень
часто противоположности мужского и
женского начал персонифицируются в Алхимии,
как ЦАРЬ – ЦАРИЦА и АДАМ – ЕВА, которые
являются не просто метафорами, а реальными
архетипическими фигурами или, иначе,
арканными субстанциями. Я возьму этот
квартенер за основу. Далее я выдвигаю
гипотезу (которая прошла неоднократную
практическую проверку) о том, что если этот
квартенер дополнить персонифицированными
архетипическими фигурами АНИМЫ (женская
составляющая в бессознательном мужчины) и
АНИМУС (мужская составляющая в
бессознательном женщины), то мы получим
координатную систему, полностью
описывающую индивидуальность человека, где
любое состояние его во взаимодействии с
другими людьми можно представить, как некую
область в данной системе координат.
Если
принять во внимание, что в неискаженной
индивидуальности мужчины доминируют
фигуры АДАМА и ЦАРЯ, а у женщины ЕВЫ и ЦАРИЦЫ,
то приведенное изображение будет
тождественно объемному символу ИНЬ-ЯН. Характеристики арканных
субстанций Каждая
из перечисленных арканных субстанций
проявляется через разнообразный ряд
характеристик, неся в себе, в том числе,
всевозможные противоположности. Эти
противоположные проявления лежат по ту
сторону морали и понятий хорошего и плохого.
Они просто, в некотором приближении,
описывают то, через что проявляется та или
иная арканная субстанция (сама по себе она
не имеет характеристик, будучи чистой
энергией - лишь ее проявления). Я приведу
некоторые характеристики для каждой
арканной субстанции (список далеко не полон
и приблизителен): АНИМА: нежность,
чувствительность, мягкость, добросердечие,
хрупкость, стремление к тайне, чистота,
наивность, бережливость, суеверность,
ранимость, кокетливость, гибкость,
уступчивость, лиричность, возвышенность,
легкомыслие, душевность, милосердие,
непосредственность... АНИМУС: упорство, решительность,
стремление к познанию, независимость,
целеустремлённость, настойчивость,
экспансивность, активность, выдержка,
самообладание, рациональность,
стремительность, жизнестойкость, сила,
напористость, грубость, сила духа, смелость,
настойчивость, стратегичность, строгость,
уверенность, рациональность...
АДАМ: праотец, основательность,
страстность, напористость,
собственничество, изобретательность,
консерватизм, категоричность,
прямолинейность, заботливость, завоеватель,
охотник, сила, мужество, исследователь,
смирение, ведущий, защитник, добытчик,
увлечённость, соперничество,
устремлённость, аскетизм, агрессия... ЕВА: праматерь, обольщение,
эксгибиционизм, стихийность, изменчивость,
любопытство, лёгкость, обворожительность,
жертвенность, преданность, привязчивость,
импульсивность, терпимость, чувственность,
открытость, доверчивость, страстность,
слабость, безрассудство, красота,
эротичность, невинность, иррациональность,
легкомыслие, доступность. ЦАРЬ: авторитет, уверенность,
жесткость, твёрдость, категоричность,
успешность, гордость, прагматизм,
расчётливость, авторитарность,
экспансивность, меценатство, амбициозность,
законность, абсолютизм, догматизм, мудрость,
правдивость, патриотизм, благородство,
целеустремлённость, независимость,
возвышенность, красноречивость,
самообладание, образованность,
харизматичность, хозяйственность.
ЦАРИЦА властность,
возвышенность, избранность, голубая кровь,
самолюбование, милосердие, тщеславие,
кастовость, стремление к контролю,
избирательность, статность,
покровительство, щедрость, заботливость,
благодетельность, восторженность,
тактичность, мягкость, вкрадчивость... Стоит
выделить, что АДАМ и ЕВА представляют по
большей части, иррациональный, хтонический
полюс квартернера, а ЦАРЬ и ЦАРИЦА – то, что
присуще эго, особенно социальный статус.
