Joker - Путь Импровизатора

Глава 5. Методология психотерапии

Начало

Глава 5

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.


Содержание книги

Содержание главы:

1. Целостность, Запрос и Психотерапия
2. Доминанта и принцип Баланса
3. Многофакторность
4. Принцип Диагностики

5. Принцип Стратегий
6. Обобщение


В данной главе будет представлена схематическая модель подхода к психотерапии, основанная на методологии эзотерической Традиции, в которой работают авторы.

С позиций этой методологии психотерапия определяется, как аспект Знания, акцентирующий внимание на ориентации человека в себе (на себя) и в Мире, а взаимодействие терапевта и клиента рассматривается, как практика, дающая обоим шанс сделать свой шаг к Целостности (каждому на своем уровне).*


* Несмотря на достаточно общее определение, которое может подойти на первый взгляд многим психотерапевтическим моделям, особенности каждой из них могут приводить к существенным смысловым различиям, в зависимости от того, насколько полно осознается само понятие Целостность (см. главу "Актуализация в учебном процессе.." и далее).

Многие понятия, которые мы вводим, на наш взгляд, существенно отличаются по качеству, глубине и смыслу от принятых в психотерапии, поэтому мы уже начали их обсуждение, которое и продолжим в этой главе. Далее мы рассмотрим некоторые ключевые понятия нашей методологии тезисно, в общем виде, без подробной аргументации и доказательств, которые становятся очевидны только через практическую передачу. Отчетливо понимая, что передача подобного опыта через книжку невозможна, мы далее просто намечаем основные контуры работы.


<< к началу страницы

1. Целостность, Запрос и Психотерапия.

Запрос клиента всегда направлен на Целостность, т.к. он идет от целого, от всего организма, включая все Пространства и Объемы, как осознаваемые клиентом, так и неосознаваемые. Еще раз подчеркнем вывод прошлой главы о том, что с учетом взаимосвязей (прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных) организма каждого человека со всем Миром, Запрос отдельного клиента является Запросом Мира, выраженным через данного человека, поэтому задача терапевта (прозревающего по-настоящему весь масштаб того, что он делает), неизмеримо шире, чем "найти компромисс между различными частями личности клиента"; его задача -- прозреть единое за, казалось бы разнородными вещами: различными потребностями и мотивами, внешними ситуациями и поворотами судьбы, окружающими людьми и силами, увидеть единое в клиенте и Мире, себе и Мире, себе и клиенте и предоставить этому единому сделать следующий шаг к Целостности, шаг, который без этой встречи в терапевтическом кабинете был бы затруднен. (Как мы отмечали ранее, это позиция терапевта, которую он реализует не только в кабинете, а в любом действии своей жизни -- иначе сама такая позиция теряет смысл).

На уровне следствий такой работы могут происходить самые различные процессы: в каких-то случаях исчезнут без следа симптомы, в каких-то появится понимание причин и следствий или социальная адаптация, в каких-то появятся новые поведенческие навыки, проявится потребность в самоактуализации и т.д. -- не существует однозначного критерия того, что является результатом работы, независимого от множества переменных, завязанных на динамику Мира как целого. Те изменения, которые необходимы данному клиенту сегодня, могут радикально отличаться от того, что нужно завтра или другому клиенту.

Внешние действия терапевта в каждом случае тоже уникальны: от пятиминутной субмодальностной технологии в одном случае, до многочасовых "душеспасительных" бесед в другом, банального подзатыльника в третьем, комплекса домашних упражнений в четвертом и т.д. Однако такое сочетание техник не является эклектикой. Каждое действие подбирается, часто создается, специально именно для данного клиента исходя из единой методологии.

