Дорогу осилит идущий

Интервью Владислава Лебедько
Сирину (spm111@yandex.ru)

Полная версия интервью (74 кб) (html) находится здесь.
части: [1] [2] [3] [4] <<< назад [5] далее >>> [6] [7] [8]

Вопрос. А что такое, на Ваш взгляд, творчество?

Ответ. Вопрос, попадающий, можно сказать, в эпицентр моих исследований. Этому вопросу я посвятил статью "Мотивация. Творчество. Предназначение". Мне кажется, что мне удалось в ней достаточно удачно выразить свою позицию по этому вопросу, так что ничего в дополнении к этому приписать не могу.

Попробую сделать "выжимку" из текста статьи, чтобы в нескольких предложениях ответить на Ваш вопрос. Итак, начнем с первого тезиса, который звучит так: - Существует по большому счету только две вещи, которыми человек в своей жизни занимается. Это - Я и Жизнь. Чем-то другим мы не занимаемся в принципе. Хотя, вроде бы делаем мы многие вещи, но (осознаем мы это или нет) только лишь для того, чтобы разобраться с тем, что такое Я и что такое Жизнь. И разбираться с этим мы можем либо опосредованно - через какой-то прикладной интерес - через психологию, через науку, искусство и т.п., либо у нас есть шанс обратиться непосредственно к тому, что такое Я и Жизнь, как они между собой связаны. Непосредственно - значит пережить Себя и Жизнь в контакте, как нечто Единое. Через какой-то опосредованный интерес мы стремимся к тому же, но шансов пережить это Единое на таком пути имеем гораздо меньше.

Второй тезис заключается в том, что жизнь наша представляет из себя некую динамику внимания, и если тщательно проследить, - как мы на самом деле живем, то станет очевидно, что процесс этот совершенно иррационален и не подчиняется никакой логике, хотя упрямый человеческий ум пытается жизнь как-то объяснить и упорядочить.

Когда же мы обратимся к динамике нашего внимания, то можем заметить, что не существует некой прямой, сквозной линии, связывающей нашу жизнь воедино в пространстве и времени, а есть некоторый набор хаотически возникающих точек - более или менее ярких, зачастую никак не связанных между собой. То внимание окажется в зачесавшейся ноге, то в какой-то мысли, то оно отскочит в окружающее пространство, где что-то случилось и так далее. Происходят некоторые скачки внимания туда - сюда. Кроме того, все эти скачки внимания ограничены, - внимание не может выйти за пределы обычно достаточно узкого коридорчика, который в нашем восприятии определяется Доминантой.

Итак, есть некий узенький коридорчик восприятия, в котором периодически возникают всполохи внимания. И вот этот процесс называется жизнью. Жизнью, в которой нет цельности и непрерывности.

Каждой ценности (а ценности в жизни современного человека чрезвычайно разобщены и противоречивы, так, например, внутренние глубинные ценности вступают, сознаем мы это или нет, в конфликт с ценностями, навязываемыми СМИ, рекламой и т.п.) соответствует определенная Доминанта во всех диапазонах восприятия. И так - от глобальных и до мельчайших проявлений человека - от общей направленности каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики, интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной ценности.

Таким образом, единый организм распадается на множество обособленных частей - субличностей. Восприятие на всех уровнях оказывается разорванным, и границы субличностей могут переживаться как всевозможные телесные и психические напряжения, приводящие к искажениям, несоответствиям и неадекватности поступков, мыслительных процессов, эмоций, ощущений и движений. Как и говорилось выше, динамика внимания - собственно жизнь - превращается в хаотический набор точечных всплесков, то в одной, то в другой отграниченной области восприятия. "Трудолюбивый" ум человека, спасая себя от непосредственного столкновения с переживанием подобного хаоса, немного сглаживает ситуацию, создавая иллюзию логичности и некоторой связности происходящего.

Возможна, однако, ситуация, когда человеку каким-то образом удалось сохранить или восстановить цельность и непрерывность своей жизни, стереть границы субличностей. При этом восстанавливается иерархия ценностей, направленная на реализацию жизненного Идеала (Идеал не стоит путать с психологическим понятием Идеального образа Я: Идеал, в нашем случае - не образ и ничего общего с логическими и образными конструкциями не имеет, являясь энергией тончайшего - светового - качества, обретая осознание которой, человек переживает невыразимую словесно полноту и гармонию, оказывается "на своем месте" в пространстве, времени и действиях). В этом случае субличностей как выразителей обособленных ценностей не существует, а есть неделимый организм, наделенный целостным восприятием, то есть - нечто Единое. Это Единое руководствуется приоритетной ценностью - Идеалом, вокруг которого выстраиваются соответствующим образом остальные ценности, поддерживающие приоритетную, совершаются непротиворечивые поступки, мир качественно отражается в гибком, нестереотипном мышлении, чувства и ощущения согласованы с происходящим, тело адекватно реагирует. И нет никаких противоречий. Я и Жизнь - единое целое, и в этом едином целом происходит Действие, направленное на реализацию Идеала, раскрытие смыслового потока через удовлетворение актуальной потребности в процессе взаимодействия Человека и Мира. Естественно, что величина и энергия этого действия могут быть существенно больше, чем в ситуации раздробленности. Такое Действие будет продуктивным и качественным, потому, что в каждый момент оно одно. В данный момент времени Я хочу чего-то одного, и нет ничего, что мне мешает это сделать. В этом случае совпадают Хочу, Могу и Нужно. Подобное совпадение Хочу, Могу и Нужно можно назвать Предназначением человека. Такое происходит, когда вы попадаете в ситуацию, в которой вы нужны этому миру и себе, как части мира, и нет никаких внутренних противоречий (а это означает, что и внешних противоречий не будет). Вы в данной точке пространства и времени - на своем месте и совершаете свое действие, что отражается переживанием предельной полноты и неразрывности восприятия, которое можно назвать счастьем (иногда, несмотря на болезненность и трагичность происходящего с точки зрения внешнего наблюдателя). В этом случае происходит то, что вы хотите; или то, что происходит, - то вы и хотите (в каких-то случаях адекватнее сказать не "хотите", а принимаете). При этом Мотивация уже направлена не на какую-то цель, а на соответствие Предназначению. Человек, живущий соответственно своему Предназначению, осознает свою жизнь в контексте судьбы всего человечества, всего Мира.

Итак, что же такое Творчество, и какое отношение оно имеет ко всему вышеизложенному?

А Творчество - это действия, направленные на переход человека от жизни раздробленной, к жизни Целостной. Любое действие, которое способствует такому переходу или хотя бы намеку на таковой, я считаю актом Творчества. Можно сказать по-другому: Творчество - это попытка восстановить утраченную Целостность самого себя и Жизни или хотя бы намекнуть на эту Целостность.

Итак, по моему мнению, любое действие, направленное на реализацию Целостности, есть Творчество. Любое другое действие, связанное со сколь угодно ярким самовыражением каких-то Субличностей будь то в картинах, музыке, стихах или в чем-то еще, - называть Творчеством мы не будем, ограничиваясь для этих случаев понятием "самовыражение". Творческим может быть абсолютно любое действие человека...

Вопрос. ...Ну да, ну да! И профессионализм тут не при чем!!!...

Ответ. Как это ни при чем? Может быть под профессионализмом мы понимаем разные вещи?

Вопрос. По-видимому, да...

Полная версия интервью (74 кб) (html) находится здесь.
части: [1] [2] [3] [4] <<< назад [5] далее >>> [6] [7] [8]