Дорогу осилитидущий

Интервью Владислава Лебедько
Сирину (spm111@yandex.ru)

Полная версия интервью (74 кб) (html) находится здесь.
части: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] <<< назад [8]

Вопрос. По-моему, это было бы очень забавно! Представьте себе: рассказ про Гуру Васю Пупкина, а внизу сноска: "На правах рекламы". Или пустая страничка и надпись: "Здесь могла бы быть Ваша биография". И еще: почему среди героев книги нет ни одной женщины, и появятся ли они в следующих томах?

Ответ. Одна женщина все-таки есть - Вера. Хотя и неявно, она проходит через несколько глав. Женщина на Пути - редкость, хотя у старта женщин довольно много. В следующем томе будут женщины, хотя бы одна - две.

Вопрос. Да, Веру я запомнила. Только ведь Вы не посвятили ей отдельной главы... Как Вы думаете, с чем связан этот половой перекос? Почему, а главное, куда "сходит с дистанции" большинство женщин?

Ответ. Для женщины совсем по-другому, чем для мужчины стоит вопрос рождения, воспитания детей и связанные с этим проблемы.

Вопрос. Но ведь рождение -- это творчество в чистом виде, если к нему соответственно относиться! Я не права? Другое дело, что женщины действительно исторически и истерически часто "замордованы" бытом. Я, как женщина, могу себе представить, как трудно освободить свое сознание от "маленьких женских мыслей", не потому, что они мне шибко присущи, а скорее потому, что я вижу и чувствую это на своих знакомых...

Ответ. Да, рождение ребенка может быть творческим актом. Но мы же не проводили однозначного соответствия между Творчеством и Духовным Поиском, Путем... Вообще, я знаком с несколькими женщинами на Пути, но не встречал еще тех, кто прошел Путь. Может быть, мне просто не везло в этом отношении?

Вопрос. Каков возраст героев книги?

Ответ. От 42 до 62 лет. Сорок два Алексею Вовку. Шестьдесят два Василию Максимову.

Вопрос. Как соотносится социальная адаптированность с "продвиностью"?

Ответ. Никак не соотносится. Могут быть крайние варианты.

Вопрос. Как Вы относитесь ко всеобщей компьютеризации русского народа?

Ответ. Компьютер - хороший полезный инструмент, решающий ряд задач, которые без него решить трудно. Хорошо, на мой взгляд, если этот инструмент используется в небольших дозировках.

Вопрос. Были ли на вашей памяти случаи, когда связь человека и компьютера создавала хорошую почву для инсайтов?

Ответ. На моей памяти были случаи, когда подобная связь в неумеренных дозировках создавала почву для патологии.

Вопрос. За кого Вы голосовали 19 декабря?

Ответ. На выборы я не ходил. Корни проблем, как в нашей стране, так и в мире, на мой взгляд, лежат совсем не в области политики или экономики, а в замене живых Идеалов и ценностей в массовом сознании пустышками, чему особо способствуют, в частности СМИ. Соответственно и решать эти проблемы на уровне следствий - политики и экономики - задача бесперспективная.

Вопрос. То есть, грубо говоря, "перестройка начинается с себя"... Я правильно вас поняла?

Ответ. Да.

Вопрос. Каковы ваши приоритеты в искусстве? Недавно видела: издали серию книг под грифом типа "Из личной библиотечки Борхеса". Назовите, пожалуйста, список наиболее терапевтичных, с вашей точки зрения, произведений.

Ответ. Назову в области литературы (в области музыки, живописи не могу выделить приоритеты): Гессе, Борхес - два наиболее любимых мной автора, чтение которых неоднократно помогало в кризисных ситуациях и вызывало наиболее сильные переживания. Телевизор и кино давно уже не смотрю. Ничего об этом сказать не могу. Что касается списка рекомендованных книг - полностью доверяю Борхесу.

Вопрос. Помнится, в фильме Формана "Амадей" Моцарт возмущался тем, что в качестве сюжетов для опер ему навязывали греческих богов. Он еще сказал что-то такое: "Надоела эта помпезность! Боги и богини... Такое впечатление, что они даже испражняются мрамором". Так вот, развейте, пожалуйста, образ небожителя, расскажите о ваших пристрастиях в массовой культуре. У меня есть такая формулировка (которой очень горжусь): "Китч -- это пошлость, одухотворенная любовью". Отсюда Вы можете представить, какое трепетное отношение у меня к "примитивным" образцам.