1.2. Понятие Целостность мы начали рассматривать в главе "Актуализация в учебном процессе...", где была упомянута фундаментальная идея Сферы. Достижение "жизни в Сфере", когда отсутствуют жестко-доминирующие части и проявления и весь организм переживается, как Центр в каждой точке, связанный со всеми другими точками, с каждым проявлением всей Вселенной (жизни, которая в Традициях называется Просветление, Дао, Преображение) -- конечно же не является задачей психотерапии. Не является ее задачей и достижение клиентом высоких уровней Осознания, о которых шла речь в главе "Что же такое Осознание" (повышение уровня Осознания может быть следствием психотерапии, но отнюдь не всегда на этом делается акцент -- а только тогда, когда именно это необходимо для данного клиента на данный момент), систематическая работа над Осознанием -- это задача для терапевта, применительно прежде всего к себе. В психотерапии делается только один (или несколько) шаг на длительном и сложном пути к Целостности, тот шаг, который без психотерапии был затруднен, на том отрезке пути, где человек "застрял". При этом такой шаг для каждого клиента, как упоминалось выше, приводит к результатам индивидуальным, которые могут быть подчас очень далеки (а то и противоположны) от расхожих представлений о Целостности: кто-то после своего шага станет более открытым и эмоциональным, а кто-то наоборот более сдержанным, кто-то станет более "зрелым", но у него останутся какие-то дискомфортные симптомы, а у другого степень "зрелости" останется без изменений, зато исчезнут симптомы. Все это зависит от уникального "вектора эволюции" данного человека в Мире, поэтому ставить для всех одинаковые критерии ( типа -- снять симптом, увеличить степень осознанности, адекватности, проявить потребность в самоактуализации и т.п.) было бы с данных позиций нелепо; кто-то нуждается в развитии творческого потенциала, а другому нужна прямая или косвенная суггестия. Исходя из сказанного выше, нельзя определить развиваемую нами методологию в русло Гуманистической психотерапии (в обычном понимании, возникающем при делении психотерапии на Гуманистическую, Поведенческую, Аналитическую, Трансперсональную и т.п.). Описываемая здесь психотерапия может интегрировать все возможные подходы и методы и основывается на возможности терапевта достигать тотального Осознания, единения с Миром (и клиентом, как частью Мира) и "видения" уникального вектора эволюции клиента, себя и Мира.


<< к началу страницы

2. Доминанта и принцип Баланса.

Доминанта -- жесткая, господствующая в организме энергетическая структура, как правило, ограничивающая возможности восприятия Мира и проявления в нем. Проявляется Доминанта в искаженном, однобоком преувеличении одних элементов и уменьшении (или сведении к нулю) других (элементов -- Объемов, Пространств организма, факторов жизни, функций отдельных частей организма и др.).

Иными словами -- существует доминирующий очаг возбуждения в организме, который "стягивает" на себя всю информацию и через призму которого происходит восприятие Мира.*


* Понятие Доминанта введено академиком А.А.Ухтомским [см.Ухтомский А.А. "Доминанта" М.1937.]

Проявления Доминанты пронизывают насквозь весь организм*. Это и особенности физического тела, специфика привычной "фокусировки" органов чувств, "мышечный панцирь", особенности восприятия сил в различных модальностях, особенности эмоциональной сферы (вытеснение одних и преобладание других эмоций), картина мира и особенности образного и логического мышления, характерные для данного человека события и поступки, система ценностей... Важно понимать, что вся жизнь человека, от малейших деталей до глобальных вопросов, определяется Доминантой.


* Основные свойства Доминанты (определяющие ее динамику) -- суммация (любой сигнал усиливает и подкрепляет Доминанту), возбудимость, устойчивость возбуждения и инерционность.

2.2. Доминанта, как жесткая структура, определяет жизнь подавляющего большинства людей (кроме тех, кто смог реализовать свою Целостность-- на духовном языке достиг Освобождения, Спасения). Но далеко не все страдают от этого настолько, чтобы обратиться к психотерапевту. Обращаются те, для кого жесткость этой структуры привела к устойчивым дискомфортным состояниям и проблемам. Задача терапевта -- "увидеть" Доминанту клиента через разнообразие ее внешних и внутренних проявлений и найти оптимальную "траекторию" для того, чтобы сделать очередной шаг к Целостности (как правило в противовес Доминанте).