Ярко проявленная ЕВА «сводит с ума»
представителей противоположного пола, - это
иррациональная сила пола. АДАМ дает
основательность, в частности, будучи
проявленным в мужчине он делает его «настоящим
мужиком». Ярко проявленный ЦАРЬ
обеспечивает человеку авторитет в группе,
коллективе, статус, а ЦАРИЦА добавляет силу
власти... Проявление арканных
субстанций и появление деформаций В
гармоничной индивидуальности хорошо
проявлены и «выходят на арену» в адекватной
ситуации, а также хорошо взаимосвязаны
между собой все пять арканных субстанций, с
учетом вышеназванного преобладания АДАМА и
ЦАРЯ у мужчины и ЕВЫ и ЦАРИЦЫ у женщины. В
реальной жизни у подавляющего числа людей
мы можем встретить те или иные искажения
проявлений некоторых арканных субстанций,
что ведет к деформациям в осознавании и
поведении, в частности, в отношениях с
противоположным полом. Причиной тому
служит факт, что на пути проявления
арканных субстанций в конкретном человеке
стоят различные блокировки имеющие
кармические, генетические, перинатальные,
воспитательные, травматические и иные
причины. Первым
шагом в исследовании собственной структуры
и ее деформаций является нахождение
Процедуры, применив которую, исследователь
обретет реальный (не умозрительный, а «переживательный»)
доступ к проявлениям своих арканных
субстанций в том виде, в каком они у него
присутствуют. Процедура
эта существует и я не буду ее подробно
описывать, ибо она передается лишь через
живой контакт. Замечу лишь, что необходимо
два фактора: 1) Инициатор (консультант,
ведущий) должен «иметь доступ» к некому
определенному «потоку сознания»; 2)
Инициируемый (ученик, исследователь) должен
быть обучен инициатором удерживать
определенное качество внимания (это не
сложно и в «групповом поле» обучение
данному качеству внимания, достаточному
для Процедуры, занимает всего несколько
часов). При
соблюдении двух этих условий,
исследователь может начать «видеть лики»
интересующих его арканных субстанций,
входить в их образ и говорить от их имени (часто
неожиданную информацию или то, что
предчувствовалось интуитивно, но ранее не
было вербализовано). При несоблюдении
любого из двух перечисленных условий и
попытки действовать через техники,
например, гештальттерапии и т.п., результаты
будут поверхностными и более
умозрительными, нежели реальными. Это
справедливо только лишь потому, что мы в
данном случае имеем дело не с метафорами
или субличностями, но с проявлениями очень
глубинного пласта – арканных субстанций. (Еще
одно отличие от работы с субличностями:
субличности имеют контекст, в котором их
деформации проявлены отчетливо и контексты,
где деформаций нет или почти нет. Иначе
обстоит дело с арканными субстанциями.
Деформации структуры: АНИМА (АНИМУС) – АДАМ
– ЕВА – ЦАРЬ – ЦАРИЦА присутствуют
практически во всех проявлениях данного
человека, составляя своеобразный глубинный
«каркас» его поведения, отклонения от
которого могут происходить лишь в
исключительных ситуациях, создающих общую
энергетическую «встряску» всей структуры) В
результате Процедуры исследователь
получает информацию о своих глубинных
структурных деформациях. Структурные деформации В
этом параграфе я приведу основные, наиболее
часто встречающиеся структурные
деформации проявлений арканных субстанций.
В ряде случаев будут добавлены примеры того,
как эти деформации проявляются в жизни
человека, в его поведении и общении. 1)
Деформации, которые относятся ко всем
фигурам (для краткости изложения я привожу
лишь часть примеров, не охватывая и малой
доли полного спектра – думающий читатель
легко может привести собственные примеры): -
Подавленность (заблокированность
проявлений) всех фигур. Пример человека с
подобной деформацией – «бледная, тусклая»
личность с блеклой судьбой. «Серая мышь». -
Жесткое доминирование одной или
двух фигур. Человек с такой структурой
проявляется однобоко (хотя и с возможностью
играть при этом разные роли в этом
проявлении). Жестко доминирующая ЕВА дает «жрецов
и жриц любви», умеющих увлекать (чего стоит
один только пьянящий «взгляд ЕВЫ»!),
непостоянных и ветреных. Жестко
доминирующий АДАМ – пример человека,
стремящегося к природной первобытности,
иногда уединенности (пахаря, охотника,
геолога, егеря, путешественника, женщина –
«хранительница очага», домохозяйка, но не
более). «Крепкие мужики» и столь же «крепкие
бабы», социально не проявляющиеся.