Ответ. Мало этим интересуюсь. Телевизор не смотрю (у меня его и нет), газет не читаю. Иногда я слушаю музыку - в основном песни 60-х - 80-х годов. Не могу сказать, что я фанат Макаревича, но слушаю большинство его песен с удовольствием

Вопрос. ...И тут же -- как антитеза Макаревичу -- на периферии моего сознания замаячил образ БГ... Тем более, что он тоже Ваш, питерский. И вроде бы о Просветлении что-то лопотал. Как там у Вас с ним?.. Как, по-вашему, у него с просветлением?

Ответ. С БГ лично не знаком. Как у него с просветлением -- не знаю.

Вопрос. Кстати, меня всегда удивляла песенка Макаревича: либо мы трахнем мир, либо мир трахнет нас. Разве третьего не дано? Я имею в виду, что "мы и мир -- едины", и не хотелось бы оказаться в роли унтер-офицерской вдовы...

Ответ. Я бы не стал так интерпретировать строки из песни "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас". А я полностью согласен с тем, что не стоит идти на поводу у переменчивых социальных стереотипов и подстраиваться под них.

Вопрос. Как Вы считаете, можно ли, грубо говоря, "ставить диагноз" на основании творческой продукции? Например, на основании репертуара исполнителя, некоторых проявлений его внешнего имиджа, говорить о его самодостаточности? Для меня это вопрос не праздный!

Ответ. Опять же, что Вы имеете в виду под "творческой продукцией"? Если творчество, это то, что позволяет человеку прикоснуться к Целостности, то о каком диагнозе может идти речь? Если же это просто самовыражение, то это не творчество (в моем понимании).

Вопрос. Скорее, именно это.

Ответ. Тогда, наверное, возможна постановка диагноза. Но, это ведь дело психиатра и то, в том случае, если человек к нему обратился. В иных случаях оценка того или иного исполнителя или автора -- зачем она? Что от этого -- легче что ли станет, если знать, что у кого-то один диагноз, а у кого-то другой?

Вопрос. На ваш взгляд, в чем причина спада духовной и эмоциональной активности русского человека? И имеет ли место этот спад вообще?

Ответ. Во-первых, духовная и эмоциональная активность - вещи совершенно разные, и я бы не стал смешивать их в одном контексте. Во-вторых, на тему спада духовной активности в нескольких словах не ответить, но как раз об этом я готовлю статью (и не только о причинах, но и о путях возможного выхода из этой ситуации).

Вопрос. Ну, хорошо, бог с ними, с причинами. Но вот почему духовность и эмоциональность нельзя рассматривать в одном контексте? Я же не говорю о том, чтобы ставить знак равенства между этими понятиями.

Влад. Позвольте на этом остановиться. Если отвечать на этот вопрос тщательно, это займет еще страниц пять. Может быть в другой раз?

Сирин. ОК, на этом и прервемся. Спасибо за увлекательную беседу. Может, у кого-то из посетителей сайта есть, что добавить по поводу обсужденных тем?

Конец интервью.

Влад -- Отвечать на последний вариант вопросов было сложно. Многие Ваши вопросы больше похожи на маленькие рассказы, чем на вопросы, так что я иногда забывал -- кто у кого берет интервью... (?)

Сирин -- Ну да, Вы правы. Все же согласитесь, интервью -- это больше чем просто вопросы одного человека к другому.

В. -- Жаль, что у Вас сложилось впечатление, что я хочу "железной рукой привести человечество к счастью". Я четко определил свою позицию: способствовать появлению условий, в которых могла бы созревать мотивация на творческую жизненную позицию. Такая постановка вопроса предполагает абсолютную свободу выбора. Люди, обращающиеся за помощью, чаще всего приходят с позицией "сделайте что-нибудь со мной". Моя работа -- проявление у них мотивации на самостоятельную работу над собой. Когда человек приходит, в его мотивационной сфере происходит Бог знает что. Проявление актуальных ценностей, соотнесение их со смысловой ориентацией и осознание этого, без какого-либо насилия, - вот моя задача.

С. -- Конечно! Ну, может, я очарована психотерапией. То есть, знакомые мне психотерапевты либо будут работать с человеком в том смысле, в каком Вы это понимаете, либо, увидев, что человек "не хочет" или "не готов", мягко укажут ему на дверь, чтобы не тратить впустую время и силы. Правда, есть еще вариант: поэтапное решение проблем с последующим "восхождением" (вспоминая Кена Уилбера).

В заключении приведу еще одну, неожиданно всплывшую в памяти цитату из братьев Стругацких: "Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти. И я повернул обратно. И с тех пор все тянутся передо мной кривые глухие окольные тропы". На этой оптимистической ноте я и хотела бы закончить.

Полная версия интервью (74 кб) (html) находится здесь.
части: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] <<< назад [8]