2.3. Терапевту важно осознать, что он сам (его "видение", интуиция, его действия) зависим от своей собственной Доминанты, Доминанты массового сознания, а иногда и от Доминанты клиента. Неискаженное "видение" и выбор адекватной стратегии действий возможен только тогда, когда сам терапевт осознает себя в смысле определения данного в главе "Что же такое Осознание". Во избежание спекуляций на эту тему, отмечу, что такое свойство Доминанты, как суммация делает ее очень сильной, что ведет к невозможности просто так обойти ее и стать "чистым экраном" без очень серьезной практики. Поэтому рассуждения о том, что "на момент работы с клиентом я отхожу от своей личности и т.п." являются спекуляциями, даже если они опираются на опыт некоторого изменения состояния сознания терапевта. Быть "временно Святым", пожалуй, невозможно. Поэтому столько внимания мы уделяем образу жизни терапевта -- его Рабочее состояние -- это вся его жизнь.

2.4. Принцип Баланса предполагает наличие переживания, являющегося неким "нулем" по всевозможным координатным осям, характеризующим все объективно существующие и субъективно переживаемые явления.

2.5. Терапевт (имеющий соответствующую подготовку) имеет возможность возвращаться к переживанию состояния в этой "точке" (хотя по сути дела это не точка а процесс, а сам Баланс динамичен: когда вокруг холодно -- Баланс будет достигнут, если я согреюсь и наоборот -- хотя эти две внутренние температуры будут не совпадать, в каждом случае именно они дают переживание Баланса; Баланс -- это не застывшее равновесие, а наоборот -- предельно подвижное и гибкое)-- иными словами у терапевта есть эталон переживания Баланса. Осей Баланса можно обозначить очень много, но специальное их интеллектуальное называние необязательно, тем более, что и сами эти оси -- условность, удобная координатная система.

Имея такие возможности, терапевт "видит" отклонения от Баланса у клиента и знает, какие из этих отклонений имеют ключевую роль в Запросе клиента.

2.6. Действия терапевта также сбалансированы. Он не затрагивает Доминанту, ее проявления, а работает с "отстающим звеном" (имеется в виду "незагруженная", "отсталая" часть организма -- Пространство, Объем, незадействованный фактор жизни, функция и т.п.

Простейший пример: если ключевые проявления Доминанты резонируют с доминированием у клиента Пространства Имен, то терапевт основную работу проводит в других Пространствах, стараясь впрямую не касаться модели мира, образного и логического мышления и не использовать техники, основанные на этих аспектах (см. далее принцип Стратегии).

2.7. Так как факторов, по которым отслеживается отклонение от Баланса, очень много, то терапевт действует, отталкиваясь не от ментального анализа ситуации, для которого потребовалось бы вводить бесконечное число параметров, а исходит из одномоментного тотального переживания.

Терапевт может работать с формой, а может с содержанием, может ориентироваться на процесс, а может на состояние и т.п., не ограничиваясь ничем и исходя из принципа Баланса (Если Доминанта пациента каким-то образом связана с постоянным целеполаганием, терапевт ориентируется на процесс, если наоборот, то на целеполагание и т.п.).


<< к началу страницы

3. Многофакторность.

Жизнь человека определяется огромным множеством факторов, внешних и внутренних. Мы уже начали рассматривать этот вопрос в главе "Актуализация в учебном процессе...", поэтому напомним, что фактором может являться любое внешнее или внутреннее действие или воздействие среды, которое как-то меняет состояние организма, создавая временные или устойчивые очаги возбуждения, активности в том или ином Пространстве или Объеме. Факторы могут быть простыми или сложными, однокомпонентными или многокомпонентными, могут вызывать в организме относительно простые или сложные реакции, но каждый фактор преимущественно нагружает какое-то определенное Пространство или Объем, создавая там преобладающий (на момент воздействия фактора и большее или меньшее время последействия) очаг активности, возбуждения. Так, например, ходьба создает преимущественную нагрузку на ноги в физическом теле, чтение книги нагружает, в основном (смотря какой книги) Пространства Имен и Отражений (дополнительные резонансы могут возникать и в других Пространствах). Вообще действие каждого фактора будет индивидуальным в зависимости от особенностей человека и его Доминанты.

Факторы следуют в русле Доминанты, ею задаются и ее же подкрепляют. Если у человека Доминанта локализуется в каком-то Пространстве и Объеме, то жизнь его построена таким образом, что основные факторы как раз продолжают задействовать именно это Пространство и Объем, а тех факторов, которые нагрузили бы его "слабые", "недогруженные" Пространства и Объемы, этот человек как правило избегает (они ему неинтересны, он их боится или его жизненный путь просто проходит мимо них).