Доминирующий ЦАРЬ – авторитарная, как
правило социально ярко выраженная личность
(при этом могут хромать семейные,
творческие и иные проявления). Доминирующая
АНИМА – человек широкой и щедрой души (но,
как правило, плохо приспособленный к
социальной и природной жизни)... -
Полное вытеснение одной или
нескольких фигур. Вытесненная ЕВА –
сексуальная (и не только сексуальная)
непривлекательность (даже при хороших
физических данных) и нереализованность.
Вытесненный АДАМ – задавленный в мужчине
мужик (во всех отношениях) и отсутствие
хозяйки в женщине. Вытесненный ЦАРЬ –
человек, не способный снискать авторитет, а
при вытеснении ЦАРИЦЫ – почти полная
неудача с социальным статусом. Вытесненная
АНИМА – человек бездушный, черствый,
неспособный к проявлениям любви, заботы,
нежности... -
Преобладание у мужчины
доминанты женских фигур, а у женщины,
наоборот, мужских. Это приводит к чрезмерно
женственным мужчинам и мужественным
женщинам (плюс особенности, в зависимости
от того, какая именно фигура преобладает). -
Разобщенность фигур, отсутствие
связи и контакта между ними. Возможно даже
проявление враждебности одной фигуры к
другой. Как правило, такие деформации
проявляются уже в серьезных невротических
и даже психотических нарушениях поведения,
а также в серьезнейших проблемах в общении. -
Незрелость (несоответствие
паспортному возрасту – недоразвитие) той
или иной фигуры. Например у взрослого
человека может быть АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ или
ЦАРИЦА – «подростки», что проявляется в
незрелости поведения именно в том аспекте
проявлений, которая соответствует именно
данной фигуре, - остальная личность может
быть вполне развитой (и даже умудренной –
когда, например при незрелом АДАМЕ
присутствует опытный и зрелый ЦАРЬ).
Проявления этого вида дефектов довольно
многочисленны и разнообразны и ведут к
самым разнообразным проблемам в общении (особенно
с лицами противоположного пола) и в навыках
семейной жизни (семьи таких людей
исключительно некрепки). -
Преждевременная старость (прежде
всего, это относится к АДАМУ и ЕВЕ), что дает
преждевременное угасание соответствующих
функций. -
Контаминация фигур (загрязнение
«чистого» проявления арканной субстанции
определенной схемой тех или иных жестких
убеждений или стереотипов поведения).
Описание данной деформации потребует
отдельной развернутой статьи, поэтому
здесь я ограничусь лишь обозначением этого
дефекта. 2)
Конфликт личности с арканными
субстанциями. -
Не принятие в себе арканной
субстанции такой, как она есть (страх перед
ее проявлениями, враждебность к ней,
ненависть). Не принимая в себе арканную
субстанцию именно такой, какая она есть, мы
не даем ей шанса исправиться, развиться,
стать адекватной. В жизни человека такой
конфликт проявляется через массу
невротических симптомов, страхов (фобий),
депрессий, ненависти к себе и проблем в
общении. -
Не удовлетворение потребностей
фигур. Основная их потребность, это, как
правило, проявление в адекватной ситуации.
К тому же существует и ряд специфических
потребностей у каждой фигуры, узнать о
которых можно, наладив контакт с ними (с
помощью описанной выше Процедуры). -
Игнорирование фигур. Существует
множество способов игнорирования. Они
связаны с описанной мной в статье «Мотивация.