В жизни человека, не занимающегося специальной практикой, можно четко определить доминирующие факторы. Как правило, это будет сравнительно небольшое число факторов, которыми заполнена его жизнь. Терапевт, "увидев" Доминанту, может с большой вероятностью знать, чем преимущественно занимается его клиент и чего он избегает, т.е. определить преобладающие факторы его жизни.

3.2. Факторов, подкрепляющих Доминанту конкретного человека может быть, как уже отмечалось, достаточно много, но всегда, для каждой конкретной ситуации, есть так называемые "ключевые" факторы, которые особенно важны при определении Запроса. Ключевым фактором может быть все, что угодно: начиная от расстановки мебели в квартире или привычки ложиться головой на Север и кончая постоянно вспоминаемой травматической ситуацией или ориентацией на определенные жизненные ценности.

Задача терапевта -- выделить среди всех факторов, влияющих на жизнь клиента, ключевые и работать, отталкиваясь от этого, добиваясь Баланса. Работа с ключевым фактором тоже может быть самой разнообразной. Изменение факторов, которые подкрепляют Доминанту, может в одном случае потребовать детального анализа, в другом -- замены через субмодальностные технологии, а иногда будет достаточно простой рекомендации (на первый взгляд совсем не связанной с историей клиента) по изменению каких-то привычек в образе жизни.

3.3. Взаимодействие терапевта и клиента располагает огромным числом потенциально -- терапевтических факторов (которые, с одной стороны, могут подкреплять Доминанту, а с другой, при грамотном обращении, наоборот, создавать ей противовес). Поэтому, кроме "видения" ключевых факторов в жизни клиента, подготовленный терапевт точно знает о всех последствиях воздействия каждого фактора своего с клиентом взаимодействия; то, какие очаги возбуждения в организме клиента вызывает каждое его действие или инструкция. Терапевтическим фактором, вызывающим активность того или иного Пространства или Объема и вторичные резонансы является каждое слово, жест, смысл слова и жеста, интонация, содержание, стиль поведения, позиция, техника, домашнее задание... Терапевт, осознающий все это, знает как все это подействует на жизнь человека и насколько адекватно это реализует его Запрос...

3.4. Большинство направлений современной психотерапии пользуется сравнительно небольшим подмножеством параметров, варьируя которые, терапевт добивается (или не добивается) изменений.

Терапевт в нашей ситуации понимает, что его выбор параметров фактически неограничен и работать он будет с самым актуальным (может быть не очевидным на первый взгляд), сознавая, насколько глубоко связаны и переплетены все факторы через принцип Доминанты.


<< к началу страницы

4. Принцип Диагностики.

Диагностика есть Диагностика Запроса.

4.2. Для того чтобы иметь возможность применять предлагаемую методологию, терапевт должен постоянно находиться в практике, осознавать свое состояние в малейших нюансах и стараться жить (а не только работать) поддерживая Баланс. Степень зрелости терапевта, когда он может работать, не окрашивая работу своей Доминантой, свидетельствуется Мастером.

Только находясь в состоянии Баланса (и только в этом случае) у терапевта есть возможность (без искажения своей Доминантой) воспринять состояние клиента максимально объективно и достоверно. Осознавая внутренний эталон Баланса, и имея возможность отслеживания отклонения от него, терапевт через свои переживания "видит" Доминанту клиента и его Запрос. Терапевту, который не находится в практике постоянного "стирания" своей Доминанты, бесполезно доверять своей интуиции или логике -- его "видение" все равно будет искажено.

4.3. По внешним проявлениям (наблюдения, интервью, другие методы) терапевт получает объективную Диагностику, имея возможность сверить ее со своим "видением".

4.4. Терапевт, прежде всего, владеет самодиагностикой по всем параметрам и всей их совокупности, детально разбираясь в любом состоянии своего организма.

4.5. Диагностика не интеллектуальна (не только интеллектуальна), а представляет из себя тотальное переживание. Такой процесс мы уже назвали "видением", -- "сущностным видением" (не путать с "астральным видением" и т.п., модным сряди разного рода экстрасенсов и "ясновидящих").