Творчество. Предназначение.» так
называемой «Лестницей мотивации», к
которой я и отсылаю читателя. Можно
себе представить, какое богатое
разнообразие сюжетов мы имеем,
рассматривая с данной позиции
взаимодействие людей с различными
структурными дефектами (особенно это ярко
видно во взаимодействии мужчин и женщин
друг с другом, в семьях и т.д.) Но важно
другое – предложенная система координат
дает нам очень удобный и адекватный
механизм коррекции патологии
взаимоотношений. Коррекция (Процедура Делания) В
моей практике основная Процедура Делания,
это так называемый Магический Театр, кратко
описанный мной в статье «Драматургия и
режиссура жизненного Пути». За последний
год, в связи с более глубоким
проникновением в «поток сознания»,
связанный со Структурной Алхимией,
Магический Театр существенно изменился и
дополнился. Появляется возможность
непосредственно в Магическом Театре
работать с различной алхимической
символикой и благодаря возможности доступа
к арканным субстанциям (не только в той
системе координат, которая описана выше, но
и с такими арканными субстанциями, как
Ртуть, Сера, Соль, Меркурий, Солнце, Луна – в
различных динамических режимах)
осуществлять различные стадии того, что в
Алхимии известно под названием Великое
Делание. Естественно, однократное участие в
Магическом Театре не решит все проблемы, не
уберет все деформации, но регулярное или
периодическое участие в этой процедуре на
протяжении определенного времени (которое
зависит от задачи – избавиться от
симптоматики недолго, гораздо дольше –
встать на путь индивидуации), подкрепленное
регулярной самостоятельной практикой
самовоспитания, молитвенным деланием,
практикой созерцания и углубления контакта
с «внутренним учителем» и, главное,
намерением, - приносит ощутимые плоды... В связи со всем, что описано
выше – информация о семинаре: «Особенности
Мужских и Женских сюжетов и архетипических
фигур» (Исследование и коррекция
собственных АНИМЫ – АНИМУСА, АДАМА – ЕВЫ,
ЦАРЯ – ЦАРИЦЫ) – в С,Петербурге состоится 6-8
марта 2004 г.
Справки по spm111@yandex.ru и (812) 186-23-20, (812)954-00-56 Примеры структурных
деформаций арканных субстанций в образах
классической драматургии Для
некоторой наглядности, а также для связи
рассматриваемой в данной статье темы с
предшествующей ей работой «Драматургия и
режиссура жизненного Пути», можно привести
несколько примеров из классической
литературы, которые иллюстрируют те или
иные деформации арканных субстанций,
которые и являются основной причиной
драматического сюжета. Рассмотрим
несколько классических пьес и их главных
героев: А.П.Чехов
«Чайка»: Аркадина – пример жестко
доминирующей ЦАРИЦЫ, менее сильного,
контаминированного ЦАРЯ и
контаминированного АНИМУСА, подавленный
АДАМ. Треплев – слабость ЦАРЯ, незрелость
АДАМА. Тригорин – в относительной норме
АНИМА, ЦАРЬ и ЕВА, подавлены АДАМ и ЦАРИЦА. А.П.Чехов
«Пьеса без названия»: Платонов – пример сильного
конфликта ЦАРЯ с АДАМОМ, ЕВОЙ и ЦАРИЦЕЙ. А.П.Чехов
«Три сестры»: У старшей сестры Ольги
подавлена ЕВА, чуть в меньшей степени она и
АДАМ подавлены у младшей – Ирины. У Маши ЕВА
в относительной норме, но подавлены ЦАРИЦА
и ЦАРЬ. У Андрея незрелая ЕВА, подавлена
ЦАРИЦА. У Наташи – жестко доминирующая
ЦАРИЦА. А.П.Чехов:
«Дядя Ваня»: Астров – доминирующий АДАМ,
контаминирована ЦАРИЦА. Войницев (дядя Ваня)
– подавлены почти все фигуры. Елена
Андреевна – на фоне развитой ЕВЫ, подавлена
ЦАРСКАЯ чета. Соня – состарившаяся ЕВА. А.Н.Островский
«Бесприданница»: Карандышев – незрелый АДАМ.
Кнуров – жестко доминирующий ЦАРЬ. Паратов
– доминирующие ЦАРЬ и АДАМ. Лариса –
конфликт ЕВЫ и ЦАРИЦЫ, при их проявленности. И.В.Гете
«Фауст»: Фауст – хорошо проявленная
ЦАРСКАЯ чета и АНИМА при подавленности
АДАМА и ЕВЫ. Сделка с Мефистофелем как раз и
вела к раскрытию в нем АДАМА и ЕВЫ, что
привело, вопреки чаяниям Мефистофиля к
полной интеграции структуры и Спасению
Фауста в финале трагедии. У.Шекспир
«Отелло»: Отелло – на фоне глубокой и
проявленной АНИМЫ, в начале трагедии
заметен едва намечающийся потенциальный
конфликт ЦАРЯ и АДАМА, который при помощи
уловок Яго раздувается до катастрофической
величины. У.Шекспир
«Гамлет»: Гамлет – выраженный конфликт
ЦАРЯ с ЦАРИЦЕЙ. У.Шекспир
«Макбет»: Макбет и леди Макбет – пример «перевернутой
пары». У Макбета доминирование ЦАРИЦЫ, при
угнетенном ЦАРЕ. У его жены – доминирует
ЦАРЬ и АДАМ. У.Шекспир
«Король Лир»: Лир –
разобщенность фигур между собой плюс
сильный конфликт ЦАРЯ и ЦАРИЦЫ. В финале
трагедии, в результате испытаний судьбы и
любви Корделии, происходит некоторая
интеграция в структуре Лира... Проигрывание классических
драматических этюдов с целью коррекции
структурных деформаций арканных
субстанций О
преобразующем действии проигрывания
классических драматических этюдов я писал
в статье «Драматургия и режиссура
жизненного Пути». Но тогда механизмы
подбора этюдов представлялись мне неясными
и я опирался исключительно на интуицию. Я и
сейчас придерживаюсь позиции, что подбор
этюда для конкретного человека – это
Таинство и работа здесь по прежнему ведется
на интуиции. Ясными становятся механизмы.
При вживании в ходе репетиций (и самое
главное – общего «потока» спектакля, где
разные люди в определенной
последовательности играют предложенные им
этюды) в образ персонажа возможно несколько
эффектов, которые (помимо уже означенного «потока
сознания») оказывают преобразующее
действие. 1)
Человеку с той или иной подавленной
арканной субстанцией предлагается роль
персонажа с проявленной этой самой
арканной субстанцией. Работа на репетиции и
в спектакле позволяет снять
соответствующую блокировку. 2)
Человеку предлагается вжиться в роль
персонажа со сходной ему структурной
патологией (часто в этом случае появляется
нежелание играть именно эту роль – «дайте
мне что-нибудь другое, только не это!»).
Репетиции и проигрывание приводят к тому,
что человек начинает осознавать свою
собственную структурную патологию и имеет
возможность принять отвергаемую ранее
арканную субстанцию в себе такой, какая она
есть, что является первым шагом
коррекционной работы. Арканная субстанция
–
JOKER и
пространство САМОСТИ JOKER является арканной субстанцией, связанной, с одной стороны, с 21 Арканом Таро («Безумный») (Особенно ярко его черты описаны В.Томбергом в «Медитациях на Таро»), а с другой стороны, с той частью «нефизического» внимания человека, которая, являясь в полном смысле Игроком (с большой буквы) и создает реальность человека и является режиссером его жизненного Пути. Снятие деформаций со структуры АНИМЫ – АНИМУСА, АДАМА – ЕВЫ, ЦАРЯ – ЦАРИЦЫ, осознание JOKERа, переход к позиции импровизации в жизни (JOKER может свободно перемещаться внутри всего пространства, описываемого нашей координатной системой) и является целью Великого Делания. Это – «Камень» (ляпис), тождественный в Алхимии Христу, а у Юнга имеющий параллели с архетипом Самости. Но это уже тема отдельного исследования... |
|