4.6. Диагностика учитывает Многофакторность.

4.7. В Диагностике проявляется состояние Объемно-Пространственной Модели, доминирующие и неразвитые Объемы и Пространства, детальная ситуация внутри них.

4.8. Диагностика учитывает социальные отношения клиента, взаимодействие его с другими людьми, группой, терапевтом, а также все многообразие самых различных отношений с Миром на всех уровнях.

4.9. Диагностика является одномоментным переживанием всех перечисленных и многих других параметров и выделением главного (фигуры из фона) для данного клиента и работы с ним. Любое разложение по уровням, Объемам, Пространствам, моделям, схемам и т.п. может иметь место после, например, при методическом разборе случая -- в сам момент работы разделение и схематизация отсутствует.

4.10. Перечислим ряд параметров (без их подробной развертки), Диагностикой которых владеет подготовленный терапевт:

- по факторам жизни;

- по доминирующему и "заторможенному" Пространству;

- по доминирующему и "заторможенному" Объему;

- по связи между различными Пространствами;

- по модальностям (сжатие-расширение, тепло-холод, тяжесть-легкость, напряжение-релаксация и др.);

- по доминирующей стихии (Земля, Вода, Огонь, Воздух);

- по стилю движений (множество параметров);

- по содержанию движений (---"---);

- по стилю и содержанию речи (---"---);

- по тонусу и энергопотенциалу;

- по доминирующим и заторможенным функциям;

 Терапевт владеет также информацией по пересекающимся Диагностическим моделям (по Метамодели, репрезентативным системам (НЛП); по Сценарному Аппарату и Эгосостояниям (ТА); по механизмам защиты и их проявлениям, по неудовлетворенным и доминирующим потребностям; по ценностной ориентации; по перинатальным матрицам (С.Гроф); по символическому смыслу слов и действий; по соц. факторам /окружение, отношения, соц. слой, отношения мужчина-женщина и т.п./ и др. Терапевт знает о четко установленных (в процессе практики самоисследования и работы с другими людьми) резонансах между пересекающимися Диагностическими моделями. Например, связь между состоянием Объемно-Пространственной Модели и искажениями Мета-Модели или Сценарным аппаратом и т.п. Если не владеть Диагностикой Объемно-Пространственной Модели, а работать просто с Метамоделью или Сценарным аппаратом, не владея "сущностным видением", можно начать "не с того конца", нарушив принцип Баланса и выровняв, на первый взгляд некоторые искажения Мета-Модели, внести при этом еще большие искажения в Объемно Пространственную Модель, а значит в организм в целом.


<< к началу страницы

5. Принцип Стратегий.

Стратегия -- выбор (в пространстве и времени) методов, сил, средств и действий, направленных на установление Баланса по некому (одному или многим) ключевому параметру.

Для терапии (как, собственно, и при работе с собой) важны не столько сами техники и приемы, а их выстроенность, последовательность распределения нагрузок.

5.2. Стратегии основываются на Диагностике и каждый раз имеют целью построить оптимальный в каждом конкретном случае путь к достижению Баланса и адекватному ответу на Запрос.

5.3. Подготовленный терапевт имеет опыт владения Стратегиями внутри себя, в самых разнообразных ситуациях.

5.4. Объемно-Пространственные Стратегии (примеры)

Некоторые примеры (далеко не исчерпывающие все возможности) Объемно-Пространственных Стратегий приведены на Рис.1. и Рис.2.

Принципы выбора Стратегии: терапевт выстраивает факторы терапии (слова, интонации, жесты, форму, стиль поведения, позицию, приемы, техники, домашние задания и др.) так, чтобы они практически не затрагивали доминирующие Пространства и Объемы, модальности и др. диагностические факторы и поэтапно перемещали бы нагрузки в сторону "заторможенных" Пространств и Объемов, постепенно создавая там Контрдоминанту, а затем достигая нового динамического равновесия.

5.5. Пространственно-временные Стратегии: Стратегии, по которым выстраивается временная последовательность нагрузок в тех же Объемно-Пространственных Стратегиях, последовательность их чередования и вся временная ткань терапии:

а) Точечная Стратегия -- попадание одним действием в цель (если это целесообразно в данном случае);

б) Линейная Стратегия -- цепочка последовательных действий, в которой каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от последующих действий (один из примеров -- технологии НЛП: "Взмах", "6-ти шаговое Переформирование" и т.д.

в) Циклическая Стратегия -- ситуация после получения результатов на одной из стадий терапии, когда есть смысл вернуться к одному из предыдущих этапов--например, клиент "созрел" для более глубокой проработки уже пройденной темы заново. Такая терапия идет циклически, каждый раз до конца какого-то этапа, но на все большую и большую глубину.

Рис.1. Примеры Стратегий терапии при различных типах локализации Доминанты (в Объемной Модели) (упрощенные случаи).

Рис.2. Примеры Стратегий терапии при различных локализациях Доминанты (в Пространственной Модели) (упрощенные случаи).

г) Разветвленная Стратегия -- действия одновременно (или быстропеременно) по нескольким разным направлениям. (Перескоки с темы на тему или параллельная работа сразу с несколькими уровнями). Действия терапевта в такой ситуации могут как бы не зависеть одно от другого.

д) Адаптивная Стратегия -- сначала определяется первое действие. Далее -- отсутствие схемы -- каждое последующее действие зависит от результата предыдущего и схема поиска всегда исходит из наиболее полной на данный момент информации. (Один из примеров -- гештальттерапия, где терапевт работает в каждый момент с тем, что он выделяет как фигуру из фона).

е) Стратегия Случайного Поиска -- абсолютное отсутствие плана. Стратегия пригодна, когда нужно найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределенностей.

ж) Хаотическая Стратегия -- сбивание некой жесткой направленности потока реакций клиента. Это хаотическое изменение переменных характеристик с целью блокировки и переключения с доминирующего жесткого потока реакций.

з) и т.д. (более тонкие и специальные Стратегии).

5.6. Вложенность Стратегий : Стратегии часто в терапии "вложены" одна в другую. Например, вся терапия идет как линейная последовательных этапов, но внутри каждого этапа имеется своя Стратегия, предположим, циклическая на одном и разветвленная на другом. Или наоборот, вся терапия идет по принципу циклической Стратегии, этапы внутри которой организованы линейно. А внутри какого-то этапа ряд техник и технологий выстроен адаптивно или хаотично. Внутри отдельных техник слова, жесты и т.п. тоже могут организовываться по какой-то оптимальной Стратегии.

5.7. Комбинации сочетаний и вложенности Стратегий бесконечны и уникальны в каждом конкретном случае и их использование опирается, опять же, на "видение" Запроса.


<< к началу страницы

6. Обобщение.

Мы привели некоторые отрывки из методологии, которая представляет из себя схему, требующую дальнейшего развития и исследования, имеющую еще много возможностей и приложений.

6.2. Данная методология в общем виде может быть применена к любым смежным областям Знания: Педагогике, Медицине, Экологии и др.

6.3. Обучение данной методологии длительно, сложно и требует от занимающегося погружения в практику внутренней работы, с постепенным переходом к ситуации, когда практика и "обычная жизнь" уже не разделяются.

6.4. Предлагаемая методология является вариантом принципиально нового направления психотерапии, являющегося прикладной ветвью эзотерического Знания, ветвью, которая изнутри этого Знания решает некоторые прикладные задачи, являясь при этом одной из форм индивидуальной практики (практики в предельно сложной функции) для терапевта, работающего в эзотерической Традиции.

Не следует это сравнивать со столь модными сейчас попытками синтеза кусочков эзотерического Знания с какой-либо психотерапией. Такие попытки -- следствие незнания того, что же такое эзотерическое Знание и путание эзотерики с отдельными техниками и практиками, вытащенными из контекста жизни какой-либо Школы (тем самым лишенных основных своих качеств, зависящих именно от связей с этим контекстом).

6.5. Сама методология является живой, гибкой и изменяющейся системой, реагирующей на постоянно меняющуюся ситуацию во всех проявлениях Мира и жизни людей, данную методологию разрабатывающих...


<< к началу страницы

Содержание книги

 

  Joker - Путь Импровизаторa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2004

страница обновлена 13 марта 2003 г.

дизайн: Николай Меркин, вебмастер: Михаил Искрин

сайт miskrin.narod.